Новое в законодательстве Республики Хакасия
4 апреля 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "РИЦ Консультант-Саяны", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Внесены изменения в Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в профессиональных образовательных организациях Республики Хакасия. Установлено, что указанный Порядок устанавливает правила предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Хакасия, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (ранее - в профессиональных образовательных организациях Республики Хакасия). Также уточнено, что дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Хакасия. Определено, что в случае если образовательной организацией представлен неполный комплект документов, предоставляемый для получения дополнительной меры социальной поддержки, уполномоченный исполнительный орган Республики Хакасия в сфере образования направляет образовательной организации уведомление о необходимости представления полного комплекта документов. В случае непоступления полного комплекта документов по истечении установленного Порядком срока, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки.
План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Республики Хакасия в условиях внешнего санкционного давления и частичной мобилизации изложен в новой редакции. В частности, в перечень мер по снижению регуляторных издержек для отечественных предпринимателей включено введение в действие с 01.01.2025 на территории Республики Хакасия специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"; в перечень мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства включены: финансовая поддержка в виде грантов субъектам молодежного предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 35 лет включительно, и субъектам предпринимательства, созданным участниками специальной военной операции; докапитализация Гарантийного фонда Республики Хакасия с целью поддержки субъектов МСП. В перечень отраслевых мер поддержки включены: мониторинг устойчивости деятельности системообразующих предприятий Республики Хакасия в условиях введенных санкций; оказание комплексных услуг потенциальным и действующим экспортерам Республики Хакасия; реализация мероприятий по развитию туристской инфраструктуры, поддержке и продвижению событийных мероприятий, направленных на развитие туризма в Республике Хакасия; и ряд других.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В перечень мероприятий, организацию которых включает в себя реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, включены следующие мероприятия: проведение мероприятий в соответствии с п. 2 - 7, 9 и 10 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 08.01.2025 N 01-ЗРХ "О регулировании отдельных вопросов в области обращения с животными без владельцев на территории Республики Хакасия"; возврат потерявшихся животных, поступивших в пункты временного содержания, их владельцам. Внесены изменения в нормы об ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий. Уточнено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих государственных полномочий (ранее - в пределах выделенных муниципальным образованиям Республики Хакасия на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств). Также внесены другие изменения.
Данный Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Порядок утверждает: требования к структуре и содержанию административных регламентов; порядок согласования и утверждения административных регламентов; проведение экспертизы проектов административных регламентов. Установлено, что административные регламенты разрабатываются в соответствии с единым стандартом предоставления государственной услуги (при его наличии) после внесения сведений о государственной услуге в государственную информационную систему Республики Хакасия "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Хакасия". Разработка, согласование, проведение экспертизы и утверждение проектов административных регламентов осуществляются органами, предоставляющими государственные услуги, и Государственным комитетом цифрового развития и связи Республики Хакасия, являющимся органом, уполномоченным на проведение экспертизы проектов административных регламентов, с использованием программно-технических средств реестра услуг. Определены этапы, которые включает в себя разработка административных регламентов.
Признано утратившим силу постановление Правительства Республики Хакасия от 05.08.2011 N 501 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия", ранее регулировавшее данные правоотношения.
В перечень должностных лиц Министерства финансов Республики Хакасия, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, включены ведущие советники административно-правового отдела, а также начальник и ведущие советники отдела лицензирования и контроля розничного алкогольного рынка (за рядом исключений).
ЖИЛИЩЕ
Объем средств, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде) в 2025 году, определен в размере не более 865543 тыс. рублей.
Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию проектов комплексного развития территорий. Установлено, что субсидии предоставляются на следующие цели: строительство и (или) реконструкция объектов социальной инфраструктуры (дошкольные учреждения, образовательные учреждения и учреждения здравоохранения) в целях реализации проектов комплексного развития территорий; строительство и (или) реконструкция объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов комплексного развития территорий; строительство и (или) реконструкция объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в целях реализации проектов комплексного развития территорий; подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях реализации проектов комплексного развития территорий. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, определенным по результатам отбора. Утвержден порядок проведения указанного отбора. Определено, что субсидии предоставляются муниципальным образованиям, отобранным для получения субсидий, при соблюдении ими установленных Правилами условий, в частности: наличие муниципального правового акта, утверждающего мероприятия, на софинансирование которых предоставляются субсидии; наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства (в случае использования субсидии на осуществление капитального строительства); наличие проектной документации объекта капитального строительства, подготовленной в соответствии с законодательством РФ, - в случае если в соответствии с законодательством РФ подготовка такой проектной документации является обязательной (в случае использования субсидии на осуществление капитального строительства); и ряд других. Утверждена формула расчета распределения субсидий между муниципальными образованиями. Также утверждены порядок оценки эффективности использования субсидий и перечень результатов использования субсидий, а также основания и порядок применения мер финансовой ответственности.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Утверждены следующие основные характеристики бюджета Республики Хакасия на 2025 год: общий объем доходов республиканского бюджета - в сумме 56219965 тыс. рублей (ранее - 57466792 тыс. рублей); общий объем расходов республиканского бюджета - 62270191 тыс. рублей (ранее - 63807018 тыс. рублей); дефицит республиканского бюджета - в сумме 6050226 тыс. рублей (ранее - 6340226 тыс. рублей). Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2025 год составляет 3764011 тыс. рублей (ранее - 3559227 тыс. рублей). Объем межбюджетных трансфертов в составе расходов республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на 2025 год составляет 21489852 тыс. рублей (ранее - 21510787 тыс. рублей). Также внесены другие изменения.
Данный Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Определено, что средства субсидии могут быть направлены на возмещение затрат организации по следующим направлениям расходов, связанным с достижением цели предоставления субсидий: оплата труда фельдшеров, сиделок, охранников с учетом предусмотренных трудовым законодательством РФ и локальными актами получателя субсидии начислений на оплату труда; приобретение специальной одежды, обуви для фельдшеров, сиделок, охранников организации; приобретение средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств; приобретение основных средств (мебель); оплата коммунальных услуг в отношении помещений, используемых организацией для помощи лицам, нуждающимся в помощи; и ряд других. Уточнено, что для участия в отборе организация не обязана представлять документы и информацию, указанные в настоящем порядке, при наличии соответствующей информации в государственных информационных системах, доступ к которым имеется у Минтруда Хакасии в рамках межведомственного электронного взаимодействия, за исключением случая, если участник отбора готов представить указанные документы и информацию Минтруду Хакасии по собственной инициативе. Установлено, что субсидия предоставляется при условии пребывания лица, нуждающегося в помощи, в помещении организации, предназначенном для оказания помощи, в течение не более 24 часов. Превышение указанного срока возможно только в случае его истечения в ночное время до наступления 6 часов утра. Также внесены другие изменения.
Внесены изменения в Методику расчета нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия. Установлено, что нормативы на оплату труда не включают в себя расходы на компенсационные выплаты депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, прекратившим исполнение своих полномочий, в том числе досрочно, выплаты при увольнении лицам, назначенным на должность на срок полномочий главы муниципального образования, и муниципальным служащим, уволенным по сокращению штатной численности в связи с проведением реорганизационных мероприятий в органах местного самоуправления. Уточнено, что нормативы на оплату труда утверждаются в тысячах рублей с округлением до целого числа в большую сторону. Также уточнено, что при расчете нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих органов местного самоуправления городских и сельских поселений Республики Хакасия по старшей и младшей группе должностей муниципальной службы применяется предельное значение размера должностного оклада, утвержденное по должности "ведущий специалист". Внесены и другие изменения.
Перечень кодов целевых статей классификации расходов бюджета Республики Хакасия дополнен следующей новой целевой статьей: "Строительство, реконструкция объектов государственной собственности, в том числе разработка проектно-сметной документации (за счет средств целевой безвозмездной помощи)" (код целевой статьи - 502030410С). Также внесены другие изменения.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Административный регламент утверждает: стандарт предоставления государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур; формы контроля за исполнением Административного регламента; и др. Заявителями при предоставлении государственной услуги являются собственники гидротехнических сооружений или эксплуатирующие организации (юридические лица либо индивидуальные предприниматели, владеющие гидротехническим сооружением на праве собственности или ином законном основании), расположенные на территории Республики Хакасия. Предоставление государственной услуги осуществляется Минприроды Республики Хакасия. Установлены варианты результата предоставления государственной услуги: согласование вероятного вреда; отказ в согласовании вероятного вреда; исправление либо отказ в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах. Максимальный срок предоставления государственной услуги составляет 30 дней. Плата за предоставление государственной услуги не взимается.
Признан утратившим силу приказ Минприроды Республики Хакасия от 06.08.2024 N 010-253-пр "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия государственной услуги по согласованию расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Хакасия в результате аварии гидротехнического сооружения", ранее регулировавший данные правоотношения.
Порядок регламентирует процедуру проведения согласования вероятного вреда, в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если вероятный вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Хакасия. Определено, что для согласования вероятного вреда собственник гидротехнического сооружения либо эксплуатирующая гидротехническое сооружение организация лично или через законного представителя представляет в Минприроды Республики Хакасия следующие документы: заявление о согласовании вероятного вреда по установленной форме; расчет вероятного вреда; документы, удостоверяющие личность заявителя; документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя. Согласование вероятного вреда осуществляется на безвозмездной основе. Срок рассмотрения представленных документов и принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании вероятного вреда составляет 30 дней со дня регистрации заявления.
Признан утратившим силу приказ Минпромресурса Республики Хакасия от 07.07.2014 N 010-590-пр "Об утверждении порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Хакасия в результате аварии гидротехнического сооружения", ранее регулировавший данные правоотношения.