Интернет-интервью с Н.В. Поповым,
директором Департамента правового обеспечения Минэкономразвития РФ:
"Вопросы реализации судебной реформы в РФ"
Уважаемые посетители сервера!
Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью с директором Департамента правового обеспечения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Николаем Валерьяновичем Поповым, которое состоялось 16 октября 2006 года.
Тема интервью: "Вопросы реализации судебной реформы в Российской Федерации".
Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.
Какие меры предусмотрены Программой для обеспечения открытости, прозрачности и улучшения работы судов? - Светлана (Екатеринбург)
Николай Валерьянович: Обеспечение открытости судебной власти, в том числе подотчетности и контроля со стороны общества, реализация антикоррупционной политики должны осуществляться путем принятия следующих мер:
формирования информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции;
обеспечения открытого доступа к правовой базе и указанным банкам данных при условии соблюдения необходимого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
учета общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества работы судов.
В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:
создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;
реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;
создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";
введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";
формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Обеспечение открытости правосудия потребует значительных финансовых затрат, в частности для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.
Для обеспечения доступности правосудия, в том числе создания надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, требуется строительство, реконструкция или приобретение административных зданий судов, создание условий для инвалидов и несовершеннолетних, формирование зон свободного доступа в здания судов для обеспечения открытости судебного разбирательства, создание комнат ожидания для граждан, санитарных комнат и мест общественного питания.
Качественное осуществление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата суда, залов судебных заседаний.
Требования к проектированию зданий судов должны быть также обусловлены стоящей перед судами задачей обеспечения права на открытое судебное разбирательство.
Залы судебных заседаний обязательно должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации. Лица, желающие посетить судебные слушания, не должны подвергаться каким-либо сложным процедурам допуска в такие залы. Возможность посещения суда не может ставиться в зависимость от процессуального статуса лица.
Кроме того, в целях обеспечения прозрачности судебной системы и независимости судей при вынесении судебного акта предполагается закрепление процедуры, препятствующей оказанию воздействия (давления) на судью в связи с рассматриваемым им делом.
Требование об обязательности раскрытия содержания всех неформальных обращений к судье, поступивших до рассмотрения дела, обеспечивает открытость судебного разбирательства. В связи с этим процессуальное законодательство может быть дополнено обязанностью судьи объявлять лицам, участвующим в деле, обо всех обращениях к судье (устных и письменных) по рассматриваемому делу, поступивших до начала судебного разбирательства, с последующим занесением указанных сведений в протокол судебного заседания.
Неисполнение указанной обязанности должно повлечь применение мер ответственности к судье.
Предлагаемая процедура будет также способствовать предупреждению коррупции в судейском корпусе.
Какова и каким документом определяется общая регламентная процедура разработки и утверждения законов и законодательных актов? На каком этапе она предусматривает консультации рабочих групп министерств и прочих органов федеральной власти с обществом, и, в частности, специалистами той сферы, которую планируется регулировать? Будет ли назван правительственный чиновник, персонально ответственный за подготовку комплексного проекта реформы и будет ли обсуждение проекта публичным? Спасибо. – Дмитрий (Москва)
Н.В.: Порядок разработки проектов законодательных актов федеральными органами исполнительной власти определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (далее именуются - Основные требования) утверждены Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов.
Руководители федеральных органов исполнительной власти должны обеспечить соблюдение Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов в процессе реализации решений Правительства Российской Федерации о разработке проектов федеральных законов.
Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов установлены во исполнение положений о законопроектной деятельности Регламента Правительства Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации"
Указанные Основные требования не распространяются на разработку проектов федеральных законов, связанных с ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации, проектов федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их исполнении, а также проектов федеральных законов о технических регламентах.
Уважаемый Николай Валерьянович! У меня к Вам два вопроса:
1) Расскажите, пожалуйста, о перспективах создания в России системы ювенальных судов.
2) Какие меры обеспечения безопасности участников судебного процесса на сегодняшний день применяются правоохранительными органами? - Казак Алексей Валерьевич (Москва)
Н.В.: Программой их создание не предусмотрено, но в Программе содержатся положения по обеспечению условий для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних.
Так, предусматривается внедрение внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, что будет способствовать поиску взаимоприемлемых вариантов разрешения спора, а также снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон. Это касается и дел с участием несовершеннолетних.
Второй вопрос не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой Программе. В то же время следует отметить, что правоохранительными органами принимаются необходимые меры защиты участников процесса. Такие меры осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (в ред. от 04.11.05г.) "О прокуратуре Российской Федерации" и Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", а также иных принятых на их основе нормативных правовых актов.
Как будут определяться подрядчики по выполнению работ для реализации Федеральной целевой программы? - Иванов (Москва)
Н.В.: Исполнение мероприятий Программы возложено на государственных заказчиков Программы. Государственные заказчики Программы определяют подрядчиков в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Скажите, какое ведомство будет организовывать конкурсы по размещению заказов в рамках ФЦП? - Авдонин (Зеленоград)
Н.В.: Мероприятия Программы реализуются посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий Программы, определяемыми в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также на основе порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Государственные заказчики Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на мероприятия Программы.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с государственными заказчиками Программы ежегодно при формировании федеральной адресной инвестиционной программы определяет перечень конкретных объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета на соответствующий год, организует экспертные проверки хода реализации Программы с участием государственных заказчиков Программы, а также осуществляет ежегодный (1 раз в год) мониторинг для определения социальной эффективности реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств, а также на результаты реализации Программы.
В федеральной целевой программе "Развитие судебной реформы России" на реализацию статьи "НИОКР" предусмотрено выделение крупных денежных средств. На какие конкретно разработки планируется потратить данные средства? - Николай Александрович (Москва)
Н.В.: Программой предусмотрено выделение на НИОКР средств в размере 36,5 млн. рублей (при этом всего на финансирование мероприятий Программы предусмотрено 48 411,3 млн. рублей). Таким образом, выделение средств на НИОКР минимально.
В соответствии с приложением 1 к Программе, в котором определен перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2007 – 2011 годы, предусматривается проведение исследований, касающихся: анализа международного опыта правового регулирования негосударственных форм исполнения юрисдикционных актов в целях совершенствования исполнительного производства и изучения возможности создания системы частных судебных приставов в России;
определения порядка и осуществления мониторинга реализации Программы и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами;
проведения исследований в целях определения порядка обязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств, установления форм и условий инвестирования судьями денежных средств;
выработки мер, направленных на запрет участия адвоката - родственника или свойственника судьи в судебном процессе в пределах юрисдикции суда;
проведения исследований в области правового регулирования досудебных и внесудебных процедур регулирования споров, в том числе возникающих из административных правоотношений;
выработки предложений по активизации последующего судебного контроля арбитражных судов посредством частных определений;
разработки предложений о порядке обязательного использования аудиозаписи судебного процесса; проведения исследований в целях определения мер, связанных с изменением законодательства в части исключения возможности обжалования решений по делам, рассматриваемым судами первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования;
проведения исследований в целях определения перечня категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалования не допускается; разработки механизмов по обеспечению правовой определенности судебных актов в соответствии с Промежуточной резолюцией ResDH (2006)1 Комитета Министров Совета Европы;
выработки предложений по изменению порядка приема граждан и предварительного рассмотрения их заявлений; исследований, направленных на оптимизацию подсудности дел между судами районного звена и мировыми судьями;
исследования вопросов, связанных с определением служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов, а также географическим размещением судов в целях обеспечения доступности правосудия.
Как планируется осуществлять проверку деклараций судей? Планируется ли для этого привлекать налоговые органы? - Громов (Москва)
Н.В.: Программой предусмотрено проведение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в 2007 году исследований в целях определения порядка обязательного декларирования судьями, а также их супругами своих доходов, имущества и имущественных обязательств, установление форм и условий инвестирования судьями денежных средств. В настоящее время Высшим Арбитражным Судом РФ разработан пилотный проект, в соответствии с которым декларации судей будут сдаваться председателю суда. Привлечение налоговых органов не планируется. Данный вопрос требует дальнейшей проработки.
Планируется ли в рамках проведения судебной реформы повышение окладов судьям судов общей юрисдикции? - Константинов Е.В. (Краснодар)
Н.В.: В отличие от федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы повышение окладов судей в рамках настоящей Программы не предусмотрено. Повышение окладов судей будет производиться в рамках текущего финансирования из федерального бюджета.
Предусматривается ли создание службы частных приставов, как это существует в ряде экономически развитых стран? - Перов В. (Москва)
Н.В.: В рамках Программы в соответствии с приложением 1 к Программе предусматривается проведение Минюстом России научно-исследовательских работ по анализу международного опыта правового регулирования негосударственных форм исполнения юрисдикционных актов в целях совершенствования исполнительного производства и изучения возможности создания системы частных судебных приставов в России.
Вопрос о возможности введения службы частных судебных приставов будет решаться по итогам рассмотрения результатов исследования в указанной области.
Когда реально будет осуществлено разделение судебных инстанций арбитражных судов? До сих пор многие решения принимаются через "консультации судей" друг с другом в силу элементарных знакомств. - Алексей (Туапсе)
Н.В.: Указанный вопрос будет решаться в рамках подготовки нормативных правовых актов, предусмотренных Программой.
В рамках Программы предусмотрено проведение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации исследований в 2008 году в целях определения мер, связанных с изменением законодательства в части исключения возможности обжалования решений по делам, рассматриваемым судами первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, а также определения перечня категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается.
Николай Валерьянович, кому выгодно, чтобы зарплата у судей (впрочем, как и у других госслужащих) была небольшой? – Сергей (Москва)
Н.В.: Небольшая – оценочное понятие. Если сравнивать оклады судей в России с заработными платами судей в таких странах, как США, Великобритания, Франция, то заработную плату судей можно охарактеризовать как небольшую. В то же время в сравнении с заработными платами в целом по стране заработные платы судей трудно охарактеризовать как небольшие. С 1 июля 2006 г. заработные платы судей были увеличены на 24 %. В 2007 году планируется увеличение заработных плат судей на 7 %.
Николай Валерьянович, скажите, пожалуйста, планирует ли Верховный Суд в ходе предстоящей реформы размещение всех своих решений, принятых на открытых заседаниях, на интернет-сайте? – Лена (Иваново)
Н.В.: Предусматривается в рамках решения задачи открытости судебной системы. В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие".
В соответствии с Программой предусматривается создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности, в том числе сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел.
Уважаемый Николай Валерьянович! Будет ли введено планируемое ранее обязательное декларирование доходов судей? – И. (Москва)
Н.В.: Программой предусмотрено проведение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в 2007 – 2008 гг. исследований в целях определения порядка обязательного декларирования судьями, а также их супругами своих доходов, имущества и имущественных обязательств, установление форм и условий инвестирования судьями денежных средств.
КонсультантПлюс: Николай Валерьянович, спасибо большое за интервью.
В подготовке и проведении интервью с Н.В. Поповым участвовали специальный корреспондент компании "Консультант Плюс" Д.В. Буянов и редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина. Фото - Т.М. Тверецкий.