Порядок предоставления субсидии военнослужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления субсидии военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2024 по делу N 88-12112/2024 (УИД 77RS0016-02-2022-021994-66)
Категория спора: Субсидии.
Требования лица, имеющего право на выплату субсидии: О возложении обязанности выделить денежные средства для получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Факт непредставления истцу жилищной субсидии не свидетельствует о бездействии ответчиков, поскольку данный вопрос зависит от очередности.
Решение: Отказано.Суд первой инстанции применительно к основанию заявленного иска, положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 158, статей 6, 165, 166, пункта 1 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положениям Федерального закона от 02 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", с учетом пунктов 1 - 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N N, исходя из того, что факт непредставления истцу жилищной субсидии не свидетельствует о бездействии ответчиков, поскольку данный вопрос зависит от очередности, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Категория спора: Субсидии.
Требования лица, имеющего право на выплату субсидии: О возложении обязанности выделить денежные средства для получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Факт непредставления истцу жилищной субсидии не свидетельствует о бездействии ответчиков, поскольку данный вопрос зависит от очередности.
Решение: Отказано.Суд первой инстанции применительно к основанию заявленного иска, положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 158, статей 6, 165, 166, пункта 1 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положениям Федерального закона от 02 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", с учетом пунктов 1 - 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N N, исходя из того, что факт непредставления истцу жилищной субсидии не свидетельствует о бездействии ответчиков, поскольку данный вопрос зависит от очередности, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предоставление военнослужащему войск национальной гвардии Российской Федерации служебного жилого помещения: отдельные вопросы
(Рахвалова М.Н., Рахвалова Д.О.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 3)Действующее законодательство предоставляет военнослужащему право выбора: обеспечение служебным жилым помещением (при необеспеченности в течение трех месяцев по прибытии на новое место службы - право на компенсацию за наем жилого помещения) или получение субсидии на приобретение жилого помещения. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о распространенности споров при применении этой достаточно однозначно толкуемой нормы. Предоставление военнослужащему служебного жилого помещения является основанием для прекращения выплаты компенсации за наем жилого помещения, в этой части споров обычно не возникает. Другая же ситуация почему-то на практике вызывает гораздо больше споров. Вместе с тем позиция судов, в том числе и Верховного Суда РФ, с которой сложно не согласиться, однозначна: если военнослужащий в порядке реализации субсидии приобрел жилое помещение, он утрачивает право и на служебное жилое помещение, и на получение компенсации за наем жилого помещения. При этом не имеет значения, приобретено жилое помещение по месту службы военнослужащего или в другом населенном пункте <11>. Согласно стабильной судебной практике одновременное обеспечение служебным жилым помещением и получение субсидии привело бы к тому, что военнослужащий воспользовался бы одной и той же социальной гарантией по двум основаниям.
(Рахвалова М.Н., Рахвалова Д.О.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 3)Действующее законодательство предоставляет военнослужащему право выбора: обеспечение служебным жилым помещением (при необеспеченности в течение трех месяцев по прибытии на новое место службы - право на компенсацию за наем жилого помещения) или получение субсидии на приобретение жилого помещения. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о распространенности споров при применении этой достаточно однозначно толкуемой нормы. Предоставление военнослужащему служебного жилого помещения является основанием для прекращения выплаты компенсации за наем жилого помещения, в этой части споров обычно не возникает. Другая же ситуация почему-то на практике вызывает гораздо больше споров. Вместе с тем позиция судов, в том числе и Верховного Суда РФ, с которой сложно не согласиться, однозначна: если военнослужащий в порядке реализации субсидии приобрел жилое помещение, он утрачивает право и на служебное жилое помещение, и на получение компенсации за наем жилого помещения. При этом не имеет значения, приобретено жилое помещение по месту службы военнослужащего или в другом населенном пункте <11>. Согласно стабильной судебной практике одновременное обеспечение служебным жилым помещением и получение субсидии привело бы к тому, что военнослужащий воспользовался бы одной и той же социальной гарантией по двум основаниям.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)9. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительством РФ устанавливается порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Указанный порядок определяется в разд. IX "Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий" вышеуказанных Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которым финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом субсидии гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, предоставляются федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, а гражданам, проживающим в закрытых военных городках, - органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)9. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительством РФ устанавливается порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Указанный порядок определяется в разд. IX "Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий" вышеуказанных Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которым финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом субсидии гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, предоставляются федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, а гражданам, проживающим в закрытых военных городках, - органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Признавая незаконным оспоренное истцом бездействие начальника ФГКУ "Западрегионжилье", суды исходили из того, что согласно п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее - Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Ш. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права истца на своевременное получение субсидии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Признавая незаконным оспоренное истцом бездействие начальника ФГКУ "Западрегионжилье", суды исходили из того, что согласно п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее - Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Ш. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права истца на своевременное получение субсидии.