Приложение N 7. Перспективный облик государственного сектора науки

Приложение N 7

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАУКИ

Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006 - 2008 (этап институциональных преобразований) и 2009 - 2010 годов (этап структурной модернизации).

На этапе институциональных преобразований (2006 - 2008 годы) предполагается решение следующих основных задач:

совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация организационно-правовых форм в государственном секторе науки;

формирование эффективных механизмов финансирования государственного сектора науки;

повышение качества управления государственным сектором науки;

рационализация имущественных комплексов организаций;

оптимизация количества и размера научных организаций, включая укрупнение организаций путем слияний и присоединений.

Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций, передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также акционированием отдельных организаций.

На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия:

инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс;

определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики;

создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций;

оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы;

формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая формирование сети научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний;

развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также "национальные лаборатории" по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

В результате реализации мероприятий первого этапа будут:

сформированы критерии оценки эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования организаций государственного сектора науки;

созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15 - 20%), при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14 - 16% к 2008 году);

созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности.

На втором этапе структурной модернизации (2009 - 2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия:

структурная оптимизация государственного сектора науки;

приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций;

формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности;

консолидация ресурсов в рамках системы "национальных лабораторий";

развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики;

активное позиционирование государственного сектора в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях.

В результате реализации мероприятий второго этапа:

приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций);

продолжится процесс реструктуризации государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25 процентов).

Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения:

во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе;

во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций вузовского сектора науки в проведении исследований и разработок.

Функциональная структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:

┌───────────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬──────────┐

│Удельный вес в общем числе организаций │ 2005 год │ 2008 год │ 2010 год │

│ государственного сектора науки │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│академический сектор │ 32,7% │ 31,0% │ 34,4% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│прикладной сектор │ 48,1% │ 44,3% │ 31,3% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│вузовский сектор науки │ 19,2% │ 24,8% │ 34,4% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Итого │ 100% │ 100% │ 100% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Число организаций (справочно) │ 2600 │ 2100 │ 1600 │

└───────────────────────────────────────┴──────────┴───────────┴──────────┘

Организационно-правая структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:

┌───────────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬──────────┐

│Удельный вес в общем числе организаций │ 2005 год │ 2008 год │ 2010 год │

│ государственного сектора науки │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Государственные унитарные предприятия │ 48,0% │ 2,4% │ 1,3% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Государственные учреждения │ 50,0% │ 28,6% │ 25,0% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Государственные автономные учреждения │ 0% │ 11,9% │ 21,9% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Государственные автономные │ │ │ │

│некоммерческие организации │ 0% │ 9,5% │ 15,6% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Акционерные общества, более 50% акций │ │ │ │

│которых находится в федеральной │ │ │ │

│собственности │ 2,0% │ 47,6% │ 36,3% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Итого │ 100% │ 100% │ 100% │

├───────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│Число организаций (справочно) │ 2600 │ 2100 │ 1600 │

└───────────────────────────────────────┴──────────┴───────────┴──────────┘