Кас меры предварительной
Подборка наиболее важных документов по запросу Кас меры предварительной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 85 "Применение мер предварительной защиты по административному иску" КАС РФ"В административном судопроизводстве суд по смыслу части 2 статьи 85 КАС РФ не связан видом меры предварительной защиты, указанной в заявлении о ее принятии, и при наличии оснований, предусмотренных частью 1 данной статьи, вправе как удовлетворить заявление о принятии мер предварительной защиты в части, так и принять меру или несколько мер, не указанных в заявлении, которые наиболее эффективно, по мнению суда, послужат предотвращению опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, неопределенного круга лиц, их дальнейшей судебной защите с учетом обеспечения соотносимости и соразмерности мер предъявленным требованиям, а также с учетом необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов при их принятии (например, суд вправе не приостанавливать действие оспариваемого решения, а запретить административному ответчику совершать определенные действия, направленные на его исполнение)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Отмена мер предварительной защиты по административному иску" КАС РФ"Отменяя меры предварительной защиты суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу положений части 3 ст. 89 КАС РФ основания для сохранения мер предварительной защиты отсутствуют, поскольку требования административного истца Л. о признании незаконными действий командующего войсками ЮВО, связанных с назначением его на воинскую должность, судом рассмотрены и в их удовлетворении отказано."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О мерах предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов замолвите слово
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Покажем это наглядно. В случае если меры предварительной защиты будут наложены ошибочно при оспаривании нормативного правового акта, то ценой ошибки будет то, что по общему правилу (ст. 89 КАС РФ) меры предварительной защиты сохранятся до вступления в законную силу судебного решения. Учитывая, что чаще всего оспариваются нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации <13>, которые, как правило, связаны с имущественными отношениями между частными лицами и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то самой частой ценой ошибки будет являться поступление денежных средств в бюджет государства через полгода, тогда как эти денежные средства должны были поступить раньше. В случае же если меры предварительной защиты не будут наложены, то уполномоченный государственный орган вынесет соответствующее решение на основании нормативного правового акта (например, о взыскании каких-либо налоговых платежей), а учитывая, что в одном производстве запрещено объединять требования об оспаривании нормативного правового акта, а также иные материально-правовые требования (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами") <14>, то в случае успешного оспаривания нормативного правового акта просто будет инициирован новый процесс об отмене решения. Соответственно, ценой такой ошибки будет то, что гражданин (или юридическое лицо) на полтора года лишится денежных средств, что гораздо более чувствительно.
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Покажем это наглядно. В случае если меры предварительной защиты будут наложены ошибочно при оспаривании нормативного правового акта, то ценой ошибки будет то, что по общему правилу (ст. 89 КАС РФ) меры предварительной защиты сохранятся до вступления в законную силу судебного решения. Учитывая, что чаще всего оспариваются нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации <13>, которые, как правило, связаны с имущественными отношениями между частными лицами и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то самой частой ценой ошибки будет являться поступление денежных средств в бюджет государства через полгода, тогда как эти денежные средства должны были поступить раньше. В случае же если меры предварительной защиты не будут наложены, то уполномоченный государственный орган вынесет соответствующее решение на основании нормативного правового акта (например, о взыскании каких-либо налоговых платежей), а учитывая, что в одном производстве запрещено объединять требования об оспаривании нормативного правового акта, а также иные материально-правовые требования (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами") <14>, то в случае успешного оспаривания нормативного правового акта просто будет инициирован новый процесс об отмене решения. Соответственно, ценой такой ошибки будет то, что гражданин (или юридическое лицо) на полтора года лишится денежных средств, что гораздо более чувствительно.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1. Виды, существо и основания применения мер административного принуждения устанавливаются нормами административного права, содержащимися, в частности, в законодательстве о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, о лицензировании отдельных видов деятельности, о полиции, об органах принудительного исполнения, об административных правонарушениях. При этом необходимо отметить, что принудительные меры, предусмотренные нормами не материального административного, а административно-процессуального права, связанные с обеспечением осуществления административного производства и административного судопроизводства, не могут быть отнесены к категории мер административного принуждения. Данные меры являются мерами административно-процессуального принуждения. К их числу следует отнести, например, предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, такие как доставление правонарушителя, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод. К категории мер административно-процессуального принуждения относятся и применяемые судами общей юрисдикции в рамках административного судопроизводства предусмотренные главами 7 и 11 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску и меры процессуального принуждения (удаление из зала судебного заседания, привод в суд, наложение судебного штрафа и другие).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1. Виды, существо и основания применения мер административного принуждения устанавливаются нормами административного права, содержащимися, в частности, в законодательстве о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, о лицензировании отдельных видов деятельности, о полиции, об органах принудительного исполнения, об административных правонарушениях. При этом необходимо отметить, что принудительные меры, предусмотренные нормами не материального административного, а административно-процессуального права, связанные с обеспечением осуществления административного производства и административного судопроизводства, не могут быть отнесены к категории мер административного принуждения. Данные меры являются мерами административно-процессуального принуждения. К их числу следует отнести, например, предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, такие как доставление правонарушителя, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод. К категории мер административно-процессуального принуждения относятся и применяемые судами общей юрисдикции в рамках административного судопроизводства предусмотренные главами 7 и 11 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску и меры процессуального принуждения (удаление из зала судебного заседания, привод в суд, наложение судебного штрафа и другие).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)Глава 7. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
(ред. от 08.08.2024)Глава 7. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2020)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Меры предварительной защиты по административному иску
(ред. от 17.12.2020)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Меры предварительной защиты по административному иску