Северные женщины
Подборка наиболее важных документов по запросу Северные женщины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимым условием для назначения социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), является как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факт постоянного проживание на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера и занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
Готовое решение: Как установить сокращенную рабочую неделю
(КонсультантПлюс, 2024)А если сокращенное рабочее время вы не установите для женщин, работающих на Крайнем Севере (в приравненных к нему местностях) или в сельской местности, то вам нужно будет оплатить им время работы за пределами сокращенного рабочего времени как сверхурочную работу (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). Полагаем, что другие работники, законное право которых на сокращенное рабочее время нарушено, тоже могут обратиться в суд с требованием об оплате сверхурочной работы за время "переработки" сверх сокращенной нормы рабочего времени.
(КонсультантПлюс, 2024)А если сокращенное рабочее время вы не установите для женщин, работающих на Крайнем Севере (в приравненных к нему местностях) или в сельской местности, то вам нужно будет оплатить им время работы за пределами сокращенного рабочего времени как сверхурочную работу (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). Полагаем, что другие работники, законное право которых на сокращенное рабочее время нарушено, тоже могут обратиться в суд с требованием об оплате сверхурочной работы за время "переработки" сверх сокращенной нормы рабочего времени.
Нормативные акты
Постановление Губернатора МО от 14.07.2023 N 174-ПГ
"Об установлении охранной зоны памятника природы областного значения "Переходное болото в кв. 27, 28 Северного лесничества"
(вместе с "Положением об охранной зоне памятника природы областного значения "Переходное болото в кв. 27, 28 Северного лесничества")Сосняки зеленомошные располагаются в западной и южной частях охранной зоны. Древостои сосны обыкновенной с примесью ели европейской, бонитет I класса (в возрасте 80 лет средняя высота сосны - 27 м, средний диаметр господствующей части древостоя - 45 см). Ель высотой 25 м при среднем диаметре 27 см содоминирует. Древостой простой, одноярусный. Подрост сосны 10-15 лет - редкий и усохший, встречаются торчки дуба черешчатого. Есть группы елового подроста. В негустом подлеске - рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, единично - бересклет бородавчатый. Группами размещена малина обыкновенная, что указывает на вторичность леса. Черника и брусника образуют куртины или пятна в окнах осветления. В составе травяного покрова (проективное покрытие не превышает 10 процентов) насчитывается до 50 видов. Постоянно встречаются костяника, кочедыжник женский, вейник тростниковидный, марьянник луговой. Моховой покров из зеленых мхов затягивает большую часть поверхности почвы, мощность - 2-3 см.
"Об установлении охранной зоны памятника природы областного значения "Переходное болото в кв. 27, 28 Северного лесничества"
(вместе с "Положением об охранной зоне памятника природы областного значения "Переходное болото в кв. 27, 28 Северного лесничества")Сосняки зеленомошные располагаются в западной и южной частях охранной зоны. Древостои сосны обыкновенной с примесью ели европейской, бонитет I класса (в возрасте 80 лет средняя высота сосны - 27 м, средний диаметр господствующей части древостоя - 45 см). Ель высотой 25 м при среднем диаметре 27 см содоминирует. Древостой простой, одноярусный. Подрост сосны 10-15 лет - редкий и усохший, встречаются торчки дуба черешчатого. Есть группы елового подроста. В негустом подлеске - рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, единично - бересклет бородавчатый. Группами размещена малина обыкновенная, что указывает на вторичность леса. Черника и брусника образуют куртины или пятна в окнах осветления. В составе травяного покрова (проективное покрытие не превышает 10 процентов) насчитывается до 50 видов. Постоянно встречаются костяника, кочедыжник женский, вейник тростниковидный, марьянник луговой. Моховой покров из зеленых мхов затягивает большую часть поверхности почвы, мощность - 2-3 см.