Соглашение о передаче полномочий органа местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение о передаче полномочий органа местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Передача ими полномочий
(КонсультантПлюс, 2024)"...Недопустима... передача на основе соглашений делегированных органам местного самоуправления государственных полномочий, в том числе закрепленных за органами местного самоуправления с некоторыми отступлениями от установленного порядка делегирования (например, распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена)..."
(КонсультантПлюс, 2024)"...Недопустима... передача на основе соглашений делегированных органам местного самоуправления государственных полномочий, в том числе закрепленных за органами местного самоуправления с некоторыми отступлениями от установленного порядка делегирования (например, распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена)..."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Таким образом, часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривается возможность взаимной передачи части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального района и входящих в него поселений по соглашению между ними."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальная организация публичной власти в границах федеральных территорий
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)При этом нормы Закона N 437-ФЗ содержат ссылку на специальное регулирование, касающееся осуществления местного самоуправления на территории ФТ, а именно ст. 8 самого Закона N 437-ФЗ, в соответствии с которой полномочия по решению вопросов местного значения городского округа органов публичной власти федеральной территории "Сириус" могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Происходит это, как следует из указанной статьи, на основе соглашений. Часть 7 ст. 8 Закона N 437-ФЗ устанавливает, что органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе на основании соглашений передать полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа), определенные Законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами, органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Соглашениями согласно ч. 8 ст. 8 определяются условия и порядок осуществления переданных полномочий, в том числе порядок их финансового и материально-технического обеспечения, порядок осуществления контроля за осуществлением переданных полномочий, ответственность сторон соглашений, основания и порядок их досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашений. Если иное не предусмотрено соглашением о передаче полномочий, такое соглашение вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через шесть месяцев после его подписания. По решению любой из сторон такие соглашения (с соблюдением определенной процедуры) могут быть расторгнуты.
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)При этом нормы Закона N 437-ФЗ содержат ссылку на специальное регулирование, касающееся осуществления местного самоуправления на территории ФТ, а именно ст. 8 самого Закона N 437-ФЗ, в соответствии с которой полномочия по решению вопросов местного значения городского округа органов публичной власти федеральной территории "Сириус" могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Происходит это, как следует из указанной статьи, на основе соглашений. Часть 7 ст. 8 Закона N 437-ФЗ устанавливает, что органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе на основании соглашений передать полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа), определенные Законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами, органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Соглашениями согласно ч. 8 ст. 8 определяются условия и порядок осуществления переданных полномочий, в том числе порядок их финансового и материально-технического обеспечения, порядок осуществления контроля за осуществлением переданных полномочий, ответственность сторон соглашений, основания и порядок их досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашений. Если иное не предусмотрено соглашением о передаче полномочий, такое соглашение вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через шесть месяцев после его подписания. По решению любой из сторон такие соглашения (с соблюдением определенной процедуры) могут быть расторгнуты.
Статья: Договоры и соглашения как основания возникновения расходных обязательств: правовой аспект
(Хаитов Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)На основании изложенного представляется, что БК РФ нуждается в корректировке в части закрепления того, что расходные обязательства возникают исключительно в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также договоров публично-правового характера: международных договоров Российской Федерации; договоров о разграничении предметов и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров, регулирующих отношения автономного округа с краем или областью, в состав которого входит автономный округ; соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления друг другу части полномочий; соглашений органов местного самоуправления о создании межмуниципальных образований; соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района о передаче осуществления части полномочий.
(Хаитов Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)На основании изложенного представляется, что БК РФ нуждается в корректировке в части закрепления того, что расходные обязательства возникают исключительно в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также договоров публично-правового характера: международных договоров Российской Федерации; договоров о разграничении предметов и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров, регулирующих отношения автономного округа с краем или областью, в состав которого входит автономный округ; соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления друг другу части полномочий; соглашений органов местного самоуправления о создании межмуниципальных образований; соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района о передаче осуществления части полномочий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.
(ред. от 25.12.2023)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О федеральной территории "Сириус"7. Администрация федеральной территории "Сириус" совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края осуществляет подготовку и утверждение перечня имущества, предполагаемого к передаче федеральной территории "Сириус", организует подготовку генерального плана федеральной территории "Сириус", правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", проектов соответствующих соглашений о передаче полномочий с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, создание многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, комиссии по регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), а также может осуществлять иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Администрация федеральной территории "Сириус" учреждает печатное средство массовой информации и сетевое издание для официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус", иной официальной информации.
(ред. от 31.07.2023)
"О федеральной территории "Сириус"7. Администрация федеральной территории "Сириус" совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края осуществляет подготовку и утверждение перечня имущества, предполагаемого к передаче федеральной территории "Сириус", организует подготовку генерального плана федеральной территории "Сириус", правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", проектов соответствующих соглашений о передаче полномочий с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, создание многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, комиссии по регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), а также может осуществлять иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Администрация федеральной территории "Сириус" учреждает печатное средство массовой информации и сетевое издание для официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус", иной официальной информации.