Кредитно-денежная политика

60. Правительство и Центральный банк намерены принять меры, необходимые для сокращения темпов роста совокупных кредитно-денежных показателей в 1996 г. до уровня, соответствующего приведенному выше целевому индикатору инфляции на 1996 г. Рост денежной базы и денежной массы будет определяться политикой Центрального банка в отношении предоставления чистого кредита коммерческим банкам, операций Центрального банка с государственными ценными бумагами на вторичном рынке, а также его интервенций (продажи или покупки иностранной валюты) на валютных рынках. Для контроля за ростом денежной массы органы денежно-кредитного регулирования установят максимальные показатели объема своих чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному и расширенному правительствам (последнее, по определению, включает консолидированные федеральное Правительство и местные органы власти, а также бюджеты всех государственных внебюджетных фондов). Месячные целевые показатели будут установлены также в отношении объема официальных валовых и чистых международных резервов. Изменения в институциональной и нормативной структуре финансового сектора будут по возможности в максимальной степени нейтральными по отношению к приросту широкого показателя рублевой денежной массы и станут осуществляться только после технических консультаций с сотрудниками МВФ.

61. Правительство и Центральный банк при проведении кредитной политики в 1996 г. будут руководствоваться следующими принципами:

а) отказ от использования в любой период прямых кредитов Центрального банка для финансирования дефицита бюджета расширенного правительства или федерального бюджета;

б) предоставление кредитов коммерческим банкам только через аукционы и другие рыночные механизмы. Для этой цели с 31 марта 1996 г. Центральный банк начнет проводить операции по ломбардному кредитованию, а операции РЕПО с использованием государственных ценных бумаг, выпущенных на рыночных условиях, начнутся до 30 июня 1996 г.;

в) продолжение использования операций на открытом рынке для контроля за приростом чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования в соответствии с целями денежно-кредитной программы и в рамках установленных в ней предельных показателей. Как указано в Приложении, в 1996 г. будут также приняты меры по повышению эффективности других имеющихся инструментов денежно-кредитного контроля, включая рационализацию системы обязательных резервов, а также совершенствование технического механизма проведения кредитных и депозитных аукционов.

62. Центральный банк будет устанавливать свою справочную ставку на уровне или выше действующей ставки по ГКО (см. Приложение). Ставка ломбардного кредита будет устанавливаться выше справочной ставки, а разница между ними определяться Центральным банком в административном порядке.

63. В первом полугодии 1996 г. Правительство представит в Государственную Думу законопроект о полном переоформлении подлежащего погашению объема просроченных требований Центрального банка в отношении целевых кредитов, выданных в 1992 - 1994 гг. В то же время Правительство в 1996 г. не будет выдавать бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки, а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты, полученные из других источников, за возможным исключением авансовых кассовых платежей по федеральным трансфертам регионам, но с условием, что при наступлении срока погашения данных авансовых платежей соответствующие бюджетные ассигнования уменьшатся на величину субсидирования процентных ставок. Правительство не будет давать гарантий по кредитам, предоставляемым коммерческими банками, если данные суммы не включены в утвержденный бюджет, при этом срок действия любых выданных гарантий ограничивается текущим финансовым годом.

64. Правительство и Центральный банк отказываются от предоставления кредитов или государственных ссуд для решения проблем взаимных неплатежей предприятий.

65. В ходе реализации политики финансовых ограничений Правительство и Центральный банк осуществят комплекс мер по укреплению банковской системы. В их число входят:

а) совершенствование функционирования денежных рынков. Для решения этой задачи будет облегчено управление банковской ликвидностью через предоставление доступа к кредитным ресурсам Центрального банка (что описано выше) и в течение первого полугодия 1996 г. приняты решительные меры по оптимизации системы платежей. Основные шаги в этом направлении включают: скорейший ввод в действие системы расчетов в режиме реального времени для перевода крупных платежей, содействие эффективному функционированию клиринговых центров, а также разработку и внедрение системы сборов за услуги Центрального банка по осуществлению платежей;

б) повышение эффективности банковского надзора: до июля 1996 г. Центральный банк определит приоритеты по пересмотру штатного расписания и повышения квалификации сотрудников в целях улучшения качества надзора;

в) обеспечение действенного соблюдения обязательных экономических нормативов: в отношении всех банков должны действовать одни и те же нормативные требования. Центральный банк также пересмотрит свои обязательные экономические нормативы с целью приведения их в соответствие с международными стандартами. Первоначальный анализ финансового положения отдельных банков и всей банковской системы в целом по плану должен быть завершен не позднее 30 сентября 1996 г. Будут ужесточены требования к претендентам на получение лицензии на банковскую деятельность (минимальный размер капитала, наличие плана управления и бизнес-плана) и усилятся дисциплинарные полномочия Центрального банка; в течение 1996 г. будут приниматься меры по дальнейшему совершенствованию банковской отчетности на основе международных стандартов бухгалтерского учета;

г) в 1996 г. Центральный банк продолжит осуществление первоочередных мер по отношению к проблемным банкам. На основе анализа сложившейся ситуации по каждому конкретному банку будет принято решение о целесообразности его санации или ликвидации.

66. В 1996 г. Правительство и Центральный банк намерены активно добиваться утверждения Государственной Думой существующих законопроектов, регулирующих деятельность коммерческих банков, разработать и представить в парламент законопроекты о процедурах банкротства банков, электронных платежах, а также нормативные требования, регулирующие систему корреспондентских отношений между банками.