В Госдуму внесен проект федерального закона "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)"
По мнению разработчиков законопроекта, действующий Кодекс, принятый в 2001 году, выполнил ряд важных задач, включая объединение в одном законодательном акте массива разнородных норм, устанавливающих административную ответственность и правила применения мер административного наказания, однако в настоящее время в значительной мере утратил единство правового регулирования, многие нормы стали трудными для восприятия.
В проекте Общей части Кодекса сохранены оправдавшие себя подходы к составу и структуре законодательства об административных правонарушениях, заложенные в основу действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе:
полная кодификация федерального законодательства об административных правонарушениях в Кодексе, при этом проект предусматривает также кодификацию законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях;
объединение в Кодексе норм, устанавливающих общие положения законодательства об административных правонарушениях, принципы административной ответственности, перечень видов административного наказания и правила назначения административного наказания, административную ответственность за нарушение федерального законодательства, подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях, правила производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях;
разграничение полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
В то же время проект включает в себя ряд новелл, в частности:
закреплена такая сущностная характеристика административного правонарушения, как причинение вреда охраняемым законом общественным интересам (общественная вредность);
в зависимости от характера и степени вреда предлагается выделить категории грубых административных правонарушений, значительных административных правонарушений и менее значительных административных правонарушений. Для каждой из названных категорий административных правонарушений установлены особые сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории;
с учетом судебной практики определено содержание вызвавших значительные затруднения на практике понятий "длящееся административное правонарушение", "неоднократное административное правонарушение", "повторное административное правонарушение";
перечень видов административного наказания расширен за счет включения в него исправительных работ, отбываемых по месту основной работы лицом, привлеченным к административной ответственности с удержанием части заработка в доход государства, лишения специального разрешения (лицензии), административного запрета на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
предусматривается освобождение от административной ответственности в виде административного штрафа, если будет установлено, что исполнение такого административного наказания может повлечь за собой невозможность исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, если такое лицо возместило причиненный правонарушением имущественный ущерб, либо если вследствие исполнения административного наказания охраняемым законом общественным отношениям может быть причинен вред больший, чем вред, причиненный в результате совершения административного правонарушения.
В этом случае суд возлагает на привлекаемое к ответственности лицо обязанность исполнить соответствующую обязанность, а также определяет срок, в течение которого такая обязанность должна быть исполнена.
Проектом закреплены также требования, касающиеся точности, недвусмысленности и формальной определенности нормы, устанавливающей административную ответственность за совершение конкретного деяния, сформулированы требования справедливости и соразмерности административного наказания, предусмотрена возможность назначения административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией применяемой нормы.
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей