Содержание
- НАЛОГОВИКИ ТРЕБУЮТ ОБЛАГАТЬ ДИВИДЕНДЫ ЗА ПЕРИОДЫ ДО 2010 ГОДА НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ПО СТАВКЕ 20%
- ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЯЕМ ПЕРВИЧКУ И НЕ ТОЛЬКО
- ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ ПО ДЕЛАМ: УЧЕТ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ
- НЕСООБЩЕНИЕ О СЧЕТЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ МОЖЕТ СТОИТЬ ФИРМЕ 1 МЛН РУБЛЕЙ
- ДИВИДЕНДЫ, НЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ДОЛЕ В УК, - ДЛЯ НАЛОГОВ НЕ ДИВИДЕНДЫ
- ТОПЛИВНЫЕ РАСХОДЫ И НДС-ВЫЧЕТЫ
НАЛОГОВИКИ ТРЕБУЮТ ОБЛАГАТЬ ДИВИДЕНДЫ ЗА ПЕРИОДЫ ДО 2010 ГОДА НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ПО СТАВКЕ 20%
Мацепуро Н.А.
16 июля
Письмо ФНС от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11628@
Минфин и ФНС считают, что дивиденды, выплачиваемые с 2011 г. российским участникам - организациям из нераспределенной прибыли отчетных периодов 2010 г. и более ранних лет, следует облагать по ставке 20% <1>. И вот почему.
"Дивидендные" ставки налога на прибыль, как вы знаете, предусмотрены в п. 3 ст. 284 НК РФ:
- в подп. 1 установлена ставка 0% и условия ее применения;
- в подп. 2 - ставка 9%, применяемая к остальным дивидендам российских организаций;
- в подп. 3 - ставка 15% в отношении дивидендов иностранных участников.
Далее в п. 3 ст. 284 НК РФ приведен перечень документов для подтверждения ставки 0%.
С 1 января 2011 г. были изменены условия применения нулевой ставки. Из их числа исключили требование по стоимости приобретения доли (напомним, ее размер должен был быть более 500 млн руб.). И условий осталось всего два <2>:
- размер доли участника - не менее 50%;
- срок непрерывного владения долей на дату решения о выплате дивидендов - не менее 365 дней.
Действие новой редакции п. 3 ст. 284 НК РФ распространили на дивиденды, выплачиваемые из прибыли по итогам деятельности компаний за 2010 г. и последующие годы <3>. То есть изменения коснулись лишь подп. 1 и перечня подтверждающих документов, а формулировку о вступлении в силу отнесли ко всему п. 3.
Поэтому Минфин и ФНС посчитали, что положения п. 3 целиком, включая норму о ставке 9%, применяются только к дивидендам за 2010 г. и последующие годы. А промежуточные дивиденды 2010 г. и дивиденды за более ранние периоды должны облагаться по общей ставке 20%.
Согласитесь, такой трактовки закона никто не ожидал.
По нашему же мнению, указанные дивиденды должны облагаться по ставке 9%. Очевидно, что, внося поправки, законодатель стремился ограничить применение упрощенных условий для нулевой ставки. Но из-за неудачной формулировки читается, что ограничено применение не только нулевой, но и других "дивидендных" ставок.
Однако независимо от того, за какой год начислены дивиденды - хоть за 2009 г., хоть за 2012 г., они все равно остаются дивидендами <4>. И если они не отвечают современным условиям для применения нулевой ставки, то они просто должны облагаться налогом на прибыль по общей дивидендной ставке 9% <5>.
<1> Письма ФНС от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11628@; Минфина от 26.06.2012 N 03-03-06/1/321
<2> подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ
<3> подп. "а" п. 9 ст. 1, п. 2 ст. 5 Закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ
<4> п. 1 ст. 43 НК РФ
<5> Решение АС Свердловской области от 18.06.2012 N А60-13173/2012
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 16
ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЯЕМ ПЕРВИЧКУ И НЕ ТОЛЬКО
Шаронова Е.А.
Неверная должность получателя в ТОРГ-12 =/ отказ в вычете НДС
(?) Наши новые поставщики находятся в Магнитогорске. Там же присутствует наш представитель, который действует по доверенности, но в нашей организации не работает. Завод, который отгрузил нам товар, написал в ТОРГ-12, в строке "груз принял", должность нашего представителя - "менеджер". На просьбу переделать накладную, убрав из строки "груз принял" должность "менеджер", мне главбух завода сказала, что есть закон о том, что товар не может получить человек, не работающий в организации. К тому же это написано еще в Инструкции по заполнению товарных накладных. И переделывать ТОРГ-12 она отказалась.
Действительно ли это так? Имеет ли право бухгалтер поставщика отказать в замене товарных накладных? Что нам грозит, если не менять ТОРГ-12?
Е.Е. Фофанова, г. Пермь
Ответ
Вообще-то, главбух вашего поставщика неправа. Дело в том, что еще в прошлом году Верховный суд РФ признал недействующим положение советской Инструкции, запрещающее организациям выдавать лицам, которые у них не работают, доверенности на получение ТМЦ <1>. При этом ВС РФ указал, что ни Гражданский кодекс РФ (гл. 10), ни Закон о бухучете не содержат запрета на выдачу доверенностей лицам, не работающим в организации <2>. А в январе этого года и Минфин признал эту Инструкцию недействующей <3>.
Так что вы можете сообщить об этом главбуху поставщика и попросить переделать ТОРГ-12. Конечно же, она не имеет права отказать вам в замене накладных. Но и заставить ее это сделать вы, к сожалению, не можете. Просто поговорите с ней по-человечески. В качестве аргумента вы можете сослаться на то, что в доверенности должность вашего представителя не указана и непонятно, почему она написана в ТОРГ-12. Получается, вместо того чтобы уточнить информацию у вас, она дописала сама, а это неправильно.
Также вы можете сами внести исправления в ТОРГ-12: пусть ваш представитель зачеркнет слово "менеджер", напишет "исправленному верить" и поставит свою подпись. Ведь строку ТОРГ-12, где указаны реквизиты доверенности и ф. и. о. вашего представителя, заполняет ваша сторона.
Если же вы ничего не поменяете, то сложности у вас могут возникнуть, если излишне придирчивые инспекторы сочтут, что неправильное оформление первички лишает вас расходов в виде покупной стоимости товаров и вычетов НДС. Но, поскольку операция по приобретению товара не фиктивная, вы без проблем сможете доказать правомерность расхода и вычета НДС. Суды неоднократно говорили, что неправильное заполнение в накладных различных реквизитов или вообще их отсутствие (например, отсутствие должности получателя, расшифровки подписи в графе "груз принял" и др.) само по себе не может служить основанием для отказа в вычете НДС или принятии расходов. Так как это вовсе не опровергает реальность приобретения товара и принятия его на учет <4>.
Выбытие малоценного ОС можно оформить актом произвольной формы
(?) В нашей организации при покупке недорогих основных средств (стоимостью менее 40 000 руб.) оформляется приходный ордер по форме N М-4, а при введении в эксплуатацию и перемещении между ответственными лицами - требование-накладная по форме N М-11.
Какой первичный документ нужно оформить, если мы больше не будем использовать это ОС, оно у нас выбывает из эксплуатации?
Ю.А. Круглова, г. Самара
Ответ
Унифицированной формы первичного документа для списания малоценных основных средств нет. Как, впрочем, нет таких форм и для их оприходования и ввода в эксплуатацию. Например, контролирующие органы рекомендуют в этом случае использовать первичку для учета материалов (формы N М-4, М-11 и М-17) <5>. Что, как видно из вашего вопроса, вы и делаете.
Поэтому вы можете взять форму N М-11, по которой малоценное основное средство вводилось в эксплуатацию, и прямо в ней дописать, что по такой- то причине это основное средство выбыло. Если хотите, можете составить в произвольной форме акт на списание ОС. Также не забудьте списать ОС с забалансового счета, если оно там учитывалось.
Канцтовары, минуя счет 10, лучше не списывать
(?) Мы приобретаем довольно много канцелярских принадлежностей - около 500 наименований. Склада у нас нет. Сразу же раздали эти канцтовары сотрудникам.
Какие первичные документы для целей бухгалтерского и налогового учета надо оформлять при поступлении и списании этих канцтоваров?
Д.В. Бобкова, г. Воронеж
Ответ
Согласно Методическим указаниям по бухучету МПЗ <6> независимо от того, сразу вы выдаете канцтовары сотрудникам или нет, их обязательно нужно приходовать на счет 10 "Материалы" (проводка дебет 10 - кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (60, 76)). При этом надо оформить приходный ордер по форме N М-4. Хотя оприходование материалов и ассоциируется с их поступлением на склад, в небольших фирмах склада как такового (отдельного помещения) может и не быть.
Впоследствии при раздаче сотрудникам канцтоваров нужно оформить требование-накладную по форме N М-11. И на основании нее списать стоимость канцтоваров в бухгалтерском (проводка дебет 26 (44) - кредит 10) и налоговом учете <7>.
Справедливости ради скажем, что некоторые организации не приходуют приобретенные канцтовары на счет 10, если сразу раздают их сотрудникам. Просто на основании акта, составленного в произвольной форме, их стоимость тут же списывают:
- в налоговом учете - как прочие расходы <8>;
- в бухучете - как расходы по обычным видам деятельности (проводка дебет 26 "Общехозяйственные расходы" (44) - кредит 71 (60, 76)) <9>. Разумеется, такой порядок учета применяют, только если суммы невелики. Однако лучше так не делайте. Ведь в этом случае налоговики могут, например, отказать в вычете НДС по канцтоварам просто из-за того, что они не были оприходованы на счет 10. К тому же многие аудиторы считают порядок учета канцтоваров без использования счета 10 методологически неверным и некорректным. Ведь раз канцтовары относятся к МПЗ, то необходимо соблюдать правила ПБУ по учету МПЗ.
Отпуск товара без доверенности может создать проблемы продавцу
(?) Мы продаем кондитерские изделия оптом. По условиям договора покупатели сами забирают товар. Мы выписываем только товарную накладную (ТОРГ-12) и счет-фактуру. От одной организации приехал водитель без доверенности на получение товара. По телефону покупатель нам сказал, что машина с водителем наемная и выписать на него доверенность нельзя, так как неизвестно, какой водитель поедет к нам за товаром. Сошлись на том, что в нашей ТОРГ-12 водитель расписался в строке "груз принял" о получении товара, рядом записаны его паспортные данные.
После того как покупатель получил товар, он отправил нам по почте экземпляр ТОРГ-12, в которой есть подпись руководителя и печать организации-покупателя. Документы идут очень долго - 1-2 месяца. И до тех пор, пока не получим документы от покупателя, у нас нет уверенности в том, что он получил товар.
Чем нам грозит такой отпуск товара без доверенности и отсутствие в ТОРГ-12 подписи и печати покупателя?
Н.М. Анисимова, г. Омск
Ответ
Поскольку вы отпустили товар водителю (пусть и по телефонной договоренности с покупателем), вы обязаны отразить выручку от реализации товара в бухгалтерском и налоговом учете <10>.
Неблагоприятные последствия могут возникнуть только в том случае, если покупатель товар все-таки не получит или получит, но скажет, что не получал.
В этом случае он может:
<или> отказаться оплачивать товар, а вы не сможете взыскать с него долг даже через суд. Покупатель скажет, что вы отгрузили товар неуполномоченному лицу <11>;
<или> потребовать вернуть аванс, если он был <11>;
<или> потребовать повторно поставить товар.
А проблем налогового характера, скорее всего, у вас не будет. Ведь обычно налоговики пристально изучают ТОРГ-12 у покупателей, чтобы, если что не так, отказать в расходах на приобретение товара и в вычете НДС по нему. А в вашем случае исключать выручку от реализации из доходов и НДС к начислению по этой поставке они, конечно же, не будут, это не в интересах бюджета.
