Земли, изъятые из оборота, либо ограниченные в обороте
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли, изъятые из оборота, либо ограниченные в обороте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 27 ЗК РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков"2. Позиции о предоставлении земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, в частную собственность (п. 2 ст. 27 ЗК РФ)
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Государственное казенное учреждение не облагало налогом земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, с видом разрешенного использования "для размещения военных организаций, учреждений и других объектов", "для размещения иных объектов обороны и безопасности". Налоговый орган осмотрел земельные участки и установил, что ограждение отсутствует, доступ свободный, на участках находятся квартальные столбы, полигон по уничтожению боевых припасов с полуразрушенной долговременной огневой точкой, фундаменты разрушенных зданий и сооружений. Аналогичные выводы были закреплены в актах обследований, составленных управлением муниципальной собственности городского округа и отделом муниципального земельного управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального района. Поскольку на участках отсутствуют здания и сооружения, предоставленные для постоянной деятельности Вооруженных Сил РФ или обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности, налоговый орган пришел к выводу, что земли не изъяты из оборота, а ограничены в обороте и должны облагаться налогом по ставке 0,3 процента. Инспекция доначислила налог за 2017 год, так как с 2018 года учреждение самостоятельно уплачивало налог. Учреждение считало, что инспекция не доказала отсутствие на спорных участках строений и сооружений именно в 2017 году. Также учреждение отметило, что денежные средства на уплату земельного налога за 2017 год в отношении спорных участков ему не выделялись и не доводились. Суд признал доначисление земельного налога правомерным, отметив, что вид разрешенного использования земельных участков в данном случае не является достаточным основанием для их признания изъятыми из оборота.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Государственное казенное учреждение не облагало налогом земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, с видом разрешенного использования "для размещения военных организаций, учреждений и других объектов", "для размещения иных объектов обороны и безопасности". Налоговый орган осмотрел земельные участки и установил, что ограждение отсутствует, доступ свободный, на участках находятся квартальные столбы, полигон по уничтожению боевых припасов с полуразрушенной долговременной огневой точкой, фундаменты разрушенных зданий и сооружений. Аналогичные выводы были закреплены в актах обследований, составленных управлением муниципальной собственности городского округа и отделом муниципального земельного управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального района. Поскольку на участках отсутствуют здания и сооружения, предоставленные для постоянной деятельности Вооруженных Сил РФ или обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности, налоговый орган пришел к выводу, что земли не изъяты из оборота, а ограничены в обороте и должны облагаться налогом по ставке 0,3 процента. Инспекция доначислила налог за 2017 год, так как с 2018 года учреждение самостоятельно уплачивало налог. Учреждение считало, что инспекция не доказала отсутствие на спорных участках строений и сооружений именно в 2017 году. Также учреждение отметило, что денежные средства на уплату земельного налога за 2017 год в отношении спорных участков ему не выделялись и не доводились. Суд признал доначисление земельного налога правомерным, отметив, что вид разрешенного использования земельных участков в данном случае не является достаточным основанием для их признания изъятыми из оборота.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах разрешения судами споров о земельных участках, примыкающих к водным объектам
(Ефимов А.Ф., Николаев М.Н.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019)Аналогичная позиция по этому вопросу была выражена ранее в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года, где в ответе на вопрос 23 разъяснялось, что ст. 27 ЗК РФ, которая предусматривает ограничение оборотоспособности земельных участков, непосредственно не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
(Ефимов А.Ф., Николаев М.Н.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019)Аналогичная позиция по этому вопросу была выражена ранее в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года, где в ответе на вопрос 23 разъяснялось, что ст. 27 ЗК РФ, которая предусматривает ограничение оборотоспособности земельных участков, непосредственно не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Цена земельного участка определяется в размере 2,5% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности (или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности), гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 1 июля 2012 г., в соответствии с законодательством РФ.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Цена земельного участка определяется в размере 2,5% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности (или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности), гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 1 июля 2012 г., в соответствии с законодательством РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.06.2018 N 171-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"22. Земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставленные Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые заняты принадлежащими Российской Федерации и находившимися на 1 октября 2018 года во владении и (или) в пользовании Предприятия зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, подлежат передаче в собственность Общества одновременно с данными объектами недвижимости при условии отсутствия на указанных земельных участках иных объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам.
(ред. от 25.12.2023)
"Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"22. Земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставленные Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые заняты принадлежащими Российской Федерации и находившимися на 1 октября 2018 года во владении и (или) в пользовании Предприятия зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, подлежат передаче в собственность Общества одновременно с данными объектами недвижимости при условии отсутствия на указанных земельных участках иных объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.