Содержание
- ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА "ДЕТСКИЙ" ВЫЧЕТ ПО НДФЛ РОДИТЕЛЬ, УПЛАЧИВАЮЩИЙ АЛИМЕНТЫ
- ПРАВО НА СТАНДАРТНЫЙ ВЫЧЕТ НЕ ТЕРЯЕТСЯ И ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОХОДА
- РАБОТНИКА ПРИЗВАЛИ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ (Как оформить освобождение от работы, что выплатить работнику, как потом возместить эти деньги из бюджета и какие налоги уплатить с выплаченной суммы)
- НА КАКУЮ СУММУ НАЧИСЛЯТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ЗАДЕРЖКУ ЗАРПЛАТЫ
- АВАНСЫ, ВЫПЛАЧЕННЫЕ ФИЗЛИЦАМ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ ДОГОВОРАМ, ЕСН НЕ ОБЛАГАЮТСЯ
- СОТРУДНИК ПРИОСТАНОВИЛ РАБОТУ ИЗ-ЗА ЗАДЕРЖКИ ЗАРПЛАТЫ (Что нужно знать бухгалтеру об оформлении и оплате периода приостановки работы)
- ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОФИСНОГО БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ГОСЭКОКОНТРОЛЯ
- О ШТРАФЕ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
- О ПРИМЕНЕНИИ ШТРАФА БЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧНОЙ СУММЫ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ
- ОБ УЧЕТЕ ЗАТРАТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО У ИНВЕСТОРА
- ОБ УМЕНЬШЕНИИ ПРИБЫЛИ ЗАСТРОЙЩИКА НА УБЫТКИ ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ДОГОВОРАМ
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА "ДЕТСКИЙ" ВЫЧЕТ ПО НДФЛ РОДИТЕЛЬ, УПЛАЧИВАЮЩИЙ АЛИМЕНТЫ
Шаронова Е.А.
СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ
Родителю и его супругу, на обеспечении которых находится ребенок в возрасте до 18 лет (а если учится - до 24 лет), при удержании из их доходов НДФЛ предоставляется стандартный вычет. С 2009 г. размер этого вычета составляет 1000 руб. на ребенка за каждый месяц календарного года <1>.
Положен ли стандартный вычет на ребенка родителю, который не проживает с ребенком и платит алименты?
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
В НК РФ сказано, что право на этот вычет имеет родитель, на обеспечении которого находится ребенок <1>. При этом совсем не важно, проживает он совместно с ребенком или нет.
Однако у контролирующих органов, как это часто бывает, свой взгляд на этот счет.
Налоговые органы считают, что родитель, находящийся в разводе и уплачивающий алименты, не имеет права на "детский" вычет. Они объясняют это тем, что общий размер вычета, предоставляемого на ребенка родителям, находящимся в зарегистрированном браке, равен 2000 руб. Поэтому вычетом в размере 1000 руб. могут воспользоваться только родитель, с которым проживает ребенок, и его супруг <2>. Но с этой позицией нельзя согласиться, так как:
- во-первых, в НК РФ вовсе не говорится, что совокупный вычет на ребенка составляет 2000 руб.;
- во-вторых, у родителя, с которым проживает ребенок, может и не быть супруга.
Позиция Минфина России по этому вопросу тоже весьма своеобразна. Она заключается в следующем: если у ребенка имеются оба родителя, как состоящие, так и не состоящие в браке, то вычет в однократном размере (1000 руб.) предоставляется каждому родителю, на обеспечении которого находится ребенок. А если родитель алименты не платит, то это означает, что ребенок не находится на его обеспечении, и, следовательно, права на вычет он не имеет <3>. Но самое интересное, что Минфин считает: если размер алиментов является незначительным и не позволяет обеспечить ребенка необходимыми средствами к существованию, то в этом случае факт выплаты алиментов сам по себе не означает, что ребенок находится на обеспечении этого родителя <3>. Поэтому такой родитель не имеет права на вычет. Однако о том, кто должен решать, является ли размер алиментов достаточным для обеспечения ребенка или нет, финансисты умолчали.
ВЫВОД
Уплата алиментов - одна из форм содержания детей <4>. Размер алиментов определяется либо в заключенном родителями соглашении об уплате алиментов, либо в решении суда <5>.
Работодатель может и не знать (и знать это не обязан), что его работник разведен и платит алименты. Но даже если ему это известно, он не должен оценивать "достаточность" алиментов, так как ни один закон ему таких полномочий не дает. А гл. 23 НК РФ не ставит право на вычет в зависимость:
- от суммы, выделяемой родителем на обеспечение ребенка;
- факта совместного проживания родителя с ребенком.
Таким образом, работодатель должен предоставить вычет на ребенка в размере 1000 руб. родителю, который представил заявление на вычет и свидетельство о рождении ребенка <6>. При этом не имеет значения, в каких отношениях этот родитель находится:
- с ребенком - проживает с ним вместе или нет, платит алименты или нет;
- со вторым родителем ребенка - является он супругом или нет.
Вычет на ребенка предоставляется за каждый месяц календарного года и действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 280 000 руб. <7>
<1> подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ
<2> Письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2009 N 20-15/3/019861@
<3> Письмо Минфина России от 21.05.2009 N 03-04-06-01/117
<4> ст. 80 Семейного кодекса РФ
<5> статьи 81, 103 Семейного кодекса РФ
<6> п. 3 ст. 218 НК РФ
<7> подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 15, 2009
ПРАВО НА СТАНДАРТНЫЙ ВЫЧЕТ НЕ ТЕРЯЕТСЯ И ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОХОДА
Никитина С.В.
14 июля
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 4431/09
ВАС прекратил споры по вопросу применения стандартных вычетов за те периоды, в которых у работника не было доходов, облагаемых НДФЛ <1>.
Несмотря на то что и Минфин России в последнее время высказывал такое же мнение <2>, налоговики на местах придерживались иной позиции. Они считали, что неиспользованные стандартные налоговые вычеты накапливать и суммировать нарастающим итогом в течение налогового периода нельзя. Вычет можно предоставлять только за те месяцы, в которых у налогоплательщика был налогооблагаемый доход. Естественно, все споры заканчивались в суде.
Арбитражная практика по этому вопросу была достаточно противоречива. Часть судов была согласна с тем, что вычеты можно накапливать <3>. Другая же была категорически против этого <4>.
Отныне налоговые агенты могут не бояться суммировать вычеты за те месяцы налогового периода, в которых у налогоплательщика - физического лица вообще не было никаких доходов, и впоследствии при получении дохода уменьшать его на сумму накопленных вычетов.