<1> п. 1 Инструкции Минфина СССР от 14.01.67 N 17
<2> Решение ВС от 06.06.2011 N ГКПИ11-617
<3> Приказ Минфина от 17.01.2012 N 5н
<4> Постановления ФАС ВСО от 22.09.2011 N А58-6676/2010; ФАС МО от 29.02.2012 N А40-127306/10-90-714; ФАС ПО от 25.07.2011 N А55-22020/2010; ФАС СЗО от 23.01.2012 N А52-658/2011; ФАС УО от 30.06.2011 N Ф09-7259/10; ФАС ЦО от 29.12.2011 N А64-1900/2010
<5> Письма Минфина от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98; УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 20-12/35854@
<6> утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н
<7> подп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ
<8> пп. 5, 6, 16 ПБУ 10/99
<9> п. 1 ст. 248, п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ; п. 1 ст. 223 ГК РФ
<10> Постановления Президиума ВАС от 07.10.97 N 3184/97; ФАС ВВО от 11.12.2008 N А43-154/2008-34-6; ФАС ВСО от 03.11.2009 N А33-2315/2009; 17 ААС от 04.04.2008 N 17АП-1845/2008-ГК; ФАС УО от 27.12.2007 N Ф09-10757/07-С5
<11> Постановления ФАС ВВО от 09.12.2009 N А29-1580/2009; ФАС ДВО от 06.07.2009 N Ф03-2714/2009
Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2012, N 16
ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ ПО ДЕЛАМ: УЧЕТ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ
Бугаева Н.Г.
При найме жилья у гражданина понадобятся договор и расписка
(?) Наши работники в командировке снимали квартиру у физического лица. По возвращении они приложили к авансовому отчету только договор найма жилого помещения, заключенный с одним из командированных. Достаточно ли этого для отражения расходов на жилье в налоговом учете? Обязаны ли мы сообщать в налоговую инспекцию о полученных наймодателем доходах?
О.Л. Маракулина, г. Брянск
Ответ
Для беспроблемного учета расходов на наем жилья вам нужен не только договор, но и документы, подтверждающие оплату <1>. Например, обычная расписка от владельца квартиры о получении им денег.
Кстати, проверьте, какой период сдачи квартиры в аренду указан в договоре. Естественно, он должен совпадать с периодом нахождения работников в командировке. Учитывая, что договор оформлен с одним работником, расходы на проживание в своем авансовом отчете должен отразить только он и только ему вы сможете их возместить.
Что касается НДФЛ с дохода в виде арендной платы, то о нем вы никуда сообщать не обязаны, поскольку налоговым агентом не являетесь. Ведь договор был заключен между владельцем квартиры и вашим работником, которому вы просто возместили расходы.
Служебная поездка надомника в другую местность - обычная командировка
(?) Наша организация находится в Москве. Собираемся открыть подразделение в Санкт-Петербурге. Для этого наняли работника, который живет в Питере и занимается организационными вопросами, а после будет назначен руководителем ОП. В трудовом договоре как место его работы указан Санкт- Петербург. Работник периодически ездит в Москву в головной офис. Можно ли учесть выплаты в связи с такими его поездками как командировочные расходы?
С.Н. Минаенко, г. Москва
Ответ
В настоящее время ваш питерский сотрудник фактически работает как надомник <2>. Для него поездки из места работы - города Санкт-Петербурга - в Москву являются командировкой. Расходы на нее могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в обычном порядке <3>.
Выходной в командировке - тоже выходной
(?) Мы отправили работника в командировку на 10 дней в Бельгию на семинар. В выходные семинар не проводился. Должны ли мы предоставить работнику отгулы за выходные в командировке или оплатить их? Ведь он не мог вернуться домой на это время.
Л.Г. Куренкова, г. Екатеринбург
Ответ
Нет, не должны. Хотя работник и находился в другой стране не по своей воле, в выходные дни свое служебное задание он не выполнял, а отдыхал. А предоставить день отгула или оплатить день в двойном размере нужно, если работник в выходной или нерабочий праздничный день привлекался к выполнению своих служебных обязанностей, в том числе в командировке <4>. К примеру, если бы семинар проходил и в выходной.
Поездка к постоянному месту работы не может быть командировкой
(?) Директор нашей организации проживает в г. Санкт-Петербурге. Там у нас открыто представительство. Но в трудовом договоре директора местом его работы указан г. Москва. И он регулярно приезжает в Москву на 2-3 дня в неделю. При этом ему выплачиваются суточные, оплачивается проживание и проезд. Можно ли расходы на его поездки учесть для целей налогообложения прибыли? Облагаются ли НДФЛ и взносами суточные и компенсация расходов на проживание и проезд директора?
И.О. Чапкевич, г. Москва
Ответ
Если в соответствии с трудовым договором директор "работает в Москве", то его якобы командировки в Москву выглядят несколько странно. Направить работника в командировку можно только вне места его постоянной работы <5>. И тот факт, что он на самом деле проживает в другом городе, никакой роли не играет. Поэтому учитывать расходы на такие поездки директора при расчете налога на прибыль нельзя. При проверке их у вас обязательно снимут.
Аналогичная ситуация и с другими налогами: поскольку поездки директора - не командировки, то "суточные" и компенсация расходов являются его доходом, с которого нужно начислить НДФЛ и страховые взносы. В категорию необлагаемых выплат они не попадут.
С другой стороны, формально можно признать поездки директора из Москвы в Санкт-Петербург командировками. Тогда ваша организация сможет учесть в расходах и стоимость проезда работника в обе стороны, и суточные. Но вы должны будете каждый раз оформлять ему служебные задания - фиксировать в письменной форме, что он должен сделать в Санкт-Петербурге. Хотя такое оформление командировки наверняка вызовет вопросы проверяющих.
Оптимальным решением в вашей ситуации будет переоформление трудового договора с директором, чтобы постоянным местом его работы был указан Санкт-Петербург. И тогда все его поездки в Москву будут обычными командировками.
Еще один пункт назначения не требует оформления новой командировки
(?) Работник отправлен в командировку с 23 июля по 3 августа в Самару. Так как служебное задание он выполнил досрочно, он позвонил и устно согласовал с руководством, что отправится в другую командировку с 27 по 31 июля прямо из Самары в Ульяновск. А оттуда уже вернется домой. Означает ли это, что вторая командировка в Ульяновск прерывает первую? И как теперь все это правильно оформить по документам?
И.С. Служинина, г. Пермь
Ответ
Главное, чтобы все принимающие работника организации проставили отметки о выбытии и прибытии в том командировочном удостоверении, которое было выдано ему изначально (форма N Т-10 это позволяет). Конечно, в этом удостоверении будет указана только одна принимающая организация и, возможно, другая цель поездки, нежели та, с которой он приедет во вторую принимающую компанию. Но это не проблема. На лицевой стороне командировочного удостоверения можно просто дописать еще одно место назначения.
О том, что работник направляется в новый пункт назначения из первого места командирования, лучше издать отдельный приказ. В нем же можно отметить изменение срока пребывания работника в командировке. А по возвращении работника можно будет составить дополнительное служебное задание по работе командированного во второй организации, в котором он и напишет краткий отчет.
Для признания расходов на проезд достаточно бланка заказа железнодорожного билета
(?) Работник в июне ездил в командировку, где приобрел обратный билет на поезд в электронном виде, оплатил его со своей личной банковской карты. Сам билет он не получал, так как прошел электронную регистрацию на поезд. В бухгалтерию работник предоставил распечатку бланка заказа с сайта РЖД. Можем ли мы возместить ему стоимость обратного проезда и учесть ее в расходах?
Е.К. Подгорная, г. Курск
Ответ
Кроме электронного билета, для подтверждения расходов хорошо бы иметь платежный документ. Однако и косвенных подтверждений (в частности, приказа о направлении работника в командировку и командировочного удостоверения с отметками) достаточно для признания стоимости электронного билета в расходах <6>.
В будущем таких проблем не должно быть. Сегодня при покупке билета на поезд через Интернет вместо бланка заказа формируется сам электронный билет, который можно распечатать в любой момент, зайдя в личный кабинет на сайте РЖД. Билет оформляется по форме, утвержденной Минтрансом <7>, и содержит контрольный купон. Этот купон относится к документам строгой отчетности <8>. Поэтому бланка электронного билета достаточно для подтверждения расходов на проезд на поезде (хотя и недостаточно для проезда, в поезд без посадочного талона не пустят). И никакие платежные документы точно уже не понадобятся, что подтверждает и Минфин <9>.
Отсутствие приказа о командировке не грозит штрафами
(?) Существуют ли штрафные санкции за отсутствие приказов о командировках по форме N Т-9 и Т-9а, учитывая, что служебные задания и командировочные удостоверения у нас есть?
Т.С. Биджаева, г. Ангарск
Ответ
Минфин и ФНС признавали эти приказы необязательными для подтверждения расходов при расчете налога на прибыль <10>. Ведь основанием для принятия командировочных расходов к налоговому учету являются авансовый отчет и подтверждающие документы. Поэтому привлечь организацию к налоговой ответственности за отсутствие первички в такой ситуации нельзя <11>.
С другой стороны, приказ о направлении работника в командировку поможет доказать обоснованность расходов, если работник потеряет командировочное удостоверение <12> или если в нем будет некому проставить отметки о прибытии и выбытии (к примеру, командируемый направлялся к физическому лицу <13>). Даже если работник просто забудет проставить отметки в удостоверении, на основании приказа и билетов можно будет учесть командировочные расходы при расчете налога на прибыль.
<1> подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
<2> ст. 310 ТК РФ
<3> подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 05.07.2011 N 03-03-06/1/394
<4> п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение); ст. 153 ТК РФ
<5> п. 3 Положения
<6> Письмо Минфина от 04.06.2010 N 03-03-06/1/384
<7> Приказ Минтранса от 31.08.2011 N 228
<8> п. 2 Приказа Минтранса от 31.08.2011 N 228
<9> Письмо Минфина от 08.11.2011 N 03-03-06/1/719
<10> Письма Минфина от 14.09.2009 N 03-03-05/169; ФНС от 25.11.2009 N МН-22-3/890
<11> ст. 120 НК РФ
<12> Постановления ФАС ЗСО от 04.10.2011 N А27-16987/2010; ФАС МО от 11.04.2011 N КА-А40/1664-11-2
<13> Письмо Минфина от 16.08.2011 N 03-03-06/3/7
Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2012, N 16
НЕСООБЩЕНИЕ О СЧЕТЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ МОЖЕТ СТОИТЬ ФИРМЕ 1 МЛН РУБЛЕЙ
Суховская М.Г.
С 29 октября
Закон от 28.07.2012 N 140-ФЗ
Вступают в силу поправки в КоАП РФ, корректирующие ответственность за неисполнение российскими гражданами и компаниями обязанности уведомлять инспекцию по месту своего учета об открытии (закрытии) банковских счетов за рубежом <1>. Посмотрим, что же теперь будет.
Правонарушение | Размер штрафа, руб. | ||
для граждан | для руководителя компании (предпринимателя) | для организации | |
Уведомление ИФНС об открытии, закрытии счета (вклада) или об изменении его реквизитов в банке, находящемся за границей <2>: <или> с нарушением срока <*>; <или> не по установленной форме <**> | от 1000 до 1500 | от 5 000 до 10 000 | от 50 000 до 100 000 |
Неуведомление ИФНС об открытии, закрытии счета (вклада) или об изменении его реквизитов в заграничном банке <3> | от 4000 до 5000 | от 40 000 до 50 000 | от 800 000 до 1 000 000 |
<*> На то, чтобы рассказать налоговикам о счете за границей, отводится месяц со дня его открытия (закрытия) или изменения реквизитов <1>.
<**> Уведомлять инспекцию о зарубежном счете нужно по специальной форме <4>.
Обнаружить оба этих нарушения и составить протокол могут налоговики (например, при выездной проверке) <5>, а вот штрафовать должны органы Росфиннадзора <6>. На это у них есть год, который отсчитывается со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного на исполнение обязанности <7>. Примечательно, что раньше не было специального штрафа за несообщение (несвоевременное сообщение) о закрытии иностранного счета или об изменении его реквизитов. За это могли наказать по ст. 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)". Санкции по ней весьма гуманные - предупреждение или штраф:
- для граждан - 100-300 руб.;
- для руководителя компании (предпринимателя) - 300-500 руб.;
- для организации - 3000-5000 руб.
Таким образом, утаивание от налоговиков информации о заграничном счете "подорожало" для граждан в десятки раз, а для должностных лиц и компаний - в сотни.
<1> ч. 2 ст. 12 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ
<2> ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ (в нов. ред.)
<3> ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ (в нов. ред.)
<4> утв. Приказом ФНС от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@
<5> п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ; ч. 3 ст. 22 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ
<6> ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 15.06.2004 N 278
<7> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ; п. 14 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 17
ДИВИДЕНДЫ, НЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ДОЛЕ В УК, - ДЛЯ НАЛОГОВ НЕ ДИВИДЕНДЫ
Шаронова Е.А.
16 августа
Письмо ФНС от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13610@
ФНС направила налоговым инспекциям для использования в работе Письмо Минфина о том, что часть чистой прибыли ООО, распределенная между его участниками непропорционально их долям в уставном капитале, не признается для целей налогообложения дивидендами <1>.
