Новое в законодательстве Республики Коми
4 апреля 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсКоми", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
- АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
- КОРОНАВИРУС
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ЖИЛИЩЕ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
- ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
- ОБОРОНА
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Часть изменений связана с уточнением, что субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Уточнено, что рабочая группа по оценке бизнес-планов проектов, предусматривающих внедрение (модернизацию) технологического процесса или комплексную механизацию производственного процесса, направляет в структурные подразделения Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, ответственные за рассмотрение и оценку бизнес-планов проектов, предусматривающих внедрение (модернизацию) технологического процесса или комплексную механизацию производственного процесса, бизнес-планы проектов для проведения их оценки в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации заявки; рабочая группа по итогам получения отраслевых заключений в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации заявки, готовит проект приказа Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми об установлении перечня объектов субсидирования для его дальнейшего утверждения и направляет отраслевые заключения оценки бизнес-планов проектов и указанный приказ Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми рабочей группе по рассмотрению заявок и экспертизе документов при Комиссии по вопросам государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Коми, созданной при Министерстве сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, для последующего проведения отбора заявок.
КОРОНАВИРУС
Скорректированы сведения о применении способов оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях; перечень фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов с указанием численности обслуживаемого населения, нормативного годового размера финансового обеспечения в разрезе медицинских организаций на 2025 год; сведения о медицинских организациях и их подразделениях, расположенных в сельской местности, отдаленных территориях, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тысяч человек, и расходах на их содержание и оплату труда персонала; значения коэффициентов дифференциации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (для МО, оказывающих медицинскую помощь не на территории Республики Коми, значения коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 462); значения дифференцированных подушевых нормативов финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, рассчитанных на основе базового подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц и коэффициентов дифференциации; перечень групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп заболеваний с указанием коэффициентов относительной затратоемкости КСГ, доли заработной платы и прочих расходов в структуре стоимости КСГ, с учетом правил применения коэффициентов специфики и коэффициента уровня в условиях круглосуточного стационара.
Определено, что размер базового подушевого норматива финансирования медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Коми, на прикрепившихся лиц с 01.02.2025 при оплате медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, составляет 126,18 руб. (на 1 месяц).
Дополнено, что с 01.03.2025 средний подушевой норматив финансирования на 1 застрахованное лицо для установления размера штрафов, применяемых к медицинским организациям, медицинской помощи в стационарных условиях составляет 16 767,63 руб., медицинской помощи в условиях дневного стационара - 3 777,42 руб., амбулаторно-поликлинической помощи - 14 526,15 руб., скорой помощи - 2 223,53 руб.; с 01.02.2025 средний размер финансового обеспечения медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо в стационарных условиях составляет 15 347,47 руб., в условиях дневного стационара 3 674,18 руб., амбулаторно-поликлинической помощи 14 335,27 руб., скорой помощи 2 164,60 руб., по всем видам и условиям оказания медицинской помощи (в медицинских организациях, имеющих в своем составе подразделения, оказывающие медицинскую помощь в условиях круглосуточного и дневного стационаров, в амбулаторных условиях) 33 356,92 руб.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Положение о помощниках депутата Государственного Совета Республики Коми, утвержденное Постановлением Госсовета РК от 27.10.2005 N III-7/58, дополнено нормами, предусматривающими, что помощником депутата может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющий непогашенной или неснятой судимости, не имеющий статуса иностранного агента; обязанность по обеспечению соответствия кандидатуры помощника депутата данным требованиям возлагается на депутата.
Уточнено, что при изменении состава депутатского объединения, его руководящего органа руководитель (заместитель руководителя) депутатского объединения обязан в течение 5 рабочих дней (ранее - календарных дней) направить данную информацию в Постоянную комиссию Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике; по инициативе депутатских объединений в служебных помещениях малых залов в здании, являющемся официальным местом нахождения Государственного Совета Республики Коми, могут проводиться собрания или другие расширенные мероприятия соответствующей фракции или депутатской группы, связанные с законодательной деятельностью Государственного Совета Республики Коми; письменная заявка на проведение расширенного мероприятия направляется руководителем (при его отсутствии заместителем руководителя) депутатского объединения на имя Председателя Государственного Совета Республики Коми не позднее 10 рабочих дней до предполагаемого дня его проведения с указанием темы расширенного мероприятия, даты, времени его начала и продолжительности, общего количества участников, а также фамилии, имени, отчества (при наличии), должности приглашаемых лиц; решение о проведении расширенного мероприятия принимается Председателем Государственного Совета Республики Коми, решение о проведении межфракционного расширенного мероприятия - Президиумом Государственного Совета Республики Коми; в случае невозможности обеспечения заявки в указанные дату, время или место инициатору расширенного мероприятия сообщается об этом не позднее 5 рабочих дней до предполагаемого дня проведения расширенного мероприятия.
