Материалы журнала "Главная книга"
18 октября 2013 года
Содержание
- ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИФНС! (Инструкция для желающих записаться на прием в инспекцию в режиме онлайн)
- КУДА ДЕТЬ И КАК УЧЕСТЬ ПРОСРОЧЕННЫЙ ТОВАР
- ФОКУС-ПОКУС: ВОЗВРАТ ЗАЙМА ПРЕВРАТИЛСЯ В ПОСТАВКУ ТОВАРА (Налоговые и бухгалтерские последствия новации)
- НДС: ОФОРМЛЕНИЕ АВАНСОВ В РОЗНИЦЕ
- О ВЫЧЕТАХ ПРИ ДОНАЧИСЛЕНИИ НДС
- О РАСЧЕТЕ ДЕКРЕТНЫХ РАБОТНИЦЕ, ТРУДИВШЕЙСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
- О ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ОС
- О БУХУЧЕТЕ ЗАТРАТ НА КАПРЕМОНТ В КАЧЕСТВЕ ОС
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИФНС! (Инструкция для желающих записаться на прием в инспекцию в режиме онлайн)
Овсянникова А.
Как мы уже ранее сообщали, налоговая служба запустила новый электронный сервис, предоставляющий возможность записаться на прием в ИФНС в режиме онлайн. Для тех, кто хочет воспользоваться данной услугой, мы подготовили подробную инструкцию.
Примечание. Сервис дает возможность записаться на прием не только представителям организаций, но и предпринимателям и обычным физическим лицам.
Записываемся на прием
Для того чтобы попасть в ИФНС в конкретный день и конкретное время, зайдите на сайт ФНС или на сайт УФНС своего региона и в разделе "Электронные услуги" выберите опцию "Онлайн запись на прием в инспекцию".
ШАГ 1. Соглашаемся с условиями предоставления услуги <1>. На данном этапе просто нажимаете на кнопку "Да, согласен". Если вы этого не сделаете, то автоматически вернетесь на стартовую страницу.
ШАГ 2. Вводим свои данные <2>. Отметьте, чьи интересы вы представляете - организации или ИП, и введите необходимые данные. Например, если вы представляете организацию, то вам нужно ввести ее название и ИНН, контактный телефон и адрес электронной почты.
ШАГ 3. Записываемся на прием.
Записаться можно за 14 календарных дней до желаемой даты приема <3>. При этом вам будут предлагать только свободные интервалы рабочего времени. То есть записаться на прием, предположим, уже на следующий день не получится, если все время приема в этот день будет занято теми, кто записался раньше вас.
Внимание! Внимательно вбивайте данные вашей организации в онлайн-заявку. И правильно выбирайте цель визита. Ведь если налоговики обнаружат ошибки в ваших данных (опечатки не считаются) или вы обратитесь не за той услугой, которая указана в заявке, вам, возможно, придется решать свои вопросы в порядке общей очереди <5>.
Кстати, запись на прием на конкретный день заканчивается в 24.00 предшествующего дня <4>. К примеру, если вы 9 сентября планируете записаться на 10 сентября, то при наличии свободных интервалов времени можете оформить электронную заявку хоть в 23.55.
ШАГ 4. Подтверждаем данные. На последнем этапе вам предложат проверить все введенные вами данные (название организации, ИФНС, дату приема и т.п.) и вбить приведенный на экране числовой код <6>.
Итог: вы записаны на прием <7>. Кстати, несмотря на то что экранная форма заявки будет направлена вам по адресу электронной почты, который вы указали при записи на прием, мы рекомендуем сохранить экранный образ этой web-страницы: нажмите клавишу "Print Screen", а затем, открыв Word, вставьте изображение в документ (Правка - Вставить). Распечатайте экранную форму <8> - она вам пригодится при посещении ИФНС, особенно в случае сбоя программы налоговиков. Ведь если в подобной ситуации у вас не будет распечатки онлайн-заявки, вас примут только в порядке общей очереди <9>.
Есть еще один нюанс: если в вашей ИФНС есть система управления очередью (СУО), то в вашей электронной заявке на прием вы увидите 9-значный PIN-код. Когда в назначенный день вы придете в инспекцию, этот код нужно будет ввести в терминал СУО для получения талона обслуживания <10>. Но и в этой ситуации лучше взять с собой распечатанную онлайн-заявку. Опять же на случай сбоя "налоговой" программы.
Приходим на прием в ИФНС
Итак, в назначенный день вы пришли в ИФНС. Не теряйтесь, увидев очередь в нужное вам окно. Общую очередь (то есть из тех, кто заранее не записался) никто не отменял, но вы имеете право на приоритетное обслуживание <11>. Если в инспекции есть СУО, получите талон. Если СУО нет - предъявите инспектору распечатанную форму вашей онлайн-заявки.
Примечание. Если у вас возникли затруднения, например с получением талона, обратитесь к администратору операционного зала ИФНС - он должен вам помочь <12>.
Теперь хотим обратить ваше внимание на время прихода в ИФНС.
ВАРИАНТ 1. Вы пришли раньше назначенного времени <13>. Если инспектор в данный момент свободен и на то время, когда вы пришли, никто не записан, то он вас примет. Если же есть очередь по записи, то инспектор примет вас, как только освободится, но не ранее чем за 10 минут до наступления времени, указанного в вашей онлайн-заявке. Поэтому приходить, к примеру, за час до назначенного времени нет никакого смысла.
ВАРИАНТ 2. Вы опоздали <14>. В этом случае на время вашего приема влияют два фактора: наличие очереди (живой и по записи) и время вашего опоздания. Если очереди нет, то неважно, на какое время вы задержались, вас примут сразу. Если же очередь есть, то при вашем опоздании:
<или> меньше чем на 10 минут - вас примут в приоритетном порядке;
<или> на 10 минут и более - вас обслужат:
<если> нет других плательщиков, записавшихся на прием в режиме онлайн, - вне общей очереди;
<если> есть очередь по записи - в порядке общей очереди.
Не стоит нервничать, если инспектор не примет вас вовремя. Ведь ему разрешено начать прием позже, но только в том случае, если он занят с другим плательщиком. Кроме того, принять вас он должен не позже чем через 30 минут после назначенного вам времени <11>.
***
Имейте в виду, что налоговики выставляют точное время на часах в инспекции, ориентируясь, в частности, на телефонные справочные службы <15>. Так что и вам имеет смысл свериться с подобным ресурсом, чтоб не опоздать и не потерять право на приоритетное обслуживание.
<1> пп. 1.4, 3.1 Регламента, утв. Приказом ФНС от 23.07.2013 N ММВ-7-12/247@ (далее - Регламент)
<2> п. 3.2 Регламента
<3> п. 3.3 Регламента
<4> п. 4.1 Регламента
<5> пп. 4.5, 4.6 Регламента
<6> п. 3.4 Регламента
<7> п. 3.5 Регламента
<8> п. 3.7 Регламента
<9> п. 6.2 Регламента
<10> п. 3.6 Регламента
<11> п. 4.4 Регламента
<12> пп. 5.5 Регламента
<13> п. 4.8 Регламента
<14> п. 4.9 Регламента
<15> п. 4.7 Регламента
Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2013, N 18
КУДА ДЕТЬ И КАК УЧЕСТЬ ПРОСРОЧЕННЫЙ ТОВАР
Елина Л.
С просроченными товарами сталкиваются практически все, кто торгует продовольствием. Кроме того, срок годности имеют парфюмерия, лекарства, бытовая химия и некоторые другие товары <1>. Следить за тем, чтобы на полках не было "просрочки", - прямая обязанность компании-продавца. Товары с истекшим сроком годности надо изъять из продажи <2>. При этом составляется акт о порче товаров (ТОРГ-15 или самостоятельно разработанная форма), в котором делается отметка об изъятии товаров из торгового зала. А вот что дальше с ними делать и как списать их стоимость?
ВАРИАНТ 1. Возвращаем товар поставщику
Такая возможность может быть предусмотрена договором с ним. Кроме того, есть обязательный выкуп, прямо предусмотренный законодательством, для просроченного хлеба и хлебобулочных изделий <3>. Их поставщик обязан принять назад, независимо от условий заключенного между вами договора.
С оформлением в учете такого возврата сложностей быть не должно. Проводите его как реализацию. Начисляете НДС, определяете выручку и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Стоимость самих товаров списываете на расходы. И, разумеется, имеете право получить от своего поставщика деньги за возвращенный ему товар.
ВАРИАНТ 2. Продаем просроченный товар для утилизации
При продаже товара для утилизации ваша организация именно продает его, но не для использования по прямому назначению и, как правило, по сниженной цене <4>. Часто просроченные продукты покупают на корм животным, некоторые фрукты - для переработки на джем либо для производства спирта или уксуса.
Не забудьте: в договоре надо указать, что этот товар не будет использован по прямому назначению (чтобы к вашей организации не было претензий в том, что она продает товар, который продавать нельзя).
Для учета же (как бухгалтерского, так и налогового) важно, что продажа для утилизации - это именно продажа. А значит, у вас есть выручка (хоть и небольшая) в бухгалтерском и налоговом учете, есть и база для начисления НДС. Поэтому, даже если вы продаете товары с убытком, у вас есть все основания:
- учесть покупную стоимость товаров в расходах. Причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете <5>;
- не восстанавливать НДС, принятый к вычету при покупке товаров. Ведь они использованы в облагаемых НДС операциях.
ВАРИАНТ 3. Уничтожаем товар
Если не получилось вернуть товар поставщику или продать на утилизацию, то придется его уничтожать. Уничтожение товара надо оформить актом, к примеру о списании по форме ТОРГ-16 или по самостоятельно разработанной форме <6>. Иногда для уничтожения привлекают специализированные организации.
НАПОМИНАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ
Если надо уничтожить товары, из-за которых может возникнуть опасность распространения заболеваний или отравления людей и животных (например, зараженное мясо), а также если есть опасность загрязнения окружающей среды, то акт уничтожения должен быть подписан и представителем Роспотребнадзора <6>.
А можно ли учесть стоимость уничтоженных товаров и расходы на их уничтожение при расчете налога на прибыль как прочие расходы <7> ? Можно, ведь товары изначально покупались для продажи, то есть расходы связаны с "доходной" деятельностью. То, что товары пришлось уничтожить, - это обычные издержки торговли. Суды, кстати, с этим согласны <8>.
Минфин также считает, что и стоимость самих просроченных товаров, и затраты на их уничтожение можно учесть в налоговых расходах. В некоторых своих разъяснениях он оговаривает, что обязанность уничтожения просроченных товаров должна быть предусмотрена законодательно <9>. Однако необходимость утилизации или уничтожения прямо предусмотрена только для просроченных продуктов питания <10>. А из Писем самого Минфина видно, что он дает добро на учет в расходах затрат на уничтожение не только продуктов питания, но и иных товаров, которые нельзя использовать по истечении срока годности по прямому назначению <11>. К примеру, к таким товарам относятся:
- парфюмерно-косметическая продукция <12>;
- лекарства и расходные материалы медицинского назначения <13>;
- товары бытовой химии <14>.
Примечание. Как видим, финансовое ведомство достаточно лояльно относится к учету в налоговых расходах стоимости уничтожаемых товаров и затрат на такое уничтожение. Однако обратите внимание: это касается только случаев, когда товары уничтожаются:
- в связи с истечением срока их годности;
- именно той организацией, в собственности которой они были на момент истечения этого срока.
Если же товар стал просроченным, к примеру, у розничного магазина, а затем его выкупила обратно оптовая организация, это совсем другое дело. В этом случае проверяющие разрешат учесть в налоговых расходах только затраты на выкуп хлебобулочных изделий <15>. А вот для учета расходов на выкуп других товаров придется поспорить с инспекторами <16>.
Для уничтожения просроченных продуктов и учета их стоимости в расходах экспертиза не требуется. Минфин и Роспотребнадзор согласны с этим <17>. Но вот некоторые налоговые инспекции настаивают на такой экспертизе и отказываются без нее признавать обоснованность расходов на уничтожение. Правда, суды их, как правило, не поддерживают <18>.
Теперь что касается вычета НДС по списанным товарам. Минфин считает, что при уничтожении товаров с истекшим сроком годности вычет входного НДС по ним нужно восстановить. Ведь они не использовались для облагаемой НДС деятельности и выбыли по причинам, не связанным с реализацией <19>. Кстати, проверяющие против учета этого НДС и в "прибыльных" налоговых расходах.
Но с восстановлением НДС можно и нужно спорить. Уничтожение товаров является частью общей торговой деятельности, которая, в свою очередь, облагается НДС. Поэтому оснований для восстановления вычета нет. Если решитесь отстаивать вычет НДС по уничтоженным товарам, готовьтесь к спору с инспекторами. Знайте, что суды вас наверняка поддержат <20>.
Примечание. Кстати, совсем недавно Минфин разрешил производственным компаниям не восстанавливать НДС при уничтожении недоброкачественной продукции, если есть угроза возникновения и распространения заразных болезней животных. Он признал, что такое уничтожение необходимо для обеспечения безопасности производства и реализации доброкачественной продукции <21>.
***
Иногда проблему просроченных товаров собственники фирмы или ее руководители хотят решить за счет рядовых работников - продавцов торгового зала:
<или> заставляют продавцов "покупать" залежавшийся товар, то есть удерживают из их зарплаты стоимость просроченных товаров;
<или> штрафуют продавцов.
Знайте, что подобные методы незаконны. Организация может взыскать с работников ущерб, причиненный по их вине <22>. Однако в том, что товар стал просроченным, вряд ли виноват кто-то из продавцов. А значит, взыскивать с работников торгового зала ущерб в виде стоимости просроченных товаров неправильно.
РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ
Продавцов, которые вовремя не убрали товар с истекшим сроком годности из торгового зала, можно лишить премии или ее части. Но снизить из-за этого зарплату нельзя.
Поэтому, если директор принесет вам приказ о взыскании с продавца стоимости просроченного товара (путем удержания ее из зарплаты), сразу предупредите руководителя о том, что в дальнейшем могут быть проблемы с трудинспекцией. Причем чем больше штраф или сумма взыскиваемой стоимости товара, тем больше вероятность, что продавцы захотят пожаловаться.
<1> п. 1 ст. 472, ст. 473 ГК РФ; Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утв. Постановлением Правительства от 16.06.97 N 720; ст. 16 Закона от 22.06.98 N 86-ФЗ
<2> п. 5 ст. 5 Закона от 07.02.1992 N 2300-1
<3> п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96
<4> ст. 1 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ
<5> п. 5 ПБУ 10/99; п. 1 ст. 252 НК РФ
<6> п. 17 Положения, утв. Постановлением Правительства от 29.09.97 N 1263
<7> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
<8> Постановление ФАС УО от 24.08.2011 N Ф09-5075/11
<9> Письма Минфина от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477, от 15.09.2011 N 03-03-06/1/553
<10> ст. 25 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ
<11> Письма Минфина от 05.03.2011 N 03-03-06/1/121, от 24.12.2010 N 03-03-06/1/805; п. 18 Положения, утв. Постановлением Правительства от 29.09.97 N 1263
<12> Письма Минфина от 20.12.2012 N 03-03-06/1/711; ФНС от 16.07.2009 N 3-2-09/139
<13> Письмо Минфина от 26.06.2013 N 03-03-06/1/24154
<14> Письмо ФНС от 16.07.2009 N 3-2-09/139
<15> Письма Минфина от 19.10.2012 N 03-03-06/1/561, от 06.11.2012 N 03-03-06/1/573
<16> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Постановление ФАС МО от 03.04.2012 N А40-44303/11-116-125
<17> Письма Роспотребнадзора от 17.08.2006 N 0100/8881-06-32; Минфина от 06.11.2012 N 03-03-06/1/573
<18> Постановления ФАС МО от 19.03.2013 N 09АП-29791/2012-АК; ФАС УО от 24.08.2011 N Ф09-5075/11
<19> Письмо Минфина от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387
<20> Решение ВАС от 19.05.2011 N 3943/11
<21> Письмо Минфина от 23.08.2013 N 03-07-11/34617
<22> ст. 248 ТК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 18
ФОКУС-ПОКУС: ВОЗВРАТ ЗАЙМА ПРЕВРАТИЛСЯ В ПОСТАВКУ ТОВАРА (Налоговые и бухгалтерские последствия новации)
Овсянникова А.
Мы уже не раз писали о замене обязательств (новации). Например, о том, как обязательство по оплате поставленных товаров новировать в обязательство по возврату займа. В этой статье мы предлагаем разобраться со следующей ситуацией: заемщик вместо того, чтобы вернуть заем, поставляет заимодавцу товар.
После подписания соглашения о новации прекращаются все обязательства по договору займа <1>. При этом бывший заимодавец становится покупателем, а бывший заемщик - продавцом.
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если ваша компания - заимодавец планирует новацией прекратить обязательство заемщика только по возврату "тела" займа, то это условие нужно обязательно прописать в соглашении о новации. Иначе после заключения соглашения прекратятся все обязательства заемщика, в том числе и по погашению процентов по договору займа.
Примечание. Стоимость передаваемого товара в соглашении прописывать не обязательно. Главное - указать его наименование и количество, в противном случае соглашение о новации будет считаться незаключенным <2>.
Схематично новация выглядит следующим образом.