Безусловно, финансовое ведомство в курсе, что по Закону об ООО уставом общества может быть установлен особый порядок распределения прибыли - непропорционально долям в УК <2>. Но при признании выплат дивидендами в целях налогообложения Минфин руководствуется понятием, данным в ст. 43 НК РФ. А в ней как раз и говорится, что дивидендом признается любой доход, полученный участником от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, именно пропорционально долям участников в УК этой организации. Из чего Минфин и делает вывод, что выплаты из чистой прибыли, произведенные пропорционально вкладам в УК, облагаются по "дивидендным" ставкам <3>. А оставшуюся часть (непропорционально вкладам в УК) надо облагать:
<или> налогом на прибыль по ставке 20% при выплате сумм организациям <4>;
<или> НДФЛ по ставкам 13%, если деньги выплачены резиденту РФ, либо 30% при выплате нерезиденту РФ <5>.
Кстати, такую позицию ранее уже высказывали и финансисты, и московские налоговики <6>. Да и большинство судов согласно с контролирующими органами <7>.
<1> Письмо Минфина от 30.07.2012 N 03-03-10/84
<2> п. 2 ст. 28 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ
<3> п. 3 ст. 284 НК РФ
<4> п. 1 ст. 284 НК РФ
<5> пп. 1, 3 ст. 224 НК РФ
<6> Письма Минфина от 24.06.2008 N 03-03-06/1/366; УФНС по г. Москве от 19.04.2007 N 20-12/036014@(а)
<7> Постановления ФАС СЗО от 18.04.2012 N А13-13347/2010; ФАС МО от 25.05.2009 N КА-А41/4239-09; ФАС ПО от 24.05.2012 N А65-18467/2011
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 17
ТОПЛИВНЫЕ РАСХОДЫ И НДС-ВЫЧЕТЫ
Елина Л.А.
"Бензиновые" нормы облегчат общение с налоговой
(?) Купили на фирму две машины. Нужно ли применять какие-то нормы расхода бензина в целях налогообложения? Или можно брать расходы по факту - сколько потратил водитель на бензин, столько в расходы сразу и списывать?
Ирина Л., бухгалтер, г. Лобня
Ответ
Если вы сможете обосновать, что весь бензин израсходован водителем строго для деловых целей вашей фирмы, то списывайте расходы по факту. Но на деле сложно подтвердить четкий маршрут движения автомобиля. В частности, многим водителям разрешено по окончании рабочего дня уезжать на служебных автомобилях домой. Некоторые организации подключают для фиксации маршрута автомобиля современные системы контроля за перемещением автомобиля и расходом топлива.
Если подобной системы учета нет, то лучше сверять количество израсходованного топлива с какими-либо нормами. Возможны два варианта.
ВАРИАНТ 1. Если вас устраивают "топливные" Рекомендации Минтранса, то на них и ориентируйтесь <1>. Для многих бухгалтеров это наименее трудозатратный вариант обосновать затраты на топливо. Плюс такого варианта еще и в том, что Рекомендации Минтранса довольно подробно проработаны: базовые нормы расхода топлива корректируются на повышающие коэффициенты, учитывающие различные факторы. Да и некоторые суды не видят в нормировании расходов на ГСМ по Рекомендациям Минтранса ничего противозаконного <2>.
В то же время нужно отметить, что Минфин не особо настаивает на применении минтрансовских норм, а лишь советует учитывать их в работе <3>. Ведь Минтранс не вправе устанавливать какие-либо правила, влияющие на исчисление налогов. К тому же Методические рекомендации Минтранса не были официально опубликованы, а в гл. 25 НК нет никаких требований о нормировании расходов на ГСМ <4>.
ВАРИАНТ 2. Если вам удобнее разработать собственные нормативы расхода топлива, то списывайте ГСМ по самостоятельно утвержденным нормам.
Но какой бы вариант вы ни выбрали, без путевых листов не обойтись.
Если минтрансовской нормы нет, можно разработать свою
(?) Бензин списываем на расходы по нормам из минтрансовских Рекомендаций. Сейчас купили грузовую "газель" ГАЗ-3302. А для нее нормативов нет. Что посоветуете? Списывать по факту или самим разработать норму?
Елизавета Круглова, г. Дубна
Ответ
С нормативом всегда удобнее: это позволит контролировать водителей и подтверждать обоснованность расходов. Вы можете ориентироваться на расход топлива, приведенный в технической документации изготовителя машины <5>. Правда, он не учитывает многих факторов - загрузку автомобиля, езду в пробках или в зимнее время.
Поэтому норму расхода, которую указал изготовитель, лучше взять лишь за основу норматива. А дальше - работаем с ней так, как это предлагает Минтранс в своих Рекомендациях. В частности, эту норму увеличиваем на повышающий коэффициент, зависящий:
- от возраста автомобиля и его пробега: старше 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; старше 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;
- от зимней эксплуатации - коэффициент может быть до 10%;
- от использования кондиционера или климат-контроля - к базовой норме прибавляем до 7%;
- от числа жителей населенного пункта: чем больше город - тем больше коэффициент.
Кроме того, для грузовика к базовой норме расхода прибавляется дополнительный расход - 2 л бензина на тонну груза в расчете на 100 км пробега.
Стоимость израсходованного не по назначению бензина можно удержать с водителя
(?) Наши водители, как правило, укладываются в нормы расхода топлива (мы применяем минтрансовские). Но бывают и исключения. Иногда - по объективным причинам, иногда - видно, что водитель хитрит. В первом случае - признаем превышение в бухучете как наш расход (не учитываемый при расчете налога на прибыль), во втором - удерживаем разницу из зарплаты работника. Нужно ли при удержании денег с водителя оформлять реализацию ему бензина? И что с НДС по бензину?
Светлана Якобсон, Московская обл.
Ответ
Оформлять продажу бензина работнику не нужно. Ведь вы всего лишь получаете компенсацию. При этом взысканную стоимость топлива нельзя включить в расходы ни в бухучете, ни в налоговом учете. Также НДС, приходящийся на нее, нельзя принять к вычету. В бухучете это можно оформить такими проводками.
Содержание операции | Дт | Кт |
Топливо израсходовано водителем на непроизводственные цели | 94 "Расчеты по претензиям" | 10 "Материалы", субсчет 10-3 "Топливо" |
Восстановлен НДС, принятый к вычету по топливу | 94 "Расчеты по претензиям" | 68-НДС |
Отнесена на расчеты с водителем стоимость топлива (с учетом НДС) | 73, субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" | 94 "Расчеты по претензиям" |
Стоимость топлива удержана из зарплаты водителя | 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" | 73, субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" |
Покупка бензина за наличные - проблема с вычетом НДС
(?) Водители иногда покупают бензин за наличные деньги. Естественно, никакого счета-фактуры они не приносят. Только авансовый отчет и приложенный к нему чек, в котором выделена сумма НДС. Можем ли мы по этому чеку принять к вычету НДС по бензину?
Инна Щеглова, г. Мурманск
Ответ
Этот вопрос возникает у бухгалтеров довольно часто. И ответить на него однозначно нельзя. Инспекторы и Минфин считают, что вычет НДС по топливу возможен только при наличии счета-фактуры <6>. Так что если не хотите сложностей - не берите НДС к вычету. Если же есть силы поспорить, то можете входной НДС предъявить к вычету и сослаться на Высший арбитражный суд. В одном из решений он подтвердил, что чека ККТ с выделенной суммой НДС достаточно, чтобы принять этот налог к вычету <7>. Его позицию взяли на вооружение и федеральные арбитражные суды <8>.
<1> Методические рекомендации, введенные в действие Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 N АМ-23-р
<2> Постановление 4 ААС от 05.04.2011 N А19-14025/10
<3> Письмо Минфина от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57
<4> Постановление 16 ААС от 20.04.2012 N А61-263/09
<5> Письмо Минфина от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6
<6> Письма Минфина от 03.08.2010 N 03-07-11/335, от 09.03.2010 N 03-07-11/51, от 15.06.2010 N 03-07-11/252
<7> Постановление Президиума ВАС от 13.05.2008 N 17718/07
<8> см., например, Постановления ФАС МО от 23.08.2011 N КА-А41/7671-11; ФАС ЦО от 05.08.2010 N А64-3986/09
Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2012, N 17