1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Нормативы времени разработаны на элементы операций технологических процессов погрузки-выгрузки грузов на железнодорожном и автомобильном транспорте, осуществляющем перевозки грузов между предприятиями, районами, областями, краями, республиками и странами.

На работы по перемещению и укладке грузов в цехах предприятий, организаций и на строительных площадках настоящие Нормативы времени не распространяются.

1.2. В основу разработки нормативов положены следующие данные:

результаты обобщения и анализа фотографий рабочего времени и хронометражных наблюдений, проведенных на предприятиях министерств и ведомств;

классификация грузов;

технические характеристики перегрузочных машин и механизмов;

типы и размеры грузозахватных устройств;

результаты анализа трудовых процессов, приемов и методов труда и организация рабочего места;

технические расчеты;

"Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте", изд. 1971 г.

1.3. Нормативы предназначены для разработки единых норм выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы, для расчета технически обоснованных местных норм выработки и времени рабочим-сдельщикам на варианты погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых более производительными машинами, механизмами, грузозахватными устройствами при более совершенной организации труда, чем это предусмотрено в действующих единых нормах выработки и времени, и установления нормированных заданий рабочим-повременщикам, а также для расчета численности рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах.

Указанные нормативы не могут служить основанием для расчета простоя железнодорожного подвижного состава под погрузкой и выгрузкой груза.

1.4. Настоящий сборник содержит:

таблицы нормативов оперативного времени на элементы операций погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых механизированным, не полностью механизированным способом и вручную;

таблицу нормативов времени на подготовительно-заключительные работы, организационное и техническое обслуживание рабочего места, перерывы, предусмотренные технологией и организацией производственного процесса погрузочно-разгрузочных работ, перерывы на отдых (включая физкультурные паузы) и личные надобности;

таблицу нормативов времени на специальное крепление (раскрепление) грузов на железнодорожном подвижном составе (на платформе и полувагоне).

1.5. В каждой таблице нормативов времени указаны фиксажные точки элементов операций технологического процесса погрузки-выгрузки грузов и дано описание состава работ. Кроме того, в таблицах отражено: место производства работ, основные факторы, влияющие на продолжительность элементов (расстояние перемещения, угол поворота, масса одного места или одного подъема (пакета) груза, категория, наименование и класс груза, виды применяемых машин, механизмов, грузозахватных устройств и простейших приспособлений и т.п.), учтенные при расчете соответствующих нормативов времени.

1.6. Нормативы оперативного времени установлены в секундах на единицу измерения, указанную в соответствующих таблицах. В зависимости от содержания элемента измерителями являются: одна тонна груза, одно место груза определенной массы или размеров, один контейнер, один захват, одна отдача, один подъем, одна отцепка и т.п.

1.7. Установлены нормативы времени на фактическую массу перегружаемого груза с учетом массы тары, за исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в соответствующих таблицах нормативов.

1.8. Нормативные таблицы расположены по элементам цикла.

1.9. Под термином "груз" понимается сырье, топливо, порожняя тара, продукция в различной транспортной упаковке и без упаковки.

1.10. Термин "масса подъема" означает массу груза, перемещаемую машиной или механизмом за один цикл. Формулы расчета высоты укладки грузов в вагоне и их объемов даны в Приложении 1.

1.11. Сборник содержит нормативы на следующие категории грузов:

грузы в мешках и пакетах, т.е. грузы, упакованные в пакеты или мешки джутовые, льняные, бумажные (одно- и трехслойные), полиэтиленовые и др.;

грузы в кипах, за исключением кип в жесткой упаковке (деревянных щитах или решетках с двух сторон);

грузы в ящиках - грузы в деревянных, металлических, фанерных, пластмассовых, картонных ящиках, в коробках (коробах), решетках, сетках, связках, оборотной производственной таре (в том числе хлебобулочные изделия, уложенные в лотки), а также грузы без упаковки (в том числе штучные грузы - толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и связках), мясо в тушах и полутушах массой одного места до 250 кг (за исключением металлов и лесоматериалов);

катно-бочковые грузы, к которым отнесены грузы в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), катушках массой места до 500 кг;

тяжеловесные грузы: оборудование, машины (в том числе самоходные) в ящиках и без упаковки (за исключением металлов и лесоматериалов), контейнеры груженые и порожние массой места 251 кг и более, кабель и трос стальной в бухтах и барабанах массой места 501 кг и более;

металлы и металлические изделия: металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке независимо от массы одного места, за исключением машин, станков и другого оборудования, относящихся к тяжеловесным грузам;

лесоматериалы: лес круглый любого диаметра, телеграфные столбы, шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева - дома и детали домов и т.п.;

навалочные грузы - различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью): уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и другие, а также зерновые грузы россыпью.

1.12. Грузы каждой категории подразделены на классы в зависимости от вида упаковки, массы и размеров одного места, погрузочного объема, вида помола, размеров частиц и угла естественного откоса в покое навалочных грузов, процентов содержания руды в породе, а также с учетом особых свойств груза (огнеопасный, химически вредный, ядовитый, требующий осторожного обращения и т.д.). Классификационный список грузов дается в Приложении 2. Для грузов, отсутствующих в классификационном списке, класс определяется на основе классификационных показателей, приведенных в Приложении 3.

1.13. Нормативы времени охватывают следующие профессии рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах: грузчик, стропальщик, водитель погрузчика, машинист крана (крановщик), водитель автомобильного крана, водитель автомобильного погрузчика, машинист зернопогрузочных машин, машинист автомобилеподъемника, водитель электро- и автотележек, водитель мототранспортных средств.

1.14. Количество исполнителей, приведенное в таблицах нормативов данного сборника, установлено с учетом обеспечения нормального хода выполнения операций.

1.15. Наименование профессий рабочих указано в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 1, и Квалификационным справочником профессий рабочих, не вошедших в ЕТКС работ и профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 9 мая 1971 г. N 289.

1.16. Приведенные в сборнике количественные значения (скорости подъема, поворота и перемещения машин, погрузочный объем, размеры груза, вместимость грейфера и др.), в которых указано "до", следует считать включительно.

1.17. До введения нормативов времени необходимо привести организационно-технические условия в соответствие с запроектированными в нормативах и осуществить производственный инструктаж рабочих.

1.18. На элементы операций, не предусмотренных настоящим сборником, устанавливаются местные нормативы времени.

1.19. При внедрении на предприятиях более прогрессивных, чем это предусмотрено в настоящих нормативах, организации производства и труда, технологии работы машин, механизмов, оснастки и т.п. следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные нормативы времени.

1.20. С введением в действие данных нормативов утрачивают силу все отраслевые нормативы на указанные работы (кроме более прогрессивных нормативов).