Ведь что бы вам ни написали в акте налоговики, в суде вы отстоите свою правоту <5>.
<1> http://www.arbitr.ru/vas/presidium/nadzor/24111.html
<2> Письмо Минфина России от 14.08.2008 N 03-04-06-01/251
<3> Постановление ФАС МО от 15.01.2009 N КА-А40/12934
<4> Постановление ФАС ВВО от 17.12.2008 N А38-661/2008-4-77
<5> п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 15, 2009
РАБОТНИКА ПРИЗВАЛИ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ (Как оформить освобождение от работы, что выплатить работнику, как потом возместить эти деньги из бюджета и какие налоги уплатить с выплаченной суммы)
Забрамная Е.Ю.
Почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы <1>. Обычно эти сборы проводят именно летом.
Работодатель воспрепятствовать призыву работников на сборы не может, ведь их прохождение - государственная обязанность работника <1>. А значит, его придется на какое-то время освободить от работы <2>.
Попутно возникают вопросы, как оформить освобождение работника от трудовых обязанностей на период сборов, нужно ли как-то оплатить ему это время и, соответственно, начислить с выплаты налоги. Поэтому давайте рассмотрим, как это правильно сделать, ведь всем этим приходится заниматься бухгалтеру.
Освобождаем от работы
Что-либо предпринимать нужно только после того, как у работодателя будет отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве работника на военные сборы. Извещение работодателю - это составная часть такой повестки <3>.
Это извещение:
(или) принесет сам работник, если повестка на сборы придет к нему по месту жительства;
(или) работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель должен вручить повестку работнику, оставив у себя извещение <4>. Причем обязательно возьмите с работника расписку в получении повестки. Иначе может случиться, что работник не явится на сборы, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. И тогда, если у работодателя не будет доказательств вручения повестки работнику, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, военкомат может оштрафовать на сумму от 500 до 1000 руб. <5>
В извещении работодателю будут указаны время начала и окончания военных сборов (то есть период, на который придется освободить сотрудника от работы).
Работника могут призывать на сборы не чаще чем раз в 3 года <6>. При этом длительность сборов не может превышать 2 месяцев, а общая продолжительность всех сборов, на которые могут призвать одного и того же человека за все время нахождения в запасе, не может превышать 12 месяцев <7>.
На основании полученного извещения нужно издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.
При необходимости в этом же приказе можно решить вопрос о возложении обязанностей этого работника на другого сотрудника (разумеется, при предварительном согласии этого сотрудника) <8>.
Период нахождения на военных сборах следует оплатить работнику исходя из его среднего заработка <9>, что нужно отразить в приказе. Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России <10>.
Приказ об освобождении работника от работы в связи с призывом на военные сборы можно оформить так.
+---------------------------------------------------------------------+ | Общество с ограниченной ответственностью "Мир" | | Приказ N 51-К | | | |г. Москва 13 июля 2009 года| | | | ПРИКАЗЫВАЮ: | | 1. Освободить от работы с сохранением среднего заработка| |юрисконсульта А.С. Белошапко с 14 июля по 14 августа 2009 года| |включительно в связи с призывом на военные сборы. | | 2. Возложить исполнение обязанностей А.С. Белошапко на период| |с 14 июля по 14 августа 2009 года включительно на старшего| |юрисконсульта Г.Б. Чеботарева с выплатой ему доплаты к окладу в| |размере 40% от оклада, установленного по должности юрисконсульта. | | Приложения: дополнительное соглашение между ООО "Мир" и| |Г.Б. Чеботаревым от 13 июля 2009 года N 14; извещение военного| |комиссариата Кунцевского района г. Москвы АА N 443256. | | | |Генеральный директор ____________ С.Ю. Петровский | |ООО "Мир" | +---------------------------------------------------------------------+
Если период сборов приходится на отпуск работника, то по его желанию отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов <11>. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в "отпускной" стаж работника. Ведь хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется место работы (должность) <12>.
Учитываем отсутствие на работе
Отсутствие работника на работе из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени <13>:
(или) буквенным кодом "Г";
(или) цифровым кодом "23".
В трудовой книжке никаких записей по этому поводу делать не нужно <14>.
Оплачиваем период военных сборов
За период военных сборов работнику выплачивается компенсация в размере среднего заработка <15>. Количество дней, проведенных на сборах, определяется по справке о прохождении военных сборов <16>. Ее работнику должен выдать военкомат <17>. Эту справку работник должен представить по месту работы.
Расчет среднего заработка производится по правилам, установленным ТК РФ, поскольку специального порядка его исчисления для рассматриваемого случая не предусмотрено <18>.
Возмещаем средний заработок из бюджета
Возмещение организации затрат, связанных с выплатой работнику среднего заработка, производится за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России <19>. Выплату компенсации производит военкомат на основании представленных работодателем копий документов, подтверждающих расходы <20>. В связи с этим в военкомат нужно направить письмо, где указать размер среднего заработка работника. Это письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации. Письмо в военкомат составляется в произвольной форме.
К сожалению, в Правилах не установлен срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах.
Налогообложение выплаченных сумм
Есн, пенсионные взносы и взносы на "несчастное" страхование
Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты - бюджет. Работодатель в этих отношениях - только промежуточное звено: сначала выплату компенсации производит он, а потом эти деньги ему возмещает бюджет. И поскольку эта выплата производится работнику не в связи с выполнением им трудовых обязанностей, она не облагается:
- ЕСН <21>. Причем Минфин рекомендует работодателям уведомлять военкомат об отсутствии необходимости компенсировать суммы ЕСН при направлении туда сведений о фактических расходах. Кроме того, финансисты обращают внимание на то, что военкоматы не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций уплаты каких-либо налогов (в том числе ЕСН) с выплат работнику за время прохождения им военных сборов;
- пенсионными взносами <22>;
- взносами на "несчастное" страхование <23>.
НДФЛ
А вот по вопросу о налогообложении такой выплаты НДФЛ единого мнения нет. Существует две позиции. Согласно первой выплачиваемая работнику сумма - это установленная законодательством компенсация, которая выплачивается работнику в связи с его призывом на военные сборы <24>. На этом основании ее можно не облагать НДФЛ <25>.
Однако налоговое и финансовое ведомства считают иначе. По их мнению, эта выплата облагается НДФЛ, поскольку представляет собой средний заработок, сохраняемый за работником по месту работы и не включенный в перечень необлагаемых доходов граждан, призванных на военные сборы <26>.
Налог на прибыль и НДС
Выплаченные работнику суммы:
- не учитываются в расходах работодателя, поскольку это не его расходы, они возмещаются работодателю из бюджета <27>.
Заметим, что у Минфина другое мнение. Он считает, что выплата работнику среднего заработка уменьшает базу работодателя по налогу на прибыль и учитывается в составе расходов на оплату труда. А деньги, полученные потом из бюджета в целях возмещения расходов, учитываются в составе внереализационных доходов <28>;
- не включаются в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата работодателю за оказанные последним услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности <29>. Однако эта позиция не основана на законе. Ведь деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, - компенсация его расходов на выплату среднего заработка работнику, призванному на сборы, а не оплата услуги. Поэтому они НДС не облагаются, что подтверждают и судебная практика <30>, и Минфин <31>.
***
Итак, самое главное, что нужно учитывать в случае призыва работника на военные сборы, - это нюанс, связанный с обложением НДФЛ выплачиваемой ему компенсации. И если вы - вразрез с мнением чиновников - примете решение не начислять НДФЛ на эту выплату, то будьте готовы к необходимости отстаивать свою правоту в суде.
<1> п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности)
<2> ст. 170 ТК РФ; п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности
<3> п. 12 Положения о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (далее - Положение); приложение N 1 к Положению
<4> п. 1 ст. 4 Закона о воинской обязанности
<5> статьи 21.2, 23.11 КоАП РФ
<6> п. 4 ст. 54 Закона о воинской обязанности
<7> п. 3 ст. 54 Закона о воинской обязанности
<8> статьи 60.2, 151 ТК РФ
<9> п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности; подп. "б" п. 25 Положения
<10> ст. 170 ТК РФ
<11> ст. 124 ТК РФ
<12> ст. 121 ТК РФ
<13> форма Т-12 или Т-13, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1
<14> ст. 66 ТК РФ
<15> п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности; ст. 170 ТК РФ
<16> приложение N 2 к Положению
<17> п. 26 Положения
<18> ст. 139 ТК РФ; Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922
<19> подп. 5 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила)
<20> п. 5 Правил
<21> п. 1 ст. 236 НК РФ; Письма Минфина России от 27.05.2008 N 03-04-07-02/11, от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13, от 06.02.2008 N 03-04-06-02/8; Письмо ФНС России от 01.06.2007 N ГВ-6-05/447@; Постановления ФАС УО от 22.12.2004 N Ф09-5430/04-АК, от 22.11.2006 N Ф09-10453/06-С2; ФАС СЗО от 18.07.2006 N А56-35031/2005
<22> п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; Письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-04-06-02/162; Постановление ФАС УО от 22.12.2004 N Ф09-5430/04-АК
<23> п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184; Постановление ФАС УО от 18.05.2009 N Ф09-2947/09-С2
<24> ст. 170 ТК РФ
<25> п. 1 ст. 217 НК РФ
<26> Письмо ФНС России от 19.04.2007 N 04-1-02/310@; Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-05-01-04/227
<27> Постановления ФАС УО от 22.11.2006 N Ф09-10453/06-С2, от 15.06.2005 N Ф09-2472/05-С2
<28> ст. 250, п. 6 ст. 255 НК РФ; п. 1 Письма Минфина России от 28.10.2005 N 03-05-01-04/346; п. 3 Письма Минфина России от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42
<29> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
<30> Постановления ФАС ПО от 23.01.2007 N А55-8263/06; ФАС СЗО от 30.07.2007 N А66-9780/2006
<31> п. 4 Письма Минфина России от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42
Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 15, 2009
НА КАКУЮ СУММУ НАЧИСЛЯТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ЗАДЕРЖКУ ЗАРПЛАТЫ
Шаповал Е.А.
СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ
При начислении компенсации за задержку зарплаты у бухгалтеров возникает вопрос, нужно ли ее рассчитывать со всей начисленной работнику суммы или только с суммы, причитающейся к выдаче работнику на руки (то есть за минусом НДФЛ).
ДЕЙСТВИЯ
В Трудовом кодексе сказано, что начислять компенсацию нужно на не выплаченные работнику в срок суммы <1>.
Организация (предприниматель) должна выплатить работнику <2>:
- аванс - часть зарплаты за первую половину месяца. При выплате аванса НДФЛ не надо удерживать <3>. Поэтому компенсация рассчитывается со всей начисленной суммы по формуле <1>:
(Минимальный размер компенсации за задержку выплаты аванса) = (Сумма аванса) x (Ставка рефинансирования ЦБ РФ) / (300) x (Количество дней просрочки <*>) (1)
<*> Определяется со дня, следующего за днем, установленным для выплаты аванса, по день его фактической выплаты или по день, установленный для выплаты зарплаты по итогам месяца (в зависимости от того, что наступит раньше);
- окончательный расчет (часть зарплаты, которая должна выплачиваться по результатам работы за месяц за минусом аванса). По окончании месяца со всей суммы начисленной зарплаты надо удержать НДФЛ (если нет еще и других удержаний) <3>.
При этом компенсация рассчитывается <1>:
(если) аванс выплачен своевременно - по формуле:
(Минимальный размер компенсации за задержку окончательного расчета) = (Сумма задержанной выплаты) x (Ставка рефинансирования ЦБ РФ) / 300 x (Количество дней просрочки <**>) (2)
где:
(Сумма задержанной выплаты) = (Сумма зарплаты за месяц) - (Сумма аванса) - (НДФЛ со всей суммы зарплаты за месяц) (3)
(если) аванс не выплачен ко дню, установленному для выплаты зарплаты по итогам месяца:
- по день, установленный для выплаты окончательного расчета, вы начисляете компенсацию на аванс по формуле (1);
- со дня, следующего за днем, установленным для окончательного расчета, на всю невыплаченную зарплату за месяц - по формуле:
(Минимальный размер компенсации за задержку зарплаты за месяц) = (Сумма задержанной выплаты) x (Ставка рефинансирования ЦБ РФ <**>) / 300 x (Количество дней просрочки <**>) (4)
где:
(Сумма задержанной выплаты) = (Сумма зарплаты за месяц) - (НДФЛ со всей суммы зарплаты за месяц) (5)
<**> Определяется со дня, следующего за днем, установленным для окончательного расчета по итогам работы за месяц, и по день его фактической выплаты.
Более высокий размер компенсации можно прописать в коллективном и (или) трудовом договоре <4>.
СОВЕТ
Даже уважительные причины задержки зарплаты не освобождают работодателя от обязанности выплатить работнику компенсацию <4>. Поэтому в случае невыплаты зарплаты в срок компенсацию лучше начислять автоматически. Суммы ее не столь велики (в настоящее время 38 коп. в день с 1000 руб. - при ставке рефинансирования ЦБ РФ 11,5% <6>). Тем более, как мы выяснили, ее надо рассчитывать не со всей суммы начисленной зарплаты, а лишь с "чистых" выплат. А вот если работники обратятся в трудинспекцию, то помимо компенсаций, скорее всего, придется уплатить штраф <7>:
- организации - в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
- руководителю организации или предпринимателю - в размере от 1000 до 5000 руб.
<1> ст. 236 ТК РФ
<2> статьи 236, 136 ТК РФ
<3> п. 2 ст. 223, пп. 1, 4 ст. 226 НК РФ
<4> ст. 236 ТК РФ
<5> пп. 1, 4 ст. 226 НК РФ
<6> Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 N 2247-У
<7> ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 14, 2009
АВАНСЫ, ВЫПЛАЧЕННЫЕ ФИЗЛИЦАМ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ ДОГОВОРАМ, ЕСН НЕ ОБЛАГАЮТСЯ
Мокроусов О.И.
23 июня
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 1446/09
Президиум ВАС РФ решил, что авансы, выданные физическим лицам по гражданско-правовому договору на выполнение работ, не нужно включать в налоговую базу по ЕСН и пенсионным взносам в периоде их выплаты.
Суды нижестоящих инстанций <1> поддержали требования налоговиков о доначислении ЕСН и пенсионных взносов. Они исходили из того, что, выплачивая аванс физическому лицу, организация может оценить размер получаемой им выплаты. А значит, она должна исчислить ЕСН <2>.
Однако при передаче дела в Президиум ВАС РФ судьи указали <3>, что организация, определяющая при исчислении прибыли доходы и расходы по методу начисления, не может учесть предоплату в расходах текущего периода <4>. Поэтому с выплаченных авансов ЕСН в этом периоде платить не нужно. Ведь выплаты не являются объектом обложения ЕСН, если у организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде <5>. А оплату по договору можно учесть в расходах при исчислении прибыли только после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг). Соответственно, только в этот момент на выплату физическому лицу нужно начислить ЕСН и пенсионные взносы <6>.
<1> Постановления ФАС МО от 17.11.2008 N КА-А40/10617-08; Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 N 09АП-11221/2008-АК; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2008 N А40-26360/08-141-83
<2> п. 1 ст. 236, ст. 242 НК РФ
<3> Определение ВАС РФ от 26.03.2009 N ВАС-1446/09
<4> п. 14 ст. 270 НК РФ
<5> п. 3 ст. 236 НК РФ
<6> п. 2 ст. 272 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 14, 2009
СОТРУДНИК ПРИОСТАНОВИЛ РАБОТУ ИЗ-ЗА ЗАДЕРЖКИ ЗАРПЛАТЫ (Что нужно знать бухгалтеру об оформлении и оплате периода приостановки работы)
Забрамная Е.Ю.
По данным статистики, на начало июня число работников, которым российские работодатели задолжали зарплату, перешагнуло отметку 500 000 человек. И многие знают о том, что на просроченную сумму нужно начислять проценты <1>, а также о том, что за задержку зарплаты трудинспекции уже начали штрафовать организации и их руководителей <2>. Однако не всем известно, что возможны и другие последствия. Дело в том, что работник, зарплата которому задержана более чем на 15 дней, имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы <3>. Причем такое право у него есть независимо от того, виноват работодатель в просрочке или нет <4>.
Бухгалтеры организаций, в которых работники приостанавливают работу из-за задержки зарплаты, ломают голову над вопросом, нужно оплачивать период приостановки или нет. А если нужно, то как и в каком размере облагать выплаченные суммы налогами.
ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если ваша организация обслуживает особо опасные производства или оборудование либо ее деятельность связана с жизнеобеспечением населения (отоплением, водоснабжением, связью и т. п.), то работникам, непосредственно занятым в этой области, приостанавливать работу запрещено <5>. Объясните им, что за самовольное прекращение работы или оставление места работы они могут быть оштрафованы судом на сумму от 1000 до 1500 руб. <6>
Что нужно знать об оформлении приостановки работы
О приостановке работы работник должен сообщить руководителю письменно. Причем никакого предупредительного срока в ТК РФ на этот случай не предусмотрено <7>. А значит, работник в тот же день может покинуть свое рабочее место и не возвращаться на него до тех пор, пока не получит письменное уведомление о том, что работодатель готов выплатить зарплату в день его выхода на работу <7>.
Таким образом, если ваш работник приостановил работу, то, как только у вас появится возможность погасить задолженность, сразу же сообщите ему об этом письменно. На работу он должен явиться на следующий день после получения такого сообщения.
Внимание! Работник должен сообщить о приостановке работы письменно <7>.
Форма сообщения произвольная.
Даже если вы переводите зарплату работникам на карточки, то все равно о готовности выплатить им зарплату их нужно уведомить заранее в письменной форме.
Что указывать в табеле во время приостановки работы
В табеле учета рабочего времени по форме N Т-12 или N Т-13 за дни приостановки выполнения сотрудником работы проставляется <8>:
(или) буквенный код "НЗ";
(или) цифровой код "36".
Нужно ли оплачивать период приостановки работы
Оплачивать период приостановки работы не нужно, хотя Трудовой кодекс РФ прямого указания на это не содержит. Приведем аргументы в поддержку такой позиции:
- все периоды, когда сотрудник не работает, но они ему оплачиваются, прописаны в Трудовом кодексе. И периода приостановки выполнения работы в связи с задержкой выплаты зарплаты среди них нет;
- зарплату за период приостановки работнику также платить не нужно. Ведь зарплата - это вознаграждение за труд <9>, а в рассматриваемой ситуации работа приостановлена. К тому же несправедливо, когда работники, приостановившие работу, получают зарплату наравне с остальными (то есть с теми, кто, несмотря на задержку зарплаты, продолжает трудиться);
- в случае задержки выплаты зарплаты работодатель уже несет ответственность в виде начисления компенсации на не выплаченную своевременно работнику сумму <10>.
Такого же мнения придерживается и Роструд.
Но нельзя забывать и такой момент. На вашу организацию может распространяться какое-либо социально-партнерское соглашение, предусматривающее оплату периода приостановки работы. Например, по Московскому трехстороннему соглашению такой период придется оплачивать по нормам оплаты простоя по вине работодателя, то есть исходя из 2/3 средней заработной платы работника <11>.
Примечание. Действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в 30-дневный срок со дня его опубликования <12>.
Нормы об оплате периода приостановки работы также содержатся в целом ряде федеральных отраслевых соглашений. Поэтому если ваша организация относится к отрасли, где есть такое соглашение, то ей придется выполнять его нормы об оплате работникам периода приостановки работы (если только вы не заявили в 30-дневный срок мотивированный отказ присоединиться к этому соглашению <13>).
Приведем перечень видов деятельности, по которым действуют федеральные отраслевые соглашения, предусматривающие оплату периода приостановки работы.
Область деятельности | Размер оплаты, доля от средней зарплаты работника | Чем утверждено |
1 | 2 | 3 |
Строительство и производство строительных материалов | Не ниже 2/3 | Пункт 2.30 Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2008 - 2010 гг. (утв. Росстроем 30.11.2007, Российским Союзом строителей 03.12.2007, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ 03.12.2007, Рострудом) |
Авиационная промышленность | Не ниже 2/3 | Пункт 59 Федерального отраслевого соглашения по авиационной промышленности РФ на 2008 - 2010 гг. (утв. Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности, Роспромом 29.12.2007) |
Нефтепереработка и обеспечение нефтепродуктами | Не ниже 2/3 | Пункт 5.14 Отраслевого тарифного соглашения по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения РФ на 2007 - 2009 гг. (утв. Российским профессиональным союзом работников химических отраслей промышленности, Союзом нефтегазопромышленников России 25.12.2006) |
Химическая, нефтехимическая, биотехнологическая и химико-фармацевтическая промышленность | Не ниже 2/3 | Пункт 5.14 Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности РФ на 2007 - 2009 гг. (утв. Российским профессиональным союзом работников химических отраслей промышленности, Российским Союзом химиков 22.12.2006) |
Лесное хозяйство | Не ниже 2/3 | Пункт 2.4.3 Федерального отраслевого соглашения по лесному хозяйству РФ на 2007 - 2009 гг. (утв. Профсоюзом работников лесных отраслей РФ 06.12.2006, Рослесхозом 18.12.2006, Росприроднадзором 07.12.2006) |
Атомная энергетика, промышленность и наука | Не ниже 2/3 | Пункт 6.2.7 Отраслевого соглашения по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009 - 2011 гг. (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России", Российским профсоюзом работников атомной энергетики и промышленности 13.02.2009) |
Радиоэлектроника | Не ниже 2/3 | Пункт 5.4.10 Федерального отраслевого соглашения по радиоэлектронной промышленности РФ на 2009 - 2011 гг. (утв. Российским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности 27.01.2009, Минпромторгом России 29.01.2009, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России") |
ЖКХ | 100% | Пункт 2.11 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008 - 2010 гг. (утв. Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007) |
Производство обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии | 100% | Пункт 5.14 Федерального отраслевого соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2009 - 2010 гг. (утв. Всероссийским профсоюзом работников оборонной промышленности, Минпромторгом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей РФ") |
Наземный городской электрический транспорт | 100% | Пункт 2.12 Отраслевого тарифного соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 - 2011 гг. (утв. Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Городской электрический транспорт", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения) |
Бытовое обслуживание населения | 100% | Пункт 2.11 Отраслевого тарифного соглашения по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008 - 2010 гг. (утв. Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 23.11.2007) |
Если же ваша организация не подпадает под действие таких соглашений и руководитель сам принял решение оплачивать период приостановки работы своим сотрудникам, то пропишите это в локальном акте, коллективном или трудовом договоре. Тогда у вас не будет проблем с отнесением таких выплат на расходы в целях налогообложения прибыли <14>.
Какие налоги заплатить с выплат во время приостановки работы
В случае оплаты работнику периода приостановки работы на основании социально-партнерского соглашения, коллективного договора, локального нормативного акта или трудового договора выплаченные суммы будут облагаться всеми "зарплатными налогами" в обычном порядке:
- НДФЛ <15>;
- ЕСН <16>;
- взносами на обязательное пенсионное страхование <17>;
- взносами на "несчастное" страхование <18>.
Для целей налогообложения прибыли выплаченные суммы учитываются в расходах на оплату труда <19>.
ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Работник, которому задержана зарплата, может потребовать немедленного расторжения с ним трудового договора по собственному желанию. И вам придется это сделать. Ведь вы нарушили трудовое законодательство <20>.
***
По ТК РФ оплачивать период приостановки выполнения работы сотрудником из-за задержки выплаты ему зарплаты не придется. Однако проверьте, не распространяется ли на вашу организацию региональное или отраслевое соглашение, предусматривающее обязанность оплаты такого периода.
Если такое соглашение есть, а вы, несмотря на это, не оплачиваете работнику период приостановки работы, то вы тем самым задерживаете выплату сумм, причитающихся работнику. А значит, в случае проверки трудинспекция может обязать вас <21>:
- начислить проценты на задержанную сумму в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки (или даже в большем размере, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором);
- выплатить штраф в размере от 3000 до 5000 руб.
Но в любом случае, чтобы подтвердить правомерность ваших расчетов с работниками за период приостановки выполнения ими работы, правильно отражайте этот период в табеле учета рабочего времени.
<1> ст. 236 ТК РФ
<2> ст. 5.27 КоАП РФ
<3> статьи 142, 379 ТК РФ
<4> п. 57 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2
<5> ст. 142 ТК РФ; Определение КС РФ от 02.03.2006 N 60-О
<6> ст. 20.26, ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ
<7> ст. 142 ТК РФ
<8> Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1
<9> ст. 129 ТК РФ
<10> ст. 236 ТК РФ
<11> п. 23 Московского трехстороннего соглашения на 2009 год между Правительством Москвы, Московской федерацией профсоюзов и МК промышленников и предпринимателей от 24.12.2008; ст. 157 ТК РФ
<12> ст. 9 Закона г. Москвы от 22.10.97 N 44 "О социальном партнерстве"
<13> ст. 48 ТК РФ
<14> статьи 8, 9, 57 ТК РФ; п. 1 ст. 252 НК РФ
<15> п. 1 ст. 210 НК РФ
<16> п. 1 ст. 236 НК РФ
<17> п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
<18> п. 3 Правил... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184
<19> п. 25 ст. 255 НК РФ
<20> ст. 80 ТК РФ; подп. "б" п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2
<21> ст. 236 ТК РФ; статьи 5.31, 23.12 КоАП РФ
Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 14, 2009
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОФИСНОГО БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ГОСЭКОКОНТРОЛЯ
Мухин М.С.
Плата за мусор
Долгое время органы, контролирующие внесение платы за загрязнение окружающей среды, требовали от всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей платить за размещение отходов. Причем под таким размещением Ростехнадзор понимал в числе прочего и временное хранение отходов в мусорных корзинах, контейнерах.
Однако с 30 июня 2009 г. в Законе об отходах производства и потребления разделены понятия "размещение отходов" и "накопление отходов". Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение - это содержание отходов в специально оборудованных сооружениях, например на полигонах, для последующего захоронения, обезвреживания или использования. Под захоронением же отходов понимается их изоляция в специальных хранилищах, что делается, если отходы не подлежат дальнейшему использованию.
Понятие "накопление отходов" подразумевает временное складирование отходов на срок не более чем 6 месяцев в обустроенных местах для их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. И теперь ни у кого не должно остаться сомнений в том, что корзина под офисным столом или контейнер во дворе и загородный мусорный полигон - это далеко не одно и то же.
Таким образом, с 30 июня 2009 г. плата за негативное воздействие не должна взиматься за отходы, находящиеся в мусорном контейнере до их вывоза на полигоны. Конечно, если отходы в этом контейнере не лежат более 6 месяцев, что вряд ли возможно.
А вот после того как отходы вывезены на полигон, плата за их размещение должна быть начислена. Тогда возникает вопрос, кем она должна быть начислена: лицом, в результате деятельности которого образуются отходы, мусоровывозящей организацией или организаций, владеющей полигоном? То есть кто из них размещает отходы на полигоне?
Ростехнадзор пояснил, что лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, занимающееся их хранением или захоронением в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов. Что же это за договор? Это договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению.
На практике организации и индивидуальные предприниматели обычно заключают со специализированными организациями договоры на вывоз отходов, в которых о плате за загрязнение ничего не сказано. Ничего в них нет и о переходе права собственности на отходы. Поэтому по версии Ростехнадзора такой договор не освобождает от внесения платы.
Причем Президиум ВАС РФ в Постановлении N 8672/08 также считает, что заключение со специализированными организациями договоров на размещение отходов не означает, что автоматически плату должны вносить они. Эта обязанность у специализированных организаций возникает, только если это предусмотрено договором.
На мой взгляд, мнение Ростехнадзора и ВАС РФ о том, что обязанность по уплате платы за негативное воздействие может быть по договору передана специализированной организации, противоречит сути публичного обязательства, которое всегда исполняется лично, его нельзя никому передавать по договору. А уплата обязательного фискального платежа - это публичное обязательство, с этим спорить нельзя.
Однако организации, которая вообще не заключала договор на вывоз мусора, намного проще избежать ответственности за невнесение платы за размещение отходов, вывезенных с ее территории. Ведь контролирующему органу чрезвычайно сложно будет доказать, что отходы образовались у нее, определить, сколько их было и какой у них класс опасности. И получается, что если организация заплатила хоть рубль, но лимитов на размещение отходов не утверждала, то государственным экологам чрезвычайно тяжело будет эту сумму опровергать или как-либо пересматривать.
В том же Постановлении N 8672/08 ВАС РФ также пришел к выводу, что платить за размещение отходов должны те организации, которым утверждены лимиты на размещение отходов.
Наконец, из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 следует, что образование у организации бытовых и канцелярских отходов совсем не означает их размещение. Замечу, что это решение было принято еще по старой редакции Закона об отходах, когда в нем не было понятия "накопление отходов".
И уже тогда судьи пришли к очевидному выводу, что использование бумаги в офисе нельзя отождествлять с содержанием мусорной свалки. Ведь и в предыдущей редакции ст. 12 Закона совершенно недвусмысленно было написано, что размещение отходов - это специализированная деятельность, на которую требуется лицензия. И что отходы размещаются в специально оборудованных местах, которые должны фиксироваться в специальном реестре. И я думаю, что те офисные фирмы, которые вносили плату за отходы до внесения поправок в Закон об отходах, руководствуясь этим Постановлением ВАС, могут требовать возврата уплаченных в бюджет сумм.
Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 8
О ШТРАФЕ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Неретина Н.Р.
Можно ли оштрафовать по ст. 8.1 КоАП РФ организацию, ее должностных лиц за отсутствие у последних подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности?
ДА | НЕТ |
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности <1>. Несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов наказывается административным штрафом <2>. |
|
Отсутствие подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности является несоблюдением экологических требований при эксплуатации объектов хозяйственной деятельности. |
Административная ответственность за непрохождение должностными лицами организации подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не установлена. Отсутствие подготовки в области экологии у должностных лиц организации свидетельствует лишь о недостаточном уровне их экологической культуры <3>, но не образует состава административного правонарушения. |
ПРАКТИКА | ПРАКТИКА |
ФАС Северо-Западного округа | |
3 решения <4> | |
ИТОГО: 0 | ИТОГО: 3 |
<1> п. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
<2> ст. 8.1 КоАП РФ
<3> ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
<4> см. Постановления от 05.03.2009 N А56-27199/2008, от 04.03.2008 N А56-41014/2007, от 26.02.2008 N А56-18136/2007
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 8
О ПРИМЕНЕНИИ ШТРАФА БЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧНОЙ СУММЫ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ
Судакова А.Л.
Можно ли оштрафовать природопользователя за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в тех случаях, когда Ростехнадзор не определил точную сумму платы?
ДА | НЕТ |
Определять размер платы за негативное воздействие на окружающую среду обязан природопользователь, а не государственный орган, ее администрирующий <1>. Размер штрафа за невнесение платы не зависит от размера самой платы <2>. |
Обстоятельства, послужившие основанием для принятия государственным органом решения о привлечении к административной ответственности, обязан доказывать этот госорган <3>. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением <4>. Обстоятельства, относящиеся к делу об административном правонарушении, устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении и постановлением по делу об административном правонарушении <5>. В них должно быть отражено максимальное количество сведений, в том числе и сумма платы. |
ПРАКТИКА | ПРАКТИКА |
ФАС Поволжского округа | |
2 решения <6> | |
ФАС Северо-Кавказского округа | |
от 10.06.2009 N А53-21043/2008-С4-7 | |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд | |
от 22.12.2008 N А56-20164/2008 | |
ИТОГО: 1 | ИТОГО: 3 |
<1> п. 1 Порядка... утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632; п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
<2> ст. 8.41 КоАП РФ
<3> ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 210 АПК РФ
<4> п. 5 ст. 26.1 КоАП РФ
<5> ч. 1, 2 ст. 26.2, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ
<6> см. Постановления от 26.02.2008 N А65-21720/2007, от 12.07.2007 N А06-957/07
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 8
ОБ УЧЕТЕ ЗАТРАТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО У ИНВЕСТОРА
Кошелев А.П.
