Структурные реформы

73. В 1996 г. будут приняты меры, направленные на подготовку комплексной аграрной реформы (см. Приложение). До принятия земельного кодекса, адекватного современным условиям, Правительство предпримет шаги, направленные на внедрение процедур регистрации права собственности на землю и обеспечение возможности передачи прав собственности на землю, а также внедрение механизмов и инструментов ипотечного кредитования. Государственные закупки через парагосударственные организации постепенно прекратятся; они будут осуществляться через организации, отобранные в ходе открытых конкурсов. Доступ к любому финансированию государственных закупок будет осуществляться на конкурсной основе; субсидируемое снабжение будет отделено от системы госзакупок. Дополнительные меры подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

74. В течение 1996 г. Правительство намерено принять ряд конкретных мер, направленных на ускорение приватизации. В частности, к 30 июня 1996 г. Правительство продаст как минимум 1000 остающихся в государственной собственности предприятий, приватизированных по ваучерной схеме. К концу года количество проданных предприятий увеличится. Кроме того, до конца 1996 г. Правительство намерено приватизировать не менее пяти принадлежащих государству крупных объектов, включая, возможно, объекты недвижимости. Такие торги будут открыты для международных инвесторов. Для их подготовки и проведения предполагается пригласить квалифицированных финансовых советников. Как подробно изложено в Приложении, доля поступлений от денежной приватизации в бюджет, причитающаяся предприятиям, будет снижена и использована в первую очередь для погашения их недоимок по налоговым платежам в бюджет. Дополнительные меры, рассчитанные на среднесрочную перспективу, подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

75. В 1996 г. усилия Правительства по проведению реформ в области городского землепользования и городской недвижимости будут направлены на то, чтобы до конца года обеспечить принятие законов, определяющих право полной частной собственности на землю, устанавливающих правила ее освоения и использования в качестве залога. В перечень дополнительных мер в этой области, намеченных на 1996 г., входят: обеспечение регистрации земли, поощрение местных властей к продаже земли, сданной в настоящее время в аренду, принятие закона о зонировании территорий и создание федерального агентства для поддержки рынка жилищной ипотеки.

76. Помимо принятия твердого обязательства, ввести в действие законодательство, поддерживающее конкуренцию, Правительство в 1996 г. примет ряд ключевых мер в целях поощрения конкуренции. В частности, для развития действенной конкуренции между регионами предоставление трансфертов из федерального бюджета в местные бюджеты будет зависеть от того, отменен ли на местах контроль за ценами и торговлей и ликвидированы ли принудительные механизмы распределения произведенной продукции на местном уровне. Для этого к 31 марта 1996 г. Правительство проведет анализ ситуации в отдельных регионах по следующим ключевым пунктам: цены на основные товары, торговые барьеры и закупочные методы. Такое исследование будет проводиться каждые полгода, а число охваченных им регионов с каждым разом увеличиваться. Дополнительные меры, которые следует осуществить в течение среднесрочного периода, подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

77. Правительство предпримет конкретные шаги по регулированию деятельности естественных монополий. В соответствии с Законом "О естественных монополиях" до 15 февраля 1996 г. будут созданы независимые федеральные органы по регулированию естественных монополий в отраслях топливно-энергетического комплекса, связи и транспорта (подробное описание см. в Приложении). Эти органы разработают принципы формирования цен и тарифов и развития конкуренции, включая доступ к сети, проникновение новых предприятий на рынок, лицензирование. Будут приняты меры по улучшению акционерно-корпоративного управления естественных монополий, и, в частности, по укреплению роли официальных представителей в реализации ими прав Правительства как акционера. Будет создан соответствующий порядок, чтобы обеспечить разработку планов структурной реформы и приватизации по каждой отрасли для представления в Правительство до 30 сентября 1996 г. Сокращение субсидирования убыточных видов деятельности всех естественных монополий за счет прибыльных видов их деятельности будет начато в 1996 г. и продолжено в 1997 г. Дополнительные меры, направленные на повышение конкуренции в отраслях естественных монополий, подробно изложены в Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

78. В 1996 г. Правительство примет дополнительные меры по дальнейшей либерализации внешнеторгового режима. До 15 марта 1996 г. все существующие экспортные пошлины будут отменены, и этот порядок вступит в действие с 1 апреля 1996 г., за исключением нефти. Экспортные пошлины на нефть будут снижены на 50 процентов с 1 апреля 1996 г. и полностью отменены с 1 июля 1996 г. Для того чтобы обеспечить проведение остающихся закупок по государственным заказам (в особенности нефти) на рыночных принципах, будут изданы особые распоряжения. К 30 июня 1996 г. будут также приняты меры к тому, чтобы снизить средний уровень импортных пошлин, сократить разброс тарифных ставок и значительно уменьшить количество льгот и исключений, позволяющих оплачивать таможенные пошлины не по максимальной ставке. Осуществление данных шагов, несомненно, приведет к снижению бюджетных доходов, не предусмотренному во время подготовки бюджета. Для компенсации этого снижения Правительство примет соответствующие меры, включая замену импортных пошлин на внутренние акцизные налоги. Дополнительные меры подробно изложены в Приложении.

79. Правительство принимает на себя обязательство в 1996 г. повысить уровень предоставления услуг в области здравоохранения и образования, в том числе принять меры по более четкому разграничению полномочий между федеральными и региональными органами, разработать стабильную нормативную базу для предоставления медицинских услуг и устранить ограничения для участия частного сектора в оказании услуг здравоохранения и образования. Конкретные меры подробно изложены в Приложении и Меморандуме о взаимопонимании по структурным вопросам.

Реализация экономической политики, предоставление финансовой информации, наблюдение за ходом реализации программы.

80. Правительство и Центральный банк Российской Федерации будут предоставлять МВФ информацию, необходимую для наблюдения за исполнением программы, в соответствии с графиком, приведенным в Меморандуме определений. Функция наблюдения за реализацией программы войдет в число обязанностей Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Созданная в 1995 г. Рабочая группа по наблюдению за реализацией программы продолжит свою деятельность в 1996 г. Представители Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального банка и сотрудники МВФ останутся членами Рабочей группы по должности. Рабочая группа на своих регулярных заседаниях будет проводить анализ состояния денежно-кредитного и финансового рынков, а также исполнения бюджета в предшествующий период и обсуждать влияние этих факторов на достижение установленных в программе целевых показателей. Ежемесячно будут проводиться дополнительные специальные заседания Рабочей группы с целью оценить успехи и своевременность осуществления структурных преобразований, предусмотренных в программе. Сотрудники Всемирного банка будут принимать участие в специальных заседаниях Рабочей группы в качестве ее членов по должности.

81. Начиная с 1 мая 1996 г. Правительство и Центральный банк станут регулярно публиковать сводный отчет об исполнении бюджета и денежной программы, а также ряд основных макроэкономических показателей (как указано в Приложении). Правительство и Центральный банк принимают на себя обязательство немедленно, но не позднее чем с 1 июля 1996 г., начать публикацию ежемесячной информации о внешнеторговых потоках (на основе таможенных данных), совокупных денежно-кредитных показателях, официальных резервах и ежеквартальную информацию об исполнении местных и региональных бюджетов.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Председатель Центрального банка

Российской Федерации

С.ДУБИНИН