Новое в законодательстве Республики Бурятия

3 мая 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюс-Бурятия", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Уточнено, что к полномочиям Правительства Республики Бурятия в сфере благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности в Республике Бурятия относятся также утверждение порядков взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, учитывающих специфику видов деятельности, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 17.3 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", и общие требования, утвержденные в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17.3 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"; оказание поддержки участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, в формах, предусмотренных Федеральным законом "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Бурятия.

Внесенными изменениями уточнено, что Глава Республики Бурятия является гарантом Конституции Республики Бурятия, обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, функционирование и взаимодействие органов государственной власти Республики Бурятия. Кроме того, определено, что Глава Республики Бурятия формирует и возглавляет Правительство Республики Бурятия, руководит им, определяет основные направления его деятельности и принимает решение о его отставке.

Исключена норма, согласно которой к полномочиям Народного Хурала Республики Бурятия отнесено участие в формировании Правительства Республики Бурятия.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1 сентября 2024 года вступает в силу Закон, регулирующий отдельные отношения, связанные с осуществлением регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Республики Бурятия. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 114, к безопасности аттракционов; обязательных требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов, установленных Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления регионального государственного контроля (надзора) осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Признан утратившим силу Закон Республики Бурятия от 13.10.2010 N 1576-IV "О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Республике Бурятия".

Уточнено, что Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Бурятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Скорректированы основные принципы и функции защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия. Определено, что обязанности организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Бурятия, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устанавливаются в соответствии со статьями 14, 18, 19 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Уточнено, что гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Республики Бурятия в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий", в случае, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Кроме того уточнено, что земельные участки бесплатно и однократно предоставляются в собственность военнослужащим, лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, являющимся ветеранами боевых действий, если указанные военнослужащие и лица на день завершения своего участия в специальной военной операции были зарегистрированы по месту жительства на территории Республики Бурятия, а при отсутствии такой регистрации - по месту пребывания на территории Республики Бурятия.

Установлено, что бесплатно и однократно предоставляются в собственность военнослужащим, лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, удостоенным звания Героя Российской Федерации или награжденным орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, являющимся ветеранами боевых действий, если указанные военнослужащие и лица на день завершения своего участия в специальной военной операции были зарегистрированы по месту жительства на территории Республики Бурятия, а при отсутствии такой регистрации - по месту пребывания на территории Республики Бурятия: земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены принадлежащие им жилые дома; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду участникам специальной военной операции по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этими гражданами либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этим гражданам, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этими гражданами заявление о предоставлении бесплатно в собственность такого земельного участка подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка; земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.

Определена последовательность наступления права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка у членов семьи погибшего (умершего) участника специальной военной операции в случае гибели (смерти) участника специальной военной операции.

ЖИЛИЩЕ

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия", уточнено, что сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения допускается при наличии по состоянию на дату подачи лицом, с которым уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти либо уполномоченным органом местного самоуправления заключен договор найма специализированного жилого помещения, заявления о сокращении срока действия такого договора.

Согласно изменениям, внесенным в Закон Республики Бурятия от 14.11.2019 N 678-VI "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к полномочия органов местного самоуправления отнесены прием, рассмотрение заявления и документов о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Республики Бурятия по месту нахождения жилого помещения, принятие решения о сокращении срока договора найма специализированного жилого помещения и направления информации заявителю о принятом решении в соответствии с Законом Республики Бурятия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия".

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

С 1 сентября 2024 года работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Бурятия, у которых численность работников составляет от 35 человек и выше, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения. Определено, что в соответствии с Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации" выполнение работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов обеспечивается в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 29.06.2000 N 446-II "О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия", уточнено, что в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды приостановления государственной службы в связи с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", в части, не превышающей продолжительности периода прохождения военной службы по мобилизации или прохождения военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в Закон Республики Бурятия от 06.07.2005 N 1225-III "О государственной гражданской службе Республики Бурятия", для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих и граждан формируются кадровый резерв Республики Бурятия и кадровый резерв государственного органа Республики Бурятия в порядке, установленном статьей 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Кадровый резерв Республики Бурятия формируется государственным органом по управлению государственной гражданской службой Республики Бурятия для замещения должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих и граждан, включенных в кадровые резервы государственных органов Республики Бурятия.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

С 1 марта 2025 года органы государственной власти Республики Бурятия в области социальной поддержки инвалидов на территории Республики Бурятия вправе регулировать совместно с Правительством Республики Бурятия отношения, возникающие в связи с координацией работы органов государственной власти Республики Бурятия, организаций, реализующих мероприятия и оказывающих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, сопровождаемому проживанию инвалидов в Республике Бурятия в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Терминология документа приведена в соответствие с действующим законодательством в части замены слов "реабилитация или абилитация" словами "реабилитация и абилитация".

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Уточнены основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2024 год, исходя из общего объема доходов в сумме 26071374,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, поступающих из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 25502203,5 тыс. рублей, из бюджетов других территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сумме 409000 тыс. рублей, и общего объема расходов в сумме 26703504,7 тыс. рублей. Дефицит бюджета Фонда на 2024 год установлен в сумме 632130,5 тыс. рублей.

Уточнено, что Порядок устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидий на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения в Республике Бурятия в 2023 и 2024 годах и разработан в соответствии с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 N 1782. Информация о Субсидии размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (в разделе единого портала) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Скорректированы требования к получателю субсидии. Предусмотрено, что Министерство туризма Республики Бурятия уведомляет получателей субсидии о необходимости представления пакета документов для заключения соглашения о предоставлении субсидии не позднее 5 рабочих дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на государственную поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия. Министерство также проводит проверку получателя субсидии на предмет соответствия установленным требованиям в автоматическом режиме без направления запросов о предоставлении сведений путем использования информации официальных источников соответствующих органов (организаций), размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Кроме того установлено, что при выявлении органами государственного финансового контроля фактов причинения Республике Бурятия ущерба посредством нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, средства субсидии и ущерб подлежат возмещению в доход республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством в течение срока, указанного в предписании данных органов.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К задачам промышленной политики с 23 июня 2024 года отнесено стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы (в том числе за счет повышения уровня вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья), обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; с 1 июля 2024 года - стимулирование спроса на российскую промышленную продукцию; стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности создавать промышленное производство на территории Республики Бурятия, наращивать количество технологических операций, развивать промышленную кооперацию и увеличивать долю российских компонентов в составе производимой промышленной продукции.

Внесенными изменениями сезон работы маршрутов регулярных перевозок садово-дачного направления установлен с 1 мая по 15 октября.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Установлено, что с 1 сентября 2024 года под общественной экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Определено, что общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями. Запрет на проведение общественной экологической экспертизы общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, а также гражданами установлен статьей 20 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Порядок и условия проведения общественной экологической экспертизы установлены статьями 22 и 23 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Изменениями, внесенными в Закон Республики Бурятия от 25.11.2005 N 1348-III "Об охране окружающей среды в Республике Бурятия", уточнено, что обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды осуществляется, в том числе, посредством проведения общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля).

Согласно изменениям, внесенным в Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 N 1993-IV "Об охране атмосферного воздуха", общественный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия об общественных объединениях.

Терминология Закона Республики Бурятия от 26.12.2022 N 2448-VI "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия и признании утратившими силу некоторых положений Закона Республики Бурятия "Об охране окружающей среды в Республике Бурятия" приведена в соответствие с действующим законодательством.

Уточнен состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации. Из перечня исключено заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами. Установлено, что в случае, если заявитель не представил выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, входящий в состав земель, перевод которых из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, самостоятельно, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия запрашивает эти документы в федеральных органах исполнительной власти, публично-правовой компании "Роскадастр".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Уточнены полномочия органов государственной власти Республики Бурятия по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов. В частности, органы государственной власти Республики Бурятия с учетом положений Федерального закона "О народных художественных промыслах" устанавливают порядок формирования и ведения регионального реестра мастеров народных художественных промыслов; утверждают перечень самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций народных художественных промыслов Республики Бурятия для оказания государственной поддержки деятельности по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов в Республике Бурятия; вправе оказывать мастерам народных художественных промыслов, сведения о которых включены в региональные реестры мастеров народных художественных промыслов, финансовую, информационную, консультационную, организационную поддержку, оказывать иные меры поддержки, установленные Федеральным законом "О народных художественных промыслах", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами Республики Бурятия.

Определено, что места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются Правительством Республики Бурятия в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами установления мест традиционного бытования народных художественных промыслов и утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов.

Установлено, что Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам формируется Правительством Республики Бурятия; осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Бурятия в соответствии с Федеральным законом "О народных художественных промыслах"; по результатам рассмотрения изделий Совет принимает решения об их отнесении к изделиям народных художественных промыслов, осуществляет экспертное сопровождение деятельности в области народных художественных промыслов, а также выполняет иные функции, определенные положением о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Уточнено, что к ведению органов государственной власти в области физической культуры и спорта относится развитие и обеспечение доступности массового спорта, содействие развитию спорта высших достижений.

Определено, что работодатели вправе содействовать развитию физкультурно-спортивных клубов по месту работы, а также участию работников в физкультурных мероприятиях и (или) спортивных соревнованиях в целях вовлечения работников в систематические занятия физической культурой и спортом и формирования у них потребности в ведении здорового образа жизни. Кроме того установлено, что органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта, проведения и (или) предоставления возможности для проведения организованных и (или) самостоятельных занятий и (или) для участия в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях (включая любительские спортивные соревнования).

С 1 марта 2025 года терминология документа приведена в соответствие с действующим законодательством. Установлено понятие "физическая реабилитация и абилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья".

Государственная программа дополнена Порядком, устанавливающим цели, условия предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета, источником финансового обеспечения которых являются в том числе субсидии из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на реализацию проектов по обустройству туристского центра города на территории муниципального образования в соответствии с туристским кодом центра города, в целях реализации регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, методику расчета субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения целей, условий и порядка, установленных при их предоставлении. Получателями субсидии являются муниципальные районы (городские округа) в Республике Бурятия, за исключением муниципальных образований (городских округов), получавших субсидию, субсидию из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки региональных программ по проектированию туристского кода центра города в течение 2 предшествующих лет.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Уточнены полномочия Правительства Республики Бурятия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. К участникам государственной системы бесплатной юридической помощи отнесен Уполномоченный по правам человека в Республике Бурятия. Определено, что участники государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляют правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Бурятия.