В Положении о порядке увековечения в Республике Коми памяти выдающихся деятелей, заслуженных лиц, исторических событий и памятных дат в форме установки памятников, мемориальных досок, иных мемориальных сооружений на фасадах зданий, строений, сооружений, на земельных участках и (или) объектах, находящихся в собственности Республики Коми, уточнено, что инициаторы предложения об увековечении представляют в Министерство культуры и архивного дела Республики Коми непосредственно или направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения документы в срок до 1 мая текущего года.
Дополнено, что в числе прочих документов необходимо представить письменную информацию Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия о том, что место установки памятника, мемориальной доски, иного мемориального сооружения не является объектом культурного наследия или не находится в границах территории объекта культурного наследия.
Исключено положение, предусматривающее необходимость представления письменного предложения о финансировании (софинансировании) работ по проектированию, изготовлению, установке, последующему содержанию, ремонту и реставрации памятника, мемориальной доски, иного мемориального сооружения в случае, если инициатор принимает на себя обязательства по финансированию (софинансированию) указанных работ.
Часть изменений связана с преобразованием муниципальных образований городского округа "Воркута" в муниципальный округ "Воркута", муниципального района "Княжпогостский" в муниципальный округ "Княжпогостский".
Скорректированы места проведения публичных мероприятий в муниципальном образовании муниципального округа "Ухта": площадка на Яблоневой аллее у дома N 3Б по Пионергорскому проезду (г. Ухта); площадка перед клубом (г. Ухта, ул. Авиационная, д. 5); площадка перед Домом культуры (пгт. Ярега, ул. Советская, д. 31); площадка перед клубом (г. Ухта, ул. Кольцевая, д. 19).
Часть изменений связана с переименованием Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми в Министерство цифрового развития и связи Республики Коми.
Уточнено, что муниципальные образования направляют конкурсные заявки Председателю комиссии по организации и проведению регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" до 25 мая текущего года; отраслевые подкомиссии комиссии до 25 июня текущего года вносят предложения в комиссию по определению победителей регионального этапа конкурса; комиссия по организации и проведению регионального этапа Всероссийского конкурса до 10 июля текущего года определяет победителей регионального этапа конкурса; конкурсные заявки муниципальных образований, признанных победителями регионального этапа конкурса, направляются председателем комиссии в федеральную конкурсную комиссию до 20 июля текущего года.
Дополнено, что при решении вопроса выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта, в сходе граждан могут принять участие граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, достигшие на день проведения схода граждан 18 лет и имеющие в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта; в случае, если в сельском населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного сельского населенного пункта, сход граждан проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан, при этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают.
Уточнено, что к обращению о назначении схода граждан прилагается согласие на обработку персональных данных каждого гражданина, поддерживающего инициативу проведения схода граждан, по установленной форме; обращение направляется руководителю администрации поселка, в состав которого входит сельский населенный пункт, не менее чем за 15 рабочих дней до планируемой даты проведения схода граждан.
Регламентировано, что перед началом схода граждан проводится регистрация его участников путем формирования списка граждан, принимающих участие в сходе граждан, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства, личная подпись каждого гражданина, принимающего участие в сходе граждан; к протоколу схода граждан необходимым приложением является список граждан, принимающих участие в сходе граждан.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
С 10 апреля 2025 года вносятся изменения в части замены "Регионального объединения работодателей Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми" "Региональным объединением работодателей "Коми союз промышленников и предпринимателей", "Республиканского Княжпогостского дома-интерната для престарелых и инвалидов" "Республиканским Княжпогостским интернатом".
Из перечня государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, будут исключены государственные учреждения Республики Коми - центры занятости населения городов и районов.
Дополнено, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в числе прочего в области энергетики реализует полномочия, предусмотренные пунктом 27-16 части 2 статьи 21 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти Республики Коми и о лицах, замещающих государственные должности Республики Коми в системе исполнительной власти Республики Коми", за исключением полномочий по принятию решения о передаче объектов электросетевого хозяйства, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальных образований в Республике Коми, в безвозмездное владение и пользование и заключению договоров о передаче объектов электросетевого хозяйства, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальных образований в Республике Коми, в безвозмездное владение и пользование.
Уточнено, что обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, могут быть направлены в Министерство финансов Республики Коми в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", иной информационной системы либо официального сайта Министерства финансов Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"); обращения, поступившие в Министерство финансов Республики Коми в форме электронного документа посредством использования электронной почты, регистрации и рассмотрению не подлежат.
В Постановлении "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений граждан, поступивших в администрацию МО ГО "Сыктывкар" уточнено, что регистрации и учету в системе электронного документооборота администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" подлежат все поступившие обращения граждан, за исключением обращений граждан, поступивших в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, которые подлежат рассмотрению в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 12.02.2019 N 73-р "Об организации работ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на территории МО ГО "Сыктывкар".
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Дополнено, что к полномочиям администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в числе прочего относится внесение вкладов в имущество хозяйственных обществ.
ЖИЛИЩЕ
Признано утратившим силу Постановление администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 25.07.2023 N 7/2545 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием документов для включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на территории МО ГО "Сыктывкар".
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
В перечень пунктов временного размещения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, а также на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введены максимальный и средний уровни реагирования, вынужденно покинувших жилые помещения, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, эвакуированных из Государства Палестина в Российскую Федерацию, включена гостиница "ПРОМИН", Республика Коми, г. Ухта, ул. Строительная, д. 13 (общество с ограниченной ответственностью "ПРОМИН").
В Постановлении Правительства РК от 20.12.2010 N 449 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в связи с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" уточнено, что лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, и лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в 2025 году республиканская денежная выплата предоставляется в размере 20000 рублей, с 2026 года - в размере 7000 рублей; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", республиканская денежная выплата в 2025 году предоставляется в размере 20000 рублей, с 2026 года - в размере 3000 рублей; инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", республиканская денежная выплата в 2025 году предоставляется в размере 50000 рублей.
Постановление Правительства РК от 31.12.2004 N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" дополнено положением, предусматривающим, что в 2025 году размер республиканской денежной выплаты в связи с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов для лиц, имеющих право на ее получение в соответствии со статьей 10.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", составляет 5000 рублей.
Уточнена оценка текущего состояния сферы социальной защиты населения, в частности, установлено, что в 2024 году численность граждан, являющихся заявителями в системе социальной защиты населения, составила 238,0 тыс. человек; в государственных учреждениях сферы социальной защиты населения в Республике Коми на 1 января 2025 года зарегистрировано 20,4 тыс. малоимущих граждан для получения государственной социальной помощи; за 2024 год социальные услуги предоставлены 40,2 тыс. граждан, в том числе социальное обслуживание на дому получили 9,0 тыс. человек; по состоянию на 1 января 2025 года в 18 государственных стационарных организациях проживало 3 311 граждан пожилого возраста и инвалидов.
Дополнено, что определенные Программой цели соответствуют национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и направлены на достижение ее показателей "Повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году, в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей", "Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни", "Увеличение к 2030 году численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги долговременного ухода, не менее чем до 500 тыс. человек из числа наиболее нуждающихся в таких услугах", "Снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году".
Скорректированы Правила предоставления на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета Республики Коми социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Республики Коми в области культуры и искусства; Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат за счет средств республиканского бюджета Республики Коми некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями, оказывающим социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.
Государственная программа дополнена перечнем объектов капитального строительства (решения об осуществлении капитальных вложений) в рамках реализации государственной программы, включающим строительство отделения социальной реабилитации несовершеннолетних на 15 койко-мест в с. Усть-Кулом (ввод в эксплуатацию - 2024 год); строительство нового корпуса Летского интерната на 200 койко-мест в с. Черемуховка Прилузского района Республики Коми (ввод в эксплуатацию - 2029 год).
В Постановлении "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление мер социальной поддержки на услуги бань на территории МО ГО "Сыктывкар" уточнено наименование документа, который представляется по собственной инициативе малоимущими гражданами, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, проживающими в домах с частичным благоустройством и (или) печным отоплением на территории МО ГО "Сыктывкар", - справка о предоставлении государственной социальной помощи (справка о признании семьи или одиноко проживающего гражданина (заявителя) малоимущей(им)).
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Скорректирована оценка текущего состояния в сфере управления государственными финансами и государственным долгом, в частности, дополнено, что удельный вес налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме поступлений налоговых доходов, собираемых с территории Республики Коми, составил 61 процент; на снижение темпа поступления доходов в федеральный бюджет оказала влияние реорганизация Лукойл Коми в форме присоединения к организации, состоящей на учете в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации; в 2023 и 2024 годах объем государственного долга Республики Коми сохранил тенденцию к снижению и составил на конец 2024 года 25,3 млрд рублей.
Уточнено, что с учетом необходимого финансирования планового объема дефицита республиканского бюджета Республики Коми в 2025 году рост государственного долга Республики Коми в абсолютном выражении составит 14,2 млрд рублей, в 2026 и 2027 годах - 13,3 и 13,5 млрд рублей соответственно, а отношение объема государственного долга Республики Коми к утвержденному общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений составит 42 процента в 2025 году, 56 процентов в 2026 году и 70 процентов в 2027 году.
Скорректирована оценка текущего состояния в сфере экономики и промышленности, в частности, уточнено, что по итогам 2022 года валовой региональный продукт Республики Коми составил 975,7 млрд рублей, снизившись по сравнению с уровнем 2021 года на 0,1 процента (в постоянных ценах); в Республике Коми создано 0,7 процента совокупного валового регионального продукта России; определяющее влияние на его снижение в 2022 году оказало уменьшение объемов по видам деятельности "Строительство", "Обрабатывающие производства", "Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов"; среднедушевое производство валового регионального продукта республики превысило среднероссийский уровень и составило 1 335,8 тыс. рублей.
В Правилах предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожной инфраструктуры местного значения, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, уточнено, что эффективность использования субсидий определяется на основании следующего результата использования субсидий: введены в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта объекты дорожной инфраструктуры местного значения, ведущие к объектам туристской инфраструктуры; введены в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта объекты дорожной инфраструктуры местного значения, ведущие к объектам деревообрабатывающей промышленности.
Государственная программа дополнена Перечнем объектов капитального строительства (решения об осуществлении капитальных вложений) в рамках реализации государственной программы, в который вошли реконструкция проезда от ул. Дачная до ул. Олега Кошевого и участка ул. Дачная от дома N 7 до дома N 8; реконструкция путепровода через железнодорожные пути на автомобильной дороге "Подъезд к п. Верхний Чов" км 0 + 385.
В Постановлении "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО ГО "Сыктывкар" уточнено, что для оказания единовременной материальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств резервного фонда администрации МО ГО "Сыктывкар" малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, признанные таковыми на территории МО ГО "Сыктывкар", среднедушевой доход которых не превышает 50 процентов размера прожиточного минимума семьи (гражданина), вправе обратиться за единовременной материальной поддержкой в течение периода действия решения органа социальной защиты населения о наличии права на получение государственной социальной помощи в виде денежных выплат малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам).
Определены нормативные правовые акты, устанавливающие льготы, освобождения или иные преференции по налогам; наименования налоговых льгот, освобождений или иных преференций в разрезе отдельных видов налогов; даты начала действия льгот, освобождений или иных преференций по налогам; даты прекращения действия льгот, освобождений или иных преференций по налогам; целевые категории налоговых льгот; наименования муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар", их реквизиты/направления социально-экономической политики МО ГО "Сыктывкар", не относящиеся к муниципальным программам МО ГО "Сыктывкар", целям которых соответствуют налоговые расходы; наименования кураторов налоговых расходов.
В частности, в перечень налоговых льгот, освобождений или иных преференций в разрезе отдельных видов налогов включены освобождение от уплаты земельного налога почетных граждан города Сыктывкара, инвалидов 1, 2 группы, ветеранов Великой Отечественной войны, граждан, достигших возраста 70 и более лет, - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для обслуживания индивидуального жилого дома, находящегося в собственности данного гражданина, а также земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства, садоводства и обслуживания индивидуальных гаражей, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности; освобождение от уплаты земельного налога граждан, осуществляющих восстановление индивидуального жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций, - в отношении занимаемого данным объектом земельного участка в пределах утвержденного проектной документацией нормативного срока строительства и реконструкции; освобождение от уплаты земельного налога граждан, призванных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, или проходящих (проходивших) военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации) и членов их семей - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для обслуживания индивидуального жилого дома, находящегося в собственности данных граждан, а также земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства, садоводства и обслуживания индивидуальных гаражей, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, и пр.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формы документов, необходимых для получения субсидий, дополнены формой расшифровки укрупненных статей затрат из Формы N 1-КФХ в отношении крестьянских фермерских хозяйств, занимающихся совмещенным видом деятельности (животноводство и растениеводство).
На условиях софинансирования из федерального бюджета определены ставка субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, направленных на поддержку собственного производства молока, на 1 килограмм - 11,7452035562126 рублей; ставка субсидии на 1 тонну произведенных в году, предшествующем году получения субсидий, овощей защищенного грунта собственного производства - 1 011,549331 рублей.
Уточнено, что объектом муниципального контроля в сфере благоустройства являются расположенные в границах МО ГО "Сыктывкар" элементы и объекты благоустройства: здания, строения, сооружения и их элементы, ограждения, малые архитектурные формы, придомовые территории, в том числе территории, земельные участки, площади (за исключением площадей, используемых в качестве проезжих частей), парки, скверы, зеленые зоны, детские и спортивные площадки, площадки для отдыха и досуга, площадки (зоны) для выгула и дрессировки собак, парковки, элементы освещения и улично-дорожной сети (дороги, тротуары), информационные указатели, элементы озеленения; муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты; для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении указанного муниципального контроля объекты контроля относят к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): средний риск, умеренный риск, низкий риск; отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется решением органа муниципального контроля; при отсутствии решения органа муниципального контроля об отнесении объектов контроля к категориям риска такие объекты считаются отнесенными к низкой категории риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, размещается органом контроля на официальном сайте органа муниципального контроля в сети "Интернет" (сыктывкар.рф); проведение органом муниципального контроля плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет; в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого и умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся; для объектов контроля, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации.
Установлены критерии отнесения объектов контроля к определенной категории риска при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства: к категории среднего риска относятся здания, являющиеся многоквартирными домами; к категории умеренного риска - придомовые территории многоквартирных домов; к категории низкого риска - объекты контроля, не отнесенные к категории среднего и умеренного риска.
Дополнено, что обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, и не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения; в рамках обязательного профилактического визита должностное лицо органа контроля при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу; срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десять рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний; по окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита; в случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения инспектором составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита; в случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо органа муниципального контроля вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица; профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Определено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии с ежегодными планами проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
С 1 сентября 2025 г. исключается положение, предусматривающее, что по результатам проведения выездного обследования составляется акт выездного обследования, при этом дополняется, что в случае выявления нарушений обязательных требований по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами составляется акт по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия по установленной форме.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
С 12 апреля 2025 года признается утратившим силу Приказ Минприроды РК от 03.08.2022 N 1124 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору)".
Уточнено, что для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении муниципального земельного контроля на территории МО ГО "Сыктывкар" объекты контроля относят к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): средний риск, умеренный риск, низкий риск; для объектов контроля, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации.
Дополнено, что обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля с учетом периодичности проведения, определенной Правительством Российской Федерации; обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения; срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний; предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита, в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением; разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер; предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не выдаются; в случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу органа муниципального контроля для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме того, скорректированы порядок организации муниципального контроля, контрольные (надзорные) мероприятия.
С 1 сентября 2025 года дополняется, что в случае выявления нарушений обязательных требований по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия по установленной форме.
В Карте градостроительного зонирования территории МО ГО "Сыктывкар" для территории, включающей земельные участки с кадастровыми номерами 11:05:0107021:267 и 11:05:0107021:991 по ул. Пермской г. Сыктывкара городского округа Сыктывкар Республики Коми, для территории, включающей земельный участок с кадастровым номером 11:05:0105017:2507 по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, 165/6, изменены границы части территориальной зоны ИТ-2.5 (зона улично-дорожной сети) путем ее перевода в территориальную зону ИТ-2.1 (зона объектов автомобильного транспорта) с сохранением исходной в измененных границах; для территории, включающей земельные участки с кадастровыми номерами 11:05:0105021:6887, 11:05:0105021:112 и 11:05:0105021:193 по ул. Ярославской г. Сыктывкара городского округа Сыктывкар Республики Коми, изменены границы части территориальной зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) путем ее перевода в территориальную зону Ж-2 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами) с сохранением исходной в измененных границах; для территории, расположенной в кадастровом квартале 11:05:0106018 по ул. Ленина г. Сыктывкара городского округа Сыктывкар Республики Коми, изменены границы части территориальной зоны О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения (Многофункциональная общественно-деловая зона) путем ее перевода в территориальную зону ОЖ (зона общественно-жилого назначения) с сохранением исходной в измененных границах.
В зонах с особыми условиями использования территории в санитарно-защитную зону Н-1 включен деревообрабатывающий участок "Човью" ООО "Лузалес", расположенный по ул. 4-я Промышленная г. Сыктывкара городского округа Сыктывкар Республики Коми на земельных участках с кадастровыми номерами 11:05:0101004:297, 11:05:0101004:172, 11:05:0101004:294, 11:05:0101004:176, 11:05:0101004:166, 11:05:0101004:303.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Государственная программа дополнена Порядком предоставления в 2025 году субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на компенсацию части затрат, связанных с реализацией проектов по созданию инфраструктуры связи в населенных пунктах Республики Коми для устранения цифрового неравенства.
Установлено, что субсидия предоставляется в размере 50% от общей стоимости проекта; максимальный размер субсидии определен решением Правительства Республики Коми о выделении средств из резервного фонда Правительства Республики Коми; отбор проектов осуществляется Комиссией по реализации проектов по созданию инфраструктуры связи в населенных пунктах Республики Коми для устранения цифрового неравенства Министерства цифрового развития и связи Республики Коми, которая определяет целесообразность создания инфраструктуры связи на территории конкретных населенных пунктов с учетом предложенной проектами технологической реализации.
Определено, что субсидия предоставляется получателю на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством цифрового развития и связи Республики Коми и получателем; результатом предоставления субсидии является введенная в эксплуатацию инфраструктура связи для устранения цифрового неравенства в населенных пунктах Республики Коми; в случае установления факта недостижения получателем результата предоставления субсидии в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии, объем субсидии, подлежащий возврату в республиканский бюджет Республики Коми, рассчитывается Министерством цифрового развития и связи Республики Коми в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии; в случае установления фактов нарушения условий и (или) порядка предоставления субсидии субсидия подлежит возврату.
В Постановлении "Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации МО ГО "Сыктывкар" и ее отраслевых (функциональных) органов" уточнено, что определен порядок организации доступа к информации о деятельности администрации МО ГО "Сыктывкар", ее отраслевых (функциональных), территориальных органов и подведомственных организаций; Перечень информации о деятельности администрации МО ГО "Сыктывкар" и подведомственных организаций, порядок и сроки (периодичность) размещения данной информации, публикуемой на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар", утверждены Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 15.04.2016 N 4/994 "Об утверждении Положения об официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар".
Определено, что доступ к информации о деятельности администрации МО ГО "Сыктывкар" и подведомственных организаций обеспечивается следующими способами: обнародование (опубликование) информации в средствах массовой информации; размещение администрацией МО ГО "Сыктывкар" и подведомственными организациями в сети "Интернет" информации, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; размещение информации в помещениях администрации МО ГО "Сыктывкар", подведомственных организациях и в иных отведенных для этих целей местах; ознакомление пользователей с информацией в помещениях администрации МО ГО "Сыктывкар", а также через библиотечные и архивные фонды; предоставление информации пользователям информацией по их запросу; присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов администрации МО ГО "Сыктывкар"; другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами МО ГО "Сыктывкар".
Дополнено, что общедоступная информация о деятельности администрации МО ГО "Сыктывкар" и подведомственных организаций предоставляется неограниченному кругу лиц посредством ее размещения на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар" в форме открытых данных в соответствии с Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29.11.2016 N 11/4090 "Об утверждении реестра наборов открытых данных администрации МО ГО "Сыктывкар".
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Дополнено, что к 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений организаций культуры на 35 процентов к 2030 году по отношению к 2023 году; с 1 января 2025 года запущена программа "Земский работник культуры" (специалист, который переедет на работу в село или в малый город, сможет получить единовременную выплату - один миллион рублей).
Уточнены основные цели, приоритетные направления государственной культурной политики Республики Коми.
Скорректированы Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности в сфере культуры, Правила предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных образований на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений сферы культуры, Правила предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку отрасли культуры, Правила предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления, связанных с повышением оплаты труда отдельных категорий работников в сфере культуры, Правила предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных образований на создание модельных муниципальных библиотек.
В Положении о предоставлении субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Республики Коми в сфере искусства, на частичное возмещение затрат по оплате коммунальных и эксплуатационных расходов уточнено, что проведение отбора осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"; доступ к системе "Электронный бюджет" осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"; субсидия предоставляется некоммерческим организациям по итогам проведения отбора получателей субсидии исходя из соответствия участников отбора категориям (критериям) и очередности поступления заявок на участие в отборе; для участия в отборе некоммерческая организация в сроки, указанные в объявлении о проведении отбора, формирует заявку в электронной форме посредством заполнения соответствующих экранных форм веб-интерфейса системы "Электронный бюджет"; заявка на участие в отборе должна соответствовать требованиям, установленным в объявлении; заявка подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя некоммерческой организации или уполномоченного им лица.
ОБОРОНА
Дополнено, что Комитету Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечить формирование и ведение реестра оборудования, используемого в системе оповещения населения Республики Коми; Комитету Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций совместно с Министерством цифрового развития и связи Республики Коми необходимо определить перечень каналов связи, используемых в системе оповещения населения Республики Коми; Министерству цифрового развития и связи Республики Коми необходимо обеспечить постоянную готовность и информационную безопасность каналов связи, используемых в системе оповещения населения Республики Коми; настройку сетевого оборудования, обеспечивающего подключение оконечных технических средств оповещения (блоков запуска сирен, мощных акустических устройств оповещения, оборудования сопряжения и подобных) к оборудованию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Органам местного самоуправления в Республике Коми в числе прочего рекомендовано обеспечить технические средства оповещения муниципальных систем оповещения населения доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также наличие сетевого оборудования для организации подключения технических средств оповещения к системе оповещения населения Республики Коми; обеспечить выдачу технических условий на подключение (присоединение) локальных систем оповещения населения к муниципальным системам оповещения населения (в случаях, когда такое подключение (присоединение) предусмотрено законодательством Российской Федерации); не позднее 30 дней со дня ввода (вывода) технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения в постоянную эксплуатацию (из постоянной эксплуатации) направлять в Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций сведения о вводе (выводе) технических средств оповещения муниципальной системы оповещения населения в постоянную эксплуатацию (из постоянной эксплуатации); обеспечить доведение сигналов оповещения и экстренной информации, получаемых единой дежурно-диспетчерской службой муниципального образования от оперативного дежурного государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление противопожарной службы и гражданской защиты", до соответствующих органов и служб, а также населения.
Уточнено, что сегментами системы оповещения населения Республики Коми являются муниципальные системы оповещения населения, создаваемые органами местного самоуправления в Республике Коми.
Дополнено, что доведение сигналов оповещения до органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления в Республике Коми и дежурно-диспетчерских служб организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", осуществляется через единую дежурно-диспетчерскую службу соответствующего муниципального образования.