Новое в законодательстве Республики Саха (Якутия)

19 апреля 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Правовой Эксперт", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Основанием к рассмотрению обращения явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положения ч. 2 ст. 62 Конституции (Основного закона) РС(Я) в связи с действием правового регулирования, установленного нормами статей 2 и 9 Закона РС(Я) "О государственных наградах Республики Саха (Якутия)", предметом толкования - положение ч. 2 ст. 62 Конституции в той мере, в какой оно определяет порядок реализации права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия) в случае внесения ими на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) законопроектов, предусматривающих расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств государственного бюджета республики.

По итогам рассмотрения Конституционный совет постановил, что положение ч. 2 ст. 62 Конституции следует понимать в контексте системной взаимосвязи нормативного единства законодательства, регулирующего законодательный процесс, в котором Глава РС(Я) и Государственное Собрание (Ил Тумэн) в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти и вытекающими из него критериями организационной и функциональной самостоятельности государственных органов Республики Саха (Якутия), взаимодействуют в предусмотренных требованиями Конституции пределах своих полномочий, как установление конституционно определяемых гарантий реализации статусных прерогатив субъектов законодательной инициативы, в т.ч. Главы РС(Я) и народных депутатов республики в качестве участников законодательного процесса, в случае внесения в Государственное Собрание (Ил Тумэн) законопроекта, предусматривающего расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств государственного бюджета республики, в конституционно-правовой архитектуре организации и деятельности органов государственной власти республики.

Предназначение предусмотренных Конституцией обеспечительных прав заключается в превентивном воспрепятствовании неправомерного ограничения законодательной инициативы как важного элемента конституционно-правового статуса правомочных субъектов, эффективном противодействии действиям и процессам, способным дестабилизировать функционирование государственно-правовых форм жизнедеятельности общества и должный баланс частно-публичных интересов. Для достижения целеполаганий конституционной нормы указанные в ней участники законодательного процесса наделяются корреспондирующими правами и обязанностями, осуществление которых влечет взаимообусловленные последствия, а именно право инициатора законопроекта, предусматривающего расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств государственного бюджета республики, если таковым не является Глава РС(Я), гарантировано обязанностью Главы РС(Я) в течение 20 дней с момента получения законопроекта внести в Государственное Собрание (Ил Тумэн) соответствующее заключение, а Глава РС(Я) как орган государственной власти, ответственный за бюджетную обеспеченность публично-властных полномочий и сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета республики, управомочен оценивать возможные последствия принятия соответствующих законопроектов и посредством своего заключения влиять на формирование как воли законодателя республики, так и на содержание всей его нормотворческой деятельности.

Положение ч. 2 ст. 62 Конституции не устанавливает каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов республики, в т.ч. права инициировать рассмотрение Государственным Собранием (Ил Тумэн) законопроекта об учреждении новых и (или) упразднении установленных государственных наград республики, предусматривающего расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств государственного бюджета республики, при наличии заключения Главы РС(Я), путем внесения в Государственное Собрание (Ил Тумэн) соответствующего законопроекта.

Правовой формой установления государственных наград республики и определения порядка инициирования их учреждения является закон Республики Саха (Якутия). Государственное Собрание (Ил Тумэн) в соответствии с принадлежащим ему конституционным статусом законодателя, исходя из своей конституционно-правовой природы как парламента республики, осуществляя государственную законодательную власть республики, в рамках конституционно определенной компетенции и согласно своему функциональному предназначению обладает дискреционными полномочиями в сфере законотворчества, а именно принимать законы Республики Саха (Якутия) и законы в новой редакции, вносить изменения и дополнения в действующие законы Республики Саха (Якутия), признавать законы Республики Саха (Якутия) утратившими силу, приостанавливать действие законов Республики Саха (Якутия).

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Отдельные правовые акты Правительства РС(Я) приведены в соответствие с Указом Главы РС(Я) от 13.12.2023 N 140 "О мерах по реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 2 октября 2023 г. N 8 "О структуре Правительства Республики Саха (Якутия), исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и предельной численности их работников".

Одновременно с этим, внесены дополнения в Положение о Государственном комитете юстиции Республики Саха (Якутия), а именно, Госкомитет наделен следующими полномочиями:

разработка законопроектов и проектов правовых актов Республики Саха (Якутия) в соответствии с планом работы Госкомитета;

подготовка соглашений (договоров) Республики Саха (Якутия) с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Госкомитета;

подписание соглашений (договоров) с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в пределах своей компетенции.

СЕМЬЯ

Теперь ежегодное награждение знаком "Ытык а5а" ("Почетный отец") осуществляется дважды в год: трех отцов в честь празднования Дня отца в Республике Саха (Якутия) и трех отцов в честь празднования Дня отца в Российской Федерации.

Награжденным знаком "Ытык а5а" выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 100 000 рублей.

ЖИЛИЩЕ

Определены процедура и сроки рассмотрения Госкомитетом вопросов, связанных с определением и утверждением (пересмотром) нормативов потребления коммунальных услуг по инициативе самого Госкомитета, а также по инициативе ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений и сетевых организаций в отношении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и нормативов потребления электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Также урегулирована процедура направления ресурсоснабжающими организациями заявлений об утверждении (пересмотре) нормативов потребления коммунальных услуг.

К заявлению об утверждении (пересмотре) нормативов потребления коммунальных услуг на имя председателя Госкомитета, среди прочих материалов, заявителем должен быть приложен проект нормативов, рассчитанный в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Форма заявления, а также формы, в которых предоставляются данные для установления и определения нормативов потребления коммунальной услуги, приводятся.

Проект приказа Госкомитета об утверждении нормативов согласовывается с Межведомственной комиссией по разработке нормативов потребления коммунальных услуг в Республике Саха (Якутия) и Прокуратурой Республики Саха (Якутия).

К применению для расчета размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников жилых помещений, которые не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, рекомендована следующая стоимость работ:

за вывоз снега, механизированную уборку снега - 1,13 руб./м2 в месяц;

за откачку и вывоз талых и ливневых вод - 1,47 руб./м2 в месяц.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Перечень организаций, в которые предоставляются путевки детям участников специальной военной операции для их отдыха и оздоровления или санаторно-курортного лечения, не ограничивается только организациями, расположенными на территории Республики Саха (Якутия).

Направлению в организации отдыха детей и их оздоровления Российской Федерации, находящиеся за пределами республики, подлежат в том числе дети участников специальной военной операции, а также полнородные и неполнородные братья и сестры участников специальной военной операции, являющиеся детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Утвержденный постановлением Правительства РС(Я) от 22.04.2022 N 244 порядок использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия) распространен также на экспонирование, научное изучение ценностей Госфонда на территориях иностранных государств.

Установлено, что в случае экспонирования или научного изучения ценностей Госфонда Республики Саха (Якутия) на территориях иностранных государств проект решения о временном отпуске ценностей подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Срок действия программы продлен до 2030 года.

Объем финансового обеспечения программы в целом до 2030 года определен в сумме 5 335 971,0 тыс. рублей.

В программе предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Установлен порядок предоставления и распределения субсидий.

Также актуализированы условия предоставления субсидий бюджетам органов местного самоуправления из бюджета республики:

на реализацию мероприятия по благоустройству общественных территорий;

на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов;

на разработку и внесение изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории.

Обновлен адресный перечень территорий, подлежащих благоустройству в рамках проекта "1000 дворов на Дальнем Востоке".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Закреплено право бесплатного посещения многодетными семьями музеев, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

Во исполнение Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 02.10.2023 N 8 "О структуре Правительства Республики Саха (Якутия), исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и предельной численности их работников" наименование Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия изменено на Управление по охране объектов культурного наследия Республики Саха (Якутия).

Помимо того, уточнены полномочия госоргана, в частности, Управление более не вправе выдавать предписания об ограничении или запрещении движения транспортных средств, создающих угрозу нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Расширен перечень целевых показателей (индикаторов) государственной программы: установлены показатели смертности от болезней системы кровообращения, показатели смертности от новообразований, показатели смертности от туберкулеза.

Объем финансового обеспечения программы увеличен с 381 090 682,8 тыс. рублей до 416 840 269,4 тыс. рублей.