2. Рыночный радикальный

Этот вариант предполагает ускоренную реализацию первого сценария и состоит в том, что государство сохраняет за собой обязательства по финансированию только тех исследований и разработок, которые необходимы для реализации функций самого государства. При этом радикально меняется система государственного финансирования научных исследований, при котором средства распределяются на проектной конкурсной основе между коллективами (организациями) любой формы собственности и любой страновой принадлежности. Одновременно высвобожденные ресурсы "транслируются" в промышленность и другие отрасли в виде системы субсидий и льгот на проведение ИР, реализацию инноваций и т.д., что должно стимулировать частный спрос на инновации за счет сокращения прямого государственного спроса на ИР. Такой путь предполагает также ускоренный переход к частному (или, по меньшей мере, к платному) высшему образованию, что позволит "транслировать" спрос на систему высшего образования без вмешательства государства.

Вероятный сценарий развития событий: кардинальное сокращение государственного сектора, прежде всего - академического, быстрая переориентация организаций на иные источники финансирования - зарубежные и частные российские, ускоренный рост частного сегмента в ОКР, рост внутрикорпоративных исследовательских подразделений.

Основные риски:

вероятна ликвидация российской фундаментальной науки, сокращение производства научных кадров (или "потенциально-научных" кадров - имеющих адекватное образование для занятий наукой), замедленное развитие инновационных фирм, генерирующих значимые продуктовые и технологические инновации.