Ликвидация свалок органами местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация свалок органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗуклонения органа местного самоуправления от принятия мер по ликвидации на его территории несанкционированной свалки бытовых отходов >>>
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Прокурор не согласен с непринятием мер по организации вывоза отходов
(КонсультантПлюс, 2024)Например, требования о ликвидации свалки на участке, государственная собственность на который не разграничена, предъявлены к органу власти субъекта РФ, а не к органу местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2024)Например, требования о ликвидации свалки на участке, государственная собственность на который не разграничена, предъявлены к органу власти субъекта РФ, а не к органу местного самоуправления
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)30 мая 2023 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление N 27-П <1>, в котором рассмотрел проблему ликвидации органами местного самоуправления несанкционированных свалок на землях федеральной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)30 мая 2023 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление N 27-П <1>, в котором рассмотрел проблему ликвидации органами местного самоуправления несанкционированных свалок на землях федеральной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Теоретико-правовые и практические проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Выпханова Г.В.)
("Экологическое право", 2020, N 1)Для этого потребуется устранение правовой неопределенности в части понятия накопленного вреда окружающей среде, определения его критериев, в том числе касающихся объектов размещения отходов. При этом необходимо разграничивать и соотносить меры по ликвидации несанкционированных свалок с обязанностями органов местного самоуправления, вытекающими из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8>, относящих к вопросам местного значения участие в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по их накоплению и транспортированию. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае невозможности установления собственника данных бытовых отходов органы местного самоуправления муниципального образования обязаны осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на его территории <9>.
(Выпханова Г.В.)
("Экологическое право", 2020, N 1)Для этого потребуется устранение правовой неопределенности в части понятия накопленного вреда окружающей среде, определения его критериев, в том числе касающихся объектов размещения отходов. При этом необходимо разграничивать и соотносить меры по ликвидации несанкционированных свалок с обязанностями органов местного самоуправления, вытекающими из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8>, относящих к вопросам местного значения участие в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по их накоплению и транспортированию. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае невозможности установления собственника данных бытовых отходов органы местного самоуправления муниципального образования обязаны осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на его территории <9>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)40. Внесение прокурором органу местного самоуправления представления о принятии мер к прекращению нарушения законодательства в сфере защиты окружающей среды, в том числе посредством получения финансирования в целях ликвидации несанкционированной свалки признается законным в случае установления факта уклонения органа местного самоуправления от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)40. Внесение прокурором органу местного самоуправления представления о принятии мер к прекращению нарушения законодательства в сфере защиты окружающей среды, в том числе посредством получения финансирования в целях ликвидации несанкционированной свалки признается законным в случае установления факта уклонения органа местного самоуправления от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"По мнению администрации Новосибирского района Новосибирской области, положения статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ) и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не соответствуют статьям 10, 12, 17 (часть 3), 19, 36 (часть 3), 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, - предполагают возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки твердых отходов и мусора, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, расположенных на территории этих муниципальных образований, но не находящихся в их собственности.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"По мнению администрации Новосибирского района Новосибирской области, положения статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ) и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не соответствуют статьям 10, 12, 17 (часть 3), 19, 36 (часть 3), 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, - предполагают возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки твердых отходов и мусора, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, расположенных на территории этих муниципальных образований, но не находящихся в их собственности.