Обзор законопроектов
20 декабря 2024 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Парламентарии выступили с инициативой о законодательном закреплении вопроса увековечения памяти жертв геноцида советского народа.
В первом чтении принят законопроект, устанавливающий понятие "геноцид советского народа", формы увековечения памяти жертв геноцида советского народа, порядок захоронения (перезахоронения) жертв геноцида советского народа, а также обеспечения сохранности указанных захоронений или непогребенных останков.
Документом предусматривается специальная процедура согласования и проведения поисковых работ в отношении останков мирных граждан. Также определяется, что в целях обеспечения сохранности непогребенных останков погибших жертв геноцида при их обнаружении может вводиться ограничение в виде запрета на проведение строительных, земляных, дорожных и других работ с целью исключения их повреждения или несанкционированного перемещения.
Планируется разграничить полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти жертв геноцида советского народа.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Штрафы за несоблюдение ограничений или нарушение запретов в сфере торговли сигаретами, вейпами, кальянами предлагают существенно увеличить.
Согласно законопроекту уровень ответственности за несоблюдение ограничений или запретов в сфере розничной торговли никотинсодержащей и табачной продукции возрастет. Так, для граждан штраф повысят до 20 тыс. руб., для должностных лиц - до 50 тыс. руб., а для организаций - до 120 тыс. руб. Вводится повышенная административная ответственность за повторное совершение данного правонарушения.
За оптовую или розничную продажу насвая, пищевой никотинсодержащей продукции или никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, табака сосательного (снюса) предусматривается десятикратное увеличение штрафов, максимальные размеры которых составят для граждан 200 тыс. руб., для должностных лиц - 500 тыс. руб. и для юрлиц - 1,5 млн. руб.
За продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или сырья для их производства максимальный размер штрафа для граждан составит 300 тыс. руб., для должностных лиц - 700 тыс. руб., для организаций - 2 млн. руб.
Правительство РФ продолжает эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в т.ч. лицензирования.
В рамках проводимого эксперимента инициаторы законопроекта предлагают, в частности:
- сократить срок предоставления отдельных госуслуг в сфере лицензирования и разрешительной деятельности;
- сократить количество документов, представляемых заявителем самостоятельно, за счет расширения перечня документов, которые запрашиваются в уполномоченных органах в порядке межведомственного взаимодействия;
- обеспечить возможность подачи заявления о предоставлении востребованных бизнесом госуслуг в электронной форме посредством единого портала госуслуг;
- реализовать реестровую модель и отказаться от выдачи результатов предоставления госуслуг на бумажном носителе или в форме электронного документа;
- использовать возможности ФГИС "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" при проверке полномочий физлица при представлении интересов ИП или юрлица, а также возможности мобильного приложения "Госключ" в целях подписания заявлений о предоставлении госуслуг в сфере разрешительной деятельности усиленной неквалифицированной электронной подписью.
В первом чтении принят пакет законопроектов об электронном производстве и документообороте по делам об административных правонарушениях.
Проектом N 758177-8 устанавливается правовая основа для возможности дистанционного участия в делопроизводстве путем использования систем видео-конференц-связи, а также для подачи любых процессуальных документов в электронном виде, в т.ч. через портал госуслуг.
Проектом 758179-8 предлагаются корреспондирующие изменения, согласно которым Правительство РФ, государственные органы, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и Банк России в пределах своих полномочий будут определять порядок подачи и направления процессуальных документов в электронном виде, в т.ч. в форме электронного документа.
Требования к техническим и программным средствам, а также порядок отправки документов через Интернет определят Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и Правительство РФ в пределах своих полномочий.
Внедрение электронного производства и документооборота по делам об административных правонарушениях, как указывают авторы проектов, соответствует современным тенденциям развития процессуального законодательства РФ и будет способствовать повышению оперативности производства по таким делам, обеспечению гарантий доступности правосудия, а также сокращению процессуальных издержек.
Законопроект о введении административной ответственности за несоблюдение ограничения на продажу несовершеннолетним потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, прошел стадию первого чтения.
