Покупка клиентской базы

Подборка наиболее важных документов по запросу Покупка клиентской базы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 N 17АП-14281/2022-ГК по делу N А60-18952/2022
Требование: О возобновлении дистанционного банковского обслуживания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Суд установил, что представленные клиентом пояснения об экономическом смысле проводимых операций в отсутствие документов не позволили банку провести анализ операций, т.к. клиент указал, что основным видом деятельности является торговля и оказание посреднических услуг, в расчет договорных обязательств включается незначительная наценка с учетом большого объема продаж, но ни выписки по счетам, ни документы не подтверждают большой объем продаж; соотнести покупку клиентом товара и его продажу с наценкой невозможно, хозяйственные связи не раскрыты, наличие материальной базы (транспортные средства, склады, необходимый штат) не подтверждено; по трем счетам клиента проводятся однотипные операции, необходимость в трех расчетных счетах отсутствует.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024 N 01АП-5092/2023 по делу N А43-33453/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору купли-продажи.
Решение: Требование удовлетворено.
Проанализировав условия договора в порядке статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что он является смешанным, содержащим в себе элементы договора купли-продажи (в части передачи материальных носителей) и лицензионного договора (передача вспомогательных ресурсов - ключи к управлению сайтом, право на доменное имя, товарный знак, страницу Инстраграм, электронную почту, клиентскую базу, телефонный номер).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О составе предприятия как сложном объекте наследственного правопреемства
(Гезгиев М.А.)
("Юрист", 2022, N 8)
При этом в отдельных сферах деятельности, таких как инвестиционное предпринимательство, издательская деятельность, банковская деятельность, оказание телекоммуникационных услуг и т.п., ценность клиентелы особенно существенно возрастает, поскольку, например, издательство, продукция которого не пользуется спросом у читательской аудитории, как готовый бизнес вряд ли будет иметь коммерческую привлекательность. Даже если у компаний были материальные активы, инвестор, безусловно, заинтересован в длительных долгосрочных отношениях с клиентской базой приобретаемой компании <12>. Тем самым представляется целесообразным ввести подобное понятие в российское гражданское законодательство.

Нормативные акты

"Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнесов"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 17.02.2021)
B33 Критерий отделимости означает, что приобретенный нематериальный актив может быть отсоединен от или выделен из объекта приобретения и продан, передан, защищен лицензией, предоставлен в аренду или обменян индивидуально или вместе с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством. Нематериальный актив, который приобретатель был бы в состоянии продать, защитить лицензией или каким-либо иным образом обменять на что-либо ценное, удовлетворяет критерию отделимости, даже если приобретатель не намеревается продавать, защищать лицензией или обменивать его каким-либо иным образом. Приобретенный нематериальный актив удовлетворяет критерию отделимости, если есть доказательства обменных операций с активами такого же вида или активами подобного вида, даже если такие операции являются нечастыми, и независимо от того, вовлечен ли в них приобретатель. Например, клиентские базы и базы подписчиков часто защищаются лицензией и, таким образом, удовлетворяют критерию отделимости. Даже если объект приобретения полагает, что его клиентская база обладает особенностями, отличными от других клиентских баз, тот факт, что клиентские базы в целом часто защищаются лицензией, означает, что приобретенная клиентская база удовлетворяет критерию отделимости. Однако клиентская база, приобретенная при объединении бизнесов, не удовлетворяет критерию отделимости, если условия соблюдения конфиденциальности или другие соглашения мешают организации продавать, предоставлять в аренду или каким-либо иным образом обменивать информацию о своих клиентах.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)
Ценность объекта купли-продажи, как указывала ответчик, заключается именно в продаже уже готового бизнеса - ателье с функциональным оборудованием, накопленной клиентской базой, которая позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность по пошиву, ремонту одежды под заказ. При этом оборудование передается в арендованном помещении, деятельность ателье разрекламирована предыдущим собственником оборудования и имела спрос. На таких условиях истец согласилась заключить договор купли-продажи оборудования по указанной в нем цене, а не по цене отдельно взятых предметов.