Возврат обеспечения контракта учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат обеспечения контракта учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2021 N 305-ЭС20-23454 по делу N А40-212488/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании основного долга и неустойки по государственному контракту на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку факт выполнения подрядчиком работ по контракту подтвержден, заказчик доказательства возврата гарантийного удержания в полном объеме на дату рассмотрения иска не представил. Однако произведен перерасчет неустойки.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.При этом суды исходили из того, что факт выполнения обществом работ по контракту подтвержден материалами дела, в том числе вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40-178543/2019; доказательств возврата в полном объеме гарантийного удержания, за вычетом начисленного штрафа за неисполнение обществом обязательства по контракту (предоставление нового обеспечения исполнения контракта), департаментом не представлено; неустойка подлежит взысканию с учетом произведенного перерасчета.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании основного долга и неустойки по государственному контракту на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку факт выполнения подрядчиком работ по контракту подтвержден, заказчик доказательства возврата гарантийного удержания в полном объеме на дату рассмотрения иска не представил. Однако произведен перерасчет неустойки.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.При этом суды исходили из того, что факт выполнения обществом работ по контракту подтвержден материалами дела, в том числе вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40-178543/2019; доказательств возврата в полном объеме гарантийного удержания, за вычетом начисленного штрафа за неисполнение обществом обязательства по контракту (предоставление нового обеспечения исполнения контракта), департаментом не представлено; неустойка подлежит взысканию с учетом произведенного перерасчета.
Перспективы и риски арбитражного спора: Удержание вещи, задаток, обеспечительный платеж: Сторона, внесшая обеспечительный платеж, хочет взыскать обеспечение
(КонсультантПлюс, 2024)В обеспечение исполнения обязательств одна из сторон сделки внесла на основании соглашения (договора, в т.ч. предварительного договора, государственного контракта) обеспечительный платеж. По мнению Стороны, внесшей обеспечение, наступили основания для возврата обеспечительного платежа.
(КонсультантПлюс, 2024)В обеспечение исполнения обязательств одна из сторон сделки внесла на основании соглашения (договора, в т.ч. предварительного договора, государственного контракта) обеспечительный платеж. По мнению Стороны, внесшей обеспечение, наступили основания для возврата обеспечительного платежа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уступка денежного требования в рамках законодательства о контрактной системе
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 8)Учитывая изложенное, по мнению ведомства, оплата по контракту, а также возврат обеспечения исполнения контракта возможны только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в таком контракте. Кроме того, применение института цессии по обязательствам публично-правового образования может создать риски для бюджетной системы, в т.ч. в части оплаты надлежащему лицу согласно требованиям ст. 312 ГК РФ. В случае уступки требования надлежащим лицом будет цессионарий. При этом если цедент несколько раз переуступал свое право требования, то надлежащим будет конечный цессионарий, даже если уведомление о переуступке поступило от него позднее предыдущего. При этом исполнение ненадлежащему лицу признается ненадлежащим исполнением и не прекращает обязанности государственного или муниципального заказчика <3>. Вместе с тем ст. 7.32.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд <4>. Принимая во внимание изложенное, Минфин России посчитал применение договора цессии невозможным <5>, в т.ч. и по причине того, что личность контрагента - получателя средств по государственному (муниципальному) контракту является существенной в соответствии со ст. ст. 24 и 103 Закона N 44-ФЗ, ст. 38, п. 3 ст. 219 БК РФ <6>.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 8)Учитывая изложенное, по мнению ведомства, оплата по контракту, а также возврат обеспечения исполнения контракта возможны только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в таком контракте. Кроме того, применение института цессии по обязательствам публично-правового образования может создать риски для бюджетной системы, в т.ч. в части оплаты надлежащему лицу согласно требованиям ст. 312 ГК РФ. В случае уступки требования надлежащим лицом будет цессионарий. При этом если цедент несколько раз переуступал свое право требования, то надлежащим будет конечный цессионарий, даже если уведомление о переуступке поступило от него позднее предыдущего. При этом исполнение ненадлежащему лицу признается ненадлежащим исполнением и не прекращает обязанности государственного или муниципального заказчика <3>. Вместе с тем ст. 7.32.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд <4>. Принимая во внимание изложенное, Минфин России посчитал применение договора цессии невозможным <5>, в т.ч. и по причине того, что личность контрагента - получателя средств по государственному (муниципальному) контракту является существенной в соответствии со ст. ст. 24 и 103 Закона N 44-ФЗ, ст. 38, п. 3 ст. 219 БК РФ <6>.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2019 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Таким образом, в случае, если гарантийные обязательства на товары, работы, услуги и их составляющие отличаются по сроку действия, заказчик устанавливает в контракте сроки обеспечения гарантийных обязательств, а также сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств, с учетом вышеизложенных положений Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Таким образом, в случае, если гарантийные обязательства на товары, работы, услуги и их составляющие отличаются по сроку действия, заказчик устанавливает в контракте сроки обеспечения гарантийных обязательств, а также сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств, с учетом вышеизложенных положений Закона о контрактной системе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"О лотереях"5. В случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, организатор лотереи в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обязан передать такому участнику конкурса проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. При этом контракт заключается с учетом положений части 5 статьи 24.14 настоящего Федерального закона на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса. Такой участник не вправе отказаться от заключения контракта. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются такому участнику конкурса в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. При непредставлении организатору лотереи таким участником конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного контракта, а также безотзывной банковской гарантии, соответствующей требованиям, установленным статьей 10 настоящего Федерального закона, такой участник конкурса признается уклонившимся от заключения контракта. В случае уклонения такого участника конкурса от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.
(ред. от 19.10.2023)
"О лотереях"5. В случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, организатор лотереи в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, обязан передать такому участнику конкурса проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. При этом контракт заключается с учетом положений части 5 статьи 24.14 настоящего Федерального закона на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса. Такой участник не вправе отказаться от заключения контракта. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются такому участнику конкурса в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. При непредставлении организатору лотереи таким участником конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного контракта, а также безотзывной банковской гарантии, соответствующей требованиям, установленным статьей 10 настоящего Федерального закона, такой участник конкурса признается уклонившимся от заключения контракта. В случае уклонения такого участника конкурса от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)4) если при увеличении в соответствии с настоящей статьей цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
(ред. от 25.12.2023)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)4) если при увеличении в соответствии с настоящей статьей цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).