2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

2. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

Мировой опыт стран с классической системой рыночных отношений показывает, что весьма важную роль в экономике играет малое и среднее предпринимательство. Оно является мотором развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. Широкомасштабное, тщательно внедренное по направлениям и поддерживаемое государством развитие его позволяет экономически развитым странам эффективно решать многие задачи производственного, коммерческого, финансового и научно-технического характера. Малое и среднее предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, формированию и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйственной деятельности, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты деятельности. Оно содействует поддержанию на должном уровне конкуренции как высшей формы экономической состязательности, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости, приближению производства товаров и услуг к необходимому уровню потребления и расширению их ассортимента, равномерному развитию регионов страны.

Малому и среднему предпринимательству присущи гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры, что не может не способствовать стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору экономики свойственны и: сравнительно низкая доходность; высокая интенсивность труда; сложность с внедрением новых технологий и техники; ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это, как известно, приводит к постоянным обновлениям в секторе малого и среднего предпринимательства вследствие массовых банкротств, диверсификации деятельности или деградации. Хотя малые и средние предприятия и создают много новых рабочих мест, но их работники слабее защищены социально по сравнению с занятыми на крупных предприятиях.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определены новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предпринимателям:

- микропредприятия - не более 15 занятых и годовая выручка от реализации без учета НДС до 60 млн. рублей;

- малые предприятия - не более 100 занятых и годовая выручка от реализации без учета НДС до 400 млн. рублей;

- средние предприятия - не более 250 занятых и годовая выручка от реализации без учета НДС до 1000 млн. рублей.

В период становления и развития рыночных отношений малое и среднее предпринимательство нуждается в особом внимании и серьезной поддержке, как со стороны государственных органов управления, так и общественных объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций, агентств, торгово-промышленных палат). Для этого необходима единая скоординированная политика, система программных мероприятий, взаимоувязанных в межотраслевом, внутриотраслевом, региональном и временном масштабах.

Особое значение при изучении современного состояния и прогностической оценки развития в будущем малого и среднего предпринимательства имеют особенности отраслевого характера. Среди них можно выделить следующие особенности.

1. Рыбохозяйственный комплекс, являясь частью экономики страны, развиваясь в интегральной связи с другими отраслями, в одних случаях выступает как потребитель (водного и автомобильного транспорта, услуг железнодорожного и воздушного транспорта, жидкого и твердого топлива, хлопка и хлопчатобумажной пряжи и синтетических материалов для производства сетеснастных материалов, вспомогательных материалов, выступающих в качестве компонентов в составе пищевой и непищевой продукции, выпускаемой предприятиями отрасли, и т.п.), в других - как поставщик (свыше 50 отраслей народного хозяйства потребляют рыбную продукцию и продукцию из нерыбных объектов промысла: химическая, кожевенная, меховая, медицинская, отрасли АПК и др.).

2. Важной особенностью, оказывающей существенное влияние на правильное отражение сущности малого и среднего предпринимательства и роли его в экономике страны, является тот факт, что рыбная промышленность и хозяйство, относящиеся к сфере производства предметов потребления, в свою очередь, выступают как потребители самой разнообразной техники.

3. Признавая определяющую роль действия экономических законов в процессе формирования и развития сырьевой базы рыбной промышленности и хозяйства и используя их для дальнейшего целенаправленного развития, необходимо учитывать также влияние природы на сырьевую базу.

Тесная связь рыбохозяйственного комплекса с природной средой прежде всего проявляется через природные предметы труда и их особенности (естественную восстановительную способность, подвижности предметов труда и сезонность промысла).

Особенности природной среды во многом определяют и другие специфические черты рыбной промышленности и хозяйства: региональность развития; особенности сырья и продукции; инерционность и неопределенность развития; особенности комплексного развития; наличие и характер международных связей.

Особенности территориального развития проявляются в том, что рыбохозяйственный комплекс, его структуры, в том числе малое и среднее предпринимательство, размещены по всей территории страны. В ряде регионов оно является не только ведущей отраслью, но и градообразующей силой. Важной особенностью территориального размещения является организация промысла в Мировом океане (ИЭЗ России и ИЭЗ зарубежных стран, открытые районы и конвенционные зоны Мирового океана) и внутренних водоемах страны (морях, реках, озерах, водохранилищах, товарных рыбоводных хозяйствах). Особенности территориального развития рыбной промышленности и хозяйства вызывают необходимость решения таких важнейших проблем, как учет специфики региональных рынков капитала, товаров, в том числе рыбных, труда, региональных и межрегиональных связей; развитие и размещение основного производственного аппарата и его инфраструктуры как по районам промысла и морским портам, так и на берегу.

Отраслевая особенность малого и среднего предпринимательства в немалой степени определяется особенностями сырья и продукции, вырабатываемой из него. Водные биоресурсы могут служить сырьем для перерабатывающей промышленности, но могут стать и предметом непосредственного потребления, минуя стадию переработки. Это предопределяет необходимость организации соответствующих современных производств: сохранения и переработки сырья, холодильного хранения готовой продукции, транспортных и перегрузочных средств.

Рыбная промышленность и хозяйство России являются одной из тех отраслей экономики страны, которая находится в постоянном контакте с мировым рынком, с различными международными организациями, фирмами, предпринимателями. Рыбохозяйственные предприятия и организации, в том числе малого и среднего предпринимательства, осуществляют промысел в экономических зонах иностранных государств, совместное предпринимательство в области рыбохозяйственной деятельности. Все это и определяет международный характер связей в отрасли.

Важнейшие особенности малого и среднего предпринимательства в стране, в том числе в рыбохозяйственном комплексе, связаны с ареалом его деятельности (широтой территориального охвата, обусловливающей региональные особенности развития предпринимательства). Исходя из этого признака, деятельность предпринимательства осуществляется в рамках определенной местности (селения, поселка, города, района) и классифицируется соответственно как местное предпринимательство: региона (субъекта Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках экономического района) - региональное; государства (между регионами) - общегосударственное; нескольких государств - межгосударственное. В настоящее время в стране малое и среднее предпринимательство носит в основном местный и региональный характер.

Напоминая широко известное утверждение о том, что возрождение России должно начаться с ее регионов, необходимо подчеркнуть, что это будет осуществляться, в первую очередь, за счет развития малого и среднего предпринимательства. Именно оно поможет справиться с огромным количеством проблем, которые в рамках жесткого государственного управления практически не решаются.

Следует отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства сегодня в первую очередь важно для становления и развития экономики самих регионов.

Коренное изменение этой ситуации в период перестройки экономики состояло именно в переориентировании работы предприятий на региональный рынок, в развитии сети малых и средних предприятий, специализированных на выпуске, в первую очередь, необходимой региону продукции. Такие предприятия уже в силу малых мощностей и своей специализации были тесно связаны с территорией.

Однако, если для ряда местных предприятий, связанных с выпуском продукции, имеющей на региональном рынке достаточно высокий уровень спроса и масштабы потребления, ориентация на региональный рынок представлялась как прогрессивное явление, то для предприятий, производящих товары, предназначенные в основном на вывоз в другие районы (по различным объективным причинам не способные организовать выпуск этих товаров), политика в реформировании экономики этих предприятий должна осуществляться в несколько отличных направлениях. То есть она должна строиться на расширении производства таких товаров путем рационального сочетания развития всех форм собственности, повышения экономической эффективности их функционирования. То есть политика в области развития малого и среднего предпринимательства в таких регионах должна строиться не на полном удовлетворении потребности населения в их продукции (ибо последняя будет в избытке), а на расширении налогообразующей базы, сохранении старых и создании новых рабочих мест.

В настоящие время малое и среднее предпринимательство в рыбной промышленности и хозяйстве получило наибольшее развитие на Дальневосточном и Северном рыбопромышленных бассейнах, играющих ведущую роль в рыбохозяйственном комплексе.

Развитие малого и среднего предпринимательства в отрасли - практически проблема региональная. Именно регионы должны формировать стратегию развития предпринимательства (и не только малого и среднего, но и крупного). Несомненно, эта стратегия должна тесно увязываться с общей политикой государства в области развития экономики России в целом и отрасли, в частности.

Рыбохозяйственные комплексы в регионах России имеют существенные различия и в потенциальных возможностях водных биоресурсов, и природно-климатическом характере окружающей среды, экономическом, социальном и научно-техническом уровнях развития. Но имеется и общее в их развитии. Это прежде всего цель функционирования - участие в обеспечении продовольственной безопасности страны (в обеспечении населения продуктами питания высокого качества, в широком ассортименте и по доступным ценам, а также обеспечении протекционизма отечественным производителям на внутреннем рынке страны). Общим являются и большинство проблем, с которыми на современном этапе столкнулись предприниматели, которые носят как общегосударственный и общеотраслевой, так и региональный, внутренний и частные характеры.

