Оценка эффективности деятельности РФТР

Эффективность деятельности РФТР целесообразно оценивать по следующим параметрам:

а) поскольку фонд поддерживает реализацию научно-технических проектов, прошедших отбор государственной экспертизы, первым показателем должна являться реализация в полном объеме технического задания. За время деятельности РФТР имелось лишь несколько случаев, когда заявители не выполнили требований технического задания;

б) в связи с тем, что фонд финансирует проекты, направленные на создание коммерчески перспективной продукции, косвенным показателем коммерческого успеха проектов является способность заявителя вернуть заемные средства в установленный срок. В целом просроченная задолженность составляет 7,8% от общего объема предоставленных фондом средств. При этом возникновение просроченной задолженности обусловлено, главным образом, ошибками в оценке ситуации на рынке наукоемкой продукции;

в) важным показателем эффективности деятельности является способность предприятий и организаций, поддержанных фондом, успешно продолжать свою деятельность (реализацию проектов) после завершения финансового участия РФТР, обеспечить свою конкурентоспособность на рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. По имеющимся данным, 39% заявителей РФТР по окончании таких проектов увеличили объемы реализации (выручки) и долю на рынках продукции в области приборостроения, энергетики, электротехники, биотехнологии, компьютерных и телекоммуникационных технологий и программного обеспечения, химии, элементной базы, медицины и фармакологии и т.д.

За период 1994 - 2003 гг. профинансировано 840 проектов НИОКР и на общую сумму 3,938 млрд. руб. Из них на сегодняшний день возвращено 1,7 млрд. руб. Срок возврата средств по части проектов (на общую сумму 3 млрд. руб.) еще не наступил.

Общая экономическая эффективность по уже возвращенным средствам (1,7 млрд. руб.), учитывая, что предприятия для того, чтобы вернуть средства, предприятия должны были произвести и реализовать научно-технической продукции на сумму не менее 2,6 млрд. руб., составляет:

- НДС (18%) - 0,4 млрд. руб.;

- налог на прибыль (24%) - 0,5 млрд. руб.;

- возврат основной суммы (1,7 млрд. руб.)

Таким образом, не получив в виде доходов по налогу на прибыль 0,4 млрд. руб. при формировании средств Фонда (25% от 1,7 млрд. руб.), так как платежи в фонды НИОКР включаются в затраты предприятий в пределах 0,5% от выручки, государство получает более чем двойную компенсацию в виде налоговых платежей (НДС + налог на прибыль = 0,9 млрд. руб.), не учитывая даже доходы бюджетов всех уровней от ЕСН, подоходного налога и налога на имущество.