Вопрос: Наша организация - инвестор. Не могли бы вы рассказать, как нам нужно учитывать затраты на строительство?
А. К.: Начнем с того, что учет затрат на строительство в любом случае ведет застройщик. То есть до передачи вам уже построенного объекта в учете будет отражена только кредиторская задолженность застройщика в той сумме, которую вы перечислили на финансирование строительства. Поэтому общий порядок учета будет таким.
Перечисление денег застройщику отражается проводкой дебет 76 - кредит 51. При получении законченного строительством объекта по акту вы принимаете его к учету на счет 08 в корреспонденции со счетом 76. А затем списываете со счета 08 в дебет счета 01, если будете использовать объект в своей деятельности, либо в дебет счета 41, если собираетесь его продать.
При этом у вас должны быть документы, подтверждающие величину затрат, произведенных застройщиком. Хотя одного акта передачи объекта для этого будет недостаточно. Поэтому от застройщика нужно получить отчет об использовании ваших денег и копии первички, подтверждающей расходы. Форму такого отчета, так же как и акта передачи объекта, желательно согласовать еще на стадии заключения договора и оформить в качестве приложений к нему, как советовал лектор.
Кроме затрат на строительство, застройщик должен передать вам и НДС, предъявленный подрядчиками. Сделать это можно теми же способами, что и передачу НДС от заказчика застройщику, о которых рассказывал Александр Юрьевич.
То есть застройщик может либо составить сводный счет-фактуру и приложить к нему копии счетов-фактур подрядчиков, либо перевыставить счета-фактуры подрядчиков от своего имени. Этот НДС вы принимаете к учету проводкой дебет 19 - кредит 76 и сразу ставите его к вычету, проводка: дебет 68 - кредит 19 <1>.
Все остальные особенности учета будут зависеть от условий договора, прежде всего от того, как определено вознаграждение застройщика. То есть установлено ли оно в твердой сумме или в процентах от взноса инвестора либо представляет собой разницу между суммой, полученной от инвестора, и затратами на строительство. Вот вы как определили вознаграждение вашего застройщика?
Вопрос: Я так понимаю, что у нас застройщик может получить вознаграждение обоих видов. Потому что в договоре установлена сумма вознаграждения, но, кроме того, указано, что если стройка обойдется дешевле, то экономия остается в распоряжении застройщика.
А. К.: В таком случае часть вашего взноса представляет собой аванс на уплату текущего вознаграждения. Но чтобы не делать лишних бухгалтерских записей, его можно не выделять и всю сумму, перечисленную застройщику, учитывать на счете 76. В то же время застройщик должен исчислить с этого аванса НДС и выставить вам счет-фактуру. НДС по такому счету-фактуре вы можете принять к вычету. В бухучете это отражается проводкой дебет 68-НДС - кредит 76 <2>.
Экономию застройщика (маржу) в ходе строительства достоверно определить невозможно. Поэтому до окончания стройки отдельно она никак не учитывается.
Далее. И текущее вознаграждение, и маржа, остающаяся в распоряжении застройщика, для вас - затраты, связанные со строительством. Поэтому их нужно включить в стоимость объекта. Сделать это можно в тот момент, когда обязательства сторон по договору будут выполнены и вы подпишете с застройщиком акт об оказании услуг на сумму его вознаграждения. Форма акта тоже устанавливается сторонами инвестиционного договора самостоятельно. На дату составления этого документа застройщик должен выставить вам также счет-фактуру на вознаграждение, НДС по которому вы можете принять к вычету. При этом если ранее вы приняли к вычету НДС с аванса, то сейчас его придется восстановить обратной проводкой <3>.
И обратите внимание: общая сумма ваших затрат на строительство, то есть затрат, переданных застройщиком, и затрат на оплату его вознаграждения, включая НДС, должна соответствовать вашему взносу по договору. То есть счет 76 в итоге должен быть закрыт полностью.
Если стоимость объекта меньше суммы, перечисленной вами застройщику по условиям вашего договора, это означает, что разница является доходом застройщика. Значит, нужно получить от него акт об оказании услуг на эту сумму или скорректировать акт, составленный ранее. Ведь затраты, не подтвержденные документами, нельзя учесть как расход в целях налогообложения прибыли <4>.
Если же, напротив, сумма вашего взноса по договору меньше стоимости полученного вами объекта, нужно обязательно выяснить причины таких расхождений с застройщиком. И по возможности внести необходимые изменения в акт передачи и иные документы, с тем чтобы стоимость объекта соответствовала величине вашего взноса. Иначе, если рассматривать этот вопрос с гражданско-правовой точки зрения, получится, что у вас остается долг перед застройщиком. Если же говорить о бухгалтерском и налоговом учете, то стоимость объекта будет сформирована только из тех затрат, которые вы оплатили. Поэтому кредиторскую задолженность перед застройщиком нельзя будет включить в расходы.
Вопрос: В общих чертах понятно. Только если застройщик сам включает текущее вознаграждение в стоимость объекта. Зачем же нам в таком случае акт об оказании услуг на его сумму?
А. К.: Акт вам в любом случае понадобится. Иначе у вас просто не будет первичного документа, на основании которого вознаграждение застройщика учитывается в стоимости объекта. Ведь застройщик должен передать вам документы, подтверждающие все затраты, учтенные им на счете 08. Стоимость работ подрядчиков будет подтверждена документами, составленными самими подрядчиками на имя застройщика или привлеченного им заказчика. А чтобы подтвердить свое вознаграждение, застройщику нужно составить акт об оказании услуг и подписать его вместе с вами. Поэтому от составления акта никуда не уйти.
Просто при таком порядке учета у застройщика вы не будете отражать затраты на оплату текущего вознаграждения отдельной записью по дебету счета 08 и кредиту счета 76. Эти затраты будут приняты к учету одной записью вместе с затратами на оплату работ подрядчиков, которые передает вам застройщик.
Вопрос: А если мы не дождемся окончания строительства и решим уступить право на получение объекта от застройщика, как это учесть?
А. К.: С точки зрения бухгалтерского учета дебиторская задолженность застройщика перед вами - это актив. Поэтому отражать уступку требований по инвестиционному договору нужно так же, как продажу любого другого актива. Сумма, полученная от лица, которому вы уступили требование, учитывается в доходах. Поскольку уступка, как правило, является разовой операцией, не имеющей отношения к обычной деятельности, этот доход будет прочим <5>. То есть на дату уступки делаем проводку: дебет 62 или 76 - кредит 91. Одновременно само требование списывается на расходы: дебет 91 - кредит 76.
В налоговом учете все то же самое. Доход от уступки признается выручкой от реализации имущественного права. Одновременно в расходы включаются затраты на приобретение этого права, величина которых равна вашему взносу по инвестиционному договору <6>. Особые правила определения налоговой базы, предусмотренные ст. 279, в данном случае не применяются, поскольку требование по инвестиционному договору не связано с реализацией товаров, работ или услуг. Поэтому убыток от продажи требования можно будет учесть при налогообложении прибыли <7>.
Сложнее с НДС. Если вы участвовали в строительстве жилого дома, на дату уступки требования нужно начислить налог на разницу между суммой, полученной от лица, которое это требование приобрело, и величиной самого требования. Это правило прямо предусмотрено НК. Естественно, если требование будет уступлено с убытком, то платить НДС вообще не придется <8>.
А вот о том, как определить налоговую базу при уступке прав на получение нежилого объекта или помещений в нем, в 21-й главе не сказано. И кто-то считает, что НДС платить не нужно вообще, так как не определены основные элементы налогообложения для этой операции <9>. А кто-то говорит, что его нужно исчислять так же, как при уступке прав на жилые помещения. Наконец, по мнению Минфина, НДС нужно платить со всей выручки от уступки требования <10>. Понятно, что последний вариант мало кого устраивает. Но каковы шансы доказать, что он не верен, сказать сложно, потому что арбитражной практики по этому вопросу пока нет.
Примечание. Аргументы в пользу того, что НДС при уступке прав на нежилые помещения исчисляется с разницы между выручкой от уступки и стоимостью самого права, вы найдете в статье "Уступка доли в строительстве", журнал "Главная книга", 2009, N 7, с. 37.
В заключение приведу общую схему проводок для инвестора.
Учет затрат на строительство инвестором
Операция | Корреспонденция счетов |
Перечислены деньги застройщику на финансирование строительства | Дт 76 - Кт 51 |
Принят к вычету НДС с аванса, перечисленного в счет текущего вознаграждения застройщика | Дт 68-НДС - Кт 76 |
По окончании строительства объект принят у застройщика | Дт 08 - Кт 76 |
В стоимость объекта включено вознаграждение застройщика, определенное как сумма превышения взноса инвестора над затратами на строительство | Дт 08 - Кт 76 |
Принят к учету НДС, предъявленный подрядчиками | Дт 19 - Кт 76 |
Принят к учету НДС, начисленный застройщиком на сумму текущего вознаграждения и маржи | Дт 19 - Кт 76 |
Восстановлен НДС, принятый к вычету с аванса в счет текущего вознаграждения | Дт 76 - Кт 68-НДС |
Принят к вычету НДС по работам подрядчиков и вознаграждению застройщика | Дт 68 - Кт 19 |
Объект принят к учету в качестве основного средства (товара, если он предназначен для продажи) | Дт 01 (41) - Кт 08 |
Уступлено требование по инвестиционному договору (договору участия в долевом строительстве) | Дт 76 (62) - Кт 91 |
Списана стоимость требования | Дт 91 - Кт 76 |
Начислен НДС при уступке требования | Дт 91 - Кт 68-НДС |
<1> Письма Минфина России от 05.12.2008 N 03-07-09/40, от 24.05.2006 N 03-04-10/07
<2> подп. 2 п. 1 ст. 167, пп. 1, 3 ст. 168, п. 12 ст. 171 НК РФ
<3> пп. 1, 3 ст. 168, подп. 3 п. 3 ст. 170, п. 2 ст. 171 НК РФ
<4> п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ
<5> п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н
<6> п. 1 ст. 249, подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ
<7> п. 2 ст. 268 НК РФ
<8> п. 3 ст. 155 НК РФ
<9> п. 1 ст. 17 НК РФ
<10> Письмо Минфина России от 29.04.2009 N 03-07-11/122
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 8
ОБ УМЕНЬШЕНИИ ПРИБЫЛИ ЗАСТРОЙЩИКА НА УБЫТКИ ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ДОГОВОРАМ
Неретина Н.Р.
Может ли застройщик уменьшить прибыль, полученную по одним инвестиционным договорам, на убытки, полученные по другим?
ДА | НЕТ |
Средства инвесторов (дольщиков), полученные для финансирования строительства, не учитываются в доходах застройщика. Затраты, произведенные за счет этих средств, не учитываются в расходах <1>. Средства дольщиков (инвесторов), оставшиеся в распоряжении застройщика за счет экономии, включаются во внереализационные доходы <2>. |
|
Налоговая база по налогу на прибыль определяется исходя из всех доходов и расходов организации, за исключением доходов и расходов по операциям, для которых предусмотрен особый порядок учета <3>. Особенности определения в налоговом учете доходов и расходов при строительстве по инвестиционным договорам (договорам участия в долевом строительстве) не установлены. Застройщик определяет налоговую базу в целом по своей деятельности, а не по отдельным инвестиционным договорам или объектам строительства. Перечень расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, не является закрытым <4>. |
Перерасход средств по отдельному инвестиционному договору (договору участия в долевом строительстве) не является расходом или убытком застройщика, а свидетельствует лишь об отсутствии дохода по этому договору. То есть при перерасходе средств результат деятельности застройщика по такому договору признается равным нулю. Доход застройщика определяется как сумма результатов деятельности по каждому инвестиционному договору. Отрицательные же результаты, полученные застройщиком, признаются равными нулю и не оказывают влияния на этот доход. Возможность уменьшения прибыли на убытки, полученные от инвестиционной деятельности, главой 25 НК РФ не предусмотрена <5>. |
ПРАКТИКА | ПРАКТИКА |
ФАС Восточно-Сибирского округа | |
от 14.12.2007 N А33-5631/07-Ф02-9138/07 | |
ФАС Западно-Сибирского округа | |
от 26.03.2008 N Ф04-876/2008(454-А45-14) | |
ФАС Московского округа | |
от 16.10.2008 N КА-А40/8781-08-02 | от 14.02.2006 N КА-А40/176-06 |
ФАС Центрального округа | |
от 27.08.2008 N А08-4907/06-1 | |
ИТОГО: 3 | ИТОГО: 2 |
Примечание. ФАС Западно-Сибирского округа также согласился с тем, что застройщик вправе учесть при исчислении налога на прибыль убытки, полученные от инвестиционной деятельности в целом <6>.
<1> подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 17 ст. 270 НК РФ
<2> п. 14 ст. 250 НК РФ
<3> пп. 1, 2 ст. 274 НК РФ
<4> ст. 252 НК РФ; Определение КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П
<5> п. 2 ст. 265 НК РФ
<6> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2006 N Ф04-7063/2006(27823-А27-40)
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 8