Закон о защите прав потребителей независимая экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Закон о защите прав потребителей независимая экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2023 N 88-1616/2023 по делу N 2-219/2022 (УИД 22RS0065-02-2021-005199-34)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец приобрел у ответчика автомобиль. В течение гарантийного срока в автомобиле выявились недостатки, за устранением которых истец был вынужден неоднократно обращаться в сервисный центр. Отказ в добровольном удовлетворении требований о возврате стоимости товара и возмещении убытков нарушает его права как потребителя.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Доводы заявителя об отсутствии оснований для начисления неустойки подлежат отклонению, так как истец выполнил обязательство по предоставлению продавцу товара ненадлежащего качества для проверки, был согласен на проведение независимой экспертизы (абзац 5 пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей). Сам по себе отказ от проведения дефектовки двигателя не свидетельствует о злоупотреблении потребителем своими правами.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец приобрел у ответчика автомобиль. В течение гарантийного срока в автомобиле выявились недостатки, за устранением которых истец был вынужден неоднократно обращаться в сервисный центр. Отказ в добровольном удовлетворении требований о возврате стоимости товара и возмещении убытков нарушает его права как потребителя.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Доводы заявителя об отсутствии оснований для начисления неустойки подлежат отклонению, так как истец выполнил обязательство по предоставлению продавцу товара ненадлежащего качества для проверки, был согласен на проведение независимой экспертизы (абзац 5 пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей). Сам по себе отказ от проведения дефектовки двигателя не свидетельствует о злоупотреблении потребителем своими правами.
Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2024 по делу N 33-24202/2024 (УИД 77RS0019-02-2023-004935-78)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании денежных средств; 2) О расторжении договора.
Требования исполнителя: 3) О взыскании задолженности; 4) О взыскании процентов.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами был заключен договор возмездного оказания услуг. Ответчик уплатил аванс, оставшуюся сумму после подписания акта выполненных работ не внес.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано; 4) Отказано.Разрешая спор, суд руководствовался ст. ст. 309, 310, 421, 450, 779, 781, 782 ГК РФ, ст. ст. 29, 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", оценил представленные доказательства и пришел к выводу о удовлетворении исковых требований ООО "Бюро независимых судебно-медицинских экспертиз", поскольку исполнителем по договору обязательства были выполнены, ответчиком получено заключение, которое было необходимо ему в качестве доказательства для обращения в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, однако его требования удовлетворены не были и суд указанное заключение не принял в качестве доказательства.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании денежных средств; 2) О расторжении договора.
Требования исполнителя: 3) О взыскании задолженности; 4) О взыскании процентов.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами был заключен договор возмездного оказания услуг. Ответчик уплатил аванс, оставшуюся сумму после подписания акта выполненных работ не внес.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано; 4) Отказано.Разрешая спор, суд руководствовался ст. ст. 309, 310, 421, 450, 779, 781, 782 ГК РФ, ст. ст. 29, 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", оценил представленные доказательства и пришел к выводу о удовлетворении исковых требований ООО "Бюро независимых судебно-медицинских экспертиз", поскольку исполнителем по договору обязательства были выполнены, ответчиком получено заключение, которое было необходимо ему в качестве доказательства для обращения в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, однако его требования удовлетворены не были и суд указанное заключение не принял в качестве доказательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Структура системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Доктрина продовольственной безопасности определяет продовольственную безопасность как продовольственную независимость, являющуюся показателем социально-экономического развития страны. Данный документ в п. 2 вводит в научный и практический оборот понятие продовольственной независимости Российской Федерации - это самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Из этого следует сделать вывод о том, что реализация обозначенной стратегически важной задачи достигается путем организации работы системы административно-правового обеспечения рассматриваемого вида безопасности, функционирование которого невозможно без юридически оформленной работоспособной внутренней структуры заинтересованных органов и служб. Василий Михайлович Манохин справедливо отмечал, что "большой объем государственных, особенно административно-правовых полномочий по руководству делами общества неизбежно влечет увеличение численности и многообразие объектов воздействия со стороны государственных структур, в т.ч. по части обеспечения их безопасности" <19>. В рассматриваемом аспекте уместно говорить о четырехуровневой структуре системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России. Поскольку в нашей стране отсутствует централизованная система государственных органов, осуществляющих деятельность исключительно в области продовольственной безопасности, то в качестве первого уровня анализируемой структуры следует рассматривать профильные управления и отделы центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, иных федеральных органов власти, привлекаемые к решению обеспечения населения качественным продовольствием. На втором уровне задействованы территориальные подразделения указанных и иных органов исполнительной власти, функционирующие в субъектах Федерации. Третий уровень анализируемой структуры представлен профильными подразделениями, создаваемыми органами местного самоуправления. Четвертый уровень - объектовый, на нем сосредоточены все внутриструктурные звенья, созданные производителями, перевозчиками, ответственными за хранение и реализацию продуктов питания организациями, а также экспертные организации, специализированные лаборатории. В число звеньев этого уровня можно включить и общественные объединения потребителей, которые в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" <20> имеют право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Доктрина продовольственной безопасности определяет продовольственную безопасность как продовольственную независимость, являющуюся показателем социально-экономического развития страны. Данный документ в п. 2 вводит в научный и практический оборот понятие продовольственной независимости Российской Федерации - это самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Из этого следует сделать вывод о том, что реализация обозначенной стратегически важной задачи достигается путем организации работы системы административно-правового обеспечения рассматриваемого вида безопасности, функционирование которого невозможно без юридически оформленной работоспособной внутренней структуры заинтересованных органов и служб. Василий Михайлович Манохин справедливо отмечал, что "большой объем государственных, особенно административно-правовых полномочий по руководству делами общества неизбежно влечет увеличение численности и многообразие объектов воздействия со стороны государственных структур, в т.ч. по части обеспечения их безопасности" <19>. В рассматриваемом аспекте уместно говорить о четырехуровневой структуре системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России. Поскольку в нашей стране отсутствует централизованная система государственных органов, осуществляющих деятельность исключительно в области продовольственной безопасности, то в качестве первого уровня анализируемой структуры следует рассматривать профильные управления и отделы центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, иных федеральных органов власти, привлекаемые к решению обеспечения населения качественным продовольствием. На втором уровне задействованы территориальные подразделения указанных и иных органов исполнительной власти, функционирующие в субъектах Федерации. Третий уровень анализируемой структуры представлен профильными подразделениями, создаваемыми органами местного самоуправления. Четвертый уровень - объектовый, на нем сосредоточены все внутриструктурные звенья, созданные производителями, перевозчиками, ответственными за хранение и реализацию продуктов питания организациями, а также экспертные организации, специализированные лаборатории. В число звеньев этого уровня можно включить и общественные объединения потребителей, которые в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" <20> имеют право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 08.08.2024)
"О защите прав потребителей"проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
(ред. от 08.08.2024)
"О защите прав потребителей"проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)1) участвовать в разработке обязательных требований к продукции виноградарства и продукции виноделия, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей данной продукции;
(ред. от 19.10.2023)
"О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)1) участвовать в разработке обязательных требований к продукции виноградарства и продукции виноделия, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей данной продукции;