N 2 (101) ФЕВРАЛЬ 2004
Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск
Содержание
- Интервью c руководителем Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России С.С. Дукановым
- Снижение ставки НДС до 18%. Исчисление налога по операциям, начавшимся, но не завершенным в 2003 г.
- Ищем консультации в системе. Вопросы по внешнеэкономической деятельности
- Служба F1
- КОРОТКО
Интервью c руководителем Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России С.С. Дукановым
Борис Богатырев, |
Мы продолжаем проводить Интернет-интервью с руководителями и специалистами органов власти и управления. Так, в декабре прошлого года состоялось интервью с Сергеем Сергеевичем Дукановым, руководителем Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России. В интервью мы включили наиболее, на наш взгляд, актуальные вопросы посетителей сервера и пользователей КонсультантПлюс. С.С. Дуканов ответил более чем на 40 вопросов. В бюллетене мы приводим ответы только на некоторые вопросы. Полный текст интервью можно посмотреть на сервере компании по адресу http://www.consultant.ru/law/interview/.
Регистрирующий орган зарегистрировал незаконную смену учредителей (по поддельным документам). Как можно опротестовать такую регистрацию?
Регистрирующий орган не проводит правовую экспертизу представляемых для государственной регистрации документов.
В случае нарушения законных интересов и прав учредителей (участников) юридического лица, например, как в указанном случае при регистрации незаконной смены учредителей юридического лица, можно обратиться в суд за защитой нарушенных прав в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, и суд может признать государственную регистрацию недействительной.
Обращаю внимание на то, что вышестоящий регистрирующий (налоговый) орган не вправе признать государственную регистрацию юридических лиц недействительной.
С 1 января 2004 г. из перечня заявителей при государственной регистрации юридических лиц исключено лицо, действующее по доверенности. Может ли такое лицо представить документы на регистрацию по доверенности или получить свидетельство?
Действительно, согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с 1 января 2004 г. в качестве заявителя не вправе будет выступать лицо, действующее на основании доверенности. Заявитель в заявлении о государственной регистрации своей подписью подтверждает то, что положения представленных на регистрацию документов соответствуют установленным законодательством требованиям, при регистрации соблюдены требования законодательства. Таким образом, с 1 января 2004 г. заявление о государственной регистрации, представляемое в регистрирующий орган, не вправе будет подписывать лицо, которое действует по доверенности и не является уполномоченным лицом в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Однако принести документы в регистрирующий орган, как и получить свидетельство о регистрации, вправе любое лицо при наличии у него соответствующей доверенности. Вообще институт представительства применим к совершению сделок через уполномоченных лиц. Подписание заявления и передача его в регистрирующий орган сделкой не являются.
Как решается налоговым органом вопрос о юридических лицах, не представивших сведения в соответствии со ст. 26 Закона N 129-ФЗ?
В настоящее время регистрирующими органами проводится работа по направлению в суд исковых заявлений о ликвидации юридических лиц, не представивших сведений о себе в соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Вместе с тем юридическое лицо, не исполнившее обязанность, установленную п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ, может направить Сообщение по форме N Р17001 в регистрирующий орган. В указанном случае юридическому лицу регистрирующим органом будет присвоен ОГРН. Однако будут применены и санкции, предусмотренные п. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Хочется отметить, что в целом по Российской Федерации за период в 6 месяцев количество поданных в суд исков о ликвидации составило 57781, из них количество юридических лиц, представивших сведения в порядке ст. 26 Закона N 129-ФЗ после инициирования регистрирующим (налоговым) органом процедуры ликвидации, составило 4177.
Как представлять в регистрирующий орган сведения о постоянно действующем исполнительном органе, если в качестве указанного органа выступает управляющая компания?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2003 N 630 внесены изменения в Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001), и у юридических лиц появится возможность представлять в регистрирующий орган сведения о постоянно действующем исполнительном органе - управляющей компании. При этом заполняются сведения о наименовании управляющей компании, адрес места нахождения, ОГРН, контактный телефон.
ПБОЮЛ зарегистрирован и ведет деятельность с 2001 г. Нужно ли ему проходить регистрацию в 2003 г., ведь выданное в 2001 г. свидетельство о регистрации - бессрочное?
Если физическое лицо уже зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, то проходить повторную регистрацию не нужно. Видимо, в вопросе речь идет об обязанности, установленной ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ. Каждый индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 г., обязан в течение следующего - 2004 г. представить в регистрирующий (налоговый) орган по месту своего жительства определенные вышеуказанной статьей документы, в том числе и документ, подтверждающий государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 утверждена форма N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004г.".
Хотелось бы порекомендовать индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 г., не тянуть до последнего с представлением документов в регистрирующий орган, учитывая, что при неисполнении указанной обязанности регистрация индивидуального предпринимателя утрачивает силу с 1 января 2005 г.
Как можно получить сведения из налогового органа об индивидуальном предпринимателе?
Согласно Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
Предоставление сведений об индивидуальном предпринимателе осуществляется в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630.
Для того чтобы получить сведения об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в государственном реестре, любым юридическим или физическим лицом в произвольной форме составляется запрос, в котором указываются запрашиваемые сведения.
Регистрирующим (налоговым) органом эти сведения могут быть выданы в виде выписки из государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре, или справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Одновременно с запросом необходимо представить документ, подтверждающий оплату. Размер платы за предоставление информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый документ, за срочное предоставление информации - четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.
Любое физическое лицо может получить сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя. Для этого нужно составить в произвольной форме запрос, указав в нем паспортные данные и сведения о своем месте жительства, а затем лично представить в регистрирующий орган этот запрос и предъявить документ, удостоверяющий личность.
По запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственном реестре персональные данные индивидуального предпринимателя с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, данным, содержащимся в государственном реестре.
Снижение ставки НДС до 18%. Исчисление налога по операциям, начавшимся, но не завершенным в 2003 г.
Евгения Филимонова, |
С 1 января 2004 г. к товарам (работам, услугам), реализация которых ранее подлежала налогообложению по ставке 20%, применяется ставка налога, равная 18%
(Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ). Соответственно, и одна из расчетных ставок НДС, предусмотренных п. 4 ст. 164 НК РФ, теперь равна 18/118 вместо 20/120. Отметим, что налоговая ставка 10%, применяемая при реализации отдельных товаров (работ, услуг), не изменилась.
Консультациям по этому вопросу уделяется большее внимание в разделе "Финансовые консультации" системы КонсультантПлюс, в частности, в информационных банках КонсультантФинансист и КорреспонденцияСчетов.
Наиболее сложные вопросы переходного периода были также расссмотрены в журнале "Главная книга" (2003, N 23), здесь речь пойдет об основных моментах исчисления налога по операциям, начавшимся, но не завершенным в прошлом 2003 году.
Порядок исчисления НДС продавцами товаров (работ, услуг)
Если авансовый платеж в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) был получен в 2003 г., а отгрузка товаров (работ, услуг) произошла в 2004 г., то при реализации товаров (работ, услуг) в этом году налогоплательщик-продавец независимо от выбранного им метода определения налоговой базы по НДС должен исчислить налог со стоимости этих товаров (работ, услуг) по применяемой с 1 января 2004 г. ставке 18%. При этом стоимость товаров (работ, услуг), с которой должен быть исчислен НДС при их реализации, определяется согласно условиям договора.
Поэтому, если стоимость товаров (работ, услуг) в счете на оплату (договоре) была указана с выделением ставки НДС 20% либо суммы НДС, рассчитанной по ставке 20% (например, цена была указана равной "120 руб., в том числе НДС 20 руб." либо "120 руб., в том числе НДС 20%"), необходимо согласовать с покупателем изменение стоимости товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки налога и внести соответствующие изменения в договор.
Если же в счете на оплату (договоре) была указана цена товаров (работ, услуг) без учета НДС либо с учетом НДС, но без указания суммы и ставки налога (например, стоимость указывалась равной "120 руб., в том числе НДС") или с указанием ставки НДС 18%, то изменения в договор вносить не придется.
Кроме того, если авансовый платеж был получен в сумме, включающей НДС по ставке 20%, то желательно вернуть покупателю (заказчику) излишне перечисленную им в составе аванса сумму налога в размере 2% (письмо Управления МНС России по г. Москве от 06.08.2001 N 02-11/36153).
После даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) суммы налога, исчисленные с сумм авансовых платежей по ставке 20/120 и уплаченные налогоплательщиком в бюджет, подлежат вычету в полном размере (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ; Письмо МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/994). Такого же мнения придерживаются специалисты Департамента налоговой политики Минфина России (Письмо Минфина России от 08.12.2003 N 04-03-11/103).
Однако не факт, что налоговые органы займут такую же позицию, поскольку отдельные специалисты МНС России считают, что если возврат излишне полученных в составе авансового платежа 2% налога не будет произведен, то и принять к вычету будет возможно только НДС, исчисленный исходя из цены товаров (работ, услуг) и ставки налога 18%. Поэтому перерасчет с покупателем, а также внесение соответствующих изменений в счет на оплату (договор) помогут избежать возможных споров с налоговыми органами относительно размера налогового вычета с авансового платежа.
Если отгрузка (передача) товаров (работ, услуг) произошла в 2003 г., но оплата за них до 1 января 2004 г. не была произведена, то у налогоплательщика-продавца, установившего в учетной политике на 2003 г. моментом определения налоговой базы по НДС день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ), проблем вообще не возникнет, поскольку момент оплаты товаров (работ, услуг) для него не является существенным. Исчисление НДС по ставке 20% он должен был произвести в 2003 г.
Те налогоплательщики-продавцы, которые в учетной политике на 2003 г. моментом определения налоговой базы по НДС установили день оплаты, в рассматриваемой ситуации при получении в этом году оплаты за отгруженные в 2003 г. товары (работы, услуги) должны исчислить сумму НДС исходя из ставки НДС, действующей на момент реализации товаров (работ, услуг), то есть равной 20% (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ; Письмо МНС России от 17.12.2003 N ОС-6-03/1316@).
Аналогичное мнение высказал и Минфин России в своем Письме от 08.12.2003 N 04-03-11/102.
При этом отметим, что учетная политика, устанавливающая момент определения налоговой базы по НДС на 2004 г., никак не влияет на описанный выше порядок исчисления налога.
Что необходимо учитывать при принятии НДС к вычету покупателями товаров (работ, услуг)
Налогоплательщик-покупатель, перечисливший авансовый платеж в 2003 г., но получивший товары (работы, услуги) в 2004 г., после принятия на учет товаров (работ, услуг) на основании выставленного ему счета-фактуры сможет принять к вычету сумму НДС, исчисленную по действующей в 2004 г. ставке налога 18%, примененной к стоимости товаров (работ, услуг), указанной в договоре. При этом если цена товаров (работ, услуг) в договоре была указана без учета НДС или с учетом НДС по ставке 20% и покупателем был перечислен авансовый платеж, рассчитанный исходя из цены товаров (работ, услуг) и ставки НДС 20%, то у него есть право потребовать пересмотра условий договора о цене либо потребовать возврата продавцом излишне перечисленной ему суммы налога.
Налогоплательщик-покупатель при приобретении товаров (работ, услуг) в 2003 г. и их оплате в 2004 г. сможет принять к вычету уплаченную им сумму НДС по ставке 20% (статьи 171, 172 НК РФ).
Порядок исчисления НДС налоговыми агентами
Налоговые агенты, выплачивающие доход иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах, либо органам государственной власти (органам местного самоуправления) при аренде у них государственного (муниципального) имущества (пп. 1-3 ст. 161 НК РФ), при перечислении в 2003 г. авансового платежа в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) либо в счет будущей аренды должны были исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДС с суммы авансовых платежей по ставке 20/120 (ст. 161 НК РФ; Письмо МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@). Эта же сумма налога (то есть по ставке НДС 20/120), перечисленная налоговым агентом в бюджет, при принятии к учету товаров (работ, услуг) в 2004 г. подлежит вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Указанные налоговые агенты при приобретении товаров (работ, услуг) в 2003 г., но их последующей оплате в 2004 г. исчисление суммы НДС, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет, производят на дату оплаты с применением действующей в 2004 г. ставки налога 18/118 (пп. 1-3 ст. 161 НК РФ). После удержания указанной суммы налога из дохода налогоплательщика и перечисления ее в бюджет она подлежит вычету в полном размере (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Порядок исчисления НДС по долгосрочным договорам
По долгосрочным договорам, заключенным и исполняемым к 1 января 2004 г., по которым уже согласована цена и утверждены график поставки товаров либо смета (например, на строительство объекта), придется вносить изменения в условия договора, касающиеся цены в случаях, когда цена товаров (работ, услуг) в договоре определялась с указанием конкретной суммы НДС либо ставки НДС.
Если же общий размер платежей по договору, а также график их уплаты были определены с учетом того, что с 1 января 2004 г. должна применяться ставка НДС, равная 18%, то никаких перерасчетов производить не придется.
Ищем консультации в системе. Вопросы по внешнеэкономической деятельности
Ольга Солдатова, |
В феврале 2004 г. исполняется 7 лет с начала распространения справочной системы КонсультантФинансист. В Технологии 3000 информационый банк (ИБ) Финансист входит в раздел "Финансовые консультации" и содержит на настоящий момент более 32300 консультаций. Ежемесячно в ИБ Финансист включается 200-300 консультаций по налоговому законодательству и законодательству о бухгалтерском учете, банковскому, валютному законодательству, таможенному делу, ценным бумагам, корпоративному, договорному праву, а также некоторым другим смежным отраслям законодательства.
Рассмотрим примеры консультаций по внешнеэкономической деятельности, имеющей существенные особенности с точки зрения ее правового регулирования, включенные в ИБ Финансист.
Организация-экспортер представила в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный ст.165 Налогового кодекса РФ, а также заявление о зачете соответствующей суммы налога в счет недоимки по НДС. Однако зачет в сроки, установленные п.4 ст.176 НК РФ, не был произведен. Возник вопрос, имеет ли организация право на проценты за несвоевременное осуществление зачета.
В ИБ Финансист содержится консультация по данному вопросу, автор которой отмечает, что исходя из буквального прочтения нормы п.4 ст.176 НК РФ следует, что проценты могут начисляться только при нарушении сроков возмещения путем возврата. Аналогичная позиция высказывалась и федеральными арбитражными судами. Однако, по мнению автора, в случае нарушения сроков зачета налогоплательщик на основании ст.ст.21, 35 НК РФ может требовать в установленном порядке возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
На практике встречаются ситуации, когда налоговые органы отказывают экспортеру в праве применения нулевой ставки по НДС и возмещении соответствующих сумм налога, уплаченных российскому поставщику товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в случаях, когда задолженность иностранного покупателя по оплате товаров погашается третьим лицом. Мотивируется отказ тем, что Налоговым кодексом возможность оплаты товаров третьим лицом не предусмотрена. Насколько правомерен отказ налогового органа в возмещении налога по причине оплаты экспортированных товаров не покупателем, а по его поручению третьим лицом?
Автор одной из консультаций на основе анализа норм налогового и гражданского законодательства делает вывод, что отказ налогового органа в возмещении соответствующих сумм НДС в данном случае может быть оспорен, что подтверждается и существующей судебной практикой.
С 1 января 2004 г. введен в действие новый Таможенный кодекс РФ, существенно меняющий правила регулирования таможенных правоотношений.
В ИБ Финансист включаются консультации, анализирующие положения этого основополагающего в области таможенного дела документа. Особое внимание авторы уделяют его новеллам. Так, в базу включены консультации, посвященные процедуре предварительного декларирования, применению генерального обеспечения уплаты таможенных платежей, такой новой форме таможенного контроля, как таможенная ревизия, и многим другим вопросам.
Надеемся, что консультации системы КонсультантФинансист помогут пользователям успешно разрешать возникающие в их практической деятельности вопросы.
Служба F1. Поиск комментариев к нормативным актам
Дмитрий Блинников, |
С вводом Технологии 3000 к нам поступает немало вопросов от пользователей, которые касаются тех или иных возможностей, привычных им по предыдущей 7-й версии. Некоторым кажется, что они утрачены, но это не так. В Технологии 3000 все возможности не только не утрачены, но и получили развитие. Один из таких вопросов касается информационного банка (ИБ) КомментарииЗаконодательства: "В Карточке поиска было поле "Комментируемые акты". В Технологии 3000 оно отсутствует, разъясните, чем это вызвано?"
Поиск и уточнение комментариев к нормативному акту
Действительно, в Карточке поиска ИБ КомментарииЗаконодательства в Технологии 3000 данное поле отсутствует, поскольку реализованы еще более удобные и более простые способы поиска комментариев к нормативным документам.
Откроем нормативный акт, к которому нужны комментарии, и нажмем на кнопку в пиктографическом меню. Появится дерево связей к нормативному акту. В дереве связей перейдем в ИБ КомментарииЗаконодательства и получим список всех комментариев к выбранному документу (конечно, если комментарии к данному документу существуют). В случае, если комментариев много и список оказался очень большим, его можно уточнить по различным признакам. Для этого служит кнопка пиктографического меню . Список комментариев можно уточнить, например, по полю "Автор". Отметим, что предлагаемые кнопкой пиктографического меню поля аналогичны полям Карточки поиска ИБ КомментарииЗаконодательства.
Как получить комментарии к статье, абзацу
Кроме того, возможно получение комментариев и к структурной единице документа (статье, абзацу). В нормативном акте, к которому существуют комментарии, на полях текста документа расположены яркие значки , информирующие о наличии полезных связей к структурной единице документа (обычно это статья), и бледные значки , информирующие о наличии полезных связей только к данному абзацу. Нажав на тот или иной значок, можно увидеть структурированный список документов (дерево-список). В дереве-списке перейдем в ИБ КомментарииЗаконодательства и получим список комментариев к выбранной структурной единице документа. Соответственно, открыв интересующий нас комментарий, мы сразу попадем в его фрагмент, комментирующий интересующую нас структурную единицу нормативного акта.
Как получить комментарии к любому фрагменту документа
Откроем интересующий нас нормативный акт и левой кнопкой мыши или комбинацией клавиш Shift + "стрелки" выделим необходимый фрагмент текста. Далее нажмем на пиктограмму и выберем условие "Связи помеченного фрагмента". Появится дерево связей к выбранному фрагменту нормативного акта. В дереве связей перейдем в ИБ КомментарииЗаконодательства и получим список комментариев к выбранному нами фрагменту документа. Причем, открыв интересующий нас комментарий, мы попадем в ту его часть, которая комментирует необходимый нам фрагмент нормативного акта.
Сегодня в дереве связей уже представлен список комментариев для документа в целом. Работа по разнесению комментариев к отдельным структурным единицам документов продолжается и будет закончена в 2004 г.
Отметим, что подобным способом можно искать не только комментарии к нормативным актам, но и документы из других установленных у пользователя разделов, например, консультации экспертов, рекомендации по бухгалтерским проводкам, статьи из прессы из раздела "Финансовые консультации".
КОРОТКО
В декабре компанией "Консультант Плюс" заключены договоры с Исполнительным комитетом электроэнергетического совета СНГ и Федеральной службой охраны Российской Федерации об информационно-правовом сотрудничестве. На сегодняшний день в рамках программы информационного сотрудничества действует более 60 прямых договоров с федеральными органами власти и управления.
В декабре в Российской государственной юношеской библиотеке прошел День КонсультантПлюс. В мероприятии приняли участие сотрудники из различных подразделений библиотеки, занятых обслуживанием читателей.
Пресса о КонсультантПлюс:
В журнале "Компьютер Пресс" (N 12, декабрь 2003 г.) опубликован обзор "Лучшие отечественные продукты 2003 года". В статье, посвященной возможностям КонсультантПлюс, отмечено: "Программные технологии компании "Консультант Плюс" позволили создать крупнейший в России банк нормативной информации".
В журнале "Бухгалтер и компьютер" (N 12, декабрь 2003 г.) опубликован обзор "Зеркало индустрии. Что показала выставка SofTool-2003". В разделе, посвященном анализу справочных правовых и информационных систем, компания "Консультант Плюс" выделяется как один из лидеров этого рынка.
В январе количество схем, разъясняющих на практических примерах применение трех новых бухгалтерских стандартов, введенных в действие, начиная с отчетности за 2003 г. (ПБУ 17/02, ПБУ 18/02, ПБУ 19/02) в информационном банке КорреспонденцияСчетов превысило 550. Данные схемы помогут бухгалтерам избежать возможных ошибок при составлении годовой бухгалтерской отчетности.
В январе количество документов в системе КонсультантПлюс превысило:
- В информационном банке ЭкспертПриложение - 120 000;
- В информационном банке Финансист (консультаций, авторами которых являются сотрудники МНС России) - 10 000;
- В информационном банке МоскваПроф - 50 000.
Информацию предоставили: В. Кравцов, В. Кучеров, М. Скворцова,
В. Остояч, Е. Муляр, О. Леонова, Н. Николаева
Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск
© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2024
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомнадзоре, рег. ПИ № ФС77-42966
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: https://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92