Обязанности на ходовой вахте

247. При заступлении на ходовую вахту, кроме того, что предусмотрено статьями 244 и 245, вахтенный начальник обязан:

ознакомиться по карте и пособиям с навигационной обстановкой и условиями предстоящего района плавания;

убедиться в исправной работе технических средств судовождения;

проверить действие дистанционного управления главными и вспомогательными двигателями, рулевого устройства, проверить показания приборов пульта управления;

при выполнении маневра передачу вахты не производить до момента, когда выполняемое действие будет полностью закончено;

убедиться, что его зрение адаптировалось к условиям видимости.

248. Заступая на ходовую вахту при плавании в море и на внутренних судоходных путях с применением методов морской навигации, вахтенный помощник капитана, кроме изложенного в статьях 244, 245 и 247, также обязан:

выяснить действие преобладающих и предвычисленных приливов и течений на курс и скорость;

принять и проверить компасный курс, общую поправку компаса и другие элементы счисления; проверить предварительную прокладку на путевой карте и сличить показания компасов;

проверить согласование курсографа по курсу и времени и сделать отметку времени на ленте курсографа;

определить место судна сразу после приема вахты наиболее точным в данных условиях способом, а при плавании по счислению проверить счисление и прокладку за предыдущую вахту.

249. При несении ходовой вахты, кроме того, что предусмотрено ст. 246, вахтенный начальник обязан:

постоянно находиться на ходовом мостике (в рулевой рубке) и вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой (пребывание его в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок для выполнения необходимой работы, связанной с исполнением штурманских обязанностей); перед уходом с мостика убедиться, что на период своего отсутствия будут обеспечены надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой и безопасностью плавания;

осуществлять управление судном (составом) при плавании по внутренним судоходным путям;

опознавать все встречающиеся навигационные знаки;

контролировать работу технических средств судовождения и определять их поправки так часто, как это необходимо и возможно;

систематически следить за показаниями находящихся в рулевой рубке и на ходовом мостике контрольно-измерительных приборов;

по меньшей мере один раз за вахту проверять возможность нормального перехода с автоматического управления рулем на ручное; переход с автоматического управления на ручное и наоборот должен выполняться либо вахтенным начальником лично, либо под его непосредственным наблюдением;

после продолжительной работы главных двигателей на установившемся режиме, перед подходом судна к гидротехническим сооружениям, причалам, рейдам, затруднительным участкам пути проверять действие дистанционного управления главными двигателями, рулевого устройства, а также давление сжатого воздуха в пусковых и тифонных баллонах;

следить за надежностью крепления спасательных средств, грузовых стрел и кранов, палубных грузов и подвижных предметов на палубе, состоянием люковых закрытий;

в особо сложных условиях плавания (швартовные операции, прохождение шхер, каналов и узкостей, вход в порт или выход из порта, плавание во льдах, на мелководье, в условиях неудовлетворительной видимости, во время шторма и т.д.) и при маневровых режимах заблаговременно дать распоряжение вахтенному механику - подготовить к действию все судовые технические средства, выполняющие функции дублирования, а затем проконтролировать исполнение этого распоряжения;

при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью заблаговременно доложить об этом капитану, включить радиолокационную станцию (РЛС) и ходовые огни, уменьшить скорость, начать подачу звуковых туманных сигналов, проинструктировать и выставить впередсмотрящего, перейти с автоматического на ручное управление рулем, предупредить вахтенного механика о возможных реверсах, сверить показания часов, сделать отметку времени на ленте курсографа и в дальнейшем действовать по указанию капитана;

если особые обстоятельства (условия судоходства, перемещение отдельных судов, обнаруженные неисправности навигационного оборудования или другой техники, неуверенность в правильности своих действий и т.д.) ставят под сомнение безопасность плавания, уменьшить скорость (или прекратить движение), доложить капитану и действовать по его указанию;

при плавании по внутренним судоходным путям информировать диспетчерский аппарат и встречные суда об обнаруженных изменениях условий судоходства, представляющих опасность для плавания судов;

при наличии лоцмана на борту продолжать контролировать место судна и его движение, а при сомнениях в действиях или намерениях лоцмана немедленно доложить капитану и принять меры предосторожности.

250. При плавании в море и на внутренних судоходных путях с применением методов морской навигации вахтенный помощник капитана, кроме того, что предусмотрено статьями 246 и 249, обязан:

следить за точным удержанием судна на заданном курсе, вести счисление пути и исполнительную прокладку, определять место судна наиболее точными и подходящими к данным условиям способами с частотой, обеспечивающей обнаружение опасного сноса с продолженной линии пути, но не реже заданной капитаном;

каждый час и после каждого изменения курса судна сличать показания магнитного компаса и гирокомпаса; следить за согласованием репитеров с основным компасом;

с момента обнаружения другого судна, идущего на сближение, для расхождения с которым требуется принятие каких-либо мер, вести наблюдение за изменением пеленга и дистанции с целью определения элементов движения встречного судна, результаты докладывать капитану;

в случаях, когда возникает затруднение в сохранении курса, если в рассчитанное время не обнаружен берег, навигационный знак или ожидаемые глубины, если неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло неожиданное изменение глубины, доложить капитану и действовать по его указанию;

при подходе к опасным для плавания районам заблаговременно предупредить капитана и вахтенного механика; при плавании в этих районах пользоваться картой самого крупного масштаба, охватывающей район плавания и откорректированной на основе самой последней информации;

не изменять без разрешения капитана назначенный им курс, режим работы главных двигателей, способ управления ими, а также рулевым устройством, за исключением случаев внезапно обнаруженной опасности судну, людям или грузу; о характере опасности и своих действиях немедленно доложить капитану.

251. При отсутствии постоянной вахты в машинном отделении и обнаружении неисправности двигателей или других механизмов для их устранения вахтенный начальник должен вызвать соответствующих специалистов (кроме вахтенных на мостике) или остановить движение судна.

252. Вахтенный начальник не должен допускать нахождения на посту управления посторонних лиц и членов экипажа, не имеющих отношения к управлению судном.

253. Вахтенному начальнику не разрешается заниматься каким-либо делом или принимать на себя какие-либо обязанности, не относящиеся к несению вахты.

254. Вахтенный начальник, несмотря на присутствие на ходовом мостике (в рулевой рубке) капитана, продолжает оставаться ответственным за выполнение обязанностей по обеспечению безопасности плавания, возложенных на него настоящим Уставом, до тех пор, пока капитан специально не сообщит ему о принятии управления судном на себя.