Паспорт Стратегии

┌──────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐

│1. Наименование Стратегии │Стратегия развития науки и инноваций в│

│ │Российской Федерации на период до 2015 года │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│2. Дата, номер и │протокол заседания Правительства Российской│

│ наименование │Федерации от 8 июля 2004 г. N 24; │

│ нормативного акта о │поручение Председателя Правительства│

│ подготовке Стратегии │Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N МФ-│

│ │П13-4480; │

│ │поручение Председателя Правительства│

│ │Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N│

│ │МФ-П13-40пр; │

│ │выписка из протокола заседания Правительства│

│ │Российской Федерации от 15 декабря 2005 г.│

│ │ПП-48-1 │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│3. Разработчик Стратегии │Министерство образования и науки Российской│

│ │Федерации │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│4. Системная социально- │ Основная системная проблема заключается в│

│ экономическая проблема,│том, что темпы развития и структура│

│ решаемая Стратегией │российского сектора исследований и разработок│

│ │не в полной мере отвечают потребностям│

│ │системы обеспечения национальной безопасности│

│ │и растущему спросу со стороны ряда сегментов│

│ │предпринимательского сектора на передовые│

│ │технологии; при этом предлагаемые российским│

│ │сектором исследований и разработок отдельные│

│ │научные результаты мирового уровня не находят│

│ │применения в российской экономике ввиду│

│ │несбалансированности национальной│

│ │инновационной системы, а также вследствие│

│ │общей низкой восприимчивости к инновациям│

│ │российского предпринимательского сектора. │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│5. Цель Стратегии │ Целью реализации Стратегии является│

│ │формирование сбалансированного сектора│

│ │исследований и разработок и эффективной│

│ │инновационной системы, обеспечивающих│

│ │технологическую модернизацию экономики и│

│ │повышение ее конкурентоспособности на основе│

│ │передовых технологий и превращение научного│

│ │потенциала в один из основных ресурсов│

│ │устойчивого экономического роста. │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│6. Ожидаемые результаты │ Создание сбалансированного, устойчиво│

│ реализации Стратегии, │развивающегося сектора исследований и│

│ целевые индикаторы │разработок, имеющего оптимальную│

│ │институциональную структуру, обеспечивающего│

│ │расширенное воспроизводство знаний,│

│ │конкурентоспособного на мировом рынке. │

│ │ Создание эффективной инновационной системы,│

│ │встроенной в глобальную инновационную│

│ │систему, обеспечивающей взаимодействие│

│ │сектора исследований и разработок с│

│ │отечественным предпринимательским сектором и│

│ │соответствующей по основным параметрам│

│ │инновационным системам развитых зарубежных│

│ │стран. │

│ │ Технологическая модернизация экономики и│

│ │повышение ее конкурентоспособности на основе│

│ │передовых технологий. │

│ │ │

│ │ Целевыми индикаторами реализации Стратегии│

│ │являются: │

│ │ 1. Устойчивый рост внутренних затрат на│

│ │исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010│

│ │г. и до 2,5% в 2015 г., при этом│

│ │увеличивается доля внебюджетных средств во│

│ │внутренних затратах на исследования и│

│ │разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015│

│ │г. │

│ │ 2. Укрепление престижа российской науки,│

│ │усиление притока молодых кадров в научную│

│ │сферу: удельный вес исследователей в возрасте│

│ │до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г. │

│ │ 3. Повышение патентной активности, рост│

│ │капитализации научных результатов, в│

│ │частности: увеличение коэффициента│

│ │изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и│

│ │5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса│

│ │нематериальных активов в общей сумме активов│

│ │организаций сектора исследований и разработок│

│ │(к 2011 г. до 15% и к 2016 г. до 30%). │

│ │ 4. Устойчивый рост малых инновационных│

│ │предприятий (с ежегодным приростом их числа│

│ │до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г.), при этом│

│ │ежегодный прирост рабочих мест в малых и│

│ │средних предприятиях технологического профиля│

│ │составляет не менее 10% в год. │

│ │ 5. Повышение инновационной активности в│

│ │экономике: удельный вес предприятий,│

│ │осуществляющих технологические инновации, в│

│ │общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20%│

│ │к 2016 г., при этом объем собственных затрат│

│ │российских компаний на НИОКР растет не менее│

│ │чем на 10% в год в сопоставимых ценах. │

│ │ 6. Рост удельного веса инновационной│

│ │продукции как в общем объеме продаж│

│ │промышленной продукции (к 2011 г. - до 15%, к│

│ │2016 г. - до 18%), так и в экспорте│

│ │промышленной продукции (к 2011 г. - до 12%, к│

│ │2016 г. - до 15%). │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│7. Задачи Стратегии │ 1. Создание конкурентоспособного сектора│

│ │исследований и разработок и условий для его│

│ │расширенного воспроизводства. │

│ │ 2. Создание эффективной национальной│

│ │инновационной системы. │

│ │ 3. Развитие институтов использования и│

│ │правовой охраны результатов исследований и│

│ │разработок. │

│ │ 4. Модернизация экономики на основе│

│ │технологических инноваций. │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│8. Сроки и этапы │2006 - 2015 гг. │

│ реализации Стратегии │ │

│ │Первый этап: 2006 - 2007 годы; │

│ │второй этап: 2008 - 2010 годы; │

│ │третий этап: 2011 - 2015 годы. │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│9. Перечень целевых │Реализация действующих федеральных программ: │

