Интернет-интервью с С.О. Шохиным,
cтатс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы:
"Планы дальнейшего развития таможенного законодательства РФ в свете присоединения России к международным конвенциям в сфере таможенного регулирования и усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве"
Интервью состоялось 9 июля 2008 года.
Ознакомиться с полученными ответами можно здесь
Добрый день! Прочитав немало литературы и разъяснений различного рода, мы так и не пришли к однозначному ответу: может ли третье лицо (например, грузополучатель-экспедитор или агент), действующее по контракту на импорт товаров, выступать в качестве декларанта, представляя интересы грузовладельца?
Каковы направления деятельности таможенной службы помимо участия в интеграционных процессах на сегодняшний день?
Следует ли при заполнении пассажирской таможенной декларации, форма которой утв. Приказом ФТС от 30.11.2007 N 1485, вносить в нее сведения о сильнодействующих лекарственных препаратах?
В какие сроки таможенным органом проводится контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России при декларировании товаров? Какими нормативно-правовыми актами предусмотрены эти сроки?
Уважаемый Сергей Олегович! Вправе ли таможенный орган, руководствуясь п. 25 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, утв. Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, увеличить срок проведения проверки таможенной стоимости ввиду необходимости получения сведений о налоговых обязательствах декларанта?
Вправе ли декларант до подачи таможенной декларации обратиться к таможенному органу за разрешением на взятие проб или образцов изделий с целью правильной классификации товара или ему следует обратиться к таможенным органам с запросом о вынесении предварительного решения о его классификации?
Правомерно ли привлечение таможенного брокера к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, в случае если таможенным брокером неправильно классифицирован ввезенный товар, который был выпущен в свободное обращение? Допущенная ошибка не повлекла занижение размера уплаты таможенных платежей, а в заявлении при описании товара указаны достоверные сведения о наименовании товара, его количестве, свойствах товара и его характеристики.
Содержание Специальных приложений Киотской конвенции и отдельных их глав имеет некоторые расхождения с таможенным и иным отраслевым законодательством РФ. Такие несоответствия относятся, в частности, к:
- Специальному приложению "D" - Таможенные склады и свободные зоны (глава 2 "Свободные зоны");
- Специальному приложению "Е" - Транзит (глава 2 "Перегрузка", глава 3 "Каботажная транспортировка товаров");
- Специальному приложению "F" - Переработка (глава 3 "Возврат");
- Специальному приложению "H" - Правонарушения.
Планируется ли внесение изменений в российское законодательство, чтобы привести его в соответствие с вышеуказанными Специальными приложениями? Если да, то когда это может произойти и в каком объеме?
Сергей Олегович! В докладе руководителя ФТС России А.Ю. Бельянинова, прозвучавшем на международной конференции "Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику" (Москва, 22.11.2007), был поставлен вопрос о дифференциации участников ВЭД по степени законопослушности. Каковы в настоящее время критерии определения законопослушности участников ВЭД, сколько существует так называемых "степеней законопослушности"? Какой орган государственной власти отвечает за перевод участника ВЭД в ранг законопослушного, кто непосредственно принимает такое решение и на основании каких нормативных правовых актов? Спасибо.
Уважаемый Сергей Олегович! В настоящее время положения Киотской конвенции применяются на территории России, но вступил ли в силу Протокол об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, подписанный странами-участниками в Брюсселе 26 июня 1999 г.? Если да, то входит ли в настоящее время Россия в число государств, официально присоединившихся к этому документу?
Общий принцип Киотской конвенции декларирует содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Этот постулат изначально содержит в себе противоречие, ведь абсолютное содействие развитию внешней торговли предполагает отмену всех ограничений на ввоз и вывоз товаров. Однако одной из основных функций российской таможни остается защита экономических интересов России. А как их защищать, если следовать принципам Конвенции?
Какие положения Концепции развития таможенных органов РФ (Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 N 2225-р) уже реализованы и какие будут реализованы в ближайшее время (в 2008-2009 гг.)?
Будут ли внесены поправки в Таможенный кодекс, связанные с введением обязательного предварительного информирования? К чему приведут эти изменения?
Уважаемый Сергей Олегович! В каком состоянии сегодня находится вопрос о создании системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ и возмещением НДС по ставке 0 процентов при экспорте товаров (СКВВ)?
Уважаемый Сергей Олегович! Очень интересует вопрос: почему таможенными органами не исполняется ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" в части включения в таможенную стоимость товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, лицензионных платежей? Спасибо.
В Международной конвенции по упрощению и согласованию таможенных процедур (Киотская конвенция) один из терминов - "очистка" - он равнозначен термину ТК РФ "таможенное оформление"?
Добрый день! В настоящее время ведется большая работа по приведению норм федерального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), в том числе сокращается большое количество нетарифных мер регулирования внешней торговли. Планируется ли создание единой общероссийской стратегии, единой концепции как Российская Федерация будет регулировать сферу внешней торговли следующие 20 лет уже в условиях членства в ВТО, и был ли проведен таможенными органами анализ последствий такого вступления для каждого российского региона?
Уважаемый Сергей Олегович, как Вы видите перспективу и сроки введения института уполномоченного грузополучателя в РФ?
Уважаемый Сергей Олегович! Одним из острейших вопросов остается положение приказа ФТС России от 04.09.2007 N 1057 о том, что поправки после выпуска товаров регламентируются иными нормативными правовыми актами. На данный момент такой документ ФТС не издал. Вопрос: возможно ли изменение в ближайшее время законодательства РФ, которое позволит урегулировать данный пробел в законодательстве?
Уважаемый Сергей Олегович! В связи с выходом нового Таможенного кодекса РФ (ТК) в 2004 году многие положения таможенного дела стали более систематизированными и упорядоченными, однако это коснулось в основном таких таможенных режимов, как экспорт и выпуск для внутреннего потребления. Некоторые специальные таможенные режимы (беспошлинная торговля, перемещение припасов) остались мало урегулированы в законодательном плане. Согласно ТК участник ВЭД может заявить любой таможенный режим при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также поменять ранее заявленный таможенный режим на другой. С алкогольной и табачной продукцией, подлежащей маркировке акцизными марками, возникают проблемы при смене таможенного режима беспошлинной торговли на выпуск для внутреннего потребления, т.к. акцизные марки клеются на продукцию вне таможенной территории РФ.
Вопрос: возможно ли изменение в ближайшее время законодательства РФ, которое позволит проводить обклейку акцизными марками алкогольной и табачной продукции на складах магазинов беспошлинной торговли для последующего ее помещения под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления?
Вступит ли Россия вслед за Украиной в ВТО? И что ожидает в таком случае таможню в целом и таможенников в частности? Повысится ли таможенная зарплата до мирового уровня?
Уважаемый Сергей Олегович! Что говорить о развитии таможенного законодательства, если не работают те законы в сфере технического (нетарифного) регулирования, которые давно должны работать. Например ст. 29 ФЗ "О техническом регулировании", Постановление Правительства от 07.02.2008 N 53, ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции", "О защите прав потребителей" и т.д. Тысячи тонн плодов и овощей ввозятся без предоставления документов, подтверждающих обязательные требования по качеству, маркировке, информации для потребителей. Не удивительно, что Россельхознадзор затем выявляет на внутреннем рынке в импортной продукции какие-то остаточные нитраты и пестициды и пр., запрещает ввоз вообще, требует выполнения фитосанитарных норм. Хотя это совсем другое. Не удивительно, что заграничные партнеры в растерянности. По каким правилам они должны строить торговые отношения? Сергей Олегович, какие меры в связи с этим будут приниматься? Будут приниматься ли вообще и когда? Спасибо.