2.4. Прикладная (отраслевая) наука

Основными направлениями модернизации сектора прикладной науки являются:

- оптимизация организационно-правовых форм государственных организаций прикладной науки, включая акционирование ряда организаций при условии безусловного сохранения их научного и технологического профиля. В рамках данного направления предстоит поэтапно отказаться от применения правовой формы унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и существенно сократить масштабы использования формы государственного (бюджетного) учреждения. При этом базовым вариантом организационного реформирования унитарных предприятий должно являться их преобразование в открытые акционерные общества со 100%-ным участием государства в капитале, бюджетных учреждений - изменение их типа на автономные, а также преобразование в государственные автономные некоммерческие организации;

- оптимизация состава организаций, находящихся в государственном секторе. Под непосредственным контролем государства должны быть сохранены организации, основная деятельность которых напрямую связана с реализацией законодательно установленных функций государства и обеспечивающих реализацию указанных функций на требуемом качественном уровне;

- создание крупных конкурентоспособных "национальных лабораторий" по прорывным направлениям развития науки, технологий и техники;

- активное позиционирование ключевых организаций сектора прикладной науки в крупных международных научно-технических программах;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей возникновение и вовлечение в гражданский оборот прав на РНТД, создание инфраструктуры, обеспечивающей их передачу в промышленность, и как результат - повышение капитализации прав на РНТД организаций сектора прикладной науки;

- совершенствование существующей системы предоставления статусов (ГНЦ РФ, ФЦНВТ, ФНПЦ) для государственной поддержки организациям сектора прикладной науки;

- расширение программного финансирования сектора прикладной науки на основе реализации ограниченного числа крупных федеральных целевых программ научно-технологического профиля, а также ведомственных целевых программ;

- эффективное позиционирование программ развития сектора прикладной науки в стратегиях развития секторов экономики;

- расширение практики и развитие форм взаимодействия организаций ведомственной науки с академическим сектором, ведущими вузами, бизнес-структурами;

- определение системы целевых показателей деятельности государственного сектора прикладной науки и формирование системы мониторинга, оценки результативности и глобальной конкурентоспособности организаций сектора прикладной науки.