4. Плановая проверка

4.1. Специальные требования к порядку организации и проведения плановой проверки приведены в ст. 9 Закона N 294-ФЗ.

4.2. По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не определено действующим законодательством. Например, согласно ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944.

4.3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых территориальными органами Роспотребнадзора в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Ежегодный план проведения плановых проверок, утвержденный руководителем территориального органа Роспотребнадзора (его заместителем), доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте территориального органа Роспотребнадзора в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

Требования к содержанию ежегодных планов проведения плановых проверок указаны в ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ.

4.4. Отсутствие оснований проведения плановой проверки (ч. 2 и ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

4.5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Приведенный выше перечень оснований является закрытым, то есть не допускается проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям. В период между плановыми проверками в случаях, указанных в действующем законодательстве, могут быть проведены внеплановые проверки и процессуальные мероприятия, предусмотренные, в частности, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.6. Разработанные органами Роспотребнадзора и подписанные их руководителями (заместителями руководителей) проекты ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.

Проекты ежегодных планов направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля.

Органы Роспотребнадзора должны рассмотреть указанные выше предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направить в соответствующие органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок, подписанные руководителями органов Роспотребнадзора либо их заместителями.

Ежегодные планы проведения плановых проверок направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (www.genproc.gov.ru) в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации

4.7. Прокурорами оценивается соблюдение основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе учитывается, что:

- проверка проводится в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц;

- недопустимо проведение в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

При установлении прокурорами несоответствия представленных органами Роспотребнадзора конкретных пунктов проектов планов требованиям законодательства подобные пункты исключаются из сводного плана, о чем мотивированно уведомляется соответствующий орган Роспотребнадзора.

4.8. При подготовке к проведению плановой проверки должностным лицом Роспотребнадзора должны быть изучены сведения относительно ранее проведенных в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) мероприятий государственного контроля (надзора).

Территориальным управлениям Роспотребнадзора рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе ФНС России сведения об юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из которых, например, можно узнать место нахождения, данные руководителей и участников (учредителей), наличие филиалов (представительств) и т.п.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановления Правительства от 19.06.2002 N 438 и от 16.10.2003 N 630 утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 N 462, утвердившего новые размеры платы, взимаемой за предоставление сведений содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Согласно п. 24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном государственном реестре, в электронном виде органам государственной власти предоставляются бесплатно.

Аналогичное правило закреплено в п. 32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630.

Кроме того, информация, необходимая для отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям (о выручке от продажи товаров, работ, услуг; о численности работников проверяемого лица и т.п.), содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год". До проведения проверки рекомендуется запросить необходимые данные в территориальных органах Росстата в отношении конкретных проверяемых лиц.

4.9. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

Таким образом, плановая проверка может быть:

- документарной;

- выездной.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) органа Роспотребнадзора и указывает в распоряжении о проведении проверки.

4.10. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом Роспотребнадзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на формулировку срока в указанной правовой норме: "не позднее чем в течение трех дней". Буквальный и контекстный анализы данного словосочетания позволяют его трактовать таким образом, что уведомление должно быть сделано не позднее трех дней до начала проведения проверки.

Нарушение рассматриваемого срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

В целях обеспечения доказательства надлежащего уведомления лица о предстоящей проверке под иным доступным способом следует понимать такое уведомление, которое может впоследствии быть подтверждено в рамках проверки действий должностных лиц Роспотребнадзора со стороны органов прокуратуры или суда.

При направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении необходимо учитывать, что лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом.

Помимо направления указанного уведомления заказным почтовым отправлением ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления.

В связи с возможными неточностями в работе почты рекомендуется в указанный срок вручать копию распоряжения о проверке непосредственно уполномоченному представителю проверяемого лица (индивидуальному предпринимателю) с получением расписки о получении копии распоряжения о проведении проверки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения, содержащей дату и время получения, а также подпись и данные подписанта (ФИО, должность).

В случае отдаленного нахождения проверяемого лица копия распоряжения о проверке может быть направлена посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты и времени получения, а также включающей подпись и данные подписанта (ФИО, должность).

4.11. В отношении малых и микропредприятий (субъектов малого предпринимательства) частями 2 и 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ установлен специальный (уменьшенный и объединенный) срок проведения плановых выездных проверок в размере 50 и 15 часов в год, соответственно (более подробно см. раздел 6 Методических рекомендаций).

4.12. Особенности проведения плановых проверок членов саморегулируемых организаций указаны в частях 10, 13 и 14 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.

В случае проведения в отношении члена саморегулируемой организации плановой проверки следует в обязательном порядке уведомить данную саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя в ходе проверки.