│ программ и основных │ - федеральная целевая научно-техническая│

│ мероприятий │программа "Исследования и разработки по│

│ │приоритетным направлениям развития науки и│

│ │техники" на 2002 - 2006 годы (в редакции│

│ │Постановления Правительства Российской│

│ │Федерации от 12 октября 2004 г. N 540); │

│ │ - федеральная целевая программа

│ │"Национальная технологическая база" на 2002 -│

│ │2006 гг.; │

│ │ - федеральная целевая программа развития│

│ │образования на 2006 - 2010 годы. │

│ │Разработка и реализация новых программ <1>: │

│ │ - федеральная целевая программа "Научно-│

│ │технологическая база России" на 2007 - 2012│

│ │годы; │

│ │ - федеральная целевая программа│

│ │"Трансфер двойных технологий"; │

│ │ - ведомственная целевая программа

│ │"Приоритетная поддержка фундаментальных│

│ │исследований мирового уровня"; │

│ │ - ведомственная целевая программа│

│ │"Ориентированные фундаментальные исследования│

│ │в вузах России" на 2007 - 2009 годы; │

│ │ - ведомственная целевая программа│

│ │"Развитие научного потенциала высшей школы│

│ │(2006 - 2008 годы)"; │

│ │ - ведомственная целевая программа│

│ │"Поддержка уникальных установок и│

│ │коллективных форм использования научного│

│ │оборудования на 2007 - 2009 годы"; │

│ │ - федеральные целевые программы│

│ │технологического профиля по следующим│

│ │направлениям: │

│ │ - развитие российской авиатехники; │

│ │ - освоение и использование космического│

│ │пространства; │

│ │ - развитие российской отрасли ИТ; │

│ │ - развитие рынка специализированных│

│ │высокотехнологических медицинских услуг; │

│ │ - разработка и производство│

│ │оптоэлектронных устройств; │

│ │ - развитие перспективных источников│

│ │энергии и средств энергосбережения; │

│ │ - разработка и производство│

│ │высокотехнологичных материалов. │

│ │Осуществление программ фондов поддержки│

│ │научной и (или) научно-технической│

│ │деятельности: │

│ │ - Российского фонда фундаментальных│

│ │исследований; │

│ │ - Российского гуманитарного научного│

│ │фонда; │

│ │ - Фонда содействия развитию малых форм│

│ │предприятий в научно-технической сфере; │

│ │ - Российского фонда технологического│

│ │развития. │

│ │Основные комплексы мероприятий: │

│ │- осуществление эффективной│

│ │государственной поддержки фундаментальной│

│ │науки и обеспечение ее опережающего развития; │

│ │- совершенствование механизмов и│

│ │принципов бюджетного финансирования│

│ │прикладных научных исследований и разработок; │

│ │- поддержка эффективного воспроизводства│

│ │кадрового потенциала науки; │

│ │- содействие интеграции науки и│

│ │образования; │

│ │- реформирование научных организаций и│

│ │повышение их капитализации, реструктуризация│

│ │государственного сектора исследований и│

│ │разработок; │

│ │- активное позиционирование сектора│

│ │исследований и разработок в глобальной│

│ │экономике; │

│ │- развитие институтов использования и│

│ │правовой охраны результатов исследований и│

│ │разработок; │

│ │- обеспечение непрерывности│

│ │финансирования бизнес-проектов на всех│

│ │стадиях инновационного цикла;│

│ │перераспределение государственного│

│ │финансирования на программы поддержки│

│ │инновационных проектов, находящихся на│

│ │начальной стадии; │

│ │- поддержка формирования и развития│

│ │системы государственных научно-технических и│

│ │инновационных фондов; │

│ │- развитие производственно-│

│ │технологической инфраструктуры (технопарки,│

│ │инновационно-технологические центры, бизнес-│

│ │инкубаторы, центры трансфера технологий,│

│ │инжиниринговые центры и т.п.); │

│ │- содействие развитию связей в рамках│

│ │инновационной деятельности и "диффузии"│

│ │знаний, поддержка совместных исследований на│

│ │доконкурентной стадии; │

│ │- подготовка кадров для инновационной│

│ │сферы, обучение инновационному менеджменту; │

│ │- стимулирование наукоемкого экспорта и│

│ │расширения международной технологической│

│ │интеграции; │

│ │- стимулирование компаний к производству│

│ │новой продукции, технологическому│

│ │перевооружению и проведению НИОКР; │

│ │- содействие формированию устойчивых│

│ │кооперационных связей и инновационных│

│ │кластеров; │

│ │- системное влияние государства на│

│ │формирование предметного перспективного│

│ │инновационного спроса в предпринимательском│

│ │секторе; │

│ │- развитие механизмов частно-│

│ │государственного партнерства в реализации│

│ │крупных перспективных направлений│

│ │инновационного развития; │

│ │- формирование системы эффективного│

│ │управления в инновационной сфере, в том числе│

│ │выработки и реализации долгосрочной│

│ │государственной инновационной политики. │

├──────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│10. Объемы и источники │4052,5 млрд. рублей, из них: │

│ финансирования │2688,3 млрд. рублей - средства федерального│

│ Стратегии на 2006 - │бюджета; │

│ 2015 (в ценах текущих │257,1 млрд. рублей - средства бюджетов│

│ лет) │субъектов Российской Федерации <2>; │

│ │1107,1 млрд. рублей - средства из│

│ │внебюджетных источников <3>. │

└──────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘

--------------------------------

<1> Здесь и далее название планируемых программ может быть изменено.

<2> Без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и инновации, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

<3> Без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и разработки, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. N 24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. N МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 N Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 N 2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране "экономики, основанной на знании" и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.