┌──────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
│1. Наименование Стратегии │Стратегия развития науки и инноваций в│
│ │Российской Федерации на период до 2015 года │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│2. Дата, номер и │протокол заседания Правительства Российской│
│ наименование │Федерации от 8 июля 2004 г. N 24; │
│ нормативного акта о │поручение Председателя Правительства│
│ подготовке Стратегии │Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N МФ-│
│ │П13-4480; │
│ │поручение Председателя Правительства│
│ │Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N│
│ │МФ-П13-40пр; │
│ │выписка из протокола заседания Правительства│
│ │Российской Федерации от 15 декабря 2005 г.│
│ │ПП-48-1 │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│3. Разработчик Стратегии │Министерство образования и науки Российской│
│ │Федерации │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│4. Системная социально- │ Основная системная проблема заключается в│
│ экономическая проблема,│том, что темпы развития и структура│
│ решаемая Стратегией │российского сектора исследований и разработок│
│ │не в полной мере отвечают потребностям│
│ │системы обеспечения национальной безопасности│
│ │и растущему спросу со стороны ряда сегментов│
│ │предпринимательского сектора на передовые│
│ │технологии; при этом предлагаемые российским│
│ │сектором исследований и разработок отдельные│
│ │научные результаты мирового уровня не находят│
│ │применения в российской экономике ввиду│
│ │несбалансированности национальной│
│ │инновационной системы, а также вследствие│
│ │общей низкой восприимчивости к инновациям│
│ │российского предпринимательского сектора. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│5. Цель Стратегии │ Целью реализации Стратегии является│
│ │формирование сбалансированного сектора│
│ │исследований и разработок и эффективной│
│ │инновационной системы, обеспечивающих│
│ │технологическую модернизацию экономики и│
│ │повышение ее конкурентоспособности на основе│
│ │передовых технологий и превращение научного│
│ │потенциала в один из основных ресурсов│
│ │устойчивого экономического роста. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│6. Ожидаемые результаты │ Создание сбалансированного, устойчиво│
│ реализации Стратегии, │развивающегося сектора исследований и│
│ целевые индикаторы │разработок, имеющего оптимальную│
│ │институциональную структуру, обеспечивающего│
│ │расширенное воспроизводство знаний,│
│ │конкурентоспособного на мировом рынке. │
│ │ Создание эффективной инновационной системы,│
│ │встроенной в глобальную инновационную│
│ │систему, обеспечивающей взаимодействие│
│ │сектора исследований и разработок с│
│ │отечественным предпринимательским сектором и│
│ │соответствующей по основным параметрам│
│ │инновационным системам развитых зарубежных│
│ │стран. │
│ │ Технологическая модернизация экономики и│
│ │повышение ее конкурентоспособности на основе│
│ │передовых технологий. │
│ │ │
│ │ Целевыми индикаторами реализации Стратегии│
│ │являются: │
│ │ 1. Устойчивый рост внутренних затрат на│
│ │исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010│
│ │г. и до 2,5% в 2015 г., при этом│
│ │увеличивается доля внебюджетных средств во│
│ │внутренних затратах на исследования и│
│ │разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015│
│ │г. │
│ │ 2. Укрепление престижа российской науки,│
│ │усиление притока молодых кадров в научную│
│ │сферу: удельный вес исследователей в возрасте│
│ │до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г. │
│ │ 3. Повышение патентной активности, рост│
│ │капитализации научных результатов, в│
│ │частности: увеличение коэффициента│
│ │изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и│
│ │5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса│
│ │нематериальных активов в общей сумме активов│
│ │организаций сектора исследований и разработок│
│ │(к 2011 г. до 15% и к 2016 г. до 30%). │
│ │ 4. Устойчивый рост малых инновационных│
│ │предприятий (с ежегодным приростом их числа│
│ │до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г.), при этом│
│ │ежегодный прирост рабочих мест в малых и│
│ │средних предприятиях технологического профиля│
│ │составляет не менее 10% в год. │
│ │ 5. Повышение инновационной активности в│
│ │экономике: удельный вес предприятий,│
│ │осуществляющих технологические инновации, в│
│ │общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20%│
│ │к 2016 г., при этом объем собственных затрат│
│ │российских компаний на НИОКР растет не менее│
│ │чем на 10% в год в сопоставимых ценах. │
│ │ 6. Рост удельного веса инновационной│
│ │продукции как в общем объеме продаж│
│ │промышленной продукции (к 2011 г. - до 15%, к│
│ │2016 г. - до 18%), так и в экспорте│
│ │промышленной продукции (к 2011 г. - до 12%, к│
│ │2016 г. - до 15%). │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│7. Задачи Стратегии │ 1. Создание конкурентоспособного сектора│
│ │исследований и разработок и условий для его│
│ │расширенного воспроизводства. │
│ │ 2. Создание эффективной национальной│
│ │инновационной системы. │
│ │ 3. Развитие институтов использования и│
│ │правовой охраны результатов исследований и│
│ │разработок. │
│ │ 4. Модернизация экономики на основе│
│ │технологических инноваций. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│8. Сроки и этапы │2006 - 2015 гг. │
│ реализации Стратегии │ │
│ │Первый этап: 2006 - 2007 годы; │
│ │второй этап: 2008 - 2010 годы; │
│ │третий этап: 2011 - 2015 годы. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│9. Перечень целевых │Реализация действующих федеральных программ: │
│ программ и основных │ - федеральная целевая научно-техническая│
