Интернет-интервью с Н.В. Поповым,
директором Департамента правового обеспечения Минэкономразвития РФ:
"Вопросы реализации судебной реформы в РФ"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью с  директором Департамента правового обеспечения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Николаем Валерьяновичем Поповым, которое состоялось 16 октября 2006 года.

Тема интервью: "Вопросы реализации судебной реформы в Российской Федерации".

Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

Какие меры предусмотрены Программой для обеспечения открытости, прозрачности и улучшения работы судов? - Светлана (Екатеринбург)

1Николай Валерьянович: Обеспечение открытости судебной власти, в том числе подотчетности и контроля со стороны общества, реализация антикоррупционной политики должны осуществляться путем принятия следующих мер:

формирования информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции;

обеспечения открытого доступа к правовой базе и указанным банкам данных при условии соблюдения необходимого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;

учета общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества работы судов.

В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:

создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Обеспечение открытости правосудия потребует значительных финансовых затрат, в частности для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

Для обеспечения доступности правосудия, в том числе создания надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, требуется строительство, реконструкция или приобретение административных зданий судов, создание условий для инвалидов и несовершеннолетних, формирование зон свободного доступа в здания судов для обеспечения открытости судебного разбирательства, создание комнат ожидания для граждан, санитарных комнат и мест общественного питания.

Качественное осуществление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата суда, залов судебных заседаний.

Требования к проектированию зданий судов должны быть также обусловлены стоящей перед судами задачей обеспечения права на открытое судебное разбирательство.

Залы судебных заседаний обязательно должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации. Лица, желающие посетить судебные слушания, не должны подвергаться каким-либо сложным процедурам допуска в такие залы. Возможность посещения суда не может ставиться в зависимость от процессуального статуса лица.

Кроме того, в целях обеспечения прозрачности судебной системы и независимости судей при вынесении судебного акта предполагается закрепление процедуры, препятствующей оказанию воздействия (давления) на судью в связи с рассматриваемым им делом.

Требование об обязательности раскрытия содержания всех неформальных обращений к судье, поступивших до рассмотрения дела, обеспечивает открытость судебного разбирательства. В связи с этим процессуальное законодательство может быть дополнено обязанностью судьи объявлять лицам, участвующим в деле, обо всех обращениях к судье (устных и письменных) по рассматриваемому делу, поступивших до начала судебного разбирательства, с последующим занесением указанных сведений в протокол судебного заседания.

Неисполнение указанной обязанности должно повлечь применение мер ответственности к судье.

Предлагаемая процедура будет также способствовать предупреждению коррупции в судейском корпусе.

Какова и каким документом определяется общая регламентная процедура разработки и утверждения законов и законодательных актов? На каком этапе она предусматривает консультации рабочих групп министерств и прочих органов федеральной власти с обществом, и, в частности, специалистами той сферы, которую планируется регулировать? Будет ли назван правительственный чиновник, персонально ответственный за подготовку комплексного проекта реформы и будет ли обсуждение проекта публичным? Спасибо.Дмитрий (Москва)

Н.В.: Порядок разработки проектов законодательных актов федеральными органами исполнительной власти определен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (далее именуются - Основные требования) утверждены Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов.

Руководители федеральных органов исполнительной власти должны обеспечить соблюдение Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов в процессе реализации решений Правительства Российской Федерации о разработке проектов федеральных законов.

Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов установлены во исполнение положений о законопроектной деятельности Регламента Правительства Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации"

Указанные Основные требования не распространяются на разработку проектов федеральных законов, связанных с ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации, проектов федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их исполнении, а также проектов федеральных законов о технических регламентах.

2Уважаемый Николай Валерьянович! У меня к Вам два вопроса:
1) Расскажите, пожалуйста, о перспективах создания в России системы ювенальных судов.
2) Какие меры обеспечения безопасности участников судебного процесса на сегодняшний день применяются правоохранительными органами? - Казак Алексей Валерьевич (Москва)

Н.В.: Программой их создание не предусмотрено, но в Программе содержатся положения по обеспечению условий для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних.

Так, предусматривается внедрение внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений,  что будет способствовать поиску взаимоприемлемых вариантов разрешения спора, а также снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон. Это касается и дел с участием несовершеннолетних.

Второй вопрос не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой Программе. В то же время следует отметить, что правоохранительными органами принимаются необходимые меры защиты участников процесса. Такие меры осуществляются в соответствии с  требованиями Федерального закона от 20.08.2004  N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (в ред. от 04.11.05г.) "О прокуратуре Российской Федерации" и Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", а также иных принятых на их основе нормативных правовых актов.

Как будут определяться подрядчики по выполнению работ для реализации Федеральной целевой программы? - Иванов (Москва)

Н.В.: Исполнение мероприятий Программы возложено на государственных заказчиков Программы. Государственные заказчики Программы определяют подрядчиков в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Скажите, какое ведомство будет организовывать конкурсы по размещению заказов в рамках ФЦП?  - Авдонин (Зеленоград)

Н.В.: Мероприятия Программы реализуются посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий Программы, определяемыми в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также на основе порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Государственные заказчики Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на мероприятия Программы.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с государственными заказчиками Программы ежегодно при формировании федеральной адресной инвестиционной программы определяет перечень конкретных объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета на соответствующий год, организует экспертные проверки хода реализации Программы с участием государственных заказчиков Программы, а также осуществляет ежегодный (1 раз в год) мониторинг для определения социальной эффективности реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств, а также на результаты реализации Программы.

3В федеральной целевой программе "Развитие судебной реформы России" на реализацию статьи "НИОКР" предусмотрено выделение крупных денежных средств. На какие конкретно разработки планируется потратить данные средства? - Николай Александрович (Москва)

Н.В.: Программой предусмотрено выделение на НИОКР средств в размере 36,5 млн. рублей (при этом всего на финансирование мероприятий Программы  предусмотрено 48 411,3 млн. рублей). Таким образом, выделение средств на НИОКР минимально.

В соответствии с приложением 1 к Программе, в котором определен перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2007 – 2011 годы, предусматривается проведение исследований, касающихся: анализа международного опыта правового регулирования негосударственных форм исполнения юрисдикционных актов в целях совершенствования исполнительного производства и изучения возможности создания системы частных судебных приставов в России;

определения порядка и осуществления мониторинга реализации Программы  и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами;

проведения исследований в целях определения порядка обязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств, установления форм и условий инвестирования судьями денежных средств;

выработки мер, направленных на запрет участия адвоката -  родственника или свойственника судьи в судебном процессе в пределах юрисдикции суда;

 проведения исследований в области правового регулирования досудебных  и внесудебных процедур регулирования споров, в том числе возникающих из административных правоотношений;

выработки предложений по активизации последующего судебного контроля арбитражных судов посредством частных определений;

разработки предложений о порядке обязательного использования аудиозаписи судебного процесса; проведения исследований в целях определения мер, связанных с изменением законодательства в части исключения возможности обжалования решений по делам, рассматриваемым судами первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования;

проведения исследований в целях определения перечня категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалования не допускается; разработки механизмов по обеспечению правовой определенности судебных актов в соответствии с Промежуточной резолюцией ResDH (2006)1 Комитета Министров Совета Европы;

выработки предложений по изменению порядка приема граждан и предварительного рассмотрения их заявлений; исследований, направленных на оптимизацию подсудности дел между судами районного звена и мировыми судьями;

исследования вопросов, связанных с определением служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов,  а также географическим размещением судов в целях обеспечения доступности правосудия.

 Как планируется осуществлять проверку деклараций судей? Планируется ли для этого привлекать налоговые органы? - Громов (Москва)

Н.В.: Программой предусмотрено проведение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в 2007 году исследований в целях определения порядка обязательного декларирования судьями, а также их супругами своих доходов, имущества и имущественных обязательств, установление форм и условий инвестирования судьями денежных средств. В настоящее время Высшим Арбитражным Судом РФ разработан пилотный проект, в соответствии с которым декларации судей будут сдаваться председателю суда. Привлечение налоговых органов не планируется. Данный вопрос требует дальнейшей проработки.

 Планируется ли в рамках проведения судебной реформы повышение окладов судьям судов общей юрисдикции? - Константинов Е.В. (Краснодар)

Н.В.: В отличие от федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы повышение окладов судей в рамках настоящей Программы не предусмотрено. Повышение окладов судей будет производиться в рамках текущего финансирования из федерального бюджета.

Предусматривается ли создание службы частных приставов, как это существует в ряде экономически развитых стран? - Перов В. (Москва)

Н.В.: В рамках Программы в соответствии с приложением 1 к Программе предусматривается проведение Минюстом России научно-исследовательских работ по анализу международного опыта правового регулирования негосударственных форм исполнения юрисдикционных актов в целях совершенствования исполнительного производства и изучения возможности создания системы частных судебных приставов в России.

Вопрос о возможности введения  службы частных судебных приставов будет решаться по итогам рассмотрения результатов исследования в указанной области.

Когда реально будет осуществлено разделение судебных инстанций арбитражных судов? До сих пор многие решения принимаются через "консультации судей" друг с другом в силу элементарных знакомств. - Алексей (Туапсе)

Н.В.: Указанный вопрос будет решаться в рамках подготовки нормативных правовых актов, предусмотренных Программой.

В рамках Программы предусмотрено проведение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации исследований в 2008 году в целях определения мер, связанных с изменением  законодательства в части исключения возможности обжалования решений по делам, рассматриваемым судами первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, а также определения перечня категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается.

Николай Валерьянович, кому выгодно, чтобы зарплата у судей (впрочем, как и у других госслужащих) была небольшой? – Сергей (Москва)

Н.В.: Небольшая – оценочное понятие. Если сравнивать оклады судей в России с заработными платами судей в таких странах, как США, Великобритания, Франция, то заработную плату судей можно охарактеризовать как небольшую. В то же время в сравнении с заработными платами в целом по стране заработные платы судей трудно охарактеризовать как небольшие. С 1 июля 2006 г. заработные платы судей были увеличены на 24 %. В 2007 году планируется увеличение заработных плат судей на 7 %.

4Николай Валерьянович, скажите, пожалуйста, планирует ли Верховный Суд в ходе предстоящей реформы размещение всех своих решений, принятых на открытых заседаниях, на интернет-сайте? – Лена (Иваново)

Н.В.: Предусматривается в рамках решения задачи открытости судебной системы. В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие".

В соответствии с Программой предусматривается создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности, в том числе сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел.

Уважаемый Николай Валерьянович! Будет ли введено планируемое ранее обязательное декларирование доходов судей? – И. (Москва)

Н.В.: Программой предусмотрено проведение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в 2007 – 2008 гг. исследований в целях определения порядка обязательного декларирования судьями, а также их супругами своих доходов, имущества и имущественных обязательств, установление форм и условий инвестирования судьями денежных средств.

КонсультантПлюс: Николай Валерьянович, спасибо большое за интервью.


В подготовке и проведении интервью с Н.В. Поповым участвовали специальный корреспондент компании "Консультант Плюс" Д.В. Буянов и редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина. Фото - Т.М. Тверецкий.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: