Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2003 N КАС03-180 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 05.03.2003 N ВКПИ03-6, которым отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным подпункта "в" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 мая 2003 г. N КАС03-180

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Толчеева Н.К., Петроченкова А.Я.,

с участием прокурора: Титова Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 мая 2003 года гражданское дело по жалобе Я. о признании незаконным п. п. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" от 6 сентября 1998 года N 1054 по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я. и заключение прокурора Титова Н.П., полагавшего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, Кассационная коллегия

установила:

Я. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконным п. п. "в" п. 10 вышеназванных Правил, поскольку, по мнению заявителя, указанным нормативно-правовым актом нарушается его право на жилье, закрепленное в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Соглашении государств - участников СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, ст. 40 Конституции РФ, ст. 19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2003 года Я. в удовлетворении жалобы отказано.

Не соглашаясь с таким решением, заявитель в кассационной жалобе просит о его отмене и удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. По его мнению, оспариваемый нормативно-правовой акт в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, нарушает его право на жилье, а также основные права и свободы, предусмотренные ст. ст. 40 и 55 Конституции РФ. Кроме того, в кассационной жалобе Я. предлагает Верховному Суду РФ обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом соответствия оспариваемой им нормы требованиям ст. ст. 18, 19, 40 и 55 Конституции РФ.

Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения из вооруженных сил или других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).

14 февраля 1992 года государства - участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, где в ст. 3 определено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Однако данное соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.

Вместе с тем, в целях реализации Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4455-1 статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года. В соответствии со ст. 62 того же Закона гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.

19 мая 1993 года Верховный Совет РФ принял Постановление "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" N 4983-1, пунктом 5 которого определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.

Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, а также Республиками Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, согласно которым граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения 31 декабря 1999 года, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Вместе с тем, во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года было подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ", где в ст. 3 определено, что государство - участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства - участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.

Данное соглашение было подписано Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для Республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Российская Федерация же и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.

Что же касается Украины и Республики Узбекистан, то ими какие-либо межгосударственные соглашения об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ, подписаны не были, и, следовательно, никаких обязательств перед гражданами, уволенными из вооруженных сил Украины и Республики Узбекистан и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территориях других государств - участников СНГ названные государства не несут.

Таким образом, при условии выполнения необходимых внутригосударственных процедур и ратификации указанного Соглашения Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.

Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 года, то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не противоречит и требованиям ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя.

В соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (ст. 2) от 24 декабря 1992 года N 4218-1 право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные деньги.

Таким образом, заявитель, как уволенный с военной службы из Вооруженных Сил Украины, при переезде на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации и при условии признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий обеспечиваются жильем на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, требования Я. о признании незаконным п. п. "в" п. 10 оспариваемых Правил удовлетворению не подлежат.

Что же касается предложения Я. об обращении в Конституционный Суд РФ с вопросом о соответствии оспариваемой им нормы требованиям ст. ст. 18, 19, 40 и 55 Конституции РФ, то его нельзя признать состоятельным в силу изложенных выше обстоятельств, а также это не входит в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации. На основании п. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в порядке, установленном федеральным законом.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Я. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