Группы мероприятий, специфические для этапа
│ Группы мероприятий, специфические для этапа │
├────────────────────────────┬─────────────────────────────┬───────────────────────┤
│ на первом этапе │ на втором этапе │ на третьем этапе <1> │
│ (2006 - 2007 годы) │ (2008 - 2010 годы) │ (2011 - 2015 годы) │
├────────────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 1.1. Повышение│ 2.1. Развитие механизмов│ 3.1. Развитие│
│результативности сектора│частно-государственного │механизмов частно-│
│исследований и разработок │партнерства в инновационной│государственного │
│ Развитие системы│сфере │партнерства в научной│
│определения и реализации│ Государственная поддержка│и инновационной сферах │
│приоритетных направлений│формирования долгосрочного│ Формирование │
│проведения исследований,│перспективного │условий и стимулов для│
│обеспечивающей реальную│инновационного спроса в│спонсирования частным│
│концентрацию ресурсов,│предпринимательском секторе. │бизнесом социально-│
│иерархию направлений,│ Формирование и реализация│значимых │
│включая приоритеты в сфере│4 - 6 крупных федеральных│фундаментальных │
│гуманитарных наук, четкие│целевых программ│исследований. │
│процедуры участия│технологического профиля. │ Расширение участия│
│представителей научного и│ Расширение практики│частного бизнеса в│
│экспертного сообщества,│формирования и реализации│формировании и│
│бизнеса, власти в│мегапроектов при смещении│софинансировании │
│определении приоритетов. │акцентов на предметно-│деятельности фондов│
│ Инвентаризация │ориентированные проекты для│поддержки науки и│
│имущественных комплексов│определения перспективных│инноваций. │
│научных организаций,│направлений технологического│ Стимулирование │
│включая права на результаты│развития. │расширения участия│
│интеллектуальной │ │бизнеса в развитии│
│деятельности. │ 2.2. Стимулирование│инновационной │
│ Совершенствование │предпринимательского сектора│инфраструктуры. │
│механизмов реформирования и│к финансированию НИОКР,│ │
│приватизации │содействие развитию│ 3.2. Реализация│
│государственных научных│внутрикорпоративного │прорывных направлений│
│организаций, создание│научного сектора и│технологического │
│необходимой нормативной│технологического аутсорсинга │развития и│
│базы для оптимизации│ Государственное │распространения │
│организационно-правовых │софинансирование проектов│передовых технологий в│
│форм таких организаций. │НИОКР, проводимых крупными│экономике. │
│ Развитие системы ГНЦ,│частными компаниями в│ Формирование и│
│создание условий для│сотрудничестве с вузами и│развитие новых│
│организации и│научными организациями. │механизмов │
│функционирования крупных│ Определение требований к│комплексирования │
│научно-исследовательских │компаниям по заключению│НИОКР, проводимых│
│центров ("национальных│субконтрактов с небольшими│различными │
│лабораторий"), │инновационными фирмами при│ведомствами, и их│
│институциональная │выполнении работ в рамках│программно-целевой │
│концентрация расходов по│заказа для государственных│координации с│
│НИОКР. │нужд. │применением различных│
│ Формирование системы│ │механизмов бюджетного│
│оценки глобальной│ 2.3. Повышение│финансирования. │
│конкурентоспособности │инвестиционной │ Реализация крупных│
│российского сектора│привлекательности и│межведомственных │
│исследований, а также│обеспечение воспроизводства│междисциплинарных │
│системы мониторинга и│в секторе исследований и│технологических │
│оценки результативности│разработок │проектов, │
│научных организаций. │ Увеличение программной│ориентированных на│
│ │составляющей в бюджетных│широкое │
│ 1.2. Повышение│расходах по научным│распространение │
│капитализации научных│исследованиям и│технологий в экономике│
│организаций и вовлечение в│экспериментальным │и определяющих переход│
│хозяйственный оборот│разработкам. │к новым│
│результатов │ Опережающий рост расходов│технологическим │
│интеллектуальной │на обновление научной и│укладам. │
│деятельности │приборной базы, усиление│ Реализация крупных│
│ Принципиальное повышение│"институционализации" │научно-технических │
│качества и результативности│расходов по исследованиям и│программ с опорой на│
│системы охраны прав на│разработкам. │научную координацию со│
│результаты исследований и│ Реформирования │стороны национальных│
│разработок. │государственных научных│лабораторий. │
│ Передача государством│организаций и изменение их│ │
│прав на результаты│организационно-правовых форм│ 3.3. Привлечение│
│интеллектуальной │в целях расширения│частных и зарубежных│
│деятельности, полученные за│возможностей привлечения│инвестиций в сектор│
│счет бюджетных средств,│внебюджетного │исследований и│
│научным организациям, малым│финансирования. │разработок │
│инновационным фирмам. │ Содействие реализации│ Проведение │
│ Поддержка патентования│"жестких" форм интеграции│приватизаций части│
│государственными научными и│научной и образовательной│государственных │
│образовательными │деятельности, формирование│научных организаций в│
│организациями результатов│крупных интегрированных│целях привлечения│
│интеллектуальной │научно-образовательных │стратегических │
│деятельности. │комплексов, в том числе│инвесторов и│
│ Создание с участием│"исследовательских │обеспечения │
│государства фондов│университетов". │долгосрочного развития│
│"посевного" финансирования. │ │при обязательном│
│ │ 2.4. Интеграция и│условии сохранения│
│ 1.3. Смягчение проблемы│позиционирование сектора│научного профиля. │
│дефицита молодых научных│исследований и разработок в│ Содействие │
│кадров и реализация│глобальной экономике │формированию │
│"мягких" форм интеграции│ Развитие научно-│устойчивых научно-│
│научной и образовательной│технического взаимодействия│производственных │
│деятельности │в рамках СНГ, создание│комплексов. │
│ Предоставление │совместных научных и│ Формирование │
│исследовательских грантов│технологических центров. │условий и стимулов для│
│молодым ученым. │ Активное позиционирование│привлечения зарубежных│
│ Развитие системы базовых│сектора исследований и│инвестиций в интересах│
│кафедр при крупных научных│разработок в рамках 7-й│развития научных│
│организациях, расширение│Рамочной программы ЕС. │организаций и их│
│практики стажировок│ Расширение практики│интеграции в│
│студентов. │государственного │международную систему│
│ Развитие системы научно-│софинансирования реализации│научно-технической │
│образовательных центров при│тех донорских научных│кооперации. │
│крупных вузах. │программ, которые в целом│ │
│ │усиливают международные│ 3.4. Развитие│
│ 1.4. Стимулирование│позиции российских научных│научной инфраструктуры │
│технологического │организаций. │ Формирование │
│перевооружения в│ │крупных объектов│
│предпринимательском секторе │ 2.5. Содействие│научной инфраструктуры│
│ Снижение пошлин по│формированию "центров│и содействие│
│импорту компаниями│превосходства" в научно-│формированию научных и│
│передового оборудования и│технической сфере │инновационных │
│технологий. │ Формирование сети│кластеров на основе│
│ Налоговое стимулирование,│"национальных лабораторий"│таких объектов. │
│в частности, освобождение│по прорывным направлениям│ Развитие │
│от обложения НДС выполнения│технологического развития,│деятельности ресурсных│
│любых НИОКР и ввоза│выступающих в качестве│фондов поддержки│
│необходимого для этого│научных координаторов по│научной деятельности. │
│технологического │проводимым за счет средств│ Формирование и│
│оборудования. │федерального бюджета НИОКР. │поддержка "институтов│
│ Содействие в обмене│ Содействие формированию и│развития" в научно-│
│лучшим опытом в организации│развитию отраслевых научно-│технической сфере. │
│управления инновациями в│технологических "центров│ │
│корпорациях. │превосходства" (в том числе│ 3.5. Развитие рынков│
│ │на основе ГНЦ и│интеллектуальных │
│ 1.5. Формирование│"исследовательских │активов и технологий,│
│благоприятных условий для│университетов"), │а также фондового│
│расширения международной│обеспечивающих разработку│рынка │
│технологической интеграции │передовых коммерческих│высокотехнологичных │
│ Совершенствование │технологий и содействующих│компаний. │
│таможенного │их распространению в│ Стимулирование │
│законодательства в│отраслях экономики. │процессов передачи│
│интересах расширения│ │прав на результаты│
│использования компаниями│ 2.6. Развитие│научно-технической │
│различных режимов ввоза│инновационной финансовой и│деятельности в│
│передовых технологий. │производственно- │интересах расширения│
│ Развитие системы│технологической │трансфера результатов│
│технических регламентов и│инфраструктуры │НИОКР, выполненных за│
│гармонизация их с│ Существенное расширение│счет средств│
│международными. │системы региональных│федерального бюджета. │
│ Либерализация рынков│венчурных фондов,│ Развитие механизмов│
│капитала в рамках отдельных│капитализируемых Венчурным│трансфера результатов│
│отраслей в интересах│инвестиционным фондом;│НИОКР гражданского,│
│создания условий для│содействие формированию│двойного и военного│
│прихода иностранных│фондового рынка│назначения. │
│технологических инвесторов│высокотехнологичных │ Стимулирование │
│при обеспечении необходимых│компаний. │капитализации │
│требований национальной│ Содействие (в том числе│интеллектуальных │
│безопасности. │имущественная поддержка)│активов в научно-│
│ │созданию технопарков и│технологических │
│ │бизнес-инкубаторов при│организациях. │
│ │крупных вузах и научных│ Содействие развитию│
│ │организациях. │"бирж высоких│
│ │ Государственная поддержка│технологий". │
│ │формирования инфраструктуры│ │
│ │технико-внедренческих зон. │ │
│ │ Поддержка формирования│ │
│ │региональных инновационных│ │
│ │кластеров. │ │
└────────────────────────────┴─────────────────────────────┴───────────────────────┘
--------------------------------
<1> Представленные основные параметры третьего этапа приведены в относительно общем виде для обозначения ключевых принципов и возможных направлений государственной политики в сфере науки и инновационной деятельности в долгосрочной перспективе, а, соответственно, должны корректироваться исходя из складывающейся в стране социально-экономической ситуации и результатов реализации предыдущих этапов.
Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.
На начальном этапе системная основа для решения поставленных в Стратегии задач программно формируется за счет реализации:
ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы;
ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы;
программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
программ Российского фонда технологического развития;
Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы.
В последующем в 2006 - 2007 годах эта основа модернизируется и расширяется за счет формирования и реализации следующих федеральных и ведомственных целевых программ:
┌─────────────────────┬──────────────────────────┬───────────────┬─────────────┐
│ Наименование │ Основное содержание │ Тип целевой │ Начало │
│ целевой программы │ │ программы │ реализации │
│ │ │ │ программы │
├─────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│Развитие научного│Конкурсное финансирование│ведомственная │ 2006 г.│
│потенциала высшей│научных исследований│ │ │
│школы (2006 - 2008│подведомственных │ │ │
│годы) │Рособразованию вузов и│ │ │
│ │научных организаций │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│Приоритетная │Конкурсное финансирование│ведомственная │ 2007 г.│
│поддержка │фундаментальных │ │ │
│фундаментальных │исследований мирового│ │ │
│исследований │уровня, проводимых│ │ │
│мирового уровня │организациями РАН │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│Ориентированные │Конкурсное финансирование│ведомственная │ 2007 г.│
│фундаментальные │фундаментальных │ │ │
│исследования в│исследований высших│ │ │
│вузах России на│учебных заведений│ │ │
│2007 - 2009 годы │независимо от их│ │ │
│ │ведомственной │ │ │
│ │принадлежности │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│Поддержка │Поддержка и развитие│ведомственная │ 2007 г.│
│уникальных │существующих уникальных│ │ │
│установок и│научно-технических │ │ │
│коллективных форм│объектов и приборной базы│ │ │
│использования │науки, проведение научных│ │ │
│научного │исследований с│ │ │
│оборудования на│использованием их│ │ │
│2007 - 2009 годы │технической и кадровой│ │ │
│ │базы │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│Научно- │Ускоренное формирование│федеральная │ 2007 г.│
│технологическая │технологического │ │ │
│база России │потенциала в соответствии│ │ │
│ │с приоритетными│ │ │
│ │направлениями развития│ │ │
│ │науки, технологий и│ │ │
│ │техники Российской│ │ │
│ │Федерации и приоритетами│ │ │
│ │технологического развития│ │ │
│ │и "достройка" необходимых│ │ │
│ │элементов инновационной│ │ │
│ │инфраструктуры │ │ │
├─────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤
│Трансфер двойных│Развитие трансфера│федеральная │ 2008 г.│
│технологий │технологий между военным│ │ │
│ │и гражданским секторами │ │ │
└─────────────────────┴──────────────────────────┴───────────────┴─────────────┘
Формирование названных федеральных целевых программ должно осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594, ведомственных целевых программ - в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 N 239.
Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках Стратегии достигаются за счет разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ, технологическая основа для которых формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы России и разработке двойных технологий, кадровая основа - в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, субъектная основа - в рамках программных мероприятий по реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.
Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и модернизированных) федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля определены <1>:
--------------------------------
<1> Необходимо отметить, что в данном случае речь идет лишь о перспективных направлениях формирования ФЦП, соответствующих национальным приоритетам технологического развития. Разработка соответствующих программ должна осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594, включая подготовку концепции программы, принятие Правительством Российской Федерации решения о разработке программы и т.д.
┌────────────────────────────┬───────────────────────┬────────────────────┐
│ Отраслевая направленность │ Характер целевой │ Начало реализации │
│ целевой программы │ программы │ программы │
├────────────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┤
│Развитие российской│Модернизация │ 2006 - 2007 гг. │
│авиатехники │существующих │ │
│ │федеральных и│ │
│ │ведомственных программ │ │
├────────────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┤
│Федеральная космическая│Модернизация │ 2006 г. │
│программа России на 2006-│существующих │ │
│2015 годы │федеральных и│ │
│ │ведомственных программ │ │
├────────────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┤
│Развитие российской отрасли│Модернизация │ 2006 - 2007 гг. │
│ИТ │существующих │ │
│ │федеральных и│ │
│ │ведомственных программ │ │
├────────────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┤
│Развитие рынка│Новая программа │ 2007 - 2008 гг. │
│специализированных │ │ │
│высокотехнологических │ │ │
│медицинских услуг │ │ │
├────────────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┤
│Разработка и производство│Новая программа │ 2007 - 2008 гг. │
│оптоэлектронных устройств │ │ │
├────────────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┤
│Развитие перспективных│Новая программа │ 2007 - 2008 гг. │
│источников энергии и│ │ │
│средств энергосбережения │ │ │
├────────────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┤
│Разработка и производство│Новая программа │ 2007 - 2008 гг. │
│высокотехнологичных │ │ │
│материалов │ │ │
└────────────────────────────┴───────────────────────┴────────────────────┘
В перспективе может быть целесообразным формирование федеральных целевых программ технологического профиля также в сферах использования энергии атомного ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития микроэлектроники, биотехнологий.
Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:
повышение эффективности и результативности государственного сектора исследований и разработок; реформирование РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, развитие системы государственных научных центров;
формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные стимулы и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи между участниками инновационного процесса;
"достройка" ряда недостающих элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий);
проработка возможных прорывных направлений в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития за счет реализации мегапроектов;
разработка целевых федеральных и ведомственных программ технологического профиля.
Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:
модификация состава и структуры государственного сектора науки, оптимизация используемых организационно-правовых форм;
создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, активное его позиционирование в глобальной экономике;
формирование и развитие "центров превосходства" в научной сфере, сети национальных лабораторий, исследовательских университетов;
создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором;
технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий; создание и расширение "технологических коридоров", обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
Основные ожидаемые результаты реализации третьего этапа Стратегии:
достижение уровня научных исследований, соответствующих целям инновационного развития экономики;
масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития;
динамичное развитие и укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний;
масштабное привлечение частных и зарубежных инвестиций в российский сектор исследований и разработок;
формирование системного спроса на результаты исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора;
динамичное сбалансированное развитие национальной инновационной системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей