Крупные научно-производственные комплексы. Основные позитивные эффекты

Крупные научно-производственные комплексы.

Основные позитивные эффекты

Мегапроекты представляют собой совершенно иной подход к участию государства в инновационной деятельности, который:

основан на принципе ответственного партнерства государства и частного промышленного бизнеса по реализации крупных инновационных проектов в отраслях с высокой добавленной стоимостью и существенным мультипликативным эффектом;

предусматривает концентрацию финансовых ресурсов на ограниченном числе проектов в противовес традиционной практике их распыления между многочисленными НИОКР;

ориентирован на фактический рост производства инновационной продукции вместо привычных отчетов о выполнении НИОКР.

Главными особенностями данного механизма активного государственного стимулирования инновационного промышленного развития являются:

открытое привлечение частного бизнеса к выбору приоритетов инновационного развития отдельных отраслей (подотраслей) промышленности при сохранении за государством прерогативы определения перечня этих отраслей;

сознательный отказ государства от статуса основного выгодоприобретателя по проекту в пользу его участников (исполнителей) вне зависимости от их формы собственности;

долевое (паритетное) участие государства и исполнителей мегапроекта в расходах на его выполнение;

ориентация исполнителей проекта на полноценную коммерциализацию научно-технических результатов проекта, в том числе предусматривающая применение экономических санкций за недостижение заявленных коммерческих результатов в виде объемов продаж созданной инновационной продукции.

Основные элементы нового подхода к реализации мегапроектов предусматривают:

официальное участие руководителей крупного частного бизнеса и научного сообщества в экспертизе и отборе перспективных инновационных проектов;

ограничение в государственном контракте на реализацию проекта прав государства на использование его результатов исключительно областью государственных нужд;

разделение в государственном контракте на реализацию проекта объемов работ, финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных средств (при доле бюджета не более 50%);

включение в состав обязательств исполнителей проекта обеспечить 5-ти кратное превышение объемов продаж созданной продукции над суммой бюджетных средств по проекту.

В результате трехлетней практической деятельности по реализации "пилотных" мегапроектов получен безусловно положительный опыт нового государственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:

продемонстрирована работоспособность предложенного механизма и процедур согласования интересов государства и бизнеса при определении приоритетов инновационного развития и выборе проектов;

разработаны принципы и механизмы согласования взаимных обязательств и интересов государства и бизнеса при реализации инновационных проектов;

апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых, ресурсов государства и бизнеса, необходимых для реализации инновационных проектов;

разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.

Принимая во внимание успешный ход выполнения подавляющего большинства начатых в 2003 - 2005 гг. мегапроектов, находящихся, главным образом, в зоне ответственности Министерства образования и науки Российской Федерации, следует рассматривать эту особую форму государственно-частного партнерства в инновационной сфере в качестве одного из важнейших инструментов реализации Стратегии развития науки и инноваций на период до 2015 года, поступательно расширяя масштабы ее использования.