Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП магистратуры с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии социально-личностных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных практикумов и моделирования, деловых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов картосоставительской работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телесеминаров и телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Основной активной формой обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-составительской, редакторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП магистратуры и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки групповой работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (подготовка компьютерных презентаций, чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ производственных ситуаций на основе имитационных моделей, проведение тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных картографических школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: общегеографическое и тематическое картографирование природы, населения, общества, экологии; оформление карт и атласов, компьютерный картографический дизайн; геоинформационное картографирование; дистанционное зондирование и аэрокосмические методы в картографии и геоинформатике; использование карт и математико-картографическое моделирование, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей);

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП магистратуры вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматривается научно-производственная практика по картографии; геоинформатике; аэрокосмическому зондированию и магистерская стажировка.

Конкретные виды работ на практике и стажировке определяются вузом. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся, включая:

планирование научно-исследовательской картосоставительской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ на конкретной территории, сбор источников для составления, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской и картосоставительской работы;

корректировки программы и плана проведения научно-исследовательской картосоставительской работы;

составление картографического произведения и краткого отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита составленного картографического произведения и всей выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

(см. текст в предыдущей редакции)

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных ООП магистратуры по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

коллекции тематических карт природы разных масштабов и назначения для России, зарубежных стран, материков и океанов, Мира, планет;

коллекции карт социально-экономической тематики разных масштабов и назначения для России, зарубежных стран, материков и океанов, Мира;

коллекции карт экологической (геоэкологической) тематики разных масштабов и назначения для России, зарубежных стран, материков и океанов, Мира и отдельных регионов;

коллекции исторических карт разного назначения для России, зарубежных стран Мира и отдельных регионов (на разные исторические периоды);

серии карт для Высшей школы, регионов, мира в масштабах 1:4 000 000 и 1:5 000 000 (для России и СССР), 1:8 000 000 (карты районирования) и 1:15 000 000 (карты Мира) и карты отдельных регионов;

глобусы разного назначения и тематики Земли, Луны и других планет;

коллекции старых русских карт разных масштабов;

коллекции зарубежных карт и атласов разного типа, масштаба, способов изображения и оформления;

проекционное оборудование (диапроекторы, эпископы, оверхеды) для демонстрации лекционных материалов по всем основным учебным курсам;

демонстрационные отечественные и зарубежные компакт-диски компьютерных карт, атласов, мультимедийных картографических произведений, анимаций, виртуальных изображений, геоинформационных систем, виртуальных для обеспечения всех картографических курсов;

стандартные программы для обработки данных спутникового позиционирования;

настольные компьютеры для обработки полевых цифровых картографических, геодезических и фотограмметрических данных и материалов дистанционного зондирования;

лазерные проекторы и другое проекционное оборудование для демонстрации лекционных материалов;

экраны разного типа и размера;

наборы лицензионных компьютерных программ;

наборы учебных демонстрационных программ и материалов на компакт-дисках;

учебная база практики, оборудованная для ведения топографо-геодезических работ, включая планово-высотное обоснование (учебные пирамиды и реперы), камеральное помещение, геокамеру;

учебный кабинет геодезии, оборудованный шкафами для хранения геодезических инструментов и оборудования и стеллажами для размещения пособий и материалов;

учебная аудитория, оснащенная оборудованием для ведения камеральных (лабораторных) занятий по изучению геодезических приборов и проведению измерений;

теодолиты, нивелиры и другое геодезическое оборудование;

учебные аудитории для проведения лабораторных работ, оборудованные рабочими местами для проведения занятий, шкафами и стеллажами для хранения фотограмметрических приборов и инструментов, снимков;

учебная фотолаборатория;

приборы для обработки одиночных снимков - фототрансформаторы, проекторы, оптические пантографы;

стерокомпараторы и другие измерительные приборы для измерения плоских прямоугольных координат точек фотоснимков, а также параллаксов;

приборы для рисовки рельефа на аэрофотоснимках;

универсальные фотограмметрические приборы для выполнения всего комплекса камеральных аэрофототопографических работ;

электронные приборные комплексы для дешифрирования снимков;

электронные приборные комплексы для обработки аэрокосмических материалов и рисовки карт;

фототрансформаторы, в том числе автоматизированные и щелевые;

фототеодолитные комплексы для выполнения наземных съемок;

цифровые фотокамеры для полевой съемки объектов и получения цифровых снимков;

приемники спутникового позиционирования;

стандартные программы для обработки данных спутникового позиционирования;

комплекты учебных аэрофотоснимков разного масштаба и типа, стереопары;

комплекты учебных космических снимков разного масштаба и типа (фотографические, фототелевизионные, сканерные);

наборы фотопланов, фотомонтажей, фотокарт и космофотокарт разного типа, масштаба и назначения;

альбомы и атласы дешифрирования аэро- и космических снимков разного типа;

комплекты наглядных пособий по аэро- и космической съемке и фотограмметрической обработке материалов;

компьютеры типа Pentium-3;

сканеры высокого разрешения разного формата для сканирования картографо-геодезических и фотограмметрических материалов;

лазерные принтеры размеров A-2 и A-4;

струйные печатающие устройства;

сетевое оборудование для создания локальной вычислительной сети;

серверы коллективного пользования для обеспечения доступа в сеть Интернет;

приемники спутникового позиционирования;

компьютеры для обработки данных систем спутникового позиционирования;

расходные материалы (дискеты, картриджи разного типа, бумага, пленки);

учебные плакаты, слайды по основным компьютерным курсам;

демонстрационные отечественные и зарубежные компакт-диски компьютерных карт, атласов, мультимедийных картографических произведений, анимаций, виртуальных изображений, геоинформационных систем, виртуальных для обеспечения всех картографических курсов.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.