Приложение N 7. Перспективный облик государственного сектора науки
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАУКИ
Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006 - 2008 (этап институциональных преобразований) и 2009 - 2010 годов (этап структурной модернизации).
На этапе институциональных преобразований (2006 - 2008 годы) предполагается решение следующих основных задач:
совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация организационно-правовых форм в государственном секторе науки;
формирование эффективных механизмов финансирования государственного сектора науки;
повышение качества управления государственным сектором науки;
рационализация имущественных комплексов организаций;
оптимизация количества и размера научных организаций, включая укрупнение организаций путем слияний и присоединений.
Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций, передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также акционированием отдельных организаций.
На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия:
инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс;
определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики;
создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций;
оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы;
формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая формирование сети научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний;
развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также "национальные лаборатории" по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
В результате реализации мероприятий первого этапа будут:
сформированы критерии оценки эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования организаций государственного сектора науки;
созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15 - 20%), при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14 - 16% к 2008 году);
созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности.
На втором этапе структурной модернизации (2009 - 2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия:
структурная оптимизация государственного сектора науки;
приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций;
формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности;
консолидация ресурсов в рамках системы "национальных лабораторий";
развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики;
активное позиционирование государственного сектора в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях.
В результате реализации мероприятий второго этапа:
приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций);
продолжится процесс реструктуризации государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25 процентов).
Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения:
во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе;
во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций вузовского сектора науки в проведении исследований и разработок.
Функциональная структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
┌───────────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬──────────┐
│Удельный вес в общем числе организаций │ 2005 год │ 2008 год │ 2010 год │
│ государственного сектора науки │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│академический сектор │ 32,7% │ 31,0% │ 34,4% │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│прикладной сектор │ 48,1% │ 44,3% │ 31,3% │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│вузовский сектор науки │ 19,2% │ 24,8% │ 34,4% │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│Число организаций (справочно) │ 2600 │ 2100 │ 1600 │
└───────────────────────────────────────┴──────────┴───────────┴──────────┘
Организационно-правая структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
┌───────────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬──────────┐
│Удельный вес в общем числе организаций │ 2005 год │ 2008 год │ 2010 год │
│ государственного сектора науки │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│Государственные унитарные предприятия │ 48,0% │ 2,4% │ 1,3% │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│Государственные учреждения │ 50,0% │ 28,6% │ 25,0% │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│Государственные автономные учреждения │ 0% │ 11,9% │ 21,9% │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│Государственные автономные │ │ │ │
│некоммерческие организации │ 0% │ 9,5% │ 15,6% │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│Акционерные общества, более 50% акций │ │ │ │
│которых находится в федеральной │ │ │ │
│собственности │ 2,0% │ 47,6% │ 36,3% │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│Число организаций (справочно) │ 2600 │ 2100 │ 1600 │
└───────────────────────────────────────┴──────────┴───────────┴──────────┘
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей