Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

9. Проверка и оценка информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации

9. Проверка и оценка информационной безопасности

организаций банковской системы Российской Федерации

9.1. Проверка и оценка ИБ организаций БС РФ проводится путем выполнения следующих процессов:

- мониторинга и контроля защитных мер;

- самооценки ИБ;

- аудита ИБ;

- анализа функционирования СОИБ (в том числе со стороны руководства).

Указанные процессы являются частью группы процессов "проверка" СМИБ, требования к которым приведены в разделе 8 настоящего стандарта.

9.2. Основными целями мониторинга и контроля защитных мер в организации БС РФ являются оперативное и постоянное наблюдение, сбор, анализ и обработка данных под заданные цели. Такими целями анализа могут быть:

- контроль за реализацией положений внутренних документов по обеспечению ИБ в организации БС РФ;

- выявление нештатных, в том числе злоумышленных, действий в АБС организации;

- выявление инцидентов ИБ.

Мониторинг и контроль защитных мер проводится персоналом организации БