Резерв по сомнительным долгам с поставщиками
Подборка наиболее важных документов по запросу Резерв по сомнительным долгам с поставщиками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 266 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган выявил неправомерное отражение в составе внереализационных расходов сумм на формирование резервов по сомнительным долгам по операциям с контрагентами и доначислил налог на прибыль. Инспекция полагала, что спорная задолженность не может быть признана сомнительной для формирования резерва в налоговом учете, поскольку, по данным бухгалтерского учета, резерв не создавался; документы общества не позволяют достоверно установить сроки исполнения обязательств спорными контрагентами и проверить правильность расчета величины резерва по сомнительным долгам. Также инспекция указала, что спорная задолженность не может участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, так как обеспечена залогом в силу закона. Суд признал доначисление неправомерным. Суд пришел к выводу, что реальность хозяйственных операций со спорными поставщиками налоговым органом не опровергнута; факт и период возникновения сомнительной задолженности, вопреки позиции налогового органа, подтвержден материалами дела (счетами-фактурами, актами сверки, накладными, актами инвентаризации активов и обязательств, судебными актами по делу о банкротстве контрагента). Суд отклонил довод налогового органа о том, что необходимость формирования резерва по сомнительным долгам возникла у общества в текущем периоде в связи с банкротством одного из контрагентов. Спорная задолженность стала отвечать признакам сомнительности за три года до начала текущего периода. Само по себе начало процедуры банкротства контрагента не изменило критериев сомнительности его долга перед налогоплательщиком и не могло повлиять на дату возникновения долга. Нарушение обществом положений бухгалтерского учета может являться основанием для привлечения к ответственности, но не для отказа в принятии документально подтвержденных расходов для целей исчисления налога на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган выявил неправомерное отражение в составе внереализационных расходов сумм на формирование резервов по сомнительным долгам по операциям с контрагентами и доначислил налог на прибыль. Инспекция полагала, что спорная задолженность не может быть признана сомнительной для формирования резерва в налоговом учете, поскольку, по данным бухгалтерского учета, резерв не создавался; документы общества не позволяют достоверно установить сроки исполнения обязательств спорными контрагентами и проверить правильность расчета величины резерва по сомнительным долгам. Также инспекция указала, что спорная задолженность не может участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, так как обеспечена залогом в силу закона. Суд признал доначисление неправомерным. Суд пришел к выводу, что реальность хозяйственных операций со спорными поставщиками налоговым органом не опровергнута; факт и период возникновения сомнительной задолженности, вопреки позиции налогового органа, подтвержден материалами дела (счетами-фактурами, актами сверки, накладными, актами инвентаризации активов и обязательств, судебными актами по делу о банкротстве контрагента). Суд отклонил довод налогового органа о том, что необходимость формирования резерва по сомнительным долгам возникла у общества в текущем периоде в связи с банкротством одного из контрагентов. Спорная задолженность стала отвечать признакам сомнительности за три года до начала текущего периода. Само по себе начало процедуры банкротства контрагента не изменило критериев сомнительности его долга перед налогоплательщиком и не могло повлиять на дату возникновения долга. Нарушение обществом положений бухгалтерского учета может являться основанием для привлечения к ответственности, но не для отказа в принятии документально подтвержденных расходов для целей исчисления налога на прибыль.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 266 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Применительно к созданию резерва по сомнительным долгам речь идет не о включении сумм предоплаты по договору в состав расходов, а о долге в виде расходов поставщика перед налогоплательщиком по поставке ему товаров, работ, услуг, носящих производственный, экономически обоснованный характер.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Применительно к созданию резерва по сомнительным долгам речь идет не о включении сумм предоплаты по договору в состав расходов, а о долге в виде расходов поставщика перед налогоплательщиком по поставке ему товаров, работ, услуг, носящих производственный, экономически обоснованный характер.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Получается, что если обе взаимозависимые компании вели реальную деятельность, продавец действительно провел реализацию товаров (работ, услуг), по которым возникла задолженность, осуществлялось судебное взыскание задолженности и т.п. обстоятельства, свидетельствующие о реальности отношений, то сам по себе факт взаимозависимости не свидетельствует об освобождении покупателя от обязанности оплатить фактически поставленные ему товары (выполненные работы, услуги). Поэтому взаимозависимость не является основанием для исключения из состава расходов продавца отчислений в резерв по сомнительным долгам (либо суммы безнадежной дебиторской задолженности). Аналогичный вывод следует из Постановлений АС Северо-Западного округа от 26.08.2021 по делу N А13-12268/2017, Уральского округа от 07.12.2017 N Ф09-7126/17 по делу N А07-29844/2016 и др.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Получается, что если обе взаимозависимые компании вели реальную деятельность, продавец действительно провел реализацию товаров (работ, услуг), по которым возникла задолженность, осуществлялось судебное взыскание задолженности и т.п. обстоятельства, свидетельствующие о реальности отношений, то сам по себе факт взаимозависимости не свидетельствует об освобождении покупателя от обязанности оплатить фактически поставленные ему товары (выполненные работы, услуги). Поэтому взаимозависимость не является основанием для исключения из состава расходов продавца отчислений в резерв по сомнительным долгам (либо суммы безнадежной дебиторской задолженности). Аналогичный вывод следует из Постановлений АС Северо-Западного округа от 26.08.2021 по делу N А13-12268/2017, Уральского округа от 07.12.2017 N Ф09-7126/17 по делу N А07-29844/2016 и др.
"Годовой отчет 2023"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Заметим, что при формировании резерва суммы сомнительной задолженности учитываются в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму НДС (Письмо Минфина России от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21726).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Заметим, что при формировании резерва суммы сомнительной задолженности учитываются в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму НДС (Письмо Минфина России от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21726).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 25.09.2024)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")переменные - в процентах от валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе потребителей, величина которых зависит от стоимости поставляемой электрической энергии (мощности), отражающие следующие статьи расходов: расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей) электрической энергии (мощности), включающие в том числе просроченную задолженность предыдущих лет, учитываемые исходя из процентной ставки, не превышающей средневзвешенной ключевой ставки, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации значений ключевой ставки на базовый период регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта (при этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина не более одной двенадцатой части валовой выручки от продажи электрической энергии каждой группы потребителей за базовый период регулирования), с учетом требований абзаца двадцать первого пункта 65 настоящего документа расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в размере 1,5 процента от валовой выручки от продажи электрической энергии потребителям, при этом в соответствии с абзацем двадцать первым пункта 65 настоящего документа или по заявлению гарантирующего поставщика расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента;
(ред. от 25.09.2024)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")переменные - в процентах от валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе потребителей, величина которых зависит от стоимости поставляемой электрической энергии (мощности), отражающие следующие статьи расходов: расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей) электрической энергии (мощности), включающие в том числе просроченную задолженность предыдущих лет, учитываемые исходя из процентной ставки, не превышающей средневзвешенной ключевой ставки, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации значений ключевой ставки на базовый период регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта (при этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина не более одной двенадцатой части валовой выручки от продажи электрической энергии каждой группы потребителей за базовый период регулирования), с учетом требований абзаца двадцать первого пункта 65 настоящего документа расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в размере 1,5 процента от валовой выручки от продажи электрической энергии потребителям, при этом в соответствии с абзацем двадцать первым пункта 65 настоящего документа или по заявлению гарантирующего поставщика расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента;
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442
(ред. от 10.09.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")РСД - указанная в заявке на участие в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика величина расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, подлежащая учету в следующем периоде регулирования при формировании сбытовой надбавки участника в случае присвоения участнику статуса гарантирующего поставщика по результатам конкурса, рублей;
(ред. от 10.09.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")РСД - указанная в заявке на участие в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика величина расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, подлежащая учету в следующем периоде регулирования при формировании сбытовой надбавки участника в случае присвоения участнику статуса гарантирующего поставщика по результатам конкурса, рублей;