Материалы журнала "Главная книга"
20 сентября 2013 года
Содержание
- НЕМНОГО ПОПРАВОК В РАСЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И НДС (Новое в начислении амортизации по недвижимости, "прибыльные" изменения для учреждений культуры и искусства и другое)
- ШТРАФ ЗА ПРОСРОЧКУ СДАЧИ В ПФР ОТЧЕТНОСТИ С ЗАНИЖЕННЫМИ ВЗНОСАМИ
- О ЕЖЕГОДНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТПУСКАХ СОВМЕСТИТЕЛЯМ
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК У ВРЕМЕННЫХ И СЕЗОННЫХ РАБОТНИКОВ
- УСНО: ЧЕМ ОПАСНЫ НЕПОГАШЕННЫЕ ВЗАИМНЫЕ ДОЛГИ С КОНТРАГЕНТОМ
НЕМНОГО ПОПРАВОК В РАСЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И НДС (Новое в начислении амортизации по недвижимости, "прибыльные" изменения для учреждений культуры и искусства и другое)
Елина Л.
23 июля на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru опубликован Закон N 215-ФЗ, вносящий точечные изменения в расчет налога на прибыль, которые будут интересны многим организациям. Также есть целый ряд налоговых поправок, ориентированных исключительно на бюджетные учреждения культуры и искусства. Они касаются еще и расчета НДС.
Изменения довольно разноплановые, и вступают в силу они в разное время.
Новые правила для амортизации незарегистрированной недвижимости
Внесены изменения в правила начисления амортизации по основным средствам, права на которые требуют государственной регистрации, то есть недвижимости <1>. Действовать они начнут по истечении месяца со дня официального опубликования Закона N 215-ФЗ - с 24 августа 2013 г. <2>
Как вы знаете, с 2013 г. недвижимость можно амортизировать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ее ввода в эксплуатацию. Дожидаться подачи документов на госрегистрацию права собственности на нее не нужно <3>.
А до 2013 г. такие основные средства включались в ту или иную амортизационную группу лишь с момента подтверждения подачи документов на госрегистрацию прав <4>. И только после этого, по мнению Минфина, их можно было амортизировать <5>. Но ВАС РФ с этим не согласился и решил, что амортизировать недвижимость, по которой не поданы документы на госрегистрацию, надо после ввода ее в эксплуатацию <6>. С 2013 г. такой порядок прямо следует из норм НК.
Однако при внесении "амортизационных" изменений в Кодекс законодатели не предусмотрели никаких переходных положений. Поэтому возник вопрос: когда без споров с налоговиками можно начислять амортизацию по недвижимости, если она была введена в эксплуатацию до 01.01.2013, а документы на регистрацию поданы уже после этой даты или не поданы вовсе?
В начале 2013 г. Минфин, игнорируя мнение ВАС, выработал позицию: новый порядок применяется только к основным средствам, вводимым в эксплуатацию в 2013 г. <7> Теперь же законодатели решили, что новые правила амортизации действуют для недвижимости, введенной в эксплуатацию начиная с 1 декабря 2012 г. Такие ОС можно амортизировать без оглядки на подачу документов на госрегистрацию.
А вот если недвижимость введена в эксплуатацию до 01.12.2012, то амортизацию можно начислять только начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором поданы документы на госрегистрацию.
Обратите внимание на то, что переходные положения закреплены не в самом Налоговом кодексе, а в Законе N 206-ФЗ, которым и вносились изменения в НК, посвященные начислению амортизации по ОС <8>. Так что не ищите поправки в "амортизационных" статьях Налогового кодекса.
Пересчет амортизации по недвижимости, введенной в эксплуатацию в декабре 2012 г.
Как видим, решение законодателей о том, к какой недвижимости должны применяться новые амортизационные правила, несколько отличается от мнения, высказанного Минфином в своих письмах.
Поэтому наверняка найдутся предприятия, которые ввели недвижимость в эксплуатацию в декабре 2012 г., но не начали амортизировать ее с января 2013 г. (ожидая, по совету Минфина, подачи документов на госрегистрацию). Теперь у них появилась возможность скорректировать свой налоговый учет и пересчитать расходы.
Для этого в III квартале 2013 г. (после 24 августа <9>, ведь именно с этого дня вступают в силу "амортизационные" поправки) можно признать в налоговом учете сумму расходов в виде амортизации такой недвижимости:
<или> за период с января 2013 г. по месяц, в котором вы подали документы на госрегистрацию прав;
<или> за январь - сентябрь 2013 г. - если до конца августа ваша организация так и не подаст документы на госрегистрацию. И далее можно продолжать начислять амортизацию в обычном порядке.
Индульгенция для тех, кто начал амортизировать старую недвижимость с января 2013 г.
Законодатели учли, что некоторые предприятия стали в 2013 г. амортизировать "недвижимые" основные средства, которые были введены в эксплуатацию до 01.12.2012. Их освобождают от пеней и штрафов за неполную уплату налога на прибыль, возникшую из-за этого <8>. Причем никаких дополнительных условий, которые нужно выполнить, чтобы избежать пеней и штрафов, в Законе N 215-ФЗ нет.
Это, конечно, хорошо. Но вот сумму амортизации, начисленную с января 2013 г. до конца месяца, в котором вы подали документы на госрегистрацию прав на свои ОС, придется восстановить, если не хотите споров с инспекцией. Поскольку налог занижен, НК предписывает подать уточненки и доплатить налог <10>. Но раз ни штрафов, ни пеней не будет, то можно восстановить излишне начисленную амортизацию в III квартале 2013 г. А можно и вообще не восстанавливать: даже если инспекторы обнаружат такое нарушение при проверке, они доначислят лишь сумму самого налога.
Внимание! За начисление амортизации с 2013 г. по недвижимости, введенной в эксплуатацию до 01.12.2012, пеней и штрафов не будет.
Более того, если организация не прочь поспорить с налоговой, то, опираясь на Постановление ВАС РФ, она может отстоять право на начисление амортизации с января 2013 г. по старым "недвижимым" основным средствам, документы на которые еще не поданы на госрегистрацию <11>.
Кроме того, есть и еще один аргумент. Как мы уже отметили, ранее ни в НК, ни в Законе N 206-ФЗ не было никаких переходных положений для порядка начисления амортизации, закрепленного в НК с 1 января 2013 г. И организации могли амортизировать любую введенную в эксплуатацию недвижимость (с чем, кстати, соглашались и некоторые специалисты Минфина) <12>. Рассмотренные выше изменения, внесенные сейчас Законом N 215-ФЗ, не могут иметь обратной силы и ухудшать положение налогоплательщиков <13>.
Примечание. О новом порядке начисления амортизации, действующем с 2013 г., читайте статью "Начисление налоговой амортизации по недвижимости до 2013 г.: зависит ли от госрегистрации": ГК, 2013, N 4, с. 53
Следовательно, после вступления в силу поправок можно не восстанавливать амортизацию по ОС, по которым еще не поданы документы на госрегистрацию, причем даже в том случае, если инспекторы будут настаивать на этом в ходе налоговой проверки.
Что делать тем, кто давно амортизирует недвижимость, по которой документы не поданы на госрегистрацию
Ситуации, рассмотренные выше, касались тех предприятий, которые начали амортизировать недвижимость лишь с 2013 г. Но есть и те, кто ввел в эксплуатацию недвижимость, документы на госрегистрацию прав на нее не подал, но начал амортизировать ее в 2012 г. (а возможно, и ранее). К примеру, ориентируясь на судебную практику, обобщенную в уже упомянутом нами Постановлении ВАС РФ <11>.
Отметим, что о таких организациях законодатели вообще не подумали, готовя Закон N 215-ФЗ. Поэтому может показаться, что внесенные изменения задним числом (на период, предшествующий 2013 г.) вводят порядок начисления амортизации, издавна рекомендованный Минфином и противоречащий мнению ВАС. И нужно пересчитывать налоговую базу, убирая из нее неправильно начисленную амортизацию, доплачивать налог и пени, а также подавать уточненки. Кстати, формально Закон N 215-ФЗ не освобождает от штрафов и пеней организации, начавшие до 2013 г. амортизировать недвижимость, на которую еще не поданы документы на госрегистрацию.
Однако вряд ли такой подход можно считать логичным. Ведь подобное понимание внесенных изменений означало бы, что в налоговое законодательство внесены поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков. Но даже если думать так, то действовать задним числом такие поправки не должны <14>. Так что никаких пересчетов налоговой базы за 2012 г. и более ранние периоды только из-за того, что в Законе N 206-ФЗ появилась "переходная" ст. 3.1, быть не должно.
В 2013 г. переставать амортизировать недвижимость из-за новых поправок тоже не нужно, ведь все изменения говорят лишь о дате начала амортизации. А ее налогоплательщики, готовые поспорить с проверяющими, определили давным-давно. И нигде в законодательстве нет правила о том, что с 2013 г. такие организации должны прекратить начисление амортизации.
Таким образом, те, кто был до 2013 г. не согласен с Минфином и начислял амортизацию по недвижимости, на которую еще не поданы документы на госрегистрацию, по-прежнему могут опираться на решение ВАС. Конечно, нельзя со стопроцентной точностью прогнозировать, изменится ли после внесенных поправок судебная практика или нет. Но, учитывая сказанное выше, надеемся, что даже если и возникнут споры с налоговой службой, то победителями из них выйдут налогоплательщики.
Налоговые подарки "культурным" организациям
Законодатели решили облегчить жизнь организациям сферы культуры и искусства:
- с 1 октября 2013 г. освобождаются от обложения НДС услуги вне места нахождения организации:
- по предоставлению музейных предметов и коллекций;
- по организации выставок экспонатов;
- по показу спектаклей, концертов, концертных и иных зрелищных программ <15>;
- с 1 января 2014 г. бюджетные учреждения - театры, музеи, библиотеки, концертные организации:
- смогут при расчете налога на прибыль единовременно учитывать в расходах полную стоимость основных средств - в момент их ввода в эксплуатацию.
Лишь недвижимость по-прежнему необходимо амортизировать <16>;
- не должны платить авансовые платежи по налогу на прибыль;
- будут подавать только годовую декларацию по налогу на прибыль (ежеквартальная отчетность для них отменяется) <17>;
- с 2014 г. музеи, являющиеся бюджетными учреждениями, могут сразу (в момент покупки) учитывать в прочих расходах затраты на приобретение культурных ценностей в Музейный фонд РФ <18>.
Прочие "прибыльные" изменения
Есть еще небольшие поправки в расчет налога на прибыль, которые будут действовать с 2014 г. <19>:
- к ненормируемым расходам на рекламу будут относиться рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании <20>. Так, больше не будет нормироваться реклама, размещаемая в кинотеатрах перед началом просмотра фильмов;
- уточнено, что к нематериальным активам (НМА) относятся исключительные права на аудиовизуальные произведения (к примеру, видеоролики, кинофильмы и т.д.) <21>. Отметим, что их и ранее можно было относить к НМА;
- при определении первоначальной стоимости имущества, созданного с использованием целевых бюджетных средств, надо общую сумму расходов на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию, уменьшать на ту их часть, которая была оплачена за счет бюджетных средств <22>.
Примечание. Заметим, что это нововведение никак не должно коснуться коммерческих организаций, купивших основные средства за счет полученных бюджетных субсидий. Ведь как неоднократно разъяснял Минфин, предоставленные коммерческим организациям субсидии (в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством и реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг) в целях налогообложения прибыли целевым финансированием не признаются <23>.
***
Как видим, большинство поправок благоприятны для организаций. Даже введение задним числом нового порядка амортизации недвижимости можно оценивать положительно.
Ведь законодательная определенность всегда лучше белых пятен, да и полученное освобождение от штрафов и пеней позволит всем бухгалтерам чувствовать себя увереннее.
<1> п. 2 ст. 130 ГК РФ
<2> п. 3 ст. 4 Закона от 23.07.2013 N 215-ФЗ (далее - Закон N 215-ФЗ)
<3> п. 4 ст. 259 НК РФ
<4> п. 11 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013)
<5> Письма Минфина от 17.08.2012 N 03-03-06/1/421, от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31
<6> Постановление Президиума ВАС от 30.10.2012 N 6909/12 (далее - Постановление N 6909/12)
<7> Письма Минфина от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13773, от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5793
<8> ст. 3.1 Закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ (в ред. Закона N 215-ФЗ)
<9> п. 3 ст. 4 Закона N 215-ФЗ
<10> статьи 54, 81 НК РФ
<11> Постановление N 6909/12
<12> п. 4 ст. 259 НК РФ
<13> п. 2 ст. 5 НК РФ
<14> п. 2 ст. 5 НК РФ
<15> подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона N 215-ФЗ); подп. "а" п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4 Закона N 215-ФЗ
<16> п. 7 ст. 259 НК РФ (в ред. Закона N 215-ФЗ); п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 4 Закона N 215-ФЗ
<17> п. 2 ст. 289 НК РФ (в ред. Закона N 215-ФЗ); подп. 7, 8 ст. 1, п. 1 ст. 4 Закона N 215-ФЗ
<18> подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ (в ред. Закона N 215-ФЗ); подп. "б" п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 4 Закона N 215-ФЗ
<19> п. 1 ст. 4 Закона N 215-ФЗ
<20> п. 4 ст. 264 НК РФ (в ред. Закона N 215-ФЗ); п. 6 ст. 1 Закона N 215-ФЗ
<21> подп. 7 п. 3 ст. 257 НК РФ
<22> п. 1 ст. 257 НК РФ (в ред. Закона N 215-ФЗ); подп. "а" п. 3 ст. 1 Закона N 215-ФЗ
<23> Письма Минфина от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24671, от 22.05.2012 N 03-03-06/1/263
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14
ШТРАФ ЗА ПРОСРОЧКУ СДАЧИ В ПФР ОТЧЕТНОСТИ С ЗАНИЖЕННЫМИ ВЗНОСАМИ
Бугаева Н.
Страховые взносы нужно не только вовремя платить, но и вовремя по ним отчитываться в ПФР <1>. И если вы не представите в срок расчет РСВ-1 и персонифицированную отчетность, то специалисты Фонда неминуемо выпишут вам два штрафа. На интернет-форумах рекомендуют в таких ситуациях для снижения суммы штрафа сдавать отчетность с заниженными суммами взносов. Посмотрим, чем это чревато.
В чем хитрость
За просрочку сдачи отчетности в ПФР предусмотрены штрафы:
- по расчету РСВ-1 - в размере 5% взносов, начисленных к уплате за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 руб. <2>;
- по индивидуальным сведениям - в размере 10% от причитающихся в ПФР платежей, начисленных по данным "просроченной" отчетности по каждому работнику <3>.
Оба штрафа рассчитываются в процентах от сумм взносов, указанных в РСВ-1 и индивидуальных сведениях. Поэтому чем меньше суммы взносов в отчетности, тем меньше будет сумма выставленных штрафов. А вместе с отчетностью за следующий период можно направить уточненку с реальными суммами взносов, как будто вы самостоятельно "выявили ошибку" в изначально представленных сведениях <4>. Далее Фонд уточненку примет и не будет пересчитывать штраф исходя из новых данных.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ДАШИНА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА - Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области
"В данном случае штраф не может быть пересмотрен в сторону увеличения. По первоначально представленной форме РСВ-1 по итогам камеральной проверки уже будет составлен акт о нарушении законодательства РФ о страховых взносах (если уже принято решение о привлечении плательщика к ответственности и направлено требование об уплате штрафа). За одно нарушение не может быть два наказания. В то же время организация после представления уточненного расчета будет проверена на неуплату или неполную уплату страховых взносов на дату представления уточненного расчета с увеличенной базой для начисления страховых взносов на предмет применения к ней ст. 47 Закона N 212-ФЗ, то есть штрафа за неполную уплату взносов".
С тем, что у специалистов Фонда нет права корректировать в такой ситуации сумму штрафа, согласен и суд <5>.
Если вы уплатите взносов столько, сколько показали в первоначальной отчетности, то перед подачей уточненки вам нужно будет доплатить взносы вместе с пенями <6>. И тогда штрафа за неуплату взносов не будет. Если же вы своевременно перечислили ежемесячные обязательные платежи (не позднее 15-го числа каждого месяца) в соответствии с вашими реальными данными, которые будут отражены в уточненке, то и пени платить не придется <7>.
С какими проблемами можно столкнуться на практике
На первый взгляд все выглядит вполне законно. Но нужно учитывать вот что. Описанное выше реализуемо, если страхователь прежде, чем подать уточненку, дождется вступления в силу решения о привлечении его к ответственности (за просрочку с первоначальной отчетностью). Это происходит спустя 10 рабочих дней со дня вручения копии решения страхователю <8>. А вот когда Фонд примет такое решение, предсказать трудно.
Конечно, копию решения вы можете получить быстро, ведь опоздание со сдачей - нарушение, которое трудно не заметить. Если же специалисты Фонда пожелают привлечь организацию к ответственности после проверки содержания отчетности, процесс наверняка затянется. На камеральную проверку дается целых 3 месяца со дня представления отчетности, которая и так поступила к ним уже с опозданием <9>. Не позднее чем в течение 10 рабочих дней после окончания проверки должен быть составлен акт <10>. В течение еще 5 рабочих дней после его подписания он должен быть направлен страхователю <11>. То есть вполне может подойти срок для сдачи отчетности уже за следующий период. А в ней "входящие" данные должны соответствовать сведениям предыдущей отчетности. Значит, придется сдавать еще одну отчетность с недостоверной информацией. А потом, соответственно, надо будет подавать уточненки за два периода. Если вы готовы к этому - дерзайте.
***
А вот по налоговой отчетности такой номер не пройдет. Размер штрафа за несвоевременное представление декларации должен быть определен исходя из суммы налога, фактически подлежащего уплате <12>.
<1> ч. 5, п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
<2> ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ
<3> ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ; п. 16 Информационного письма Президиума ВАС от 11.08.2004 N 79
<4> ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ
<5> Постановление ФАС СЗО от 09.08.2012 N А56-62521/2011
<6> п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ
<7> ч. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ
<8> ч. 6 ст. 4, ч. 12 ст. 39 Закона N 212-ФЗ
<9> ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ
<10> ч. 6 ст. 4, ч. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ
<11> ч. 6 ст. 4, ч. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ
<12> п. 1 ст. 119 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14
О ЕЖЕГОДНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТПУСКАХ СОВМЕСТИТЕЛЯМ
Шаповал Е.
На северян-совместителей одновременно распространяются две нормы ТК РФ. Одной из них установлено, что общая продолжительность их ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливается на общих основаниях (ст. 321 ТК РФ). Другой - что гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ). В связи с этим возникает вопрос, положен ли совместителям дополнительный оплачиваемый "северный" отпуск.
Северянам положены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью <1>:
- 24 календарных дня - за работу в районах Крайнего Севера;
- 16 календарных дней - за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ШКЛОВЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ - Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
"При определении продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых работникам-совместителям, работающим в районах Крайнего Севера, необходимо руководствоваться ст. 321 ТК РФ. Ограничения, установленные ст. 287 ТК РФ, в данном случае не применяются".
Есть и суды, считающие, что такие дополнительные отпуска предоставляются совместителями на общих основаниях <1>. Но один суд считает, что "северные" гарантии предоставляются только по основному месту работы <2>.
А вот на другие виды ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков совместители имеют право без каких-либо исключений не только в тех случаях, когда они положены за работу, но и в тех, когда являются льготой. Например, это дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней инвалидам-чернобыльцам <3>.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ШКЛОВЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ, Роструд
"Дополнительный оплачиваемый отпуск работникам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы должен предоставляться также и на работе по совместительству".
***
Итак, предусмотренные законом ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска положены совместителям без каких-либо исключений.
<1> Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 28.06.2012 N 33-884/2012; Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 24.12.2012 N 33-11243
<2> Апелляционное определение ВС Республики Саха (Якутия) от 18.04.2012 N 33-1239/2012
<3> п. 5 ст. 14 Закона от 15.05.91 N 1244-1
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК У ВРЕМЕННЫХ И СЕЗОННЫХ РАБОТНИКОВ
Шаповал Е.
Сезонным работникам и работникам, заключившим трудовой договор на срок до 2 месяцев, ежегодный основной оплачиваемый отпуск (компенсация за него при увольнении) предоставляется из расчета 2 рабочих дня за каждый месяц работы <1>. Наряду с основным отпуском у них может быть и дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый в календарных днях (например, за вредную работу <2> или "северный" <3>).
Примечание. Напомним, что если дополнительный отпуск установлен советским нормативным правовым актом не в календарных, а в рабочих днях, то нужно пересчитать рабочие дни такого отпуска в календарные. Пересчитывать рабочие дни в календарные можно:
<или> определив коэффициент соотношения рабочих и календарных дней;
<или> отсчитав рабочие дни в календарном порядке от даты начала отпуска.
Посмотрим, как определять общую продолжительность отпуска (основной отпуск плюс дополнительный <4>) временных и сезонных работников.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ШКЛОВЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ - Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
"Поскольку продолжительность ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях, то их продолжительность для временных и сезонных работников определяется в календарных днях пропорционально отработанному периоду".
Таким образом, продолжительность основного отпуска и продолжительность дополнительного отпуска определяются отдельно. При этом количество календарных дней дополнительного отпуска определяем так:
Количество календарных дней дополнительного отпуска | = | Количество календарных дней дополнительного отпуска, положенного работнику за год работы | / | 12 мес. | х | Количество месяцев работы в организации <*> |
<*> В количество месяцев работы в организации включаются полные месяцы и неполные месяцы, если сотрудник отработал полмесяца и больше <5>.
При определении продолжительности отпуска временных и сезонных работников необходимо помнить, что основной отпуск в рабочих днях предоставляется в расчете на шестидневную рабочую неделю. То есть воскресенья не входят в число дней отпуска и не оплачиваются. А при предоставлении дополнительного отпуска в календарных днях воскресенья входят в число дней отпуска и оплачиваются. Независимо от того, в рабочих или в календарных днях предоставляется отпуск, нерабочие праздничные дни в число дней отпуска не включаются <6>.
Расчет среднего заработка для оплаты основного и дополнительного отпусков или для компенсации за неиспользованный отпуск таким работникам также нужно делать отдельно <7>. Рассмотрим конкретный пример.
Пример. Расчет продолжительности отпуска и суммы отпускных
УСЛОВИЕ
С работником заключен срочный трудовой договор на сезон с 1 апреля по 1 октября 2013 г. Оклад работника - 15 000 руб. За год работы во вредных условиях труда работнику положено 7 календарных дней отпуска.
С 1 октября 2013 г. работнику предоставлен отпуск с последующим увольнением в связи с истечением срока трудового договора <8>.
В расчетный период для исчисления отпускных входят апрель - сентябрь 2013 г. Эти месяцы отработаны сотрудником полностью. В расчете на шестидневную рабочую неделю в них 153 дня (26 дн. + 24 дн. + 24 дн. + 27 дн. + 27 дн. + 25 дн.).
РЕШЕНИЕ
Порядок действий такой.
ШАГ 1. Определяем количество дней неиспользованного основного отпуска работника. За отработанные 6 полных месяцев он заработал 12 рабочих дней отпуска (6 мес. х 2 раб. дн.).
ШАГ 2. Определяем количество дней неиспользованного дополнительного отпуска за вредную работу: 7 календ. дн. / 12 мес. х 6 мес. = 3,5 календ. дн.
Но отпуск можно предоставить только на целое число дней. Следовательно, надо предоставить 3 календарных дня дополнительного отпуска, а за неполный день (0,5 календарных дня) - выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.
ШАГ 3. Определяем последний день отпуска работника.
Октябрь 2013 г. | Условные обозначения | |||||
пн | 7 <о> | 14 <о> | 21 | 28 |
<о> - дни основного отпуска, предоставляемого в рабочих днях <о> - выходные дни, исключаемые из числа дней отпуска, предоставляемого в рабочих днях <д> - дни дополнительного отпуска, предоставляемого в календарных днях 17 <п> - последний день отпуска и день увольнения |
|
вт | 1 <о> | 8 <о> | 15 <д> | 22 | 29 | |
ср | 2 <о> | 9 <о> | 16 <д> | 23 | 30 | |
чт | 3 <о> | 10 <о> | 17 <п> | 24 | 31 | |
пт | 4 <о> | 11 <о> | 18 | 25 | ||
сб | 5 <о> | 12 <о> | 19 | 26 | ||
вс | 6 <в> | 13 <в> | 20 | 27 |
При предоставлении отпуска с последующим увольнением последний день отпуска считается днем увольнения <9>. Следовательно, в трудовой книжке работника 17 октября 2013 г. указываем как день увольнения.
ШАГ 4. Рассчитываем сумму отпускных <10>: (15 000 руб. х 6 мес. / 153 дн. х 12 дн.) + ((15 000 руб. х 6 мес.) / (29,4 дн. х 6 мес.) х 3,5 дн.) = 8844,53 руб.
***
Если основной отпуск установлен в рабочих днях, а дополнительный - в календарных, не надо переводить календарные дни в рабочие и наоборот. Считайте оплату по каждому виду отпуска отдельно.
<1> статьи 291, 295 ТК РФ
<2> статьи 116, 117 ТК РФ
<3> ст. 321 ТК РФ
<4> ст. 120 ТК РФ
<5> п. 35 Правил, утв. НКТ СССР 30.04.30 N 169; Письмо Роструда от 23.06.2006 N 944-6
<6> ст. 120 ТК РФ
<7> пп. 10, 11 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 N 922
<8> статьи 79, 127 ТК РФ
<9> ст. 127 ТК РФ; Письмо Роструда от 25.05.2011 N 1449-6-1
<10> п. 10 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 N 922
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14
УСНО: ЧЕМ ОПАСНЫ НЕПОГАШЕННЫЕ ВЗАИМНЫЕ ДОЛГИ С КОНТРАГЕНТОМ
Мартынюк Н.
Все привыкли, что зачет взаимных требований - дело добровольное: когда хотим, тогда и проводим. Но на упрощенке зачет, проведенный после окончания того года, в котором стороны подтвердили наличие взаимных задолженностей, может обернуться доначислениями, если налоговики увидят этот зачет при выездной проверке.
В чем суть возможных налоговых претензий
Покажем на примере. У организации, работавшей на УСНО, на конец года были взаимные долги с контрагентом, уже подтвержденные актом сверки. Зачет этих встречных требований стороны провели только в следующем году. На дату зачета организация признала налоговый доход в размере дебиторки, погашенной путем зачета <2>.
Зачет встречных требований можно провести, только если <1>:
- они однородные (например, вы должны контрагенту деньги и он вам должен деньги);
- срок исполнения каждого из них наступил;
- ни по одному из них не истек срок исковой давности;
- договором, из которого возникло требование, не запрещено погашение обязательства зачетом.
Налоговики, которые впоследствии пришли в организацию с выездной проверкой, решили, что зачет следовало провести раньше - уже на момент составления акта сверки. Они исходили из того, что для зачета достаточно заявления одной стороны <3>. Соответственно, на период составления акта сверки они перенесли и признание дохода.
С учетом этой суммы годовой доход организации получился больше установленного для УСНО 60-миллионного лимита <4>. Поэтому инспекция решила, что организация обязана была перейти на ОСНО с начала того квартала, которым датирован акт сверки. Все налоги начиная с этого квартала проверяющие пересчитали по общему режиму, доначислили организации недоимку, пени и штрафы. Соответственно, и в следующем году организация, по мнению налоговиков, не имела права применять спецрежим <5>.
В подобных ситуациях налоговики подозревают, что стороны намеренно отложили зачет - для того, чтобы годовой доход организации не превысил лимит и она сохранила право на УСНО. А уж если контрагент - взаимозависимое с вашей организацией лицо, то вероятность, что инспекторы попытаются доказать сговор с ним с целью получить необоснованную налоговую выгоду <6>, увеличивается.
Навязать зачет в периоде подписания акта сверки налоговики могут, и если это не приведет к потере права на УСНО. Такие случаи тоже известны. Тогда они доначислят "упрощенный" налог за тот период, в котором был составлен акт сверки с контрагентом <7>, или хотя бы пени, если к моменту проверки зачет состоялся, доход по нему был учтен и налог с него был начислен.
Что делать, если инспекция навязывает свою дату зачета
Приготовьте обоснование того, почему зачет был невозможен ранее.
Например, ваш график платежей или финансовый план на период составления акта сверки покажет, что вы рассчитывали сначала получить от контрагента деньги, направить их на какие-то срочные нужды организации, а свой долг ему погасить позже, получив оплату от других своих контрагентов. Затем обстоятельства изменились, и вы с контрагентом договорились о зачете.
Если переубедить инспекцию не удалось, смело идите в суд - велика вероятность, что он будет на вашей стороне. Вот аргументы.
АРГУМЕНТ 1. ГК не обязывает проводить зачет при наличии подтвержденной взаимной задолженности. Он всего лишь допускает такую возможность <8>.
Нельзя с уверенностью утверждать, что зачет, даже если организация захочет провести его в квартале подписания акта сверки, тогда же и состоялся бы. Ведь односторонний зачет считается проведенным только при условии, что вторая сторона получила уведомление о нем <9>. А в нашей ситуации такого уведомления не было. Кроме того, другая сторона может оспорить одностороннее проведение зачета и по другим причинам <10>.
АРГУМЕНТ 2. Применить налоговые последствия зачета до того, как он состоится на самом деле, нельзя. Ведь по НК для того, чтобы доход возник, обязательство контрагента перед налогоплательщиком должно быть прекращено в действительности <11>. Одной только возможности прекращения недостаточно.
АРГУМЕНТ 3. Никто, в том числе налоговая инспекция, не может провести зачет за организацию. Зачет, даже проводимый в одностороннем порядке, - это сделка <12>. А для совершения такой сделки необходимо волеизъявление ее сторон <13>.
АРГУМЕНТ 4. Акт сверки подтверждением такого волеизъявления не является (за исключением случаев, когда в нем прямо говорится о зачете конкретных указанных в нем задолженностей). Он не прекращает права и обязанности, а только констатирует, что стороны признают наличие взаимных долгов.
Поэтому на основании одного акта сверки нельзя считать эти долги погашенными и доход полученным <14>.
ВЫВОД
До тех пор пока нет проведенного по инициативе организации либо ее контрагента зачета и подтверждающего это документа, доход на УСНО не возникает - ни в целях расчета налоговой базы, ни в целях определения годовой суммы доходов, сравниваемой с лимитом <15>.
Суды уже рассматривали подобные споры. Один из них подчеркнул, что правом зачета обладают только стороны взаимных обязательств, налоговые органы не могут заставить провести зачет (в том числе и для целей налогообложения) раньше, чем стороны или одна из сторон примут решение о его проведении <16>. Другие суды тоже отказывались признать доход на момент, когда отсутствовал акт зачета или одностороннее заявление о нем <17>.
И наконец, то, что зачет - это право, а не обязанность, а налоговые последствия зачета возникают только тогда, когда его проведут сами стороны, недавно признал и ВАС (правда, разбирал он другой вопрос - связанный с налогом на прибыль <18>).
***
Приведенные аргументы вряд ли помогут, если ваша встречная задолженность перед покупателем создана искусственно - исключительно для того, чтобы получить от него деньги, но не признавать в текущем периоде вылезающий за лимит доход. В подобных схемах организация на УСНО получает от покупателя деньги по другому встречному договору, чаще всего - под видом займа. А в следующем году зачитывает свой долг по возврату займа в счет погашения долга покупателя за поставленные ему товары (работы, услуги).
Предупреждаем: все это шито белыми нитками. Особенно когда оплату товара превращают в заем задним числом, составляя письма об уточнении назначения платежа. Или когда постоянные покупатели в течение года исправно оплачивают каждую поставку, а ближе к концу года начинают вместо оплаты предоставлять займы. От обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды вряд ли удастся отбиться, ведь экономической целесообразности в подобных действиях сторон нет <19>.
<1> статьи 410, 411 ГК РФ
<2> п. 1 ст. 346.17 НК РФ
<3> ст. 410 ГК РФ
<4> п. 4 ст. 346.13 НК РФ
<5> п. 2 ст. 346.12, п. 7 ст. 346.13 НК РФ
<6> п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53
<7> Постановление ФАС ПО от 15.01.2008 N А65-4296/2007
<8> ст. 410 ГК РФ
<9> п. 4 Информационного письма ВАС от 29.12.2001 N 65
<10> Постановление ФАС УО от 29.03.2012 N Ф09-1921/12
<11> п. 1 ст. 346.17 НК РФ
<12> ст. 153, ч. 1 ст. 154 ГК РФ
<13> ч. 2, 3 ст. 154 ГК РФ
<14> Постановление ФАС ВВО от 12.09.2011 N А29-10177/2010
<15> п. 1 ст. 346.17 НК РФ
<16> Постановление ФАС СЗО от 25.10.2010 N А56-70159/2009
<17> Постановления 17 ААС от 25.10.2011 N 17АП-10445/2011-АК; ФАС ПО от 15.01.2008 N А65-4296/2007; 3 ААС от 25.08.2010 N А33-781/2010
<18> Постановление Президиума ВАС от 19.03.2013 N 13598/12
<19> Постановление ФАС ВВО от 05.03.2009 N А39-4092/2007
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14