Административная ответственность за халатность
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за халатность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2024 N 77-507/2024 (УИД 07RS0010-01-2021-001406-09)
Приговор: По ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).
Постановление: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.То обстоятельство, что суд первой инстанции, давая оценку доказательствам, содержащимся в материалах проверок, высказался о недопустимости доказательств по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о том, что суд вышел за рамки предъявленного К.М. обвинения. К.М. обвинялся в халатности, повлекшей существенное нарушение прав и законных интересов государства, что выразилось в непривлечении лиц к административной ответственности ввиду истечения сроков давности. Таким образом, суд не только был вправе, но и обязан был проверить обвинение в этой части, а именно убедиться, что именно инкриминируемое бездействие привело к наступившим последствиям и состоит в причинно-следственной связи. При этом, учитывая, что виновность С., О. и Х. не устанавливалась и уже не может быть проверена в рамках производства по делу об административном правонарушении в силу истечения сроков давности, суд обоснованно вошел в оценку вероятности привлечения данных лиц к административной ответственности в случае своевременного направления материалов и пришел к выводу, что последствия в виде привлечения лиц к ответственности могли не наступить не только из-за бездействия К.М.
Приговор: По ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).
Постановление: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.То обстоятельство, что суд первой инстанции, давая оценку доказательствам, содержащимся в материалах проверок, высказался о недопустимости доказательств по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о том, что суд вышел за рамки предъявленного К.М. обвинения. К.М. обвинялся в халатности, повлекшей существенное нарушение прав и законных интересов государства, что выразилось в непривлечении лиц к административной ответственности ввиду истечения сроков давности. Таким образом, суд не только был вправе, но и обязан был проверить обвинение в этой части, а именно убедиться, что именно инкриминируемое бездействие привело к наступившим последствиям и состоит в причинно-следственной связи. При этом, учитывая, что виновность С., О. и Х. не устанавливалась и уже не может быть проверена в рамках производства по делу об административном правонарушении в силу истечения сроков давности, суд обоснованно вошел в оценку вероятности привлечения данных лиц к административной ответственности в случае своевременного направления материалов и пришел к выводу, что последствия в виде привлечения лиц к ответственности могли не наступить не только из-за бездействия К.М.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2022 N 16-1229/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Решение: Удовлетворено.Изложенное не свидетельствует о том, что основанием для привлечения С.Р. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и возбуждения уголовного дела по факту халатности неустановленных должностных лиц Правительства Красноярского края и органов местного самоуправления Красноярского края, повлекшей существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а именно ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей в сфере обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, послужили одни и те же обстоятельства, в связи с чем протест первого заместителя прокурора Красноярского края подлежит оставлению без удовлетворения.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Решение: Удовлетворено.Изложенное не свидетельствует о том, что основанием для привлечения С.Р. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и возбуждения уголовного дела по факту халатности неустановленных должностных лиц Правительства Красноярского края и органов местного самоуправления Красноярского края, повлекшей существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а именно ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей в сфере обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, послужили одни и те же обстоятельства, в связи с чем протест первого заместителя прокурора Красноярского края подлежит оставлению без удовлетворения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Увольнение в связи с утратой доверия: основания и порядок
(Издательство "Главная книга", 2024)Основание увольнения - виновные действия работника, послужившие причиной утраты доверия к нему со стороны работодателя. Примеры: хищение или уничтожение чужого имущества, мошенничество, халатность. Работника можно уволить, если он совершил проступок по месту работы либо был привлечен к уголовной или административной ответственности за имущественные нарушения вне места работы (п. 45 Постановления Пленума ВС РФ, Доклад Роструда, Руководство Роструда).
(Издательство "Главная книга", 2024)Основание увольнения - виновные действия работника, послужившие причиной утраты доверия к нему со стороны работодателя. Примеры: хищение или уничтожение чужого имущества, мошенничество, халатность. Работника можно уволить, если он совершил проступок по месту работы либо был привлечен к уголовной или административной ответственности за имущественные нарушения вне места работы (п. 45 Постановления Пленума ВС РФ, Доклад Роструда, Руководство Роструда).
Статья: Конституирование поручений Президента Российской Федерации и первый опыт их оформления в сфере миграции
(Безруков А.В., Крысанов А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Интересным представляется факт того, что в 2014 г. группа депутатов Государственной Думы ФС РФ подготовила законопроект N 487083-6, на основании которого предполагалось внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Уголовный кодекс Российской Федерации. Так, депутаты предлагали дополнить КоАП РФ ст. 17.3.1, которая могла предусмотреть административную ответственность за неисполнение должностным лицом указов, распоряжений и поручений Президента РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. В уголовном законе предполагалось скорректировать ст. 293 "Халатность", дополнив ее ч. 1.1, которая предусматривала уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента РФ. В числе прочих видов наказаний выдвигалась инициатива ввести наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. Однако депутатский законопроект впоследствии был снят с рассмотрения нижней палатой парламента в связи с его отзывом субъектом права законодательной инициативы.
(Безруков А.В., Крысанов А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Интересным представляется факт того, что в 2014 г. группа депутатов Государственной Думы ФС РФ подготовила законопроект N 487083-6, на основании которого предполагалось внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Уголовный кодекс Российской Федерации. Так, депутаты предлагали дополнить КоАП РФ ст. 17.3.1, которая могла предусмотреть административную ответственность за неисполнение должностным лицом указов, распоряжений и поручений Президента РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. В уголовном законе предполагалось скорректировать ст. 293 "Халатность", дополнив ее ч. 1.1, которая предусматривала уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента РФ. В числе прочих видов наказаний выдвигалась инициатива ввести наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. Однако депутатский законопроект впоследствии был снят с рассмотрения нижней палатой парламента в связи с его отзывом субъектом права законодательной инициативы.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2016 N 22-П
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина"1. В соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, в полном размере ущерба в случае, когда ущерб причинен действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (абзац третий статьи 5); возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб (пункт 5 статьи 8).
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина"1. В соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, в полном размере ущерба в случае, когда ущерб причинен действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (абзац третий статьи 5); возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб (пункт 5 статьи 8).
"Программа подготовки дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования"
(одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 31.10.2023 N 9)Доведение и разъяснение понятий недобросовестность, халатность, дисциплинарная ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность.
(одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 31.10.2023 N 9)Доведение и разъяснение понятий недобросовестность, халатность, дисциплинарная ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность.