Содержание
- УТОЧНЕННЫЙ 4 ФСС НЕ ПРИНИМАЮТ: ЧЕМ ГРОЗИТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
- КОНТРАГЕНТ ОКАЗАЛСЯ МОШЕННИКОМ: КАК СПИСАТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И УЧЕСТЬ НДС
- КАК ВЕРНУТЬ ПЕРЕПЛАЧЕННЫЙ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ С ДИВИДЕНДОВ
- НЕДОИМКУ, УПЛАЧЕННУЮ ДОБРОВОЛЬНО, СУД ПРИЗНАЛ НЕЗАКОННОЙ: ДОЛЖНА ЛИ ИФНС ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ С ПРОЦЕНТАМИ?
- КАК УЧИТЫВАТЬ ПРОСТАИВАЮЩЕЕ ИМУЩЕСТВО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- ВОЗМОЖНА ЛИ ОБОСОБЛЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ АВАНСОВЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР
- О ПОСОБИЯХ И МРОТ
- О СЛУЧАЯХ ОТКАЗА В ДЕКРЕТНОМ ПОСОБИИ
- О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ЗАЙМАМ
- О РЕГУЛИРОВАНИИ СУММЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С ПОМОЩЬЮ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
УТОЧНЕННЫЙ 4 ФСС НЕ ПРИНИМАЮТ: ЧЕМ ГРОЗИТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
Бугаева Н.Г.
Если в сданном расчете по страховым взносам была обнаружена ошибка, обычное дело для бухгалтера - подать уточненку. Он даже обязан это сделать, если в результате ошибки сумма взносов оказалась занижена <1>. Но, судя по жалобам наших читателей, за последние 2,5 года ФСС нередко отказывал бухгалтерам в принятии уточненного расчета по форме-4 ФСС <2>. Законно ли это? И как поступить, если вы попали в такую ситуацию?
Кто виноват и как с этим справиться
Отказывая в приеме расчета, сотрудники ФСС приводят одни и те же доводы: период закончился, отчетность сдана, электронная база "закрыта" и возможности внести в нее изменения уже нет. По их мнению, исправления нужно вносить текущим периодом. И многие бухгалтеры на это соглашаются. Если сумма взносов в сданном расчете оказалась завышена, то, в общем-то, бухгалтер ничем не рискует, не подавая уточненку. А вот если сумма была занижена, то польза от сдачи корректирующего расчета очевидна. Пусть она и не убережет вас от пени, но однозначно спасет от штрафа за неуплату взносов <3>.
Что же делать, если уточненку не берут? Меньше всего проблем у тех, кто сдает расчеты в электронном виде. Ограничить вас в сдаче такого 4 ФСС представители Фонда никак не могут. При сдаче уточненного расчета лично некоторые бухгалтеры требуют встречи с руководством отделения и все- таки сдают расчет. А можно и вовсе направить его по почте. О том, что вы имеете на это право, свидетельствует примечание прямо на титульном листе новой формы-4 ФСС, которая применяется с этого года <4>.
Кстати, не помешает приложить к уточненному 4 ФСС сопроводительное письмо с пояснениями о том, какие сведения и почему вы исправляете, и со ссылкой на Закон N 212-ФЗ, который обязывает сотрудников ФСС принять ваш уточненный расчет <5>. Письмо можно составить в произвольной форме, например так.
+----------------------------------------------------------------+ | Руководителю Филиала ФСС N 30 | | ГУ - Московского регионального отделения ФСС РФ | | Березину С.А. | | от ООО "Лесное царство", ИНН 7712345678, | | КПП 771201001, рег. N 7712100200 | | Адрес: 115114, Москва, 1-й Варшавский пр., д. 4 | | тел. (495) 111-22-33 | | | | Сопроводительное письмо | | | | В связи с обнаруженной ошибкой в расчете по форме-4 ФСС за| |I квартал 2012 г. в сумме начисленных к уплате страховых| |взносов за февраль 2012 г. и на основании ч. 1, 2 ст. 17 Закона| |от 24.07.2009 N 212-ФЗ направляем вам уточненный расчет за| |указанный отчетный период. На основании п. 10 ч. 3 ст. 29| |Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ просим принять уточненный расчет| |по форме-4 ФСС. | | | | Генеральный директор _____________ Волков Е.Н. | | | | Главный бухгалтер _______________ Белочкина Т.П. | +----------------------------------------------------------------+
Надо ли отражать изменения еще и в текущем периоде
Но даже при успешной сдаче уточненки новые цифры в программу ФСС не попадут. Значит, при сдаче следующего расчета суммы взносов, начисленных к уплате на начало отчетного периода и начисленных к уплате на конец прошлого периода, а скорее всего, и некоторые другие данные, не сойдутся, что неминуемо вызовет вопросы.
Вот как комментирует эту ситуацию специалист ФСС.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЕРМОЛАЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - Начальник отдела методологического обеспечения бюджетного учета и отчетности Финансового департамента ФСС РФ
"При обнаружении плательщиком в поданном им расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан представить уточненный расчет. Если же ошибка не привела к занижению суммы страховых взносов, плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет. Территориальные органы Фонда обязаны принимать уточненные расчеты от страхователей как за текущий период, например в мае 2012 г. за I квартал 2012 г., так и за прошлые расчетные периоды - в мае 2012 г. за 2010 или 2011 г.
Результат по ошибкам, совершенным и обнаруженным в текущем году, страхователю следует отразить в расчете в том отчетном периоде, когда эта ошибка обнаружена и в связи с этим сделана бухгалтерская запись. Если ошибка обнаружена в мае 2012 г. за январь 2012 г., надо отразить изменение в расчете за I полугодие 2012 г. и при этом представить уточненный расчет за I квартал 2012 г. Если ошибка обнаружена в мае 2012 г. за 2011 г. (в части доначисления/уменьшения страховых взносов за 2011 г.), это следует отразить в расчете за I полугодие 2012 г. по строке 4 "Начислено страховых взносов страхователем за прошлые расчетные периоды" раздела I со знаками плюс или минус соответственно. И одновременно страхователь должен представить уточненный расчет за 2011 г.
В электронную базу, куда Фонд ранее ввел сведения из расчетов страхователей за прошлые периоды, эти уточненные расчеты не вводятся. Данные из представленных уточненных расчетов используются Фондом при проведении контрольных мероприятий - камеральных и выездных проверках страхователя. Но в любом случае в соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ уточненные расчеты Фондом должны быть приняты".
Конечно, нигде не прописана обязанность страхователя дважды отражать ошибки. И технические трудности проверяющих - тоже не ваша забота. Но если хотите избежать лишних споров с проверяющими, то проще сделать так, как они просят. Иначе придется не раз давать пояснения и проходить сверки с ФСС.
***
Внебюджетные фонды, похоже, хотят совсем отказаться от практики приема уточненных расчетов. Ведь со сдачей нового РСВ-1 ПФР <6> наблюдается аналогичная тенденция. Так, наверное, было бы даже удобнее. Но пока Закон N 212-ФЗ требует сдачи уточненок и именно это является условием освобождения от штрафа за неуплату взносов, безопаснее сдавать уточненные расчеты, после чего отражать результаты пересчета в текущем расчете, то есть отражать в нем данные так, как будто уточненку вы вообще не сдавали.
<1> ч. 1, 2 ст. 17 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
<2> утв. Приказом Минздравсоцразвития от 12.03.2012 N 216н
<3> ч. 4 ст. 17, ст. 47 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
<4> п. 5.19 Порядка заполнения формы (приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.03.2012 N 216н)
<5> п. 10 ч. 3 ст. 29 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
<6> утв. Приказом Минздравсоцразвития от 15.03.2012 N 232н
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 11
КОНТРАГЕНТ ОКАЗАЛСЯ МОШЕННИКОМ: КАК СПИСАТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И УЧЕСТЬ НДС
Полянская В.А.
Столкнуться с ситуацией, когда контрагент забрал товар, не заплатив, или исчез с деньгами, не передав товар, может любая организация. Поначалу ситуация развивается стандартно. Например, вы заключили договор, перечислили предоплату и ждете поставку товара. Или наоборот: покупатель оставил вам гарантийное письмо об оплате через несколько дней и забрал товар.
Но продавец вдруг начинает тянуть с отгрузкой или с оплатой, а потом просто исчезает. Телефон не отвечает. Вы направляете письма, а в ответ - тишина. Время идет, и вероятность получения товара (работ, услуг) или оплаты с каждым днем уменьшается.
Рассуждать о том, как же так вышло, уже поздно. Нужно решить, как все отразить в учете, чтобы потом не пострадать еще раз - при налоговой проверке.
Когда можно списать дебиторку на налоговые расходы
Конечно же, первая ваша мысль - обратиться в полицию. И это правильно. Но, к сожалению, возбуждение уголовного дела не имеет никакого значения для налогового учета.
Списать долг как безнадежный по причине возбуждения уголовного дела по факту мошенничества нельзя. Это подтверждает и Минфин <1>. Кстати, и постановление о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением виновных тоже не является основанием для признания долга безнадежным <2>.
Единственная возможность списать долг в такой ситуации - дождаться истечения срока исковой давности. Общий срок исковой давности - 3 года, и он начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права <3>. В нашем случае это день, следующий за тем, когда поставщик должен был поставить вам товар (выполнить для вас работы, оказать вам услуги), или же день, когда покупатель должен был оплатить счет. По истечении 3 лет с этого дня вы спокойно списываете задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось <4>.
РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ
Чтобы списать убытки от мошеннических действий и уменьшить налог на прибыль, придется ждать истечения срока исковой давности. Других оснований для признания долга в такой ситуации безнадежным нет.
Кстати, вполне может оказаться, что виновные лица будут найдены. В этом случае, если суд признает их мошенниками, с них может быть взыскана задолженность. При этом:
<если> задолженность не была списана как безнадежная, то полученные деньги пойдут в счет ее погашения;
<если> задолженность списана, то поступившие деньги учитываются как внереализационный доход.
Что делать с НДС
Этот вопрос актуален для вас в обеих ситуациях: и когда вы перечислили предоплату, и когда вы отгрузили товар. В первом случае у вас проблемы с авансовым НДС, принятым к вычету, а во втором - с НДС, начисленным на реализацию. Разбираемся по порядку.
Что делать с НДС, принятым к вычету по перечисленному авансу
Предположим, перед тем как исчезнуть, ваш поставщик выставил вам счет-фактуру на авансовый НДС и вы приняли его к вычету. Есть ли право на вычет в такой ситуации или НДС придется восстановить?
С одной стороны, оснований для восстановления НДС нет. Товар фактически поставлен не был, вычет по нему не заявлялся, условия договора не изменялись, он не расторгался, и возврата аванса не было <5>.
С другой стороны, с трудом верится в то, что контролирующие органы согласятся с таким вычетом.
Лучше не "оригинальничать" в этом вопросе и восстановить НДС. Тем более что потом его можно будет списать на расходы в составе безнадежной задолженности.
Что делать с НДС, начисленным на переданные товары
К моменту, когда вы поняли, что денег за товар вам не видать, скорее всего, НДС уже начислен и даже уплачен в бюджет. Что с ним делать?
Cторнировать, сдать уточненку или принять к вычету законных оснований нет. Поскольку НДС начислен совершенно обоснованно. Ведь вы передали товар добровольно. И имеющиеся документы свидетельствуют об отгрузке товара во исполнение договора поставки. Следовательно, налицо объект налогообложения - реализация <6>. Один лишь факт неполучения оплаты не исключает обязанности уплаты НДС, который, как и другие налоги, в принципе должен уплачиваться за счет собственных средств налогоплательщика.
Начисленный НДС вы сможете списать вместе с безнадежной задолженностью в момент, когда она будет признана нереальной ко взысканию.
***
Факт неоплаты товара или непоставки товара еще не говорит о том, что ваш контрагент смошенничал. До того момента, пока суд не признает действия вашего контрагента мошенническими, стоимость неоплаченного товара или уплаченный вами аванс являются обычной дебиторской задолженностью, которая имеется у каждой организации.
<1> Письма Минфина от 24.11.2011 N 03-03-06/1/776, от 24.11.2009 N 03-03-06/1/767
<2> п. 2 ст. 266 НК РФ
<3> ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ
<4> Письма Минфина от 16.11.2010 N 03-03-06/1/725, от 25.11.2008 N 03-03-06/2/158; Постановления ФАС ПО от 20.01.2011 N А72-2931/2010; ФАС ЦО от 14.10.2011 N А35-10553/2010; ФАС МО от 20.04.2011 N КА-А40/3336-11-2
<5> п. 3 ст. 170 НК РФ
<6> Постановление ФАС УО от 29.04.2010 N Ф09-2847/10-С2
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 11
КАК ВЕРНУТЬ ПЕРЕПЛАЧЕННЫЙ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ С ДИВИДЕНДОВ
Мацепуро Н.А.
Может случиться так, что вы удержите с дивидендов, причитающихся участнику-организации, налог на прибыль в большем размере, чем следует. К примеру, вместо нулевой ставки налога примените ставку 9% <1>. Что же тогда делать? Мы расскажем, кому - вам, как налоговому агенту, или вашему участнику, как налогоплательщику, - и в какую инспекцию нужно обращаться за возвратом переплаты.
Если участник - российская компания
В этом случае обратиться за возвратом излишне уплаченного налога может и налоговый агент, и налогоплательщик <2>.
ВАРИАНТ 1. За возвратом налога обращается налоговый агент
В последних своих Письмах Минфин и ФНС отдают предпочтение возврату переплаты через налогового агента <3>. И не важно, что налоговый агент перечисляет в бюджет не свои деньги, а деньги налогоплательщиков <4>. По их мнению, все равно именно он и только он имеет право вернуть переплату из бюджета. Таким образом, при возврате налога на прибыль, излишне удержанного с дивидендов, налоговый агент выступает посредником между государством и налогоплательщиком, так же как и при удержании этого налога.
Обнаружив ошибку в исчислении налога, первое, что лучше сделать, - это погасить задолженность по дивидендам перед участниками в сумме излишне удержанного с них налога. Ведь участники вправе потребовать уплаты процентов на эти суммы <5>.
Далее вы должны представить в инспекцию по месту своего учета уточненный налоговый расчет за соответствующий период <6>. Одновременно с уточненкой подайте заявление о возврате налога <7>. Учтите, решение о возврате налоговый орган примет не в течение месяца со дня получения вашего заявления, а, скорее всего, лишь после окончания 3-месячного срока камеральной проверки уточненного расчета <8>. Впрочем, можно попробовать подать заявление и без уточненки. Суды признают это правомерным <9>.
Не забывайте, что если налоговики не вернут вам сумму переплаты в месячный срок со дня получения заявления, то вы можете взыскать с них проценты за просрочку ее возврата <10>.
ВАРИАНТ 2. За возвратом налога обращается сам налогоплательщик
ВАС указывал, что переплата возвращается налоговому агенту, только если на него законодательством возложена обязанность вернуть налогоплательщику излишне удержанный с него налог <11>.
Глава 25 Налогового кодекса не содержит порядка возврата налога налоговым агентом. Поэтому налоговики на местах, руководствуясь разъяснениями ВАС, порой считают, что переплата должна возвращаться самому налогоплательщику <12>.
Для возврата переплаты ваш участник подает в свою ИФНС заявление о возврате налога, к которому прикладывает <13>:
- предоставленные вами копии платежек на уплату налога в бюджет;
- копию решения участников о распределении прибыли;
- документы, подтверждающие размер доли в уставном капитале вашей компании. Если вместо нулевой ставки налога на прибыль была ошибочно применена ставка 9%, то нужно подтвердить не только размер доли (не менее 50% уставного капитала), но и срок владения ею не менее года.
Между тем обязанность вернуть налог налогоплательщику у налогового агента есть в силу гражданских правоотношений <14>. Ведь переплаченный налог - это недоплаченные участнику дивиденды. Поэтому, по логике ВАС, налог должен возвращаться все-таки агенту.
Такой двойственный подход к вопросу возврата налога вносит неразбериху в отношения налогового агента с участниками. Во избежание конфликта между собой им приходится садиться за стол переговоров и решать эту проблему сообща.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАТАНОВ ЕГОР ГЕОРГИЕВИЧ - Партнер фирмы "Некторов, Савельев и Партнеры"
"В нашей практике мы сталкивались с необходимостью вернуть налог на прибыль с дивидендов, переплаченный налоговым агентом. И поскольку процедура возврата налога в такой ситуации четко не прописана, мы рекомендовали подавать заявления на возврат сразу и налогоплательщикам, и агентам в их налоговые органы. В одних случаях налог возвращали налоговому агенту, в других - налогоплательщику.
Но бывало, что налоговые органы отказывали и тому и другому. Тогда в суд мы отправляли налогового агента. Поскольку у него больше перспектив и больше заинтересованности. Ведь налогоплательщик может не ввязываться в спор с бюджетом, а взыскать эти деньги с агента. Конечно, эти споры налогоплательщику ни к чему. Поэтому лучше договориться с налоговым агентом о совместных действиях и дождаться, когда агенту вернут переплату по решению суда и он перечислит ее налогоплательщику".
Итак, налоговому агенту проще доказать, что имела место переплата. И шансов вернуть переплату из бюджета также больше у него.
Если участник - иностранная компания
В этом случае важно, заключено между РФ и государством, резидентом которого является ваш иностранный участник, соглашение об избежании двойного налогообложения или нет:
<если> такого международного соглашения нет, то за возвратом налога обращается налоговый агент в описанном выше порядке (вариант 1);
<если> такое соглашение есть и вы не применили предусмотренную им пониженную налоговую ставку из-за непредставления участником документа, подтверждающего его резидентство в иностранном государстве, либо просто ошиблись в исчислении налога, то тогда за переплатой обращается сама иностранная компания <15>.
Чтобы вернуть переплату, иностранная компания должна подать в налоговый орган по месту нахождения налогового агента заявление по форме 1012DT(2002) <16> в трех экземплярах <17>:
- первый - останется у нее;
- второй - для инспекции;
- третий - для компетентного органа иностранного государства, резидентом которого является компания.
К заявлению необходимо приложить <18>:
- документы, подтверждающие резидентство компании в иностранном государстве;
- копии платежек налогового агента о перечислении налога с дивидендов в бюджет;
- документы, подтверждающие право на получение дивидендов (в частности, копию решения участников о распределении прибыли, копии документов о приобретении доли).
Заявление компания может подать в течение 3 лет с момента окончания года выплаты дивидендов. Как видите, для иностранных компаний установили особый срок. Ведь для российских организаций 3-летний срок для подачи заявления о возврате налога начинает течь со дня уплаты этого налога <19>.
РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ
Если налог на прибыль с дивидендов был излишне удержан и перечислен в бюджет, то за возвратом налога целесообразнее обращаться именно компании, выплатившей дивиденды, а не участнику: так деньги вернут быстрее.
Инспекция должна вернуть налог в течение месяца со дня поступления к ней заявления <20>.
Вместе с тем во втором случае (при наличии международного соглашения) через суд налог удавалось вернуть и налоговому агенту. Важную роль при этом сыграло то, что налоговый агент доплатил иностранным участникам дивиденды в сумме ранее излишне удержанного с них налога <21>.
***
Если вы излишне удержали налог с дивидендов, выплаченных российской организации либо компании - резиденту государства, с которым у РФ не заключено соглашения об особом режиме налогообложения, то исправлять ошибку придется вам.
В инспекцию лучше обращаться именно за возвратом налога. Поскольку с зачетом переплаты по "агентскому" налогу на прибыль также возникают трудности.
<1> п. 3 ст. 284 НК РФ
<2> пп. 1, 14 ст. 78 НК РФ
<3> Письма ФНС от 10.01.2012 N АС-4-3/2@; Минфина от 07.12.2011 N 03-02-07/1-418, от 12.08.2011 N 03-03-06/1/479
<4> подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ
<5> ст. 395 ГК РФ
<6> п. 6 ст. 81 НК РФ
<7> пп. 2, 6, 7, 14 ст. 78 НК РФ
<8> п. 6 ст. 78, п. 2 ст. 88 НК РФ
<9> Постановление 9 ААС от 13.03.2012 N 09АП-2898/2012-АК
<10> пп. 6, 10 ст. 78 НК РФ
<11> п. 24 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 N 5
<12> Письма УФНС по г. Москве от 20.05.2011 N 16-15/049791@; Минфина от 16.12.2009 N 03-02-07/1-540, от 10.04.2009 N 03-08-13
<13> пп. 2, 6 ст. 78, п. 3 ст. 284 НК РФ
<14> статьи 309, 310, п. 1 ст. 314 ГК РФ; пп. 3, 4 ст. 28 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; пп. 4, 5 ст. 42 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ; Постановление ФАС ПО от 07.02.2011 N А55-10013/2010
<15> п. 2 ст. 312 НК РФ; Письмо Минфина от 14.02.2008 N 03-08-05
<16> Приложение N 2 к Приказу МНС от 15.01.2002 N БГ-3-23/13
<17> п. 2 ст. 312 НК РФ; приложение N 2 к Приказу МНС от 20.05.2002 N БГ-3-23/259
<18> п. 2 ст. 312 НК РФ
<19> п. 7 ст. 78; п. 2 ст. 312 НК РФ
<20> п. 6 ст. 78, п. 2 ст. 312 НК РФ
<21> Постановление ФАС МО от 06.03.2012 N А40-57356/11-140-250
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 11
НЕДОИМКУ, УПЛАЧЕННУЮ ДОБРОВОЛЬНО, СУД ПРИЗНАЛ НЕЗАКОННОЙ: ДОЛЖНА ЛИ ИФНС ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ С ПРОЦЕНТАМИ?
Суховская М.Г.
Нередко компании, которым по результатам проверки инспекция доначислила недоимку, пени и штраф, предпочитают сначала все заплатить (либо зачесть в счет имеющейся переплаты), не дожидаясь ни вступления в силу решения по проверке, ни выставления требования об уплате. А потом уже идут оспаривать доначисления. Это позволяет им значительно сэкономить на пенях <1>. Если же вышестоящее УФНС или суд встанут на сторону налогоплательщика, то он может подать в инспекцию заявление о возврате, а налоговики в течение месяца должны вернуть ему все "лишнее" <2>.
Некоторые фирмы полагают, что в этой ситуации инспекция должна вернуть деньги с начисленными процентами (со дня, следующего за днем уплаты недоимки, и по день возврата этой суммы <3>), как при возврате излишне взысканного налога <3>. Естественно, налоговики в этом отказывают, считая, что если компания, не дожидаясь требования, добровольно уплатила все доначисления, признанные впоследствии незаконными, то такой платеж считается излишне уплаченным. А он подлежит зачету или возврату без начисления процентов. Они начнут "капать", только если налоговики нарушат месячный срок возврата <4>. Это мнение поддерживали и отдельные суды, говоря, что первый этап взыскания недоимки - направление налогоплательщику требования о ее уплате. А если он уплатил доначисления до выставления требования, то оснований для начисления процентов нет <5>.
Однако большинство судов все-таки считает иначе: перечисление денег во исполнение решения инспекции нельзя рассматривать как добровольное <6>. И недавно эту позицию поддержал ВАС РФ <7>. Он указал: то, что налогоплательщик самостоятельно уплатил недоимку по решению ИФНС (даже не вступившему в силу <8>), признанному потом недействительным, не характеризует эти суммы как излишне уплаченные. Они все равно считаются взысканными. Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя налог к уплате сам, без участия налогового органа, по какой-то причине допускает ошибку в расчетах.
***
Итак, если решение по проверке, которое вы добровольно исполнили, было успешно оспорено, вы имеете право на возврат денег вместе с процентами. Отдельное заявление на уплату процентов подавать не обязательно. Налоговики должны сами рассчитать проценты и перечислить их вместе с возвращаемым налогом. Но мы все-таки рекомендуем вам указать в заявлении о возврате излишне взысканного налога на необходимость начисления процентов, сославшись на упомянутое Постановление ВАС РФ. Чтобы инспекция понимала: если что, в суде у нее шансов на победу нет.
<1> п. 3 ст. 75 НК РФ
<2> п. 6 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ
<3> п. 5 ст. 79 НК РФ
<4> пп. 2, 6, 10 ст. 78 НК РФ
<5> Постановления ФАС МО от 12.09.2011 N А41-36076/10; ФАС ЗСО от 23.06.2011 N А46-11313/2010
<6> см., например, Постановления ФАС УО от 05.03.2012 N Ф09-845/12; ФАС СКО от 22.06.2011 N А32-27735/2010; ФАС ДВО от 06.12.2010 N Ф03-8211/2010
<7> Постановление Президиума ВАС от 24.04.2012 N 16551/11
<8> п. 9 ст. 101 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 11
КАК УЧИТЫВАТЬ ПРОСТАИВАЮЩЕЕ ИМУЩЕСТВО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Овсянникова А.В.
Ваше основное средство временно простаивает? Законсервировано? Сомневаетесь, нужно ли начислять амортизацию по нему и платить налог на имущество? Тогда наша статья - для вас.
Налоговая амортизация
С точки зрения начисления амортизации нужно разделять две ситуации: имущество простаивает или имущество переведено на консервацию.
СИТУАЦИЯ 1. Простой
Когда можно говорить о простое? Когда основное средство временно не используется, но в дальнейшем его использование возобновится. Даже если основное средство простаивает, например при сезонном характере деятельности организации, амортизация по нему все равно начисляется. Ведь перечень оснований для приостановки начисления амортизации ограничен <1>. И временный простой, независимо от его срока, в этот перечень не входит. А амортизационные отчисления по простаивающему основному средству включаются в состав внереализационных расходов <2>.
Хотя, конечно, споры с налоговиками могут возникнуть. По их мнению, уменьшение "прибыльной" базы на сумму таких амортизационных отчислений неправомерно, так как простаивающее имущество не используется в производственной деятельности. Но суды налоговиков не поддерживают <3>.
К тому же, не разрешая принимать в расходы амортизацию простаивающего имущества, налоговики нередко настаивают на его консервации и, соответственно, на приостановке начисления амортизации. Такое их требование неправомерно. Ведь консервация имущества - это ваше право, а не обязанность.
СИТУАЦИЯ 2. Консервация
Законсервированное на срок более 3 месяцев основное средство исключается из состава амортизируемого имущества. Поэтому прекращайте начислять амортизацию по нему с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда основное средство было законсервировано <4>. И возобновляйте - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем расконсервации <5>.
Затраты, связанные с консервацией (расконсервацией), а также затраты на содержание имущества в период консервации смело включайте в состав внереализационных расходов <6>. К таким затратам можно отнести, например, демонтаж имущества, его охрану и т.п.
НДС
Восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по законсервированному или просто простаивающему основному средству вам не нужно <7>. НДС по расходам на консервацию (расконсервацию) и содержание этого имущества вы можете принять к вычету. Правда, налоговики против такого вычета. Однако суды не соглашаются с ними, мотивируя это тем, что любая операция с имуществом (в том числе даже его ликвидация) связана с производственной деятельностью и направлена на получение дохода <8>.
Налог на имущество
Некоторые бухгалтеры перестают начислять налог на имущество по законсервированному основному средству. Это неправильно <9>. Ведь консервация не является основанием для исключения имущества из состава основных средств и, следовательно, из базы по налогу на имущество.
***
Итак, проверяющие могут попытаться придраться и к отнесению амортизации простаивающего имущества на расходы, и к вычетам НДС по "консервационным" затратам. Но вероятность того, что эти попытки увенчаются успехом, достаточно мала. Ведь суды принимают сторону организаций.
<1> п. 3 ст. 256 НК РФ
<2> подп. 3, 4 п. 2 ст. 265 НК РФ; Письма Минфина от 14.11.2011 N 03-03-06/4/129, от 04.04.2011 N 03-03-06/1/206
<3> Постановления ФАС УО от 30.09.2009 N Ф09-7348/09-С3; ФАС ПО от 29.04.2010 N А12-15936/2009; 9 ААС от 20.10.2011 N 09АП-24582/2011-АК
<4> п. 3 ст. 256, п. 6 ст. 259.1, п. 8 ст. 259.2 НК РФ
<5> п. 7 ст. 259.1, п. 9 ст. 259.2 НК РФ
<6> подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ
<7> п. 3 ст. 170 НК РФ
<8> Постановления ФАС СЗО от 04.04.2008 N А56-51219/2006; Президиума ВАС от 20.04.2010 N 17969/09; ФАС ЗСО от 24.09.2010 N А45-11548/2009
<9> Постановление ФАС ВВО от 02.09.2009 N А17-2589/2008
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 10
ВОЗМОЖНА ЛИ ОБОСОБЛЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ АВАНСОВЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР
Елина Л.А.
У многих бухгалтерская программа настроена так, что для счетов-фактур на аванс предусмотрена своя, обособленная, нумерация. К примеру, от одной даты выписаны: счет-фактура N 145, счет-фактура N 146, а следом - авансовый счет-фактура N 38/А. То есть, по мнению компании - разработчика программы, в Постановлении Правительства N 1137 нет требования о том, чтобы авансовые счета-фактуры нумеровались "в общей очереди" вместе с обычными и корректировочными <1>. Бухгалтеры в недоумении: правильно ли это?
Как надо нумеровать авансовые счета-фактуры
Нумерация счетов-фактур и корректировочных счетов-фактур должна быть единая. Это прямо закреплено в Постановлении N 1137 <2>.
То, что в бухгалтерской среде именуется авансовым счетом-фактурой, есть не что иное, как обычный счет-фактура, только заполненный в связи с поступлением предоплаты от покупателя. Постановлением N 1137 предусмотрены определенные особенности его заполнения <3>. Однако нумеровать такие счета-фактуры надо в общем порядке - здесь никаких особенностей нет. Получается, что для счетов-фактур, выставляемых продавцом при получении предоплаты, нельзя вести отдельную нумерацию.
Примечание. Если считать, что авансовый счет-фактура и счет-фактура на отгрузку - это разные документы, то получится, что у нас вообще нет ни утвержденной формы для авансового счета-фактуры, ни правил его заполнения, ни правил его регистрации где бы то ни было. Что, согласитесь, неправдоподобно.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВИХЛЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Постановлением N 1137 закреплен хронологический порядок присвоения номеров счетам-фактурам (в том числе корректировочным счетам-фактурам) <2>. По моему мнению, он предусматривает хронологию по дате их составления и/или выставления в порядке возрастания номеров. Таким образом, и счета-фактуры, выставляемые продавцом покупателю при получении от него предоплаты (авансовые счета-фактуры), должны нумероваться в рамках общей нумерации. Постановлением N 1137 их отдельная нумерация не предусмотрена".
В случае если вам необходимо отделить авансовые счета-фактуры от отгрузочных и корректировочных, для удобства после номера можно проставлять буквенные обозначения, например "А". Таким образом, номер счета-фактуры будет составным (из цифр и буквы). Цифровая часть номера определяется в рамках единой хронологии, а буквенная лишь показывает особенность операции. Буквенную часть номера можно рассматривать как дополнительный реквизит счета-фактуры. Против таких реквизитов не возражают ни ФНС, ни Минфин <4>.
К примеру, номер счета-фактуры на отгруженные товары - 76, следом за ним выписан счет-фактура на аванс с номером 77/А. Против такой нумерации специалисты Минфина ничего не имеют против.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВИХЛЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, Минфин России
"По моему мнению, порядковые номера, присваиваемые счетам-фактурам и корректировочным счетам-фактурам в хронологическом порядке, могут быть составлены из цифр и букв. Главное, чтобы числовая часть номера присваивалась последовательно - в рамках хронологического порядка".
Что будет за неправильную нумерацию счетов-фактур
Цель единой нумерации, заложенной в Постановлении N 1137, довольно очевидна. Это борьба с теми, кто любит задним числом выписывать первичные документы. Наведение порядка в номерах счетов-фактур должно облегчить инспекторам проверку.
Правда, никаких штрафов за неправильную нумерацию счетов-фактур для продавца нет. Это подтвердили специалисты Минфина.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВИХЛЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, Минфин России
"За присвоение счетам-фактурам и корректировочным счетам-фактурам порядковых номеров не в хронологическом порядке нормами действующего законодательства о налоге на добавленную стоимость ответственности не предусмотрено".
У покупателя тоже не должно быть никаких проблем, даже если выявится, что полученный им счет-фактура пронумерован поставщиком неправильно. Налоговики не имеют права отказать из-за этого в вычете <5>.
***
Если вы хотите, чтобы ваши счета-фактуры были выписаны в полном соответствии с Постановлением N 1137, придется:
<или> обратиться к компании - разработчику программы для изменения настроек. Минус этого в том, что с вас могут попросить за такую эксклюзивную услугу дополнительные деньги;
<или> исправлять вручную номера счетов-фактур.
<1> Постановление Правительства от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137)
2) подп. "а" п. 1 разд. II приложения N 2 к Постановлению N 1137
3) Правила заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением N 1137
4) Письма Минфина от 09.02.2012 N 03-07-15/17; ФНС от 26.01.2012 N ЕД-4-3/1193
5) п. 2 ст. 169 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 10
О ПОСОБИЯХ И МРОТ
Гейц И.В.
В Законе N 255-ФЗ названы три случая, когда для расчета пособия берется минимальный размер оплаты труда.
Первый случай. Страховой стаж работника меньше 6 месяцев. Тогда пособия по нетрудоспособности и по беременности и родам выплачиваются ему в размере не больше МРОТ за полный календарный месяц. А если он трудится в местностях, где применяется районный коэффициент, то пособие ограничено МРОТ, увеличенным на районный коэффициент.
Второй случай. Есть основания для снижения размера пособия: нарушение больничного режима, неявка на осмотр и так далее. Здесь уже речь идет только о пособии по болезни. Но так же, как и в первом случае, оно выплачивается в размере, не превышающем минималку, которая в северных местностях должна быть увеличена на районный коэффициент.
И третий случай. У работника в расчетном периоде совсем не было заработка или средний заработок в расчете за месяц этого периода оказался меньше МРОТ. В этой ситуации за каждый месяц средний заработок принимается равным минимальному размеру оплаты труда. Проще говоря, вместо фактических выплат для расчета пособия берутся 24 минималки. И это правило работает уже при исчислении любых пособий: и пособий по болезни, и пособий по беременности и родам, и пособий по уходу за ребенком.
Кстати, о 24 минималках. Из нормы, регулирующей этот случай, не совсем ясно, всегда ли это должны быть именно 24 минималки. Я имею в виду ситуацию, когда в расчетном периоде заработка у работника не было только в одном году из двух. Скажем, в 2011 г. выплаты у него были, а в 2010 г. - нет. Из закона прямо не следует, что нельзя за 2010 г. взять 12 минималок, а за 2011 г. - фактически полученные работником суммы.
Однако, судя по письмам ФСС, средний заработок для сравнения с МРОТ надо определять исходя из выплат в целом за двухлетний период, а не каждый его год в отдельности.
То есть порядок такой: складываем выплаты за 2 года, набрали 110 664 руб. (24 мес. х 4611 руб.) - для расчета берем фактически полученные суммы, не набрали - берем 110 664.
Но вернемся к нашим трем случаям. В чем отличие первых двух от третьего? В последнем случае МРОТ берется для чего? Для расчета среднего заработка. Тогда как в первых двух - для ограничения размера пособия. Разницу вы поймете, когда чуть ниже мы будем рассматривать примеры.
Еще они отличаются районным коэффициентом. В первых двух ситуациях законодатель на него МРОТ увеличил, а в последнем - забыл. И когда это понял, в срочном порядке постарался все исправить. Вносить изменения в Закон было уже поздно, поэтому про коэффициент дописали в Постановлении N 375.
И, как у нас часто происходит, хотели как лучше, а получилось как всегда. Если фактический среднемесячный заработок северянина не дотягивает до минималки, то Постановление N 375 предписывает считать ему пособие следующим образом. Сначала посчитать средний дневной заработок исходя из 24 минималок, затем определить размер пособия и уже потом увеличивать на районный коэффициент.
Что здесь не так? Чтобы было понятнее, объясню на примере.
Допустим, в августе 2011 г. "северная" организация приняла на работу студента. В мае 2012 г. он заболел. Расчетный период - 2010 и 2011 гг., с августа по декабрь 2011 г. студент заработал 115 000 руб. Обратите внимание, это чуть больше 110 664 руб. (24 минималки). Районный коэффициент в данной местности равен 1,15. Как, руководствуясь правилами Постановления N 375, будем считать пособие?
Фактический заработок 115 000 руб. поделим на 730 дней, получим 157 руб. 53 коп. (115 000 руб. / 730 дн.). Это средний дневной заработок работника.
Затем определяем размер дневного пособия по временной нетрудоспособности. Напомню, он зависит от страхового стажа работника. К началу болезни его стаж составил (с августа 2011 г. по май 2012 г.) около 9 месяцев. То есть пособие выплачивается в размере 60 процентов заработанных сумм. Значит, средний дневной заработок умножаем на 60 процентов и получаем 94 руб. 52 коп. (157,53 руб. х 60%).
А теперь ответьте: можно это пособие увеличить на районный коэффициент? Нет. Потому что на коэффициент умножается только то пособие, которое исчислено исходя из МРОТ. А в данной ситуации оно посчитано исходя из фактического заработка.
Давайте чуть изменим пример. Пусть наш студент заработал не 115 000 руб., а только 110 000. То есть меньше, чем 24 минималки. Как в этом случае считаем пособие? Вместо 110 000 руб. берем 110 664, делим на 730, получаем 151 руб. 59 коп. (110 664 руб. / 730 дн.). Умножаем эту величину на 60 процентов и затем умножаем на районный коэффициент.
Какой результат получился? Получилось 104 руб. 60 коп. (151,59 руб. х 60% = 90,95 руб.; 90,95 руб. х 1,15 = 104,60 руб.). То есть больше, чем когда студент заработал 115 000 руб. Выходит, работник Крайнего Севера с меньшим заработком получит пособие в большем размере, чем тот, у которого этот заработок выше.
То есть норму о применении районного коэффициента для таких ситуаций написали неправильно. Надо было написать: "Если фактический заработок за 2 года меньше, чем МРОТ плюс районный коэффициент, то тогда для расчета пособия средний заработок принимается равным 24 МРОТ плюс районный коэффициент". И все. И не было бы таких несоответствий. А из действующей редакции получается, что северяне, у которых фактический заработок больше 110 664 руб., но меньше 110 664 руб., увеличенных на районный коэффициент, пособия получают в меньшем размере, чем их коллеги с более низким заработком.
Следующий пример наглядно иллюстрирует, какие ошибки иногда совершают бухгалтеры при выплате пособий работникам со стажем менее 6 месяцев. Напомню, пособие таким работникам ограничено МРОТ (плюс районный коэффициент там, где он установлен).
Итак, представьте, что в апреле 2012 г. организации необходимо выплатить двоим работникам пособие по болезни. В обоих случаях пособие ограничено МРОТ, но по разным причинам. В первом случае стаж работника менее 6 месяцев, а во втором - нарушен больничный режим.
Так как нормы для обеих ситуаций в законе прописаны одинаково, то что делают некоторые работодатели? И в том и в другом случае они делят МРОТ (увеличенный на районный коэффициент для соответствующих местностей) на количество календарных дней в месяце болезни, как того требуют правила. В нашем примере это 153 руб. 70 коп. (4611 руб. / 30 дн.). И исходя из этой величины выплачивают пособие обеим категориям работников.
Что они забывают учесть? То, что, как правило, у работников со стажем менее полугода выплат в расчетном периоде не бывает. А если они и есть, то часто не превышают 110 664 руб., или 24 минималки. А значит, именно исходя из этой суммы работодатель и должен считать пособие. И здесь уже размер среднедневного пособия будет не 153 руб. 70 коп., а только 151 руб. 59 коп. (110 664 руб. / 730 дн.). А если еще учесть, что работникам со стажем менее 5 лет пособие следует платить только в размере 60 процентов, то его сумма вообще снижается до 90 руб. 95 коп. (151,59 руб. х 60%). Сравните 153 руб. 70 коп. и 90 руб. 95 коп. Разница очевидна.
Почему бухгалтеры здесь часто ошибаются? Потому что до 2011 г., если заработка в расчетном периоде у работника не было, пособие считали исходя не из минималки, а из оклада. Исходя из МРОТ платили редко, только если были основания для снижения пособия или тем, кто еще не заработал шестимесячный стаж. Да и то по одинаковым правилам.
А сейчас случаи, когда пособие надо рассчитать исходя из минималки, сплошь и рядом. Возьмите бывшего военного или милиционера. За период его службы в армии или работы в органах у него нет выплат, на которые начислены взносы в ФСС, - с его денежного довольствия никто страховые взносы не отчислял. Поэтому "на гражданке" при расчете такому работнику пособий вместо казенных сумм нужно брать 24 минималки. По крайней мере, в первый год его гражданской работы точно.
Кроме того, почему-то у бухгалтеров сложилось впечатление, что когда работнику положено ограниченное МРОТ пособие, то для его расчета надо взять именно размер минималки. Но из нормы-то Закона следует другое: МРОТ - это только верхний предел. Так что, когда тот же нарушитель больничного режима за день болезни в апреле получит меньше 153 руб. 70 коп., бухгалтер ничего не нарушит.
И раз уж мы затронули тему пособий особым работникам, предлагаю ее продолжить и посмотреть, какие вопросы возникают у бухгалтеров здесь.
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 6
О СЛУЧАЯХ ОТКАЗА В ДЕКРЕТНОМ ПОСОБИИ
Наумчук М.Н.
Вопрос. На семинаре лектор не стал останавливаться на вопросе формальных трудовых отношений с декретницами. А я знаю, что по этому основанию проверяющие из ФСС часто отказываются возмещать пособие по беременности и родам недавно принятым работницам. И суды их в этом поддерживают. А по каким причинам судьи могут отказать в пособии, признавая трудовые отношения фиктивными?
М.Н.: Таких причин множество. Но сразу оговорюсь, по отдельности они редко приводят к отказу в возмещении пособия по беременности. А вот если их несколько, то велика вероятность того, что судьи поставят под сомнение реальность трудовых отношений.
Что это за причины? В первую очередь, это отсутствие у работницы специального образования, квалификации, а также каких-либо профессиональных навыков или опыта, необходимых для выполнения работы. Для большинства окружных арбитров этот довод имеет не последнее значение <1>. Так, ФАС Уральского округа рассмотрел дело, когда перед самым декретом организация приняла женщину на должность бухгалтера. До этого момента по этой специальности будущая мама никогда не работала. А по образованию вообще была поваром-кондитером. Судьи признали эти трудовые отношения формальными <2>. А ВАС отказал в пересмотре данного решения <3>.
Другой факт, подтверждающий, что работодатель искусственно создал ситуацию для получения средств из ФСС, - это то, что женщина не исполняла или теоретически не могла исполнять свои трудовые обязанности <4>. Причем доказательством тому может быть все что угодно.
Например, в одном из решений суд сослался на то, что согласно трудовому контракту функции диспетчера работница должна была выполнять, руководствуясь должностной инструкцией. Но ее у организации не было в помине. Кроме того, судьи посчитали, что у женщины попросту не было рабочего места, где она могла бы трудиться <5>.
Еще один пример - место работы женщины, где она якобы трудилась по совместительству, находилось на значительном удалении от ее основного места работы. Служители Фемиды пришли к выводу, что в таких обстоятельствах совмещать должности работница не могла <6>. К подобному заключению они пришли и в ситуации, когда суммарная продолжительность рабочего дня беременной совместительницы у всех работодателей превысила все разумные пределы, составив 28 часов в сутки <7>. К слову, в обеих ситуациях организациям также было отказано в передаче дела в Президиум ВАС.
Есть решения, в которых для судей доказательством того, что женщина фактически не работала, явилось то, что:
- на момент ее устройства в организацию все другие работники, в том числе по аналогичной должности, за исключением директора, находились в неоплачиваемых отпусках <8>;
- судя по табелю, она работала в разных организациях в одни и те же рабочие часы <9>.
И конечно, ряд причин, по которым суды принимают сторону ФСС, связаны непосредственно с заработком декретницы. Об одной из них - завышенные суммы - совсем недавно нам поведал Антон Иванович Дыбов.
Но есть и другие. Скажем, то, что зарплата работнице так и не выплачивалась <10>. Или выплачивалась, но из заемных средств. Правда, последний аргумент, на мой взгляд, притянут за уши: разве мало у нас фирм, живущих в долг?! Однако он встречается в некоторых судебных решениях, так что приходится с ними считаться <11>.
Вопрос. А я слышала, что ФСС часто отказывается возмещать пособие из-за того, что декретница и директор организации или предприниматель - родственники или супруги.
М.Н.: Если это единственная причина, то суд вряд ли откажет здесь в возмещении пособия <12>. Но, как я отметила в начале нашей беседы, в совокупности с другими фактами арбитры действительно принимают ее во внимание. И таких решений - достаточно <13>. В основном, конечно, этим грешат предприниматели, берущие на работу своих жен, сестер, дочерей. Причем, кроме этих дам, других штатных работников, как правило, у предпринимателей нет и не появляется даже после ухода родственниц в декрет <14>.
Кстати, то, что должность подозрительной работницы после ее ухода в декретный отпуск так и остается вакантной, некоторые судьи тоже считают признаком фиктивных трудовых отношений <15>. Поэтому, если в вашей организации это имеет место, поспешите кого-нибудь принять на пустующую должность. Или, по крайней мере, официально распределите функции декретницы между другими членами коллектива.
<1> Постановления ФАС ЦО от 16.11.2011 N А08-6349/2010-26; ФАС СКО от 29.09.2011 N А01-1949/2010; ФАС ПО от 01.11.2011 N А55-23634/2010; ФАС УО от 02.12.2011 N Ф09-7733/11
<2> Постановление ФАС УО от 26.09.2011 N Ф09-5714/11
<3> Определение ВАС от 26.12.2011 N ВАС-16686/11
<4> Постановления ФАС УО от 02.12.2011 N Ф09-7733/11; ФАС СКО от 08.12.2011 N А32-48/2011
<5> Постановление ФАС СКО от 04.08.2011 N А32-31681/2010
<6> Постановления ФАС ПО от 30.08.2011 N А12-24193/2010, от 01.11.2011 N А55-23634/2010
<7> Постановление ФАС СКО от 12.07.2010 N А63-4964/2009
<8> Постановление ФАС ЗСО от 24.11.2011 N А02-87/2011
<9> Постановление ФАС ВСО от 16.02.2010 N А78-3556/2009
<10> Постановления ФАС СКО от 04.08.2011 N А32-31681/2010, от 08.12.2011 N А32-48/2011; ФАС ВВО от 16.12.2011 N А29-699/2011
<11> Постановления ФАС СКО от 08.12.2011 N А32-48/2011; ФАС ЗСО от 21.03.2011 N А70-7887/2010
<12> Постановления ФАС УО от 13.10.2011 N Ф09-6364/11; ФАС ВВО от 24.10.2011 N А82-14347/2010
<13> Постановления ФАС ВВО от 16.12.2011 N А29-699/2011; ФАС УО от 02.12.2011 N Ф09-7733/11, от 09.08.2011 N Ф09-4728/11; ФАС СКО от 04.08.2011 N А32-31681/2010
<14> Постановления ФАС СКО от 19.08.2011 N А53-26148/2010; ФАС УО от 02.12.2011 N Ф09-7733/11
<15> Постановления ФАС ПО от 01.11.2011 N А55-23634/2010, от 30.08.2011 N А12-24193/2010; ФАС ЗСО от 16.11.2011 N А27-3722/2011; ФАС ВСО от 16.02.2010 N А78-3556/2009
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 6
О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ЗАЙМАМ
Дыбов А.И.
Вам прекрасно известно, что есть два способа учета процентов в расходах. Основной - исходя из средней процентной ставки по сопоставимым обязательствам. Если ставка по конкретному займу или кредиту не отклоняется от нее более чем на 20 процентов, то проценты можно включить в расходы полностью. Если сопоставимых обязательств нет либо с ними не хочется возиться, применяется вспомогательный норматив. По рублевым обязательствам он рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза. При нынешней ставке рефинансирования в размере 8 процентов норматив составит 14,4 процента. Далее вспомогательный норматив я буду называть фиксированным.
Любой человек, который хоть немного знаком с рынком долговых обязательств, увидит, что фиксированный норматив меньше текущих ставок по коммерческим займам и кредитам. А значит, уменьшить налогооблагаемую прибыль по нему на всю сумму процентов не получится. Неприятно. Волей- неволей хочется сосредоточиться на сопоставимых займах. Только вот незадача - редко какая организация привлекает заемные средства постоянно. В большинстве случаев это разовая операция. Где взять сопоставимые долговые обязательства в этом случае?
До апреля 2010 г. чиновники изъяснялись в таком духе: "Нет других займов? Ну, на нет и суда нет. Учитывайте по фиксированному нормативу". То ли нечаянно, то ли намеренно они не замечали важное слово в пункте 1 статьи 269 НК РФ: проценты не должны отклоняться от среднего уровня процентов по ВЫДАННЫМ сопоставимым долговым обязательствам. Выданным, а не полученным! Разница огромная. К тому же все встает на свои места: заимодавец, которым чаще всего будет банк, раздает кредиты направо и налево, у кого, как не у него, искать сопоставимость?
Но вот в апреле 2010 г. мнение Минфина круто изменилось. Ведомство осознало, что если настаивать на выяснении сопоставимости процентов только по полученным займам, то организации, для которых займы - редкость, вообще теряют возможность воспользоваться этим методом. То же самое можно сказать о случае, когда все привлеченные долговые обязательства заведомо не сопоставимы: получены на разные сроки, под разное обеспечение или в разных валютах. Поэтому оценивать сопоставимость займов надо и по данным кредитора. С тех пор чиновники уже не раз подтверждали такую точку зрения.
В январе 2012 г. к Минфину в Постановлении N 9898/11 присоединился Президиум ВАС. В этом деле инспекцию не устроило, что организация полностью учла проценты исходя из критерия сопоставимости при том, что суммы привлеченных ею за квартал 13 кредитов сильно различались. Самая маленькая - 226 000 руб., самая большая - 22 900 000 руб. Все средства получены в одном банке, ставка одинаковая. Тем не менее проверяющие выбрали наибольшие кредиты, назвали их не сопоставимыми с остальными и пересчитали проценты по ним исходя из фиксированного норматива.
ВАС с этим не согласился. Он указал, что цель критерия сопоставимости ставок - исключить возможность учета в расходах процентов в той сумме, в которой их размер превышает рыночный. Следовательно, проверять сопоставимость кредитов надо было у банка, а не у заемщика. И поскольку налоговая этим не озаботилась, кредиты считаются сопоставимыми по умолчанию и проценты по ним учитываются полностью. Так сказать, всем спасибо, все свободны.
Теперь мы подошли к тому, ради чего я завел весь этот разговор. Хотите воспользоваться сопоставимостью и учесть проценты по займу или кредиту полностью - договаривайтесь с заимодавцем о выдаче справки. Пусть напишет, под какой процент он снабжал остальных заемщиков деньгами на аналогичных с вами условиях. Справка плюс разъяснения Минфина и ВАС гарантируют, что претензий со стороны налоговиков не будет.
Вопрос. А если не даст тот же банк справку?
Можно воспользоваться данными его сайта, особенно когда на нем есть так называемый кредитный калькулятор. С его помощью легко показать проверяющим, что банк во всех случаях, подобных вашему, назначает примерно такую же процентную ставку, что и у вас.
Пример. Налоговый учет процентов по кредиту
31.12.2011 организация получила единственный кредит в сумме 1 000 000 руб. на 1 год без обеспечения под 20% годовых (ставка рефинансирования Банка России на день выдачи - 8%). В этом же году, согласно справке, банк, помимо этого кредита, выдал еще три аналогичных:
- в сумме 900 000 руб. под 21%;
- в сумме 1 200 000 руб. под 18%;
- в сумме 1 600 000 руб. под 19%.
Рассмотрим два варианта налогового учета процентов в 2012 г.
Вариант 1. Исходя из фиксированного норматива 14,4% (8% х 1,8%) за 2012 г. в расходы можно включить сумму процентов, равную 144 000 руб. (1 000 000 руб. х 14,4%).
Вариант 2. Определим среднюю процентную ставку по сопоставимым кредитам, выданным банком. Она составит 19,34% ((900 000 руб. х 21% + 1 200 000 руб. х 18% + 1 600 000 руб. х 19% + 1 000 000 руб. х 20%) / (900 000 руб. + 1 200 000 руб. + 1 600 000 руб. + 1 000 000 руб.) х 100%).
С учетом предельного отклонения максимальная ставка составляет 23,21% (19,34% х 1,2). Ставка по кредиту равна 20%, следовательно, этим способом организация вправе включить в расходы все начисленные за год проценты - 200 000 руб. (1 000 000 руб. х 20%).
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 6
О РЕГУЛИРОВАНИИ СУММЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С ПОМОЩЬЮ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Дыбов А.И.
Один из основных и, главное, доступных способов регулирования обязательств по налогу на прибыль - выбор периодичности уплаты авансовых платежей по нему. Возможно, кому-то из вас это покажется избитой истиной, но все равно скажу. Если у предприятия сезонный ритм работы либо доходы поступают крайне неравномерно по другим причинам, в большинстве ситуаций оптимальным будет платить ежемесячные авансы, исходя из фактической прибыли. Сколько заработали, с того налог и заплатили, никаких "вмененных" платежей, рассчитанных по прибыли предыдущего отчетного периода.
Да, для бухгалтера это более хлопотно, поскольку ежемесячно же придется составлять и декларацию по налогу на прибыль. Однако скажу для тех, кто не был на семинаре по плохой оптимизации: удобство бухгалтера зачастую обходится его работодателю слишком дорого. А еще вполне возможно, что если вы доступно объясните руководству, как ваши умелые действия позволили не платить лишнего, то вам это вернется сторицей. Например, премией, которая окупит все хлопоты.
При более-менее ровном ритме поступления доходов предпочтение стоит отдать ежемесячным авансовым платежам в течение квартала с зачетом их суммы в счет уплаты налога по итогам отчетного периода. Здесь надо всеми силами пытаться сделать так, чтобы прибыль за 9 месяцев была минимальной, поскольку исходя из ее величины придется платить авансы аж 6 месяцев: в течение IV квартала текущего года и в течение I квартала следующего.
Как можно снизить прибыль 9 месяцев? Решение, лежащее на поверхности: перенести с сентября на октябрь наиболее крупные поставки, а также подписание актов выполненных работ либо оказанных услуг со значительными суммами. Выполнить запланированный дорогостоящий ремонт в период с июля по сентябрь, начислить в это же время наибольшие премии работникам, которых собирались поощрить. И конечно, если вы собирались покупать оборудование либо автомобили, июль, август, сентябрь - лучшее время для этого, так как амортизационная премия "съест" значительную часть прибыли. Тут главное не переборщить и не уйти в убыток, который налоговики ой как не любят.
Пример. Зависимость ежемесячных авансовых платежей IV квартала текущего года и I квартала следующего от прибыли за 9 месяцев текущего года
По итогам I квартала прибыль организации составила 3 000 000 руб., по итогам полугодия (нарастающим итогом) - 5 300 000 руб. На второе полугодие запланирована покупка автомобилей на сумму 1 500 000 руб. (амортизационная премия в размере 30% - 450 000 руб., возможная амортизация в расчетах не участвует). 20 сентября компания в качестве подрядчика планировала подписать акт выполненных работ на сумму 2 200 000 руб. Другие доходы за период июль - сентябрь составили 3 800 000 руб., а расходы - 2 400 000 руб.
1. Квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал равен 600 000 руб. (3 000 000 руб. х 20%), за полугодие - 460 000 руб. ((5 300 000 руб. х 20%) - 600 000 руб.).
2. Если организация купит автомобили в IV квартале и подпишет акт выполненных работ 20 сентября, прибыль 9 месяцев, рассчитанная нарастающим итогом с начала года, составит 8 900 000 руб. (5 300 000 руб. + (3 800 000 руб. + 2 200 000 руб. - 2 400 000 руб.)), а авансовый платеж по итогам периода будет равен 720 000 руб. ((8 900 000 руб. х 20%) - 600 000 руб. - 460 000 руб.). Это означает, что ежемесячно в течение октября - декабря текущего года и января - марта следующего года организации придется платить по 240 000 руб. (720 000 руб. / 3 мес.).
3. Если покупка автомобилей придется на июль - сентябрь, а подписание акта организация сдвинет на первые числа октября, прибыль за 9 месяцев снизится до 6 250 000 руб. (5 300 000 руб. + (3 800 000 руб. - 2 400 000 руб. - 450 000 руб.)), а авансовый платеж - до 190 000 руб. ((6 250 000 руб. х 20%) - 600 000 руб. - 460 000 руб.). Это дает всего 63 333 руб. (190 000 руб. / 3 мес.) ежемесячных авансов против 240 000 руб. при первом варианте.
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 6