│ мероприятий │программа "Исследования и разработки по│
│ │приоритетным направлениям развития науки и│
│ │техники" на 2002 - 2006 годы (в редакции│
│ │Постановления Правительства Российской│
│ │Федерации от 12 октября 2004 г. N 540); │
│ │ - федеральная целевая программа│
│ │"Национальная технологическая база" на 2002 -│
│ │2006 гг.; │
│ │ - федеральная целевая программа развития│
│ │образования на 2006 - 2010 годы. │
│ │Разработка и реализация новых программ <1>: │
│ │ - федеральная целевая программа "Научно-│
│ │технологическая база России" на 2007 - 2012│
│ │годы; │
│ │ - федеральная целевая программа│
│ │"Трансфер двойных технологий"; │
│ │ - ведомственная целевая программа│
│ │"Приоритетная поддержка фундаментальных│
│ │исследований мирового уровня"; │
│ │ - ведомственная целевая программа│
│ │"Ориентированные фундаментальные исследования│
│ │в вузах России" на 2007 - 2009 годы; │
│ │ - ведомственная целевая программа│
│ │"Развитие научного потенциала высшей школы│
│ │(2006 - 2008 годы)"; │
│ │ - ведомственная целевая программа│
│ │"Поддержка уникальных установок и│
│ │коллективных форм использования научного│
│ │оборудования на 2007 - 2009 годы"; │
│ │ - федеральные целевые программы│
│ │технологического профиля по следующим│
│ │направлениям: │
│ │ - развитие российской авиатехники; │
│ │ - освоение и использование космического│
│ │пространства; │
│ │ - развитие российской отрасли ИТ; │
│ │ - развитие рынка специализированных│
│ │высокотехнологических медицинских услуг; │
│ │ - разработка и производство│
│ │оптоэлектронных устройств; │
│ │ - развитие перспективных источников│
│ │энергии и средств энергосбережения; │
│ │ - разработка и производство│
│ │высокотехнологичных материалов. │
│ │Осуществление программ фондов поддержки│
│ │научной и (или) научно-технической│
│ │деятельности: │
│ │ - Российского фонда фундаментальных│
│ │исследований; │
│ │ - Российского гуманитарного научного│
│ │фонда; │
│ │ - Фонда содействия развитию малых форм│
│ │предприятий в научно-технической сфере; │
│ │ - Российского фонда технологического│
│ │развития. │
│ │Основные комплексы мероприятий: │
│ │- осуществление эффективной│
│ │государственной поддержки фундаментальной│
│ │науки и обеспечение ее опережающего развития; │
│ │- совершенствование механизмов и│
│ │принципов бюджетного финансирования│
│ │прикладных научных исследований и разработок; │
│ │- поддержка эффективного воспроизводства│
│ │кадрового потенциала науки; │
│ │- содействие интеграции науки и│
│ │образования; │
│ │- реформирование научных организаций и│
│ │повышение их капитализации, реструктуризация│
│ │государственного сектора исследований и│
│ │разработок; │
│ │- активное позиционирование сектора│
│ │исследований и разработок в глобальной│
│ │экономике; │
│ │- развитие институтов использования и│
│ │правовой охраны результатов исследований и│
│ │разработок; │
│ │- обеспечение непрерывности│
│ │финансирования бизнес-проектов на всех│
│ │стадиях инновационного цикла;│
│ │перераспределение государственного│
│ │финансирования на программы поддержки│
│ │инновационных проектов, находящихся на│
│ │начальной стадии; │
│ │- поддержка формирования и развития│
│ │системы государственных научно-технических и│
│ │инновационных фондов; │
│ │- развитие производственно-│
│ │технологической инфраструктуры (технопарки,│
│ │инновационно-технологические центры, бизнес-│
│ │инкубаторы, центры трансфера технологий,│
│ │инжиниринговые центры и т.п.); │
│ │- содействие развитию связей в рамках│
│ │инновационной деятельности и "диффузии"│
│ │знаний, поддержка совместных исследований на│
│ │доконкурентной стадии; │
│ │- подготовка кадров для инновационной│
│ │сферы, обучение инновационному менеджменту; │
│ │- стимулирование наукоемкого экспорта и│
│ │расширения международной технологической│
│ │интеграции; │
│ │- стимулирование компаний к производству│
│ │новой продукции, технологическому│
│ │перевооружению и проведению НИОКР; │
│ │- содействие формированию устойчивых│
│ │кооперационных связей и инновационных│
│ │кластеров; │
│ │- системное влияние государства на│
│ │формирование предметного перспективного│
│ │инновационного спроса в предпринимательском│
│ │секторе; │
│ │- развитие механизмов частно-│
│ │государственного партнерства в реализации│
│ │крупных перспективных направлений│
│ │инновационного развития; │
│ │- формирование системы эффективного│
│ │управления в инновационной сфере, в том числе│
│ │выработки и реализации долгосрочной│
│ │государственной инновационной политики. │
├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│10. Объемы и источники │4052,5 млрд. рублей, из них: │
│ финансирования │2688,3 млрд. рублей - средства федерального│
│ Стратегии на 2006 - │бюджета; │
│ 2015 (в ценах текущих │257,1 млрд. рублей - средства бюджетов│
│ лет) │субъектов Российской Федерации <2>; │
│ │1107,1 млрд. рублей - средства из│
│ │внебюджетных источников <3>. │
└──────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<1> Здесь и далее название планируемых программ может быть изменено.
<2> Без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и инновации, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.
<3> Без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и разработки, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. N 24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. N МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 N Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 N 2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.
Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране "экономики, основанной на знании" и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей