Прожиточный минимум 3 квартал 2018
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум 3 квартал 2018 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2020 N 36-КГ19-11
Требование: Об установлении факта нахождения на иждивении супруга.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что установление факта нахождения ее на иждивении супруга при его жизни необходимо для назначения ежемесячной компенсации.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд, разрешая вопрос о том, являлась ли для истицы помощь ее супруга основным и постоянным источником средств существования, нормы семейного законодательства об общих доходах супругов и порядке расходования этих средств к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что получаемые выплаты были необходимы самому супругу истицы, а помощь ей не была постоянным и основным источником существования последней.Отказывая в удовлетворении заявления Шкатуловой Е.И. об установлении факта нахождения ее на иждивении супруга Шкатулова Н.Ф., суд первой инстанции со ссылкой на нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пришел к выводу о том, что Шкатуловой Е.И. не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт ее нахождения на иждивении умершего супруга Шкатулова Н.Ф., а также того, что материальная помощь, оказываемая ей супругом Шкатуловым Н.Ф., была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. При этом суд указал, что Шкатулова Е.И. имеет собственный ежемесячный доход в виде пенсии по старости в размере 14 731,79 руб., который более чем в полтора раза превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров в Смоленской области (на III квартал 2018 г. - 8578 руб.).
Требование: Об установлении факта нахождения на иждивении супруга.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что установление факта нахождения ее на иждивении супруга при его жизни необходимо для назначения ежемесячной компенсации.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд, разрешая вопрос о том, являлась ли для истицы помощь ее супруга основным и постоянным источником средств существования, нормы семейного законодательства об общих доходах супругов и порядке расходования этих средств к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что получаемые выплаты были необходимы самому супругу истицы, а помощь ей не была постоянным и основным источником существования последней.Отказывая в удовлетворении заявления Шкатуловой Е.И. об установлении факта нахождения ее на иждивении супруга Шкатулова Н.Ф., суд первой инстанции со ссылкой на нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пришел к выводу о том, что Шкатуловой Е.И. не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт ее нахождения на иждивении умершего супруга Шкатулова Н.Ф., а также того, что материальная помощь, оказываемая ей супругом Шкатуловым Н.Ф., была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. При этом суд указал, что Шкатулова Е.И. имеет собственный ежемесячный доход в виде пенсии по старости в размере 14 731,79 руб., который более чем в полтора раза превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров в Смоленской области (на III квартал 2018 г. - 8578 руб.).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.12.2018 N 3-АПГ18-8
Об отмене решения Верховного Суда Республики Коми от 20.07.2018 и признании недействующими подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 2 и пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в той мере, в которой указанные нормы исключают предоставление мер социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, но выше гарантированного душевого денежного дохода, установленного в Республике Коми.Поскольку, как видно из постановления Правительства Республики Коми от 31 октября 2018 года N 468 "Об утверждении размеров гарантированного душевого денежного дохода в Республике Коми за III квартал 2018 года", гарантированный денежный душевой доход для семьи или гражданина, установленный в Республике Коми, в среднем по республике значительно ниже величины прожиточного минимума, установленного в республике за III квартал 2018 года (соответственно - 2750 руб. и 12 948 руб.), то устанавливая указанный порядок оказания социальной помощи вышеперечисленным лицам, тем самым оспариваемые нормы сужают круг получателей такой помощи.
Об отмене решения Верховного Суда Республики Коми от 20.07.2018 и признании недействующими подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 2 и пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в той мере, в которой указанные нормы исключают предоставление мер социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, но выше гарантированного душевого денежного дохода, установленного в Республике Коми.Поскольку, как видно из постановления Правительства Республики Коми от 31 октября 2018 года N 468 "Об утверждении размеров гарантированного душевого денежного дохода в Республике Коми за III квартал 2018 года", гарантированный денежный душевой доход для семьи или гражданина, установленный в Республике Коми, в среднем по республике значительно ниже величины прожиточного минимума, установленного в республике за III квартал 2018 года (соответственно - 2750 руб. и 12 948 руб.), то устанавливая указанный порядок оказания социальной помощи вышеперечисленным лицам, тем самым оспариваемые нормы сужают круг получателей такой помощи.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальное обеспечение как элемент правового статуса личности: международно-правовой аспект
(Тарабан Н.А., Чупилин Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 1)Не менее важной проблемой отечественного права социального обеспечения является вопрос объективности определения величины прожиточного минимума. Так, за третий квартал 2018 г. размер среднедушевого прожиточного минимума составил 10 451 рублей <10>, пять лет назад (III квартал 2013 г.) его величина составляла 7 429 рублей <11>, десять лет назад (III квартал 2008 г.) - 4 630 рублей <12>.
(Тарабан Н.А., Чупилин Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 1)Не менее важной проблемой отечественного права социального обеспечения является вопрос объективности определения величины прожиточного минимума. Так, за третий квартал 2018 г. размер среднедушевого прожиточного минимума составил 10 451 рублей <10>, пять лет назад (III квартал 2013 г.) его величина составляла 7 429 рублей <11>, десять лет назад (III квартал 2008 г.) - 4 630 рублей <12>.
Статья: К вопросу о соотношении МРОТ и величины прожиточного минимума
(Рогов И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2020, N 2)Возвращаясь к вопросу соотношения МРОТ и величины прожиточного минимума, необходимо отметить две тенденции (традиционно позитивную и негативную), указывающие на так называемые конкретные меры эффективного правового регулирования общественных отношений в сфере труда <12>: 11 сентября 2017 г. на совещании с членами Правительства РФ Президентом России В.В. Путиным было предложено с 1 января 2018 г. повысить МРОТ с действующего размера 71% (от прожиточного минимума трудоспособного населения) до 85% и не позднее 1 января 2019 г. - уравнять МРОТ и прожиточный минимум. В тот же день на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект соответствующего федерального закона <13>. По итогам указанного совещания с членами Правительства 20 сентября 2017 г. был утвержден перечень поручений <14>. С 1 января 2018 г. МРОТ увеличился с 7 800 до 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. - до 11 163 рублей, с 1 января 2019 г. - до 11 280 рублей, а с 1 января 2020 г. - до 12 130 рублей <15>. В свою очередь, негативной тенденцией можно назвать снижение величины прожиточного минимума: во II квартале 2019 г. величина прожиточного минимума составила 11 185 рублей на душу населения (для трудоспособного населения - 12 130 рублей); в III квартале 2019 г. - 11 012 и 11 942 рубля соответственно; для IV квартала 2019 г. также планируется снижение прожиточного минимума с установлением его соответствующей величины 10 609 и 11 510 рублей <16>. Некоторое снижение величины прожиточного минимума, характерное для последнего квартала года, отмечается и в предыдущие периоды ежегодно (начиная с 2015 г.).
(Рогов И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2020, N 2)Возвращаясь к вопросу соотношения МРОТ и величины прожиточного минимума, необходимо отметить две тенденции (традиционно позитивную и негативную), указывающие на так называемые конкретные меры эффективного правового регулирования общественных отношений в сфере труда <12>: 11 сентября 2017 г. на совещании с членами Правительства РФ Президентом России В.В. Путиным было предложено с 1 января 2018 г. повысить МРОТ с действующего размера 71% (от прожиточного минимума трудоспособного населения) до 85% и не позднее 1 января 2019 г. - уравнять МРОТ и прожиточный минимум. В тот же день на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект соответствующего федерального закона <13>. По итогам указанного совещания с членами Правительства 20 сентября 2017 г. был утвержден перечень поручений <14>. С 1 января 2018 г. МРОТ увеличился с 7 800 до 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. - до 11 163 рублей, с 1 января 2019 г. - до 11 280 рублей, а с 1 января 2020 г. - до 12 130 рублей <15>. В свою очередь, негативной тенденцией можно назвать снижение величины прожиточного минимума: во II квартале 2019 г. величина прожиточного минимума составила 11 185 рублей на душу населения (для трудоспособного населения - 12 130 рублей); в III квартале 2019 г. - 11 012 и 11 942 рубля соответственно; для IV квартала 2019 г. также планируется снижение прожиточного минимума с установлением его соответствующей величины 10 609 и 11 510 рублей <16>. Некоторое снижение величины прожиточного минимума, характерное для последнего квартала года, отмечается и в предыдущие периоды ежегодно (начиная с 2015 г.).
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 31.12.2020 N 987н
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2020 года"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2021 N 62211)В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 538) приказываю:
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2020 года"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2021 N 62211)В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 538) приказываю: