Содержание
- ЗАПЛАТИТ ЛИ ФСС ПРОЦЕНТЫ ЗА ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫЕ ВЗНОСЫ
- МОГУТ ЛИ АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РАССЧИТЫВАТЬ НА ЛЬГОТЫ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ?
- ПЕЧАТЬ У ИП: НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА, НО ЖЕЛАТЕЛЬНА
- ПЛАТА "ЗА ГРЯЗЬ" - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ БУДУТ ИСКАТЬ (Должны ли "офисные" компании перечислять плату за загрязнение окружающей среды)
- МОЖНО ЛИ ВКЛЮЧИТЬ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ ПО ВАЛЮТНЫМ ДИВИДЕНДАМ В "ПРИБЫЛЬНЫЕ" РАСХОДЫ
- ДОПРОС СВИДЕТЕЛЯ В РАМКАХ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: КАК ПРОВОДИТСЯ И ОФОРМЛЯЕТСЯ
- О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ ПО ТРЕБОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
- ОБ ОТЧЕТНОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ
- О СРЕДНЕОТРАСЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ И ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КРИТЕРИЯХ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
ЗАПЛАТИТ ЛИ ФСС ПРОЦЕНТЫ ЗА ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫЕ ВЗНОСЫ
Шаронова Е.А.
Одна наша читательница пожаловалась, что ее территориальное отделение ФСС излишне взыскало с их организации страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Из-за какой-то якобы ошибки в своей программе отделение ФСС послало в банк требование о списании денег в счет уплаты страховых взносов в ФСС. Причем требование об уплате недоимки в организацию не поступало.
В результате с расчетного счета организации, где работает наша подписчица, были списаны деньги. И что еще более удивительно, у этой организации была переплата по взносам в ФСС, а не недоимка.
Как же теперь быть с этими деньгами (возвращать или нет) и можно ли как-то наказать отделение ФСС?
Требуем от ФСС проценты
Излишне взысканные страховые взносы (а также пени и штрафы) можно вернуть с процентами, сумма которых рассчитывается так <1>:
Сумма процентов | = | Излишне взысканные суммы | x | Количество календарных дней со дня, следующего за днем взыскания, по день возврата | x | 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей в эти дни |
Примечание. Некоторые бухгалтеры спрашивают, можно ли взыскать с отделения ФСС проценты за пользование чужими деньгами по ст. 395 ГК РФ. Нет, так сделать не получится. Ведь гражданское законодательство к отношениям в сфере обязательного социального страхования не применяется <2>.
Чтобы территориальное отделение вернуло вам деньги и заплатило проценты, надо подать в это отделение заявление о возврате излишне взысканных взносов по форме 24-ФСС РФ <3>. Сделать это нужно в течение 1 месяца со дня, когда вы узнали об излишнем списании взносов <4>. Как правило, узнаете вы об этом в день получения банковской выписки по расчетному счету. Если вы пропустите месячный срок на подачу заявления, за возвратом денег и процентов придется обращаться в суд. Исковое заявление можно подать в течение 3 лет со дня, когда вы узнали об излишнем списании <5>.
Интересно, что при подаче заявления о возврате по форме 24-ФСС вы должны указать в нем не только сумму излишне взысканных взносов, но и сумму причитающихся вам процентов.
Разумеется, на дату подачи заявления вы не сможете указать всю сумму процентов, которые набегут по день возврата. Вы ее просто не знаете. Ведь по закону ФСС должен вернуть взносы с процентами в течение 1 месяца со дня получения заявления <6>. Но когда конкретно Фонд вернет деньги, неизвестно.
Какую же сумму процентов писать в заявлении? Мы спросили об этом специалиста ФСС.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА - Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ
"В заявлении по форме 24-ФСС плательщик указывает проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов (в рублях), рассчитанные на дату подачи заявления.
Сначала территориальный орган Фонда выплачивает плательщику сумму процентов, которая указана в заявлении. А после получения уведомления из территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных плательщику денег Фонд в течение 3 дней производит перерасчет суммы процентов и доплату <7>".
Имейте в виду, что после получения от вас заявления о возврате излишне взысканных сумм Фонд вполне может предложить вам пройти сверку расчетов, что затянет процесс возврата денег.
Отражаем проценты в бухгалтерском и налоговом учете
С налоговым учетом процентов, полученных от ФСС, не все так просто. Если читать НК дословно, то получается, что при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы только в виде процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда) в соответствии с нормами статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ <8>.
Понятно, что проценты из внебюджетного фонда (ФСС или ПФР) организация получает на основании норм Закона N 212-ФЗ, а не НК. И хотя в приведенной нами норме НК <8> нет отсылки к Закону 212-ФЗ, было бы логично полученные из ФСС проценты не облагать налогом на прибыль. Ведь природа процентов, получаемых из бюджета, и процентов, получаемых из внебюджетного фонда, одна - компенсировать потери организации из-за неправомерных действий налоговых органов или внебюджетных фондов.
С вопросом, можно ли не платить налог на прибыль с полученных от ФСС процентов, мы обратились к специалисту Минфина. И получили такой ответ.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - Консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Перечень доходов, указанный в ст. 251 НК РФ, закрытый. Доходы в виде процентов, полученных в связи с переплатой взносов в ФСС, там не поименованы. Следовательно, сумму полученных от ФСС процентов организации придется включить в состав доходов и уплатить с нее налог на прибыль".
Действительно, если подходить формально, то так оно и получается. Но обидно с и так небольших сумм процентов платить еще 20% налога на прибыль.
В бухгалтерском учете операции, связанные с получением сумм процентов в связи с излишним взысканием взносов, надо отразить так.
Содержание операции | Дт | Кт |
На расчетный счет организации поступили проценты от ФСС | 51 "Расчетные счета" | 69-1 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" |
Признан прочий доход | 69-1 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" | 91-1 "Прочие доходы" |
Поскольку получение процентов не такая уж распространенная ситуация, чтобы не загромождать бухучет, можно сделать одну прямую проводку: Дт 51 - Кт 91-1, с указанием в аналитике, что это проценты, полученные от ФСС за излишнее взыскание страховых взносов |
***
Если с вас излишне взыскал страховые взносы не ФСС, а ПФР, порядок возврата аналогичный. Требуйте вернуть свои деньги с процентами. Хотя все мы понимаем, что возмещаемые фондами проценты малы и они не компенсируют реальные потери организации. Вы, конечно, можете пожаловаться начальнику отделения внебюджетного фонда или в вышестоящее отделение фонда на плохую работу сотрудников вашего отделения. Только смысла в этом нет. Скорее всего, вам скажут, что никто из сотрудников не виноват, это программа такая несовершенная, так что и поругать некого (разве что разработчика программы). Но вам-то от этого не легче.
<1> ч. 9, 14 ст. 27 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
<2> ч. 3 ст. 2 ГК РФ; Постановления ФАС ВСО от 04.03.2010 N А33-15317/2009; ФАС СКО от 27.02.2009 N А32-5056/2008-13/90
<3> приложение N 8 к Приказу Минздравсоцразвития от 11.12.2009 N 979н
<4> ч. 5 ст. 27 Закона N 212-ФЗ
<5> ч. 6 ст. 27 Закона N 212-ФЗ
<6> ч. 9 ст. 27 Закона N 212-ФЗ
<7> ч. 11 ст. 27 Закона N 212-ФЗ
<8> подп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 12
МОГУТ ЛИ АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РАССЧИТЫВАТЬ НА ЛЬГОТЫ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ?
Елина Л.А.
Рассмотрим ситуацию. Муниципальное автономное учреждение (МАУ), у которого основной вид деятельности - дополнительное образование детей, в основном оказывает услуги бесплатно и получает под это субсидии из местного бюджета, имея небольшую долю платных услуг. Других видов деятельности нет. МАУ применяет упрощенную систему налогообложения. Может ли в 2012 г. такая организация претендовать на льготные тарифы страховых взносов, в частности не платить взносы в ФСС и ФФОМС?
Новая льгота для некоммерческих организаций МАУ не подходит
С 2012 г. некоммерческие организации, применяющие упрощенку и занимающиеся, в частности, образованием, имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. Они могут платить взносы только в ПФР (по ставке 20%). Но эта льгота не распространяется на государственные и муниципальные учреждения <1>.
Льгота для упрощенцев: шансы есть, но споры будут
Есть также пониженные тарифы страховых взносов для обычных организаций, перешедших на упрощенку и занимающихся, в частности, образованием <2>. Льготный тариф страховых взносов тот же - 20% в Пенсионный фонд, а в ФСС и ФФОМС взносы платить не нужно <3>. Применять его могут любые упрощенцы, в том числе и государственные/муниципальные учреждения. Разумеется, если соблюдается условие: доля доходов от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70% в общем объеме доходов <4>.
Итак, МАУ применяет упрощенку. Вид деятельности льготный - дополнительное образование детей (ОКВЭД-80.10.3). Осталось определиться, соблюдается ли ограничение по доле доходов от этого вида деятельности при получении субсидий из бюджетов.
В целях Закона N 212-ФЗ упрощенцы определяют доходы по тем же правилам, что и при расчете налога при УСНО. Они определены в ст. 346.15 НК РФ <4>. В ней черным по белому написано, что доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не должны включаться в облагаемые доходы <5>. А именно в ст. 251 упомянуты субсидии, получаемые автономными и бюджетными учреждениями <6>. Получается, что субсидии, полученные МАУ, не надо учитывать ни при расчете общей суммы доходов, ни при расчете доходов от льготного вида деятельности.
А значит, если выручка от образовательных платных услуг у такого МАУ - единственный коммерческий доход, то доля доходов от льготного вида деятельности будет 100%. Соответственно, МАУ имеет полное право на применение пониженных тарифов.
Однако специалисты Минздравсоцразвития (ныне - Министерство труда и социальной защиты) считают иначе.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОТОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА - Заместитель директора Департамента социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России
"Субсидии, хотя не являются объектом обложения для упрощенки или вмененки, все же являются доходом. Поэтому если организация получает субсидию, то для определения общего объема доходов указанные суммы поступлений включаются в 100% доходов организации.
А вот при расчете "льготных" доходов (которые должны быть не менее 70% для использования льготы) доходы от субсидий не должны учитываться. Так как для определения указанной доли в расчет включаются только доходы от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении основного (льготного) вида экономической деятельности.
Поэтому некоммерческое муниципальное автономное учреждение, скорее всего, не будет иметь права на пониженный тариф. Ведь, как правило, платных услуг немного, а практически все доходы этой организации составляют субсидии".
Как видим, выявились разночтения в том, как именно нужно считать сумму всех доходов организации-упрощенца. И весьма вероятно, что по невыгодному варианту будут считать доходы и специалисты территориальных отделений внебюджетных фондов. Соглашаться вам с ними или нет - дело, естественно, ваше.
Однако если уж рассматривать бюджетные субсидии как доход, который надо учитывать при расчете общей суммы дохода, то логичнее продолжать учитывать такие субсидии и при дальнейших расчетах - то есть при расчете 70% "льготных" доходов. Ведь это - тоже доходы, непосредственно связанные с образовательной деятельностью. При таком подходе получается, что образовательное учреждение, оказывающее бесплатные (субсидируемые) и платные образовательные услуги, тоже будет иметь право на пониженные тарифы.
***
Итак, оказывается, норму о том, как именно считать сумму доходов автономным учреждениям, оказывающим платные образовательные, медицинские и прочие льготируемые услуги и находящимся на УСНО, можно читать по-разному. А это означает, что при подтверждении льготы споров по взносам не избежать. Однако, по нашему мнению, Закон - на стороне страхователей.
<1> п. 11 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
<2> подп. "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
<3> ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
<4> ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
<5> п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ
<6> подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 12
ПЕЧАТЬ У ИП: НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА, НО ЖЕЛАТЕЛЬНА
Суховская М.Г.
Как известно, предприниматели, в отличие от организаций, могут и не иметь собственной печати. Однако к тому, чтобы ее завести, их могут подстегнуть суровые реалии нашей действительности.
1. Печать ИП - один из обязательных реквизитов бланка строгой отчетности <1>. Так считают в Минфине <2>. И, если налоговики выявят отсутствие печати на БСО, выдаваемых предпринимателем, оказывающим услуги населению <3>, они могут расценить это как невыдачу БСО вовсе. А это приравнивается к неприменению ККТ и грозит штрафом в 3000-4000 руб. <4>
2. Заявку ИП на участие в конкурсе (тендере) могут отклонить из-за того, что на представленных документах нет печати. Хотя это и незаконно <5>.
3. Представителя ИП, действующего по обычной (не нотариальной) доверенности без печати, арбитражный суд может не допустить к процессу, посчитав, что его полномочия должным образом не подтверждены <6>.
4. Некоторые контрагенты могут отказаться работать с предпринимателем, который на составляемых документах ставит только свою подпись.
В то же время отсутствие печати предпринимателя:
- на договоре - не основание, чтобы признавать договор незаключенным <7>;
- в трудовой книжке работника, работавшего у ИП <8>, - не повод считать книжку оформленной с нарушениями.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
АНОХИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - Начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости
"По моему мнению, если работодатель-предприниматель не заверит своей печатью запись об увольнении работника в его трудовой книжке по причине отсутствия печати, это не будет иметь для работника никаких негативных последствий.
Ведь трудовая книжка - это основной, но не единственный документ, подтверждающий трудовой стаж работника. К примеру, для подтверждения страхового стажа при установлении трудовой пенсии первичным документом будут сведения индивидуального персонифицированного учета, которые работодатель обязан представлять на своих работников в орган ПФР <9>".
***
Безусловно, иметь предпринимателю печать или нет - это его личное дело. Но, сопоставив смешную стоимость ее изготовления (к примеру, в Москве цена обыкновенной печати начинается от 200 руб.) и возможные проблемы, вывод напрашивается сам собой: конечно, проще сделать печать! А вот и ее примерный образец.
Примечание. См. образец печати.
<1> подп. "и" п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства от 06.05.2008 N 359
<2> Письмо Минфина от 02.03.2009 N 03-01-15/2-69
<3> п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
<4> ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 17.02.2012 N 17-26/014139; Постановление 2 ААС от 01.12.2010 N А28-7716/2010
<5> Постановление ФАС ВСО от 05.11.2008 N А33-3638/08-Ф02-4977/08
<6> ч. 6 ст. 61 АПК РФ; Постановление 8 ААС от 11.05.2011 N А75-3259/2010
<7> Постановление ФАС СЗО от 24.03.2009 N А52-3612/2008
<8> п. 35 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225
<9> п. 1 ст. 8 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 12
ПЛАТА "ЗА ГРЯЗЬ" - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ БУДУТ ИСКАТЬ (Должны ли "офисные" компании перечислять плату за загрязнение окружающей среды)
Попов П.А.
Плата за загрязнение окружающей среды в небольших компаниях всегда была головной болью бухгалтеров, так как отдельного эколога в штате нет. И именно бухгалтерам приходится заниматься расчетом платы, сдачей соответствующей отчетности и "защитой" расчета в органах контроля.
А тут еще недавно появились Методические рекомендации Росприроднадзора, которые рассказывают инспекторам, как выявлять и штрафовать неплательщиков платы <1>. Так что проверки наверняка участятся.
Итак, что с этой платой происходит сейчас и нужно ли бухгалтерам "офисных" компаний следить за всей этой "мусорной" темой?
Проверьте, обязаны ли вы вносить плату
ВАРИАНТ 1. Вы сбрасываете мусор в контейнеры
В последующем его вывозят на свалку мусоровозами по договору - вашему или арендодателя, если вы арендатор. Инспекторы до сих пор считают, что вносить плату за мусор в такой ситуации должны вы, так как именно в результате вашей деятельности он образовался. Но, если вас попробуют оштрафовать за невнесение платы в части вывезенного мусора, смело обжалуйте постановление о наложении штрафа. Ведь плата вносится за размещение отходов. А еще в 2009 г. ВАС РФ решил: если собственник недвижимости вывозит мусор на не принадлежащий ему объект размещения (свалку, полигон ТБО), он размещением отходов не занимается <2>. Этим занимается владелец объекта размещения отходов <3>. Суды следуют позиции ВАС и не дают органам контроля взыскивать плату и штрафовать за ее невнесение в части вывозимого на свалки мусора <4>.
ВАРИАНТ 2. У вас есть транспорт - свой или арендованный
Это железное основание вносить плату, рассчитываемую как произведение потребленного объема топлива (литры топлива переводим в тонны), ставки платы по соответствующему топливу, регионального и годового (по Закону о бюджете) коэффициентов <5>.
В то же время проверить данные о расходе топлива инспекторы смогут только в ходе выездной проверки, которую еще надо назначить. Ведь само наличие на балансе транспорта еще не означает факта негативного воздействия <6>. Впрочем, если у вас транспортная компания, то суды могут посчитать факт эксплуатации транспорта доказанным <7>.
Что грозит нарушителям
Штраф за невнесение платы "за грязь" составляет 50-100 тыс. руб. <13> Причем формулировка ст. 8.41 КоАП РФ ("невнесение в установленные сроки платы") такова, что опаздывать с уплатой хотя бы на день опасно: на ровном месте можно получить минимальный штраф 50 тыс. руб.
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Обязательно нужно иметь паспорта на образующиеся в организации отходы I-IV классов опасности (а это в том числе и несортированный мусор от бытовых помещений <8>) и сдавать отчетность по образованию и движению отходов <9>. Иначе орган контроля может оштрафовать за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий <10> или за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами <11>. А здесь потолки штрафа для организации - 100 и 250 тыс. руб. соответственно <12>.
Имейте в виду, если у вашей компании есть помещение или автотранспорт, но она не вносит плату за загрязнение окружающей среды, органы контроля могут запросить у вас соответствующую информацию об образовании отходов или потреблении транспортом топлива. Если не реагировать на такой запрос, руководителю грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300-500 руб. (организации - 5000 руб.). Тогда установить обязанность внесения платы орган контроля может только путем назначения выездной проверки с затребованием документов на месте.
***
Если вы вносили плату за офисный мусор в 2009-2011 гг., а сейчас поняли, что этого делать было не нужно, вы можете вернуть излишне уплаченные суммы. Подайте уточненки по расчету, приложите к ним подтверждающие документы (например, копию договора на вывоз мусора) и заявление о возврате излишне уплаченных в бюджет средств <14>.
Если Росприроднадзор откажется вернуть плату или просто проигнорирует вашу просьбу, обжалуйте его действия (бездействие) в суд. Судебная практика на этот счет довольно богатая <15>.
<1> Приказ Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213
<2> Постановления Президиума ВАС от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N 4433/10, от 12.07.2011 N 1752/11
<3> ст. 1 Закона от 24.06.98 N 89-ФЗ
<4> Постановления ФАС ВВО от 31.05.2010 N А79-3668/2009; ФАС ВСО от 17.03.2011 N А19-17428/10; ФАС ЗСО от 27.01.2011 N А02-860/2010; ФАС СЗО от 12.10.2010 N А21-228/2009; ФАС СКО от 20.12.2010 N А32-19136/2010-4/374-184АЖ; ФАС ЦО от 03.02.2010 N А23-1764/09А-11-67
<5> Порядок, утв. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204; приложение 1 к Постановлению Правительства от 12.06.2003 N 344
<6> Постановление ФАС СКО от 15.06.2010 N А53-26955/2009
<7> Постановление ФАС УО от 12.02.2008 N Ф09-280/08-С1
<8> Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом МПР от 02.12.2002 N 786
<9> пп. 2, 3 ст. 14, п. 3 ст. 18 Закона от 24.06.98 N 89-ФЗ; Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903
<10> ст. 8.1 КоАП РФ
<11> ст. 8.2 КоАП РФ
<12> Постановление Президиума ВАС от 12.07.2011 N 709/11
<13> ст. 8.41 КоАП РФ
<14> ч. 2 ст. 160.1 БК РФ
<15> Постановления ФАС СЗО от 09.08.2011 N А64-6223/2010, от 12.09.2011 N А13-1058/2011; ФАС ЦО от 06.04.2011 N А64-4355/2010; ФАС ПО от 26.04.2011 N А55-14600/2010
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 13
МОЖНО ЛИ ВКЛЮЧИТЬ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ ПО ВАЛЮТНЫМ ДИВИДЕНДАМ В "ПРИБЫЛЬНЫЕ" РАСХОДЫ
Елина Л.А.
Как известно, во внереализационных расходах для целей налогообложения прибыли можно учесть отрицательные курсовые разницы, возникшие из-за пересчета валютных долгов <1>. Однако иногда у инспекторов возникают интересные идеи. К примеру, одна инспекция решила, что такие разницы можно учесть в расходах, только если сами пересчитываемые суммы учитываются при расчете налога на прибыль. Такие претензии она предъявила обществу, которое учло во внереализационных расходах отрицательные курсовые разницы по дивидендам, начисленным в евро. Цена вопроса - несколько миллионов рублей! Не удивительно, что дело дошло до Высшего арбитражного суда.
Отрицательная курсовая разница возникает при уценке имущества в виде валютных ценностей/требований или при дооценке валютных обязательств.
Итак, давайте рассмотрим позиции сторон, участвовавших в споре.
Акционерное общество начислило в 2009 г. дивиденды иностранной компании. С момента начисления дивидендов до даты их выплаты курс евро значительно вырос. В результате у общества возникли отрицательные курсовые разницы из-за изменения официального курса рубля:
- на конец месяца, в котором начислены "евровые" дивиденды;
- на дату их перечисления иностранному акционеру.
Все эти разницы общество и отнесло на уменьшение базы по налогу на прибыль как внереализационные расходы <1>. Проверяющие решили, что такие расходы неправомерны, поскольку сами выплаченные дивиденды не учитываются в налоговых расходах <2>.
***
ВАС оставил в силе решение апелляционной инстанции, которая поддержала общество <3>. Ведь, во-первых, отрицательная курсовая разница, полученная при дооценке "евровых" дивидендов, сама по себе дивидендами не является и не увеличивает их размер. А во-вторых, Налоговый кодекс не запрещает учитывать отрицательные курсовые разницы, возникшие в связи с переоценкой обязательств по выплате дивидендов.
<1> подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ
<2> п. 1 ст. 270 НК РФ
<3> Постановление Президиума ВАС от 29.05.2012 N 16335/11
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 13
ДОПРОС СВИДЕТЕЛЯ В РАМКАХ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: КАК ПРОВОДИТСЯ И ОФОРМЛЯЕТСЯ
Полянская В.А.
Допросы свидетелей уже давно стали обычными мероприятиями налогового контроля для большинства инспекций. Ограничений относительно того, в каких случаях налоговики могут проводить допрос, нет <1>. То есть они могут допросить вас как свидетеля и в ходе выездной проверки, и в ходе камеральной <2>, и в ходе встречной проверки вашего контрагента.
Таким образом, вполне может случиться так, что в один прекрасный день вас вызовут на допрос. Пугаться не стоит. Просто вам следует четко знать, как должен проходить допрос, как он оформляется и как лучше себя вести во время этой не очень приятной процедуры.
Кого налоговики могут вызвать в качестве свидетеля
Свидетелем может стать любой человек, который, по мнению налоговиков, знает что-то, имеющее значение для проверки <3>. При этом налоговики сами определяют, кто может обладать необходимыми сведениями, и не обязаны обосновывать свой выбор. На допрос могут быть вызваны руководитель вашей организации, бухгалтер, сотрудники и даже руководитель, бухгалтер и сотрудники вашего контрагента, если в рамках проверки вашей организации у налоговиков возникли какие-то сомнения.
Есть три категории лиц, которые не могут быть допрошены <4>:
- лица, не достигшие 14 лет (малолетние) <5>;
- лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
- лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат, <6>, аудитор <7>, нотариус <8>).
Как правило, ни у бухгалтера, ни у руководителя нет времени (и желания) посещать допрос. Поэтому первый вопрос, который возникает, если вызвали на допрос, - можно ли не явиться и чем это грозит?
Когда можно не явиться на допрос
За неявку или уклонение от явки для дачи свидетельских показаний вам грозит штраф в размере 1000 руб. <9> При условии что налоговики подтвердят документально, что вызывали вас на допрос, и при этом у вас не было уважительных причин не явиться.
Конечно, размер штрафа не сильно устрашает, и многие предпочитают не являться на допрос без объяснения причин. Но следует учесть, что налоговики могут направить запрос в правоохранительные органы об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. Поэтому лучше не доводить до того, когда вас начнет разыскивать полиция, и явиться добровольно.
Если вы не можете прийти на допрос, обязательно сообщите об этом в инспекцию. Если вам затруднительно добраться до ИФНС из-за болезни, старости или инвалидности, налоговики могут сами к вам прийти <10>.
Кроме того, по усмотрению налоговиков уважительными причинами неявки на допрос могут быть признаны и другие причины. Например, если вас вызвали в инспекцию, расположенную в другом регионе. В этом случае проверяющие могут пойти навстречу и разрешить вам дать показания в налоговом органе по месту пребывания (жительства). Однако они не обязаны этого делать <11>. Поэтому может случиться так, что вам придется ехать на допрос в другой город.
Но унывать не стоит. Вы имеете право на выплату суточных и на возмещение расходов, связанных с проездом до места допроса и проживанием (если нет возможности вернуться в тот же день) <12>. Эти расходы финансируются из федерального бюджета и оплачиваются после проведения допроса <13>. Кроме того, за время отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы за вами сохраняется <14>.
В общем, если налоговики решили вас допросить, то они найдут способы это сделать. В ваших же интересах - явиться на допрос или хотя бы своевременно сообщить о причинах неявки.
Когда можно отказаться от дачи показаний
На допросе от дачи свидетельских показаний можно отказаться на вполне законных основаниях <15>. Например, вы не обязаны свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) <16>.
Очень часто на право не свидетельствовать против самого себя ссылается руководитель организации, в отношении которой проводятся мероприятия налогового контроля. Однако в такой ситуации налоговики проводят допрос в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не его самого. Поэтому это не основание для отказа. Другое дело, если свидетель - предприниматель и его вызвали в качестве свидетеля по проверке в отношении него же <17>. Он может отказаться от дачи показаний.
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если на допрос вызвали руководителя проверяемой организации, то он не сможет отказаться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на то, что он не хочет свидетельствовать против самого себя.
Отказаться от дачи свидетельских показаний, основываясь на том, что вам ничего не известно, тоже не получится. Налоговики сами определяют необходимость привлечения вас как свидетеля, и, если они посчитали, что вы можете им что-то сообщить, вам лучше явиться. В этом случае можно просто отвечать "не знаю", "не помню", "не уверен" и так далее. Это уже не будет считаться отказом.
При этом неправомерный отказ от дачи показаний приравнивается к даче заведомо ложных показаний и грозит штрафом в 3000 руб. <18>
СОВЕТ
Если у вас нет оснований для неявки на допрос, но есть основания для отказа от дачи показаний - идите в ИФНС и там отказывайтесь. Однако, как видим, причин не так уж и много. Поэтому, скорее всего, свидетельствовать все же придется. В этом случае лучше заранее продумать свою позицию и подготовиться. Например, законспектировать информацию, которая может заинтересовать налоговиков, чтобы не запутаться.
Как проходит допрос
Допрос может проводить любое должностное лицо налогового органа, а не только инспектор, который проводит проверку <19>. Результаты допроса оформляются протоколом <20>.
Перед началом допроса инспектор:
- проверяет документы, удостоверяющие личность свидетеля;
- выясняет, владеет ли свидетель русским языком (если нет, решается вопрос о привлечении переводчика <21>);
- предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний <22>.
Инспектор также должен вас предупредить, будут ли использованы в процессе допроса, например, диктофон или видеокамера. Об этом в протоколе делается специальная отметка, и впоследствии запись прикладывается к протоколу и является способом закрепления доказательств <23>.
Оформлением протокола занимается инспектор. От вас требуется:
- проверить сведения о себе и расписаться под ними;
- расписаться в том, что вы ознакомлены со своими правами и обязанностями, в частности об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний;
- внимательно прочитать протокол по окончании допроса и, если вы с чем-то не согласны и у вас есть замечания, указать на них в протоколе;
- подписать сам протокол.
Все присутствующие (инспектор, переводчики и другие лица) также должны расписаться. Если в ходе допроса использовались какие-либо документы или материалы (например, фотографии или видеозаписи), независимо от того, кто их предъявлял, они должны быть приложены к протоколу.
Выдать вам копию протокола налоговики могут, но не обязаны.
***
Доказательную силу имеет только допрос, оформленный протоколом. Объяснительные записки, опросы устные и письменные не могут являться доказательством правонарушения, так как от них можно отказаться. Также не имеет доказательной силы информация, сообщенная налоговикам по телефону <24>.
<1> подп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ
<2> Письмо Минфина от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411
<3> п. 1 ст. 90, подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ
<4> п. 2 ст. 90 НК РФ
<5> п. 1 ст. 11 НК РФ; п. 1 ст. 28 ГК РФ
<6> ст. 8 Закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ
<7> ст. 9 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ
<8> ч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 N 4462-1
<9> ст. 128 НК РФ
<10> п. 4 ст. 90 НК РФ
<11> Письмо Минфина от 13.05.2011 N 03-02-08/55
<12> п. 1 ст. 131 НК РФ
<13> п. 4 ст. 131 НК РФ; Постановление Правительства от 16.03.99 N 298
<14> ст. 170 ТК РФ
<15> п. 3 ст. 90 НК РФ
<16> п. 1 ст. 51 Конституции РФ; ст. 14 Семейного кодекса РФ
<17> Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2010 N А70-8124/2009
<18> ст. 128 НК РФ
<19> п. 5 ст. 90 НК РФ; Постановление ФАС МО от 01.07.2008 N КА-А40/5692-08
<20> п. 1 ст. 90, п. 1 ст. 99 НК РФ; форма утверждена Приказом ФНС от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@
<21> п. 1 ст. 97 НК РФ
<22> п. 5 ст. 90 НК РФ
<23> Постановление ФАС СКО от 19.06.2006 N Ф08-2677/2006-1112А
<24> Постановление ФАС МО от 28.04.2010 N КА-А40/4027-10
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 13
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ ПО ТРЕБОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Мухин М.С.
Тема безграничного и беспредельного истребования документов в рамках камеральной проверки в очередной раз получила свое развитие в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда. Честно говоря, я даже не ожидал, что такой вопрос может дойти до ВАС.
То, что при камеральных проверках требуют дополнительные документы, известно всем. Причем подавляющему большинству налогоплательщиков понятно, что делается это незаконно. Ведь есть норма статьи 88 НК, запрещающая истребовать дополнительные документы, за весьма незначительными исключениями.
Тем не менее налоговики документы требуют. И понятно, что, когда обычный, рядовой бухгалтер получает такое требование о представлении документов, он делает одно из двух: либо исполняет его, либо выбрасывает в корзину. Причем, как мне известно, люди, выбравшие второй вариант, ничем за это не поплатились.
А вот третий вариант, когда требование о представлении документов обжаловалось бы в суде, практически не встречается. В моей практике такое было только один раз, когда один принципиальный налогоплательщик решил обжаловать каждый "чих" налогового органа, в том числе и требование о представлении документов, выставленное в ходе камеральной проверки. Так вот, то судебное заседание длилось всего семь минут. Требование было признано недействительным, и налоговый орган даже не подал апелляцию. Потому что всем понятно, что такие требования незаконны. Поэтому я и не думал, что такое дело когда-нибудь доберется до Президиума ВАС. Правда, там история была немножко подкорректирована весьма интересными обстоятельствами.
Организация сдала уточненную декларацию, в которой уменьшила сумму налога на прибыль почти на 17 миллионов рублей. Налоговая инспекция, конечно, потребовала первичные документы, подтверждающие причины произошедшего. Налогоплательщик это требование не исполнил. И ладно бы инспекция просто бы его оштрафовала за непредставление документов, но она доначислила ему те самые 17 миллионов.
Дело, конечно, попало в суд. Суды трех инстанций единодушно решают этот спор в пользу налоговой инспекции. Но Президиум ВАС встал на сторону налогоплательщика и напомнил нижестоящим судам, равно как и инспекции, что требование о представлении дополнительных документов и пояснений в ходе камеральной проверки может предъявляться налогоплательщику в строго определенных случаях. И в частности, когда выявлены ошибки в декларации или есть несоответствие сведений в представленных документах сведениям, которыми располагает налоговый орган. Но в том деле инспекция не заявила о выявлении ошибок и противоречий в представленных налогоплательщиком сведениях, что исключает возможность запрашивать у него документы по его финансово-хозяйственной деятельности.
Я понимаю налоговиков и солидарен с ними в том, что статью 88 Налогового кодекса надо поправить так, чтобы у них было право истребовать у налогоплательщика пояснения и документы, если он уточненной декларацией радикально меняет свои налоговые обязательства. Однако рассуждать об этом праве можно сколько угодно, но на данный момент Налоговый кодекс такого права налоговикам не дает.
Теперь поговорим об одном из тех самых исключений из общего правила, предоставляющих налоговому органу право истребовать дополнительные документы. Предусмотрено это исключение пунктом 8 статьи 88 Налогового кодекса.
Эта норма разрешает налоговым инспекциям истребовать документы при проверке декларации по НДС, по которой налог заявлен к возмещению в соответствии со статьей 172 НК РФ. Каждый, кто сталкивался с такими камеральными проверками, знает, что налоговые органы, не замечая ссылку на статью 172, требуют что угодно. Хотя в статье 172 названы совершенно конкретные документы: счета-фактуры, первичные документы о принятии к учету ТМЦ, работ или услуг и некоторые другие документы в отдельных случаях. Например, при вычете авансового НДС - платежные документы. Но совершенно точно в этой статье не упомянуты книги покупок, книги продаж, журналы учета счетов-фактур, документы складского учета. Хотя на практике их все равно требуют.
Правда, суды очень часто встают на сторону налогоплательщиков, отказывающихся представлять документы, которые не указаны в статье 172 НК.
Следующий важный момент касается истребования документов при встречных проверках. С полной уверенностью могу заявить, что у нас всю страну налоговые органы замучили встречными проверками, потому что при их проведении истребуется совершенно чудовищный объем документов. Причем зачастую незаконно, в нарушение пункта 1 статьи 93.1.
Эта норма позволяет истребовать только документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Налоговые же органы истребуют не только те документы, которые касаются деятельности плательщика, скажем, договоры, счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ, платежки, но вообще все, что придет им в голову. В том числе и документы по поставщикам проверяемого налогоплательщика, по взаимоотношениям с поставщиками тех поставщиков и так далее.
С таким положением вещей нужно бороться. Можно оспаривать такие незаконные требования в суде. Причем шансов выиграть довольно много. Однако я всегда советую не бежать сразу в суд, а постараться вразумить инспекцию ответным письмом на такое требование. Я даже разработал специальный бланк такого письма, он состоит из двух частей. В первой содержится ответ на требование в той его части, которая статью 93.1 не нарушает. Мол, направляем вам документы и подтверждаем, что товар отгружали, деньги получали, все учли при определении налоговой базы. Вторая часть касается тех документов, которые ИФНС требует незаконно, с объяснением причины отказа. Составляем такое письмо в трех экземплярах. Первый экземпляр отправляем в свою инспекцию, второй - в инспекцию нашего контрагента, третий - самому контрагенту.
Всегда говорю: "Не жалейте нескольких десятков рублей, отправьте такое письмо своему контрагенту". Тем самым вы не дадите инспекции возможность шантажировать его тем, что вы не подтвердили взаимоотношения с ним или вообще не отреагировали на требование инспекции. Имея на руках ваше письмо, контрагент будет знать, что именно вы ответили инспекции и какие документы представили.
И не бойтесь отказывать инспекции в представлении тех документов, которые она истребовать не вправе. Даже если вас оштрафуют по статье 129.1 НК РФ, этот штраф запросто можно оспорить. Подтверждение тому - Постановление Президиума ВАС от 18 октября 2011 года N 5355/11. Пусть в том деле штрафовали банк за то, что он не предоставил ИФНС данные по своему клиенту, но подход-то тот же. Организацию нельзя наказывать за неисполнение незаконного требования налогового органа.
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 7
ОБ ОТЧЕТНОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ
Наумчук М.Н.
Вопрос: Лектор рассказал о том, что нужно учесть, составляя по итогам полугодия налоговые отчеты. А что с отчетностью по страховым взносам? Вопросов при ее подготовке тоже возникает достаточно, взять хотя бы заполнение страховых форм. Какие здесь есть проблемы?
М. Н.: Вы правы, на отсутствие трудностей здесь жаловаться не приходится. Их столько, что хватит на отдельный семинар. Но раз уж вы подняли тему заполнения расчетов по взносам, расскажу, какие задачи вынуждены решать бухгалтеры при отражении в расчетах полученных итоговых данных.
Больше всего вопросов возникает по формированию расчета РСВ-1 и персонифицированных сведений. Начну с тех, которые "выросли" из поправок, внесенных в форму РСВ-1 с 2012 года <1>. И в первую очередь - где и как в расчете РСВ-1 отражать остатки по страховым взносам в ТФОМС, подлежащие уплате на конец 2011 года? В разделе 1 обновленной формы для них просто нет места. Оно и понятно - ведь с этого года все платежи идут только в ФФОМС.
В ПФР считают, что эти остатки спокойно можно приплюсовать к остаткам по ФФОМС и полученную сумму уже показать в графе 5 строки 100 раздела 1 формы РСВ-1 ПФР. Но учтите: если на конец 2011 года по ТФОМС у вас была переплата, это еще не означает, что ее автоматически "перекинут" в ФФОМС, как при погашении пеней и штрафов <2>. Для такого зачета придется писать заявление. Если его не будет, на недоимку по взносам в федеральный фонд, "закрытую" переплатой в ТФОМС, начислят пени <3>.
Причиной появления следующей проблемы послужило то, что до 2012 года начисленные взносы отражались в РСВ-1 только в рублях, а в учете и персонифицированной отчетности - вместе с копейками. Из-за этого почти у всех страхователей вылезали копеечные расхождения. Пока их появление было неизбежно, основная масса бухгалтеров даже не задумывалась, как от них избавиться. Зачем? Ведь они все равно снова появятся. Но с этого года новых разниц уже не возникает, так как теперь расчет тоже заполняется в рублях и копейках. А потому многие уже стали думать - как нивелировать имеющиеся расхождения?
Однако, прежде чем что-то предпринимать, определите для себя, чего вы хотите добиться путем устранения расхождений. Если ваша цель только в том, чтобы цифры в бухучете соответствовали цифрам в РСВ-1, то нет ничего проще: отнесите разницу на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Если же нужно, чтобы сходились все остатки (и в учете, и в РСВ-1, и в персонифицированных сведениях), то другого способа, кроме как подгонять цифры в РСВ-1 к бухучету, я не вижу. При таком варианте следует уменьшать (или увеличивать) значения не самих остатков и не уплаченных сумм взносов, а именно начисленных (показатели строк 110-113 раздела 1). Во-первых, именно из-за последних и образовались разницы. А во-вторых, на этапе сдачи отчетности фонд попросту не сможет проверить, насколько вы их правильно указали в расчете. И, конечно, убирать расхождения лучше не сразу, а постепенно: по рублю, по 50 копеек и так далее.
Кстати, по поводу уплаченных сумм. Как и раньше, взносы надо перечислять только в рублях, никаких копеек. Это прямая норма закона, и она не изменилась <4>. Так что если текущие начисления содержат копейки, то значения меньше 50 копеек надо отбросить, а больше - округлить до полного рубля. Но учтите: если из-за такого округления в фонд вы перечислите меньше начисленного, пусть даже на несколько копеек, на них вам автоматически начислят пени. Хотя, на мой взгляд, это неправомерно. Не ваша вина, что правила уплаты взносов таковы, что из-за них копейки вы недоплатили. Правда, доказывать это, чтобы не платить такие же копеечные пени, - себе дороже. Поэтому мой вам совет - начисленные взносы округляйте всегда в бОльшую сторону, независимо от того, какая сумма стоит после запятой - меньше 50 копеек или больше. Так вам и закон удастся соблюсти, и пеней избежать.
Теперь о том, как перечисленные суммы показывать в отчетности. С РСВ-1 все понятно - сколько уплатили, столько же указали. А вот в АДВ-6-2 их надо отражать в размере не больше начисленных. К примеру, начислили 100 рублей 75 копеек, заплатили 101 рубль. В расчете по взносам в ПФР указываете 101 рубль, а в персонифицированной отчетности - только 100 рублей 75 копеек. Это потому, что 25 копеек свыше этой величины - уже переплата, а она в индивидуальных сведениях не показывается <5>. Пусть вас не смущает, что показатели строки 144 в графах 3 и 4 раздела 1 расчета РСВ-1 не сойдутся с аналогичными показателями в АДВ-6-2. Проверочные программы допускают такое небольшое расхождение.
Вопрос. А как же со взносами, уплаченными с выплат свыше 512 тысяч рублей, на солидарную часть тарифа? Надо ли их отражать в персонифицированной отчетности?
М. Н.: Нет, не надо.
Вопрос. Но в Пенсионном фонде нам сказали, чтобы мы их там показали, иначе формы АДВ-6-2 и РСВ-1 не пройдут проверочный алгоритм. А раз так, то и сдать их не получится.
М. Н.: Я слышала, что специалисты ПФР настоятельно рекомендуют это сделать, но в сущности это неправильно. Взносы на страховую и накопительную части указываются в форме СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2, а следом за ними и в АДВ-6-2 в размере фактически начисленных сумм, но не более чем с 512 тысяч рублей. Об этом прямо сказано в Инструкции по заполнению персональных сведений <6>. Это связано с тем, что взносы, уплаченные свыше предельной базы по тарифу 10 процентов, не отражаются в лицевых счетах работников и не формируют расчетный пенсионный капитал <7>. И в том, чтобы их указывать в персонифицированной отчетности, просто нет никакого смысла. Поэтому я надеюсь, что к сдаче полугодовой отчетности в ПФР его программисты проверочные алгоритмы уже поправят.
Какими еще вопросами озадачиваются ваши коллеги? К моему удивлению, некоторые спрашивают, в какой строке расчета РСВ-1 отражать выплаты временно пребывающим иностранцам, с которыми трудовой контракт заключен меньше чем на полгода. Ответ - ни в какой. Выплаты таким работникам вообще в страховой отчетности фигурировать не должны, поскольку в ней показываются только суммы, которые являются объектом обложения взносами <8>. А выплаты таким иностранцам в объект не включаются, ведь они не застрахованы ни в пенсионной системе, ни по обязательному медицинскому страхованию <9>.
Еще один часто задаваемый вопрос касается взносов с выплат работнику, переведенному из филиала, который сам отчитывается в фонды, в головной офис и наоборот. Понятно, что предельную базу по взносам по такому работнику новое подразделение будет определять с учетом сумм, уже полученных им с начала года <10>. Но должно ли оно эти суммы показывать в своих расчетах?
Конечно, этого делать не нужно. В страховой отчетности и, в частности, в персональных сведениях чужие суммы фигурировать не должны, пусть даже они и выплачены в рамках той же организации <11>. Также не надо показывать в своей отчетности и чужие взносы. Поэтому каждое из подразделений в своих расчетах должно отразить:
- в облагаемой базе - только свои выплаты работнику;
- в начисленных взносах - суммы, рассчитанные со своих выплат с учетом вознаграждений, полученных им в другом подразделении.
К примеру, в новом подразделении работнику было выплачено 70 тысяч рублей. Но взносы на эту сумму не начислялись, поскольку к моменту выплаты база уже достигла 512 тысяч. В отчетности этому подразделению в качестве базы надо показать 70 тысяч рублей, а сумму начисленных взносов - 7 тысяч (70 000 руб. х 10%). И дабы заранее предвосхитить вопросы проверяющих, можно (но не обязательно) сопроводить расчеты пояснительной запиской.
Вопрос. А у нас трудности с определением кода категории застрахованного лица некоторым работникам.
М. Н.: А поподробнее? Трудности какого плана?
Наша организация и торгует лекарствами в розницу, и изготавливает их по заказу граждан. С зарплаты фармацевтов, занятых в розничной торговле, мы начисляем только пенсионные взносы по пониженному тарифу 20 процентов, так как эта деятельность у нас на ЕНВД. Естественно, зарплату остальных работников облагаем взносами по обычному тарифу. Если кто-то из продавцов заболевает или уходит в отпуск, его заменяет работник, который в основное время занимается изготовлением лекарств. Тогда ту часть его заработка, которая относится к деятельности на ЕНВД, мы облагаем по пониженному тарифу, а другую - по основному. Какой код категории застрахованного лица присвоить такому работнику - "АСБ" или "НР"?
М. Н.: В такой ситуации присваиваете ему оба кода: и "АСБ" (работники аптечных организаций с льготным тарифом) и "НР" (работники организаций с общим тарифом). В персонифицированной отчетности по каждому из этих кодов готовите отдельные сведения <12>. В результате те работники, которые заняты в фармацевтической деятельности на ЕНВД и в иной деятельности, попадут в оба реестра СЗВ-6-2. В одном реестре вы покажете выплаченные работнику суммы, с которых взносы были начислены по льготному тарифу, а во втором - по обычному.
В РСВ-1 у вас также будет оформлено два раздела 2 - свой на каждый код тарифа ("01" и "11") <13>. Главное - укажите сами коды, а то некоторые страхователи подчас забывают это сделать. Еще нередко забывают указывать коды ОКАТО и ОКВЭД, номер контактного телефона. Также среди частых ошибок - несоответствие названия организации в РСВ-1 учредительным документам <14>. А встречаются ошибки и вовсе из ряда вон. Некоторые страхователи в состав входящих остатков по строке 100 раздела 1 умудряются включать остатки по пенсионным взносам, уплаченным когда-то в составе ЕСН. Конечно же, их там быть не должно.
Вообще, перечень характерных ошибок, допускаемых страхователями, можно найти на официальном сайте ПФР в разделе "Работодателям" (Уплата страховых взносов и представление отчетности -> Отчетность и порядок ее представления -> Типовые ошибки плательщиков страховых взносов в отчетах, предоставляемых в ПФР). На этом же сайте можно совершенно бесплатно скачать программы для проверки пенсионной отчетности (Работодателям -> Бесплатные программы для работодателей). Согласитесь, прежде чем сдавать отчеты, разумно проверить их на правильность заполнения.
Вопрос. Скажите, вот мы заполняем отчетность правильно, ошибок проверочная программа не выдает. Но мы на упрощенке и к тому же занимаемся льготными видами деятельности, поэтому начисляем взносы по пониженным тарифам. Так вот, без документов, подтверждающих льготы, работники фондов отказываются принимать наши расчеты.
М. Н.: Вы не единственные, кто на это жалуется. Конечно, это самоуправство территориальных отделений. Никаких специальных документов на этапе сдачи расчетов страхователь представлять не должен. Право на пониженные ставки подтверждается лишь заполнением в РСВ-1 специального раздела 3, а в 4-ФСС - таблиц 4-4.4. Это неоднократно разъясняли и Минздравсоцразвития, и ПФР, и даже ФСС <15>. Другое дело, если у проверяющих появились сомнения, они могут запросить такие документы в ходе камеральной проверки уже принятых расчетов <16>. Но уж никак не отказывать в их приемке.
Если же работники фондов продолжают упрямиться, отправьте расчеты почтой. Рекомендую это сделать именно ценным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Причем второй экземпляр описи с отметкой почтового отделения должен остаться у вас. Он вместе с почтовой квитанцией в случае чего подтвердит отправку отчетности. А уведомление о вручении, вернувшееся вам после получения расчетов территориальным отделением фонда, будет лишь дополнительным подтверждением <17>.
Так же можно поступить, если ваш местный ФСС отказывается принимать у вас уточненки по взносам в соцстрах. Я знаю, что некоторые отделения на местах до сих пор практикуют такие отказы даже тогда, когда уточненный 4-ФСС - к доплате и страхователь попросту обязан его сдать <18>. Объясняют они это тем, что электронная база уже "закрыта" и в нее невозможно внести изменения.
Конечно, как и в предыдущем случае, такой отказ незаконен. Более того, согласно новому Административному регламенту представления этого расчета оснований для отказа в его приемке у ФСС вообще быть не может <19>.
Если спорить со своим ФСС вы все же не хотите, а потому недоначисленные в прошлом суммы отражаете в текущем отчете, учтите, что у Фонда есть все основания, чтобы вас оштрафовать за неуплату взносов. Ведь пока неизменным условием освобождения от штрафа является представленный уточненный расчет <20>.
Кстати, раз уж речь зашла об ответственности, напомню, что с 1 января этого года правила определения штрафа за опоздание со сдачей страховой отчетности несколько изменились. Штраф теперь считается не от суммы, подлежащей уплате на основании расчета, а от суммы, начисленной по расчету за последние 3 месяца <21>. То есть, по мнению ФСС, без учета сумм, направленных на выплату пособий по листкам нетрудоспособности <22>.
Вопрос. А можно страховую отчетность послать по почте, если при ее электронной отправке возникли технические сбои?
М. Н.: Можно, но здесь учтите вот что. Если представлять расчеты по телекоммуникационным каналам связи - ваша обязанность, а вы сдали их на бумаге, то фонд вправе оштрафовать вас за это на 200 рублей <23>. Но только если в том была ваша вина <24>.
Если в техническом сбое виноваты не вы (отключение электричества, проблемы на линии связи и т.д.), советую заранее запастись документами, подтверждающими этот факт. К примеру, письмом оператора связи о таком сбое. Если такой обязанности у вас нет, спите спокойно, ничего вам за отправку расчетов по почте не грозит.
Вообще по сдаче расчетов по "электронке" у страхователей возникает много вопросов. К примеру, вправе ли фонд не принять отчетность, представленную таким способом, если предыдущие расчеты были сданы на бумаге? Ответ все тот же - не вправе.
Или вот еще: оштрафуют ли, если изначально электронный отчет был направлен в срок представления, но с ошибками и от ПФР пришел отрицательный протокол, а безошибочный файл "ушел" уже после 15-го числа? В этой ситуации теоретически фонд может оштрафовать вас за несвоевременную сдачу расчета. Ведь единственным доказательством его приемки в срок ПФР считает положительный протокол входного контроля. То есть протокол, в котором нет сведений об ошибках в расчете <25>.
Но вы можете попытаться оспорить такой штраф. Ответственность в Законе установлена за непредставление расчета, а не за представление расчета с техническими ошибками <26>. Поэтому есть вероятность, что штраф удастся отбить если не в фонде, так в суде. Благо судьи в этом вопросе на стороне страхователей <27>.
Но конечно, лучше до этого не доводить. Если из ПФР поступают отрицательные протоколы проверки, отправляйте отчетность по почте до наступления крайнего срока ее представления. Тогда вам грозит лишь штраф за несоблюдение порядка представления отчетности в размере 200 рублей <28>.
<1> Приказ Минздравсоцразвития от 15.03.2012 N 232н
<2> ч. 8 ст. 26 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
<3> ст. 25 Закона N 212-ФЗ
<4> ч. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ
<5> п. 69 Инструкции, утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (далее - Инструкция N 192п)
<6> п. 71 Инструкции N 192п
<7> п. 1 ст. 3 Закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ
<8> п. 7.2 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 15.03.2012 N 232н (далее - Порядок); ст. 7 Закона N 212-ФЗ
<9> п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ
<10> ч. 6, 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ; Письмо Минздравсоцразвития от 12.03.2010 N 551-19
<11> ст. 1 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ; ч. 11, 12 ст. 15 Закона N 212-ФЗ; п. 5 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н
<12> приложение 1 к Инструкции N 192п
<13> п. 7.1 Порядка
<14> п. 4.5 Порядка
<15> Письма Минздравсоцразвития от 11.03.2011 N 748-19; ПФР от 17.06.2011 N 30-22/6718; ФСС от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395
<16> ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ
<17> п. 5 Порядка
<18> ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ
<19> пп. 7, 16 Регламента, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 15.03.2012 N 231н (не вступил в силу)
<20> ч. 4 ст. 17, ст. 47 Закона N 212-ФЗ
<21> ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ
<22> Письмо ФСС от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395
<23> ч. 10 ст. 15, ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ
<24> ч. 1 ст. 40, ч. 4 ст. 42 Закона N 212-ФЗ
<25> п. 7 Технологии обмена документами по ТКС, утв. Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р
<26> п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ
<27> Постановления ФАС УО от 24.08.2011 N Ф09-4904/11; ФАС ПО от 29.03.2011 N А12-14272/2010
<28> п. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 7
О СРЕДНЕОТРАСЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ И ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КРИТЕРИЯХ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Гагарин П.А.
Какие факторы налоговых рисков связаны с особенностями ведения хозяйственной деятельности самим налогоплательщиком? Прежде всего, несоответствие основных показателей этой деятельности средним отраслевым показателям, значения которых определяет ФНС.
Откуда вообще взялась идея об использовании отраслевых показателей? Наши налоговики позаимствовали ее у коллег из США. В Америке распространена такая практика - вновь созданную компанию первые 2 года ее жизни просто не трогают. К ней присматриваются. Собирают информацию о том, чем она занимается, какие ресурсы для этого использует, какую прибыль получает, ну и, конечно, сколько налогов при этом платит. По прошествии 2 лет, когда в распоряжении налоговиков оказывается достаточно данных, показатели деятельности компании сравнивают с показателями других аналогичных предприятий. То есть компаний той же отрасли, сопоставимых с анализируемым налогоплательщиком по масштабам деятельности и величине задействованных ресурсов - производственных и офисных площадей, работников, оборотных средств. И только если видят какие-то существенные расхождения, начинают работать с предприятием более плотно - требуют пояснений, возможно, назначают проверку.
И вот, 10 лет назад, в 2002 г., наша налоговая служба решила этот опыт перенять. Но тут сразу же появилась проблема - в распоряжении налоговиков просто не было данных об отраслевых показателях. И где их взять? Выход нашли очень простой и оригинальный - все необходимые сведения должны предоставить сами налогоплательщики.
Для этого начиная где-то с 2003 г. инспекции стали рассылать руководителям предприятий письма с просьбой заполнить приложенную к письму анкету. Там нужно было указать, как называется компания, чем она занимается, сколько у нее работников и какие зарплаты они получают, какие производственные мощности используются, сколько и каких налогов она платит, каков оборот по расчетному счету. В общем, компании предлагали сообщить о себе буквально все - анкета занимала несколько страниц.
И что самое интересное, во многих таких письмах и анкетах даже не говорилось, кому они адресованы. Вверху анкеты значилось: "Руководителю предприятия". И все. Когда меня спрашивали, что с такими письмами делать, я всегда отвечал: "Выкидывайте, не раздумывая. Ведь это письмо не вам". Позже большинство писем уже стали адресными. Тем не менее я все равно советовал на них не отвечать, ведь НК не предусматривает, что налогоплательщик должен представлять такие сведения. Чтобы не ссориться со своей инспекцией, лучше, конечно, было не оставлять такое письмо совсем без ответа и как-нибудь вежливо отписаться. Но сообщать о себе столько сведений точно ни к чему - мало ли как их будут использовать.
Однако многие руководители компаний эти анкеты заполняли. И в результате к 2006 г. у налоговиков появилась база данных, позволяющая рассчитать средние показатели по отраслям. И некоторые из них стали использовать при составлении планов выездных проверок. Что это за показатели? Совокупная налоговая нагрузка, то есть отношение общей суммы уплачиваемых налогов к выручке, средняя зарплата, рентабельность продаж и рентабельность активов.
Значения этих показателей никто не скрывает. Данные о налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям приведены в приложениях к Общедоступным критериям самостоятельной оценки налоговых рисков. Есть такой документ, утвержденный ФНС. Его можно найти и на сайте налоговой службы, и в правовых базах. Причем данные постоянно обновляются. Недавно, где-то месяц назад, появились показатели за 2011 г.
Так вот, если показатели деятельности компании существенно отличаются от отраслевых, она уже находится в зоне повышенных налоговых рисков. Какое отклонение считается существенным? По рентабельности продаж и активов - 10 процентов, такой норматив установлен ФНС. По налоговой нагрузке и средней зарплате предельные величины отклонений официально не установлены. Но по факту подозрительным считается отклонение более чем на 20 процентов. То есть, если в среднем по отрасли зарплата - 30 000 руб., а у вас - 25 000, это нормально. А вот если только 20 000, уже подозрительно. Не факт, что из-за этого вас сразу же включат в план выездных проверок. Но на "зарплатную" комиссию вполне могут вызвать. Кстати, все эти комиссии - "зарплатные", "убыточные" и прочие - с юридической точки зрения явление довольно странное. Нигде в Налоговом кодексе ни о чем подобном не говорится. Но и явного нарушения закона здесь тоже нет - инспекция вправе вызывать налогоплательщика для дачи пояснений. Поэтому, если вас вызвали на комиссию, лучше все-таки туда прийти. Тем более что, возможно, инспекцию удовлетворят ваши объяснения и до выездной проверки дело так и не дойдет.
А вот если средняя зарплата в компании только 5000, тогда как в среднем по отрасли - 30 000, то выездная проверка почти гарантирована. Потому что это уже не просто существенное отклонение, а отклонение резкое, в разы.
При этом, если вы хотите действительно снизить риски, связанные с соблюдением отраслевых показателей, нужно понимать следующее. В Общедоступных критериях оценки налоговых рисков говорится об отклонении от отраслевых показателей только в сторону уменьшения. Но по факту превышение этих показателей тоже считается подозрительным. Поэтому не нужно стремиться к тому, чтобы рентабельность или налоговая нагрузка у вашей компании были выше средних значений. Нужно соблюдать налоговые приличия. Понимаете? Если в ФНС решили, что предприятие вашей отрасли должно платить 100 рублей налогов, значит, и нужно платить именно 100. Можно 103, можно 97. А вот 50 уже нельзя, потому что заподозрят в использовании незаконных схем налоговой оптимизации. Но и 200 тоже нельзя - налоговики решат, что компания чересчур богата. А раз так, ее нужно включить в план выездных проверок, ведь она без проблем расстанется с теми налогами, которые ей доначислят.
Кроме соблюдения отраслевых показателей, налоговики также обращают внимание на любые резкие изменения в деятельности компании. Скажем, некое предприятие все время торговало колготками и больше ничем не занималось. И вдруг вместо колготок все его деньги уходят на покупку ценных бумаг. Согласитесь, странно. Особенно если и директор, и собственники компании остались прежними. Конечно, можно допустить, что директор, который всю жизнь торговал колготками, внезапно сочинил некий гениальный инвестиционный план. Может быть. А может, он просто сошел с ума. Но гораздо вероятнее другое - просто директору кто-то предложил схему налоговой оптимизации, основанную на купле-продаже ценных бумаг. И налоговики прекрасно понимают, что этот вариант наиболее вероятный.
Подозрения у инспекторов вызывают и крупные сделки, которые непонятно зачем заключаются, и также непонятно, за счет чего финансируются. Предположим, та же компания, торгующая колготками, приобретает офисный центр или большое помещение в офисном центре. Сделка абсолютно правильно оформлена, продавец добросовестный - все законно. Но при этом работников в компании всего несколько человек и для того, чтобы нормально работать, ей всегда хватало пары комнат. Да и обороты у нее совсем не такие, чтобы приобретать крупные объекты недвижимости.
А между тем налоговой инспекции о покупке здания станет известно сразу же - регистрирующие органы обязаны сообщать ей обо всех сделках с недвижимостью. И, естественно, у инспекторов возникнут вопросы. Зачем этой компании понадобилось целое здание? А главное, откуда у нее деньги? Начнут разбираться, вызовут директора для пояснений. Предположим, выяснится, что деньги на покупку здания компания взяла в долг: просто заключила договор займа или выпустила собственные векселя. Тогда налоговики заинтересуются уже ее заимодавцем. А потом и теми компаниями, от которых деньги поступили к нему. И так далее, пока не установят реальное происхождение денег. Возможно, в конце концов окажется, что никаких нарушений закона и не было. Но внимание инспекции всем компаниям, прямо или косвенно участвовавшим в финансировании сделки по покупке офисного центра, обеспечено. И, если сделка действительно прикрывала собой какую-то схему по оптимизации налогов, эта схема будет раскрыта.
Ну что же, вот мы с вами и изучили все основные факторы налоговых рисков. Если у вас получится полностью исключить их из деятельности вашей компании, значит, вероятность выездной налоговой проверки минимальна. Сказать, что этой вероятности нет вообще, к сожалению, нельзя - таких ситуаций просто не бывает.
А что, если какие-то факторы риска в деятельности предприятия присутствуют? Все-таки не так уж часто можно встретить идеальную с точки зрения налоговиков компанию. У которой и среди контрагентов нет ни одной сомнительной фирмы. И показатели деятельности укладываются в отраслевые нормативы. И экономический смысл всех сделок без каких-либо пояснений понятен любому проверяющему. Согласитесь, в реальной жизни так почти никогда не бывает. И при желании хоть какие-то огрехи можно найти у любого вполне законопослушного предприятия. Значит ли это, что со дня на день ему нужно ждать прихода налоговиков?
Не обязательно. Они просто не в состоянии проверить все компании, вызывающие у них малейшие подозрения. Поэтому выездная проверка назначается только тогда, когда у них есть "достаточные основания полагать", что они смогут найти нарушения и доначислить налоги. Причем на немаленькую сумму. Думаю, не раскрою большого секрета, если скажу, что у инспекторов есть негласные нормативы по доначислениям. Скажем, если компания зарегистрирована в Восточном округе Москвы, доначислить нужно минимум 1,5 миллиона рублей. В Центральном - еще больше. Поэтому при составлении плана проверок налоговики тщательно анализирует всю известную им информацию о налогоплательщике. Оценивают все имеющиеся факторы налоговых рисков в совокупности. И только если они уверены, что проверка не закончится впустую, принимают решение о ее проведении.
Какой из этого следует вывод? Чтобы достоверно определить вероятность проверки, недостаточно просто выявить все факторы риска, присутствующие в деятельности компании. Нужно понять, как эти факторы будет оценивать налоговая служба. И что еще важнее - выяснить, какова вероятность того, что налоговики вообще узнают об их существовании. И как они об этом узнают.
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 7