Налоговый и бухгалтерский учет при новации
Учет у заимодавца-покупателя | Учет у заемщика-продавца |
Налог на прибыль (метод начисления) | |
1. Товары принимаются к учету в размере обязательства, которое прекратилось новацией. 2. Покупную стоимость этих товаров можно будет учесть в расходах <3>. Примечание. До подписания соглашения о новации сумму процентов, начисленных на конец каждого месяца и на дату подписания соглашения о новации, заимодавец включает в состав внереализационных доходов <4>. Подписанное соглашение на учтенные в доходах проценты не влияет. После подписания соглашения о новации не возникает "прибыльных" обязательств по договору займа, так как перечисление займа и получение возвращаемых денег не признаются доходом/расходом <8> | 1. На дату передачи товаров возникает доход в размере погашаемого новацией обязательства <5>. 2. Доход можно уменьшить на покупную стоимость передаваемых товаров <6>. Примечание. Проценты, начисленные на конец каждого месяца и на дату подписания соглашения о новации, заемщик включает в состав внереализационных расходов в пределах норматива <7>. Подписанное соглашение на учтенные в расходах проценты не влияет. После подписания соглашения у бывшего заемщика не возникает "прибыльных" обязательств, связанных с договором займа, так как ни получение займа, ни его погашение не признаются доходом/расходом <8> |
НДС | |
1. Перечисленные по договору займа деньги после новирования обязательства становятся авансом под предстоящую поставку. Но даже при наличии авансового счета-фактуры от бывшего заемщика принять НДС с аванса к вычету нельзя, так как фактически нет платежки на перечисление аванса (с соответствующим назначением платежа) и договора поставки, предусматривающего предоплату <9>. 2. Когда поставленный товар будет принят к учету, а также будет "отгрузочный" счет-фактура от продавца, "входной" НДС можно принять к вычету <10>. Примечание. После подписания соглашения о новации у бывшего заимодавца не возникает НДС-обязательств по договору займа, так как заем НДС не облагается <11> | 1. После подписания соглашения о новации нужно начислить НДС и в течение 5 дней выставить покупателю (бывшему заимодавцу) авансовый счет-фактуру <12> (так как деньги по договору займа после новации являются авансом) <13>. 2. Отгрузив товар, нужно со стоимости товара начислить НДС, выставить в течение 5 дней "отгрузочный" счет- фактуру, а начисленный ранее авансовый НДС принять к вычету <14>. Примечание. После подписания соглашения о новации у бывшего заемщика не возникает обязательств по НДС, связанных с договором займа. Ведь заем НДС не облагается <11> |
Налог при УСНО | |
1. Полученные товары считаются оплаченными на дату подписания соглашения о новации, а принять их к учету нужно в размере обязательства, которое прекратилось новацией. 2. Стоимость товаров впоследствии можно будет учесть в расходах <15>. Примечание. Набежавшие проценты для налоговых целей включаются в состав доходов на дату подписания соглашения о новации <16>. Передача/возврат займа не является доходом/расходом при исчислении налога при УСНО, поэтому при подписании соглашения о новации никаких налоговых обязательств не возникает <17> | 1. Для расчета налога при УСНО доход от реализации товаров признается на дату подписания соглашения о новации <18>. 2. Покупную стоимость реализованных товаров можно признать в расходах, если эти товары оплачены <15>. Примечание. Проценты, которые "накапали" до подписания соглашения, для налоговых целей включаются в пределах норматива в состав расходов на дату подписания соглашения <19>. Передача/возврат займа не является доходом/расходом для налоговых целей, значит, при подписании соглашения налоговых обязательств не возникает <17> |
Пример. Бухгалтерский учет новации
УСЛОВИЕ
ООО "Яблоня" выдало ООО "Крыжовник" заем в размере 115 000 руб. Сторонами было принято решение о новировании обязательства по возврату займа и уплате процентов в обязательство по поставке товаров. На тот момент сумма начисленных процентов составила 3000 руб. ООО "Крыжовник" после подписания соглашения о новации поставило в адрес ООО "Яблоня" товар общей стоимостью 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. (себестоимость товаров - 90 000 руб.).
РЕШЕНИЕ
Бухгалтерские проводки у покупателя (ранее заимодавца).
Содержание операции | Дт | Кт | Сумма, руб. |
На дату перечисления денег по договору займа | |||
Перечислен заем | 58 "Финансовые вложения", субсчет "Предоставленные займы" | 51 "Расчетные счета" | 115 000 |
На дату подписания соглашения о новации | |||
Начисленные проценты включены в состав внереализационных доходов | 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" | 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" | 3 000 |
Отражено новирование: - по "телу" займа | 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | 58 "Финансовые вложения", субсчет "Предоставленные займы" | 115 000 |
- по процентам | 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" | 3 000 |
На дату поставки товаров | |||
Поступившие товары приняты к учету | 41 "Товары" | 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | 100 000 |
Отражен "входной" НДС по поставленным товарам (100 000 руб. х 18%) | 19 "НДС по приобретенным ценностям" | 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" | 18 000 |
НДС по приобретенным товарам принят к вычету | 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" | 19 "НДС по приобретенным ценностям" | 18 000 |
Бухгалтерские проводки у продавца (ранее заемщика).
Содержание операции | Дт | Кт | Сумма, руб. | |
На дату получения денег по договору займа | ||||
Получен заем | 51 "Расчетные счета" | 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" | 115 000 | |
Если был предоставлен долгосрочный заем, то делаете проводку дебет счета 51 "Расчетные счета" - кредит счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" | ||||
На дату подписания соглашения о новации | ||||
Начислены проценты по займу | 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Расходы" | 66, субсчет "Проценты по займам" | 3 000 | |
Отражено новирование обязательства (15 000 руб. (заем) + 3000 руб. (проценты)) | 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" | 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" | 118 000 | |
Начислен НДС с аванса (118 000 руб. х 18/118) | 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" | 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" | 18 000 | |
На дату поставки товаров | ||||
Отражена выручка от реализации товаров | 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" | 90 "Продажи", субсчет "Выручка" | 118 000 | |
Списана себестоимость реализованных товаров | 90, субсчет "Себестоимость продаж" | 41 "Товары" | 90 000 | |
Начислен НДС | 90, субсчет "НДС" | 68, субсчет "НДС" | 18 000 | |
Принят к вычету НДС, начисленный с аванса | 68, субсчет "НДС" | 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" | 18 000 |
***
В одном из ближайших номеров читайте о том, как погасить задолженность по договору займа путем предоставления отступного.
<1> п. 1 ст. 414 ГК РФ
<2> п. 3 ст. 455 ГК РФ; п. 3 Информационного письма Президиума ВАС от 21.12.2005 N 103
<3> п. 2 ст. 254, п. 1 ст. 257, п. 1 ст. 268 НК РФ
<4> п. 6 ст. 250, п. 6 ст. 271, п. 4 ст. 328 НК РФ
<5> п. 3 ст. 271 НК РФ
<6> п. 1 ст. 268 НК РФ
<7> п. 4 ст. 328, подп. 2 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 272, пп. 1, 1.1 ст. 269 НК РФ
<8> подп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ
<9> п. 2 Письма Минфина от 06.03.2009 N 03-07-15/39
<10> пп. 1, 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ
<11> подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ
<12> пп. 1, 3 ст. 168, пп. 1, 5.1 ст. 169 НК РФ
<13> п. 1 ст. 154, подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ
<14> подп. 1 п. 1, п. 14 ст. 167, п. 3 ст. 168, п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ
<15> подп. 23 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ
<16> п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17, п. 6 ст. 250 НК РФ
<17> подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 10 п. 1 ст. 251, ст. 346.16 НК РФ
<18> п. 1 ст. 346.17 НК РФ
<19> подп. 9 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, пп. 1, 1.1 ст. 269 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 19
НДС: ОФОРМЛЕНИЕ АВАНСОВ В РОЗНИЦЕ
Мартынюк Н.
Розничные магазины, принимающие от населения заказы на товары, в большинстве случаев требуют предоплату. Отвечаем на вопросы о том, какие НДС-документы составлять при получении аванса и при передаче товара покупателю.
Счет-фактура на "розничный" аванс не нужен даже продавцу
(?) Принимаем в розничном магазине при нашей фабрике заказы на продукцию. Человек вносит предоплату, пробиваем чек на сумму аванса, оформляем счет-заказ и квитанцию к нему отдаем покупателю вместе с чеком ККТ. Продукция будет передана покупателю в следующем квартале. Нужно ли составлять авансовый счет-фактуру? Ведь в НК сказано, что при реализации населению счет-фактуру заменяет чек <1>.
С. Заварзина, Ленинградская обл.
Ответ
Счет-фактуру на розничную предоплату составлять не нужно - его заменяет чек ККТ. Соответственно, в книге продаж на сумму полученного аванса вы регистрируете Z-отчет ККТ за день получения предоплаты. Если авансы вы пробиваете не по отдельной секции ККТ, выделяйте их сумму из общей суммы сменного Z-отчета на основании оформленных при получении авансов счетов-заказов.
Это подтверждают и специалисты налоговой службы.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ДУМИНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА, Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
"При получении аванса от розничного покупателя в книге продаж регистрируется кассовая лента (Z-отчет) на сумму предоплаты (полной или частичной). Счет-фактуру на эту сумму составлять не нужно".
Напомним, в 2008 г. Минфин предлагал розничным продавцам составлять счета-фактуры на получаемые от населения авансы <2>. Виной тому была формулировка прежних Правил ведения книги продаж, которая требовала при получении предоплаты регистрировать в книге счет-фактуру "независимо от вида договора" <3>.
Теперь эти Правила уже не действуют, а в новых <4> подобной формулировки нет. Поэтому на старые разъяснения Минфина сейчас ориентироваться не нужно.
А вот отгрузочный счет-фактура может понадобиться
(?) При передаче оплаченного авансом товара чек ККТ мы уже не выдаем (если предоплата была полной) либо выдаем только на внесенный покупателем остаток стоимости товара (если предоплата была частичной). Какой документ нужно записать в книге продаж при передаче предоплаченного товара розничному покупателю?
С. Заварзина, Ленинградская обл.
Ответ
Тут есть два варианта.
ВАРИАНТ 1. Составлять отгрузочные счета-фактуры при передаче покупателям предоплаченных товаров. Их нужно делать в одном экземпляре для себя и регистрировать в книге продаж. Таким образом, в книгу попадает документ, составленный непосредственно на дату отгрузки.
Этот вариант поддерживает специалист налоговых органов.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ДУМИНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА, Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
"При передаче товара покупателю надо выписать в одном экземпляре счет-фактуру на сумму полной стоимости товара и зарегистрировать его в книге продаж. Это вытекает из п. 13 Правил ведения книги продаж <5>".
Поскольку физлицу вычет НДС не полагается, требование НК об идентификации в счете-фактуре покупателя в вашем случае теряет смысл. Поэтому Ф.И.О., паспортные данные, ИНН, адрес покупателя указывать не нужно. В таком счете-фактуре достаточно всех остальных обязательных реквизитов <6>. А в графах, для заполнения которых нет данных, поставьте прочерки.
Платежный документ, реквизиты которого нужно указать в счете-фактуре, - Z-отчет ККТ за день получения аванса.
Вы можете составлять:
<или> отдельный счет-фактуру на каждый проданный по предоплате товар;
<или> один общий счет-фактуру на всю сумму таких товаров, переданных покупателям за день. Наименование товаров в нем можно указать обобщенно, например "мебель".
Если предоплата была частичной, то внесенный покупателем при получении товара остаток денег пройдет у вас по ККТ. Чтобы он не попал в книгу продаж повторно в составе общей суммы Z-отчета за соответствующую смену, нужно зарегистрировать в книге продаж Z-отчет за минусом этого остатка <7>.
А в книге покупок зарегистрируйте на сумму аванса Z-отчет ККТ за день получения аванса, так как начисленный с предоплаты НДС подлежит при передаче товара вычету.
ВАРИАНТ 2. Не оформлять отгрузочный счет-фактуру, опираясь на следующие аргументы. Пункт 13 Правил ведения книги продаж требует регистрировать в ней отгрузочные счета-фактуры по оплаченным наличными товарам только в тех случаях, когда покупателями являются организации и предприниматели. А это не ваш случай, вы продаете товары населению.
По НК выставление счета-фактуры при розничных продажах населению заменяет выдача покупателю чека ККТ <8>. При этом не уточняется, что речь идет о чеке, который выбит именно в день передачи товара, а не раньше. Соответственно, при передаче товара вы можете зарегистрировать в книге продаж Z-отчет за день получения аванса - на оплаченную авансом стоимость товара <9>. Не забудьте зарегистрировать этот же Z-отчет на ту же самую сумму в книге покупок - для того чтобы заявить вычет авансового НДС.
Если предоплата была частичной, то при получении товара покупатель внесет остаток денег. Отдельно этот остаток регистрировать в книге продаж не нужно. Он попадет туда в составе общей суммы Z-отчета ККТ за день передачи товара.
<1> пп. 6, 7 ст. 168 НК РФ
<2> Письмо Минфина от 22.01.2008 N 03-07-09/01
<3> п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства от 02.12.2000 N 914
<4> утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137
<5> утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137
<6> п. 5.1 ст. 169 НК РФ; Письма Минфина от 03.11.2011 N 03-07-09/37, от 25.05.2011 N 03-07-09/14
<7> п. 13 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137
<8> п. 7 ст. 168 НК РФ
<9> п. 1 Правил ведения книги продаж
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 19
О ВЫЧЕТАХ ПРИ ДОНАЧИСЛЕНИИ НДС
Дыбов А.И.
Несколько минут я хотел бы уделить Постановлению Президиума ВАС N 1001/13, которым суд разъяснил вот что. Если компания ошибочно не обложила НДС какую-либо операцию и при этом проверяющим была точно известна сумма вычетов, относящаяся к ней, они обязаны учесть вычеты при исчислении суммы недоимки.
Проблема в том, что с 2011 года, когда появилось другое Постановление Президиума ВАС - N 23/11, налоговики настаивали: если вычет не отражен в декларации, то он во внимание не принимается, мол, сами виноваты. На первый взгляд, все так и было. Фирма вручила своим работникам подарки, но не обложила НДС безвозмездную реализацию имущества. Проверка это вскрыла и налог доначислила, причем по счетам-фактурам продавцов этих подарков. Но когда речь зашла о вычетах по ним же, ИФНС отодвинула документы в сторону. Обосновали это инспекторы Постановлением Президиума ВАС N 23/11. Поскольку вычет по счетам-фактурам в декларации за квартал покупки подарков компания не заявляла, его как бы и нет.
Однако в Постановлении N 1001/13 суд указал: предыдущее решение принималось при совершенно других обстоятельствах. Там организация на этапе проверки не показывала инспекции ни счета-фактуры, ни книги покупок, ни первичку. Все это "нарисовалось" лишь при арбитражных разбирательствах, да и то суд отверг счета-фактуры из-за их неправильного оформления, после чего фирма представила новые. При таких вводных вердикт Президиума ВАС в Постановлении N 23/11 был абсолютно ожидаем: умолчали о вычетах - пеняйте на себя.
В ситуации с подарками, как вы убедились, все было иначе: налоговики о праве компании на вычеты знали заранее, но, неверно истолковав Постановление N 23/11, в вычетах отказали. И вот, Постановлением N 1001/13 Высший арбитражный суд восстановил справедливость. На довод ИФНС о необходимости заявления вычета в декларации за квартал покупки подарков суд ответил: это означало бы, что организация сразу была согласна с той оценкой, которую проверяющие дали спорным операциям. Но компания-то придерживалась другого мнения! Значит, и вычеты заявить не могла.
Можно ли применить этот вердикт к опоздавшим вычетам? Ведь ситуации в чем-то похожие. Если, например, во II квартале покупатель придержал вычет и воспользовался им в III, то из расчета НДС за III квартал налоговики вычет исключают. А на то, что вычет после этого переезжает назад, во II квартал, инспекторы внимания не обращают. Раз - и готова недоимка на ровном месте, хотя на деле организация государству ничего не должна.
Хотелось бы вас обнадежить, но аналогия в толковании судебных решений очень опасна. При некоторой схожести случаи все-таки разные. Так что, если вам не нужны споры, как только выездная проверка найдет у вас опоздавший вычет, тут же, не дожидаясь акта и решения по проверке, подавайте уточненку за квартал, в котором выполнено последнее условие для вычета. Согласно Письму ФНС N АС-4-2/19576@ от ноября 2012 года налоговая инспекция обязана ее принять. Тогда, исключив вычет из расчета суммы НДС за квартал, до которого вы его придержали, проверяющие ничего не добьются, сумму мнимой недоимки погасит переплата, возникшая по результатам подачи уточненной декларации.
Если же судиться с инспекцией вам не впервой, можно ничего не делать, так как есть "профильное" Постановление Президиума ВАС N 2217/10, в котором суд ясно дал понять, что опоздание с вычетом нарушением не считается и недоимка в этом случае отсутствует.
Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга.Конференц - зал" 2013, N 4
О РАСЧЕТЕ ДЕКРЕТНЫХ РАБОТНИЦЕ, ТРУДИВШЕЙСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
Дыбов А.И.
Пожалуй, самое заметное событие III квартала - появление в июне Письма ФСС N 25-03-14/12-7942, посвященного такой ситуации. Работница находится в отпуске по уходу за ребенком и параллельно трудится в режиме неполного рабочего времени, получая за это зарплату. Как в этом случае в будущем исчислять ей пособие по беременности и родам, если у женщины родится еще один ребенок?
В ФСС разъяснили: период, приходящийся на отпуск по уходу, из расчета декретных исключается. А вот зарплата, начисленная за это время, не исключается, поскольку работодатель облагает ее страховыми взносами.
Все бы ничего, но давайте представим, что на отпуск по уходу придется бОльшая часть из 2 лет, предшествующих году ухода работницы в новый декрет. Это резко повысит ее средний дневной заработок, исходя из которого будет оплачиваться отпуск по беременности и родам. Может даже оказаться, что он получится выше, чем у женщины, работавшей все это время.
Предположим, Ирина весь 2012 год и половину 2013-го была в отпуске по уходу, работая по полдня, за что ей платили половину оклада - 5000 рублей. В июле она вышла из отпуска и стала получать весь оклад - 10 000 рублей в месяц.
Светлана отработала 2012 и 2013 годы полностью, ее ежемесячная зарплата также 10 000 рублей.
В 2014 году обе женщины собралась в декрет. Посчитаем их средний дневной заработок, учитывая, что общее количество календарных дней в 2012 и 2013 годах - 731 (366 дн. + 365 дн.).
Начнем с Ирины, сложив выплаты за 2012 и 2013 годы, включая и те деньги, что она получала, будучи в отпуске по уходу. Итого 150 000 рублей (18 мес. х 5000 руб/мес. + 6 мес. х 10 000 руб/мес.).
Из 731 дня вычитаем 547 (366 дн. + 31 д. + 28 дн. + 31 д. + 30 дн. + 31 д. + 30 дн.), пришедшихся на отпуск по уходу за ребенком, что дает 184. Делим общую сумму заработка на эту величину, получаем 815 рублей в день (150 000 руб. / 184 дн.) - средний дневной заработок для расчета декретных.
А что у Светланы? За 2012 и 2013 годы, трудясь от звонка до звонка, она заработала 240 000 рублей (24 мес. х 10 000 руб/мес.). Но исключаемых периодов у нее нет, так что эта сумма делится на 731. На выходе 328 рублей в день (240 000 руб. / 731 д.) - почти в 2,5 раза меньше, чем у Ирины, полтора года бывавшей на работе только по полдня!
Тем не менее формально подход ФСС Закону N 255-ФЗ соответствует, и мам, работающих в период отпуска по уходу за ребенком, можно только поздравить.
Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга.Конференц - зал" 2013, N 4
О ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ОС
Ашомко Т.А.
Зачастую бухгалтер далеко не всегда может сразу решить, что включать в стоимость ОС, а что списать в расходы. Или, иначе говоря, какие затраты непосредственно связаны с покупкой актива, а какие - не связаны. Я это знаю по опыту, к нам в редакцию часто приходят вопросы от читателей на эту тему.
Вопрос. И что непонятного? Все затраты нужно отражать по дебету счета 08, пока не сформирована первоначальная стоимость ОС. А как закрыли счет, 08 на счет 01 нужно списывать все в расходы, так как первоначальная стоимость ОС не подлежит изменению.
С точки зрения техники учетных записей так и есть. Но кто, по-вашему, определяет момент, когда именно первоначальную стоимость можно считать сформированной? Это делает именно бухгалтер и никто другой. Именно бухгалтер принимает решение о том, какие затраты сформируют актив, который в балансе будет значиться в строке "Основные средства", а какие - попадут в расходы.
В стандартной ситуации сложностей с определением первоначальной стоимости, конечно, не возникнет. Например, вы купили производственное оборудование, его вам доставили, оно готово к работе. Первоначальная стоимость оборудования - это сумма, которую вы заплатили его поставщику, плюс затраты на доставку. Решение очевидно даже для новичка.
Теперь немного усложним. Допустим, оборудование вы купили импортное и настолько современное, что обращаться с ним на вашем предприятии никто не умеет. Чтобы оно не простаивало, вам пришлось за немалые деньги отправить людей за границу научиться работать на нем. Вопрос: включать ли затраты на обучение в стоимость ОС? Как вы считаете?
Вопрос. Вроде бы, надо в стоимость... Затраты явно связаны с приобретением оборудования. Если бы мы его не покупали, то не пришлось бы тратиться на заграничные командировки и обучение. А без работников нужной квалификации мы не сможем эксплуатировать оборудование. Но интуитивно я чувствую, что надо бы списать на расходы.
Интуиция вас не подвела - затраты на обучение персонала для работы на новом оборудовании включаются в расходы. И этому есть логичное нормативное объяснение.
Принять верное решение - списывать затраты в расходы или включать в стоимость ОС - в любой подобной ситуации бухгалтеру поможет универсальный принцип. В стоимость ОС включаются только те затраты, которые направлены на то, чтобы подготовить объект к работе именно с технической точки зрения. Да, в таком виде он не сформулирован ни в ПБУ 6/01, ни в МСФО 16. В то же время в обоих документах говорится, что в стоимость ОС должны попасть любые суммы, потраченные на доставку объекта в нужное вам место и приведение его в состояние, пригодное для использования. Чувствуете, в чем тут дело? Исключительно затраты на сам объект ОС, а не на его обслуживание и эксплуатацию.
И вы убедитесь в этом, анализируя перечни затрат, включаемых в стоимость ОС согласно ПБУ 6/01 и МСФО 16. Все, что там названо, связано исключительно с технической стороной подготовки объекта к использованию - доставка, монтаж, зарплата строителей или закупщиков и тому подобное.
А в МСФО 16 есть еще и примеры затрат, которые нужно списать в расходы. И среди них - расходы на обучение работников.
Кроме того, в этом документе прямо сказано: как только вам стало известно, что ОС в принципе может функционировать в том качестве, в котором его намерено использовать руководство, - все, формирование стоимости актива закончено. Последующие затраты будут списываться в расходы, даже если по объективным причинам объект пока не может приносить организации доходы. Для этого, вполне возможно, организация вынуждена будет еще немало потратить. Может быть, придется арендовать помещения, чтобы разместить в них новое производство. Или организовать рекламу новой продукции. Или, как в нашем примере, обучить людей работать на новом оборудовании. Хотя эти затраты тоже необходимы для работы нового ОС, их нужно списать в расходы, а не включать в его стоимость. Поскольку само оборудование уже полностью готово к работе с технической точки зрения. И кстати, так же нужно было бы поступить и в случае, если бы работники обучались во время монтажа оборудования. Иными словами, главное - не период, когда понесены затраты, а их назначение.
Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга.Конференц - зал" 2013, N 4
О БУХУЧЕТЕ ЗАТРАТ НА КАПРЕМОНТ В КАЧЕСТВЕ ОС
Ашомко Т.А.
В начале этого года Минфин в рекомендациях аудиторам сообщил, что регулярные крупные затраты на ремонт ОС надо отражать в балансе по статье "Основные средства" и списывать постепенно в течение периода, оставшегося до следующего ремонта. Бухгалтеры заволновались: почему вдруг поменялись правила? Почему теперь нельзя сразу списывать затраты на капремонт? Зачем их растягивать до будущего подобного ремонта?
Объясню, в чем дело. Позиция, приведенная в Письме Минфина, основана на нормах международных стандартов.
Вспомните критерии, которые позволяют квалифицировать затраты как затраты на приобретение ОС. Согласно МСФО 16 эти критерии применяются не только к первоначальным, но и ко всем последующим затратам, связанным с поддержанием ОС в рабочем состоянии. Если затраты соответствуют критериям признания ОС, то их нужно признать как отдельный объект или включить в стоимость работающего ОС.
Допустим, вы заменили изношенные вентиляцию и электропроводку в производственном цехе, потратив на это значительную сумму. Теперь давайте применим критерии признания ОС к этим затратам.
Новые вентиляция и электропроводка материальны? Безусловно, их можно увидеть и можно потрогать.
Для чего заменили вентиляцию и электропроводку в цехе? Чтобы получать доходы от реализации продукции, которая в нем производится.
Как долго вентиляция и электропроводка будут приносить экономические выгоды? Очевидно, более 12 месяцев. Ведь их меняют не чаще чем раз в несколько лет.
Эти затраты существенны? Да. Уж точно больше 40 000 рублей.
Вот и получается, что с точки зрения МСФО существенные затраты на замену системы вентиляции и электропроводки в производственном цехе являются не чем иным, как ОС.
То есть подход МСФО в отношении бухгалтерской квалификации последующих затрат на ОС принципиально отличается от того, который мы применяем для целей налогообложения прибыли. Для международного бухучета совершенно неважно, что происходит с объектом - капитальный ремонт, модернизация или реконструкция. Зато важно, насколько велики затраты на объект. А значит, несущественные затраты даже на улучшение исправного объекта нужно включить в текущие расходы.
Вопрос. Но почему затраты на капитальный ремонт надо учитывать как ОС на счете 01? Как-то в голове не укладывается.
Согласна, это непривычно, когда вы представляете себе ОС как отдельную вещь, например станок или здание. Но мы уже не один раз сегодня сказали: ОС - это затраты, которые отвечают определенным критериям. То есть абстрактная финансовая категория. И с этой точки зрения затраты на капремонт очень даже ОС. Мы только что это проверили.
А потом, на каком еще счете их учитывать и по какой статье баланса показывать, если не как основные средства? Расходов будущих периодов, которые у некоторых фирм превратились, будем честны, в свалку, куда сбрасывали все, что не знали, как учесть, больше не существует. Если мы не квалифицируем затраты как расход, мы должны учесть их как актив. И для затрат на капремонт ОС статья "Основные средства" подходит как нельзя лучше.
Наконец, в проекте нового ПБУ "Учет основных средств" прямо предусмотрена норма о том, что затраты на капитальный ремонт и техосмотр признаются в качестве ОС.
Вопрос. Но нового ПБУ пока нет. А сейчас-то как нужно поступать? Списывать затраты на капитальный ремонт в расходы, как раньше, или учитывать как ОС?
Это вам решать. Пока не принято новое ПБУ по ОС, допустим любой из этих двух вариантов. А чтобы сделать выбор, нужно ясно представлять себе плюсы и минусы каждого из них.
Капремонт можно учитывать в расходах, если достоверность показателей бухгалтерской отчетности для вас не принципиальна. Это привычно и позволяет избежать расхождений бухгалтерского учета с налоговым. Но если отчетность проверяют аудиторы, этот способ учета лучше согласовать с ними, чтобы не было неприятных сюрпризов при проверке.
Теперь посмотрим, что ожидает бухгалтеров, которые решат следовать рекомендациям Минфина и правилам МСФО.
Сначала о минусах. С затрат на капремонт недвижимости, учтенных в качестве ОС, придется платить налог на имущество. Мы уже говорили, что только в бухучете можно разделить затраты на отдельные элементы здания и само здание, поставив их на учет как разные инвентарные объекты. А в реальности эти элементы - неотъемлемая часть недвижимости, облагаемой налогом на имущество.
Кроме того, если в бухучете вы признаете затраты на капремонт как ОС, а в налоговом учете спишете их в расходы, это может привлечь внимание проверяющих. И вполне возможно, им захочется превратить ваши единовременные налоговые расходы в амортизируемую модернизацию. Именно такую ситуацию рассматривал ФАС Восточно-Сибирского округа в 2011 году. Конечно, судьи посчитали претензии налоговиков необоснованными. Они напомнили инспекторам, что восстановление изношенного ОС в налоговом учете - это капитальный ремонт объекта, затраты на который включаются в расходы. А на каком счете организация учла эти затраты в бухучете, не имеет никакого значения.
Теперь о плюсах этого варианта.
Прежде всего, такой порядок учета позволит компаниям улучшить структуру баланса за счет наращивания стоимости ОС. А чем больше у вас активов, тем выше ваши шансы на получение кредита в банке. Кроме того, раз уменьшатся расходы, значит, вырастет прибыль. И если годовой бонус вашего руководителя (а может быть, и ваш) завязан на финансовый результат, ему наверняка понравится ваш прогрессивный подход к бухучету. Конечно, в следующие годы расходы, наоборот, увеличатся за счет амортизации ремонта. Но во-первых, их рост будет относительно небольшим, ведь затраты разложатся на несколько лет. А во-вторых, и это главное, это же произойдет потом. А бонус вот он, уже сейчас.
Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга.Конференц - зал" 2013, N 4