За несоблюдение запрета продажи газосодержащих товаров бытового назначения несовершеннолетним предусматриваются штрафные санкции по аналогии со штрафами за продажу табачной продукции детям и подросткам. Так, максимальный штраф для граждан составит 60 тыс. руб., для должностных лиц - 300 тыс. руб., а для юрлиц - 600 тыс. руб.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Группа депутатов и сенаторов предложила регламентировать порядок удостоверения доверенностей и завещаний граждан, пребывающих в добровольческих формированиях.
Так, командиру воинской части будет предоставлено право удостоверять доверенности и завещания граждан, пребывающих в добровольческих формированиях и участвующих в специальной военной операции на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, и тем самым придать им силу нотариально удостоверенных документов.
ЖИЛИЩЕ
Законодатели выступили с инициативой о введении института исполнительной надписи нотариуса для взыскания задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате закрепляется механизм совершения исполнительной надписи о взыскании задолженности по договорам, на основании которых собственниками или пользователями помещений в многоквартирных или жилых домах вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в случае неисполнения ими обязательств по оплате в установленные сроки и при наличии в таких договорах условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса.
Для установления сведений о должнике нотариусу предоставляется возможность запрашивать данные о нем из ЕГРН или Единого федерального информационного регистра, после чего должник уведомляется о поступившем требовании взыскателя.
Устанавливается процедура совершения исполнительной надписи, а также порядок обжалования указанной в ней задолженности.
По мнению разработчиков, принятие законопроекта приведет к значимому экономическому эффекту по повышению платежной дисциплины в сфере ЖКХ, сокращению общего объема задолженности и снижению нагрузки на судебную систему.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения качественного предоставления коммунальных услуг, а также проведения комплексной государственной модернизации коммунальных сетей (оборудования).
Закрепляется обязанность ресурсосберегающей организации включать в производственные и инвестиционные программы мероприятия по текущему и капитальному ремонтам централизованной системы горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения для профилактики аварийных ситуаций.
Уточняется понятийный аппарат в сфере водоснабжения и водоотведения. Вводятся определения таких понятий, как "текущий и капитальный ремонты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем", "государственный учет систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем".
Определяются основные механизмы сбора и накопления нужной информации о коммунальных сетях и оборудовании.
ФИНАНСЫ
Порядок налогообложения добычи драгоценных металлов планируют уточнить.
В частности, стоимость концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов, предлагается рассчитывать как сумму произведений количества каждого драгоценного металла, содержащегося в концентрате или полупродукте, и его средней цены на мировом рынке за соответствующий налоговый период.
Кроме того, планируется установить налоговую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 6 процентов в отношении всех концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Законопроект направлен на совершенствование механизма создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Отдельные функции по созданию и содержанию контейнерных площадок будут переданы региональному оператору. Таким образом, у регионов появится выбор: осуществлять создание и содержание площадок силами органов местного самоуправления; предоставлять муниципалитетам субсидии из бюджетов субъектов РФ; включать соответствующие обязанности в функционал регионального оператора.
Потребности в площадках будут отражаться в реестрах и региональных программах.
Проектом определяется состав сведений, включаемых в реестр мест накопления ТКО. Правительство РФ наделяется полномочиями по включению в него иных необходимых сведений.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Законодатели предлагают сформировать единый реестр организаций и продукции для биологической безопасности.
Как отмечают авторы проекта, анализ правоприменительной практики указывает на целесообразность объединения двух предусмотренных законодательством реестров:
- реестра продукции (товаров), необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи населению;
- реестра предприятий, имеющих резерв мощностей для производства указанной продукции (товаров).
Кроме того, существует необходимость замены используемого в наименовании реестра термина "предприятия" на "юридические лица и индивидуальные предприниматели".
Реестр продукции (товаров), необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи населению, и юрлиц и ИП, имеющих резерв мощностей для производства указанной продукции (товаров), будет носить информационный характер и формироваться на основании информации, имеющейся в распоряжении федеральных органов государственной власти, в порядке, установленном Правительством РФ.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