Рыбное хозяйство Российской Федерации является многофункциональным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности от изучения и прогнозирования сырьевой базы, добычи и переработки водных биологических ресурсов до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики страны.

Значительная часть предприятий рыбохозяйственного комплекса, расположенных в отдаленных и окраинных приморских территориях, несет на себе градообразующие функции.

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного рыболовства связано с преобладанием в рыбохозяйственном комплексе малых и средних предприятий. Эффективное использование водных биологических ресурсов (ВБР) должно быть направлено на максимально возможное изъятие ВБР в соответствии с общедоступными уловами (ОДУ), включая прибрежное рыболовство, где и сосредоточены субъекты малого и среднего предпринимательства. Как уже отмечалось ранее, низкая эффективность работы предприятий малого и среднего бизнеса в рыболовстве (уровень рентабельности всего 4 - 5%) связана с низким уровнем развития материально-технической базы, необеспеченностью в полной мере объемами выделяемых квот на добычу ВБР, низким уровнем оптовых цен на большинство видов товаров из ВБР. Отсюда вытекают неспособность предприятий к самостоятельному воспроизводству собственных основных фондов и низкая кредитоспособность большинства предприятий малого и среднего предпринимательства.

Говоря о развитии предпринимательства в сфере океанического рыболовства и в значительной степени в прибрежном рыболовстве следует иметь в виду, что существенное увеличение числа добывающих предприятий невозможно из-за ограничения имеющихся объемов квот на ВБР. В какой-то степени число новых предприятий может увеличиваться за счет введения новых районов промысла и вновь разведанных запасов, а также за счет более эффективного использования ОДУ при условии, если имеющиеся предприятия будут не в силах их осваивать самостоятельно. Высокий уровень изношенности основных фондов и темпы их старения выдвинули задачу быстрой замены старого флота или при возможности его модернизации.

Малое и среднее предпринимательство имеет значительный потенциал для развития в рыбохозяйственном комплексе в части создания небольших высокоэффективных комплексов по производству рыбной продукции.

В настоящее время малое и среднее предпринимательство испытывает существенные трудности, препятствующие его эффективному развитию. Дефицит кредитных ресурсов, низкая ликвидность активов, характерные сегодня для экономики страны, оказывают негативное влияние на его развитие.

Кроме того, необходимо учесть тот факт, что в связи с серьезным физическим износом и моральным старением основных производственных фондов отечественные рыбоперерабатывающие предприятия требуют существенной модернизации производства и остро нуждаются в современном, отвечающем международным требованиям и потребительскому спросу, сортировочном, филетировочном, вакуумно-упаковочном, погрузо-разгрузочном, транспортировочном оборудовании и средствах; морозильных аппаратах; оборудовании, входящем в состав линий по производству консервной продукции; оборудовании для переработки водных беспозвоночных и отходов производства; оборудовании для проведения лабораторного производственного контроля и т.п.

Принятые в настоящее время государством меры не решили в полной мере накопившиеся системные проблемы, стоящие перед малым и средним предпринимательством рыбохозяйственного комплекса страны.

В связи с этим необходимо разработать и реализовать следующие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в сфере производства рыбной продукции, которые позволят повысить эффективность его функционирования:

1) расширение государственных программ поддержки рыбохозяйственных предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства;

2) оптимизация государственного участия в формировании рыночной конкурентной среды, в том числе в направлении устранения внутренних административных барьеров, упрощения административных процедур при расчете и уплате налогов;

3) снижение издержек и упрощение доступа малых и средних предприятий и организаций к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо- и газоснабжения и другим объектам естественных монополий, а также снижения тарифов за пользование их услугами;

4) сокращение контрольных полномочий проверяющих органов;

5) содействие предприятиям и организациям малого и среднего предпринимательства в приобретении технологического оборудования на условиях использования механизма лизинговых отношений, субсидирования процентной ставки за пользование кредитами на строительство, модернизацию новых предприятий и приобретение технологического оборудования;

6) субсидирование расходов на создание в субъектах Российской Федерации специализированных оптовых рынков по реализации рыбных товаров;

7) создание единой системы информационного обеспечения рынка рыбных товаров.

Ожидаемые результаты от реализации комплекса мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере переработки и хранения рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов должны проявиться в виде увеличения объемов производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов предприятиями и организациями, а также индивидуальными предпринимателями, относящимися к малому и среднему предпринимательству, на 100 тыс. т ежегодно в рассматриваемый период.

Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса и рыбохозяйственного комплекса внутренних водоемов страны невозможно без решения соответствующих задач в области аквакультуры (пресноводной и морской):

- искусственное воспроизводство рыбных запасов;

- пастбищная аквакультура;

- прудовое рыбоводство;

- индустриальная аквакультура.

Особые перспективы в области ускоренного развития аквахозяйств в России связаны с морской аквакультурой.

Наиболее привлекательными особенностями аквакультуры, в т.ч. морской, являются относительная (а в перспективе и абсолютная) независимость от природной сырьевой базы и значительно меньшие по сравнению с океаническим рыболовством транспортные и энергетические расходы.

Масштабы и эффективность развития промышленной марикультуры в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе будут определяться успешностью решения финансовых, организационных, экологических, социально-экономических и правовых проблем.

Финансовые проблемы обусловлены высоким уровнем капиталоемкости марихозяйств и связаны, во-первых, с поиском средств на организацию, строительство и эксплуатацию морских плантаций; во-вторых, со сроком окупаемости. Даже при достаточном финансировании отдача начинается, например, при выращивании японской ламинарии и тихоокеанской мидии только спустя два года, 3 - 5 лет - при выращивании приморского гребешка и дальневосточного трепанга. Полная же окупаемость проекта может наступить не раньше 8 - 10 лет его реализации. В нынешних условиях развития экономики страны весьма сложно будет организовать долгосрочное инвестирование такого рода проектов. Одно из перспективных решений данной проблемы - развитие государственно-частного партнерства.

Решение организационных проблем будет состоять в упрощении и удешевлении организации создания и функционирования хозяйств.

Экологические проблемы обусловлены отсутствием методического инструментария для научно обоснованной оценки воздействия функционирования хозяйств на прибрежно-морские экосистемы, формирование системы ограничений и рекомендаций по обеспечению экологической безопасности функционирования марихозяйств.

Решение социально-экономических проблем связано с возрождением и развитием производственной и социальной инфраструктуры марихозяйств.

Несомненно, реализация приведенных выше проблем в области развития морских аквахозяйств во многом будет зависеть от решения правовых проблем, обусловленных необходимостью создания соответствующего пакета законодательных и нормативных актов, регламентирующих ведение морских аквахозяйств, формирующих правовое поле деятельности их в различных сферах (в первую очередь принятие Законов "Об аквакультуре" и "Прибрежном рыболовстве").

Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельными законодательными актами Российской Федерации даны четкие определения рыбоводства (аквакультуры) - как деятельности по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных названным выше Федеральным законом случаях по добыче (вылову) данных гидробионтов и товарного рыбоводства - как предпринимательской деятельности по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов гидробионтов. Указанные нормы права создают предпосылки для развития "пастбищного рыбоводства" малым и средним предпринимательством по следующей схеме: предприятие строит рыбоводный завод по выращиванию молоди гидробионтов и осуществляет выпуск ее в водные объекты рыбохозяйственного значения. В случае, если водоем на конкурсной основе выделен пользователю в единоличное пользование (например, озеро), то указанное лицо становится собственником всех выращиваемых в водоеме гидробионтов. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в области товарного рыбоводства должно быть направлено на закрепление за предприятиями и организациями аквакультуры права собственности на промысловые возвраты выращенных ими гидробионтов в водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования.

Предприятия и организации малого и среднего предпринимательства могут участвовать в осуществлении рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации в порядке, предусмотренном Приказом Росрыболовства от 1 апреля 2009 г. N 257 "Об утверждении порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации".

Рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации в отношении видов водных биоресурсов, для которых устанавливаются общие допустимые уловы, осуществляется в пределах квот на добычу (вылов) гидробионтов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, распределяемых между гражданами и юридическими лицами Федеральным агентством по рыболовству в соответствии с Правилами распределения квот на добычу (вылов) гидробионтов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных культурно-просветительских целях, а также в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 887 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст. 5832).

В отношении видов водных биоресурсов, для которых не устанавливаются общие допустимые уловы, рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации осуществляется в объемах, указанных в решении Федерального агентства по рыболовству о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование, для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации.

Рыболовство в целях рыбоводства осуществляется для:

- ведения рыбоводства (аквакультуры);

- отлова гидробионтов, выращенных в водных объектах рыбохозяйственного значения, в целях товарного рыбоводства;

- формировании ремонтно-маточных стад водных биоресурсов.

Указанные нормы Приказа Росрыболовства от 1 апреля 2009 г. N 257 создают предпосылки для участия предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства в рыбной деятельности.

Кроме того, необходимо в этой связи заметить, что предоставление права пользования водными биоресурсами осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. N 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование".

Реальной помощью по стороны государства могли бы стать выделение субсидий на удешевление топлива, снижение тарифов на транспортировку продукции и грузов для предприятий малого и среднего бизнеса рыбохозяйственного комплекса, а также субсидий (грантов) для субъектов в качестве стартового капитала на начальном этапе развития в размере до 300 тысяч рублей.

Реализация комплекса мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в обеспечении направлений создания и функционирования предприятий марикультуры предполагает ежегодный прирост численности предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства на уровне 5%.

Привлечение предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства к рыбохозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство, должно происходить путем применения соответствующего механизма управления формированием и применением нормативного правового и методического инструментария по предоставлению в пользование рыбопромысловых участков для организации на них любительского и спортивного рыболовства. Последнее будет реализовываться на практике на базе использования полученного определенного права на эксплуатацию водных биоресурсов предоставленного рыбопромыслового участка, с учетом действующей системы распределения квот на добычу (вылов) гидробионтов.

Суть привлечения предприятий организаций малого и среднего предпринимательства к осуществлению рыбохозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство, заключается в организации государственно-частного партнерства в виде концессионных соглашений на базе имущественного комплекса подведомственных федеральных государственных учреждений бассейновых управлений и рыбоводных заводов, а также закрепленных за ними рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства.

Квоты на добычу (вылов) гидробионтов для организации любительского и спортивного рыболовства распределяются между пользователями водными биоресурсами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для осуществления любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, гражданам необходимо заключить договор на оказание услуг с пользователем, имеющим договор на предоставление в пользование рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства (далее - путевка на добычу (вылов) гидробионтов). В путевке на добычу (вылов) гидробионтов должен быть указан объем последних, согласованный для добычи (вылова); места добычи (вылова) в пределах рыбопромыслового участка; срок ее действия и другая информация. Как следует из приведенного выше материала, на рыбопромысловых участках пользователи будут оказывать услуги (предоставление гостиничных мест для ночлега, лодок и рыболовного инвентаря, насадок, спортивного инвентаря для отдыха, хозяйственного инвентаря для приготовления пищи и заготовки рыбы, егерьского обслуживания и др.). Это и будет определять непосредственный вклад в экономику Российской Федерации путем осуществления прямых и косвенных затрат на удовлетворение потребности в рыбной ловле широких слоев населения страны, а также развитие соответствующей инфраструктуры, сохранение действующих и создание новых рабочих мест, необходимых для обеспечения функционирования этого вида деятельности в рыбной промышленности и хозяйстве.

Необходимость полного изъятия водных биологических ресурсов пресноводных водоемов, прибрежных морских акваторий, Исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Российской Федерации и ИЭЗ иностранных государств, конвенционных и открытых районов Мирового океана, наращивание деятельности в области искусственного воспроизводства и товарной аквакультуры обусловили создание большого количества средних и малых предприятий, занятых выращиванием, добычей, переработкой, хранением и реализацией водных биологических ресурсов и продукции из них, а также развитием вспомогательных производств.

Как видно из таблицы 1, малые предприятия занимали по численности в 2008 г. 10,3% в структуре предприятий по виду экономической деятельности - рыболовство, рыбоводство и 28,1% - по среднегодовой численности работников.

Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства насчитывается на Дальневосточном рыбопромышленном бассейне - 31,8% от общего их количества в отрасли. На Северном бассейне работает 20,4% субъектов малого бизнеса отрасли, на Западном - 9,1%, Южном - 4,4%, Каспийском - 5,8%, в Москве и Московской области - 2,3%, в прочих регионах - 26,9%.

Развитие рыбохозяйственных предприятий и организации малого и среднего предпринимательства сдерживается наличием ряда проблем, по составу и содержанию идентичных как общим проблемам развития рыбной промышленности и хозяйства, так и экономике регионов и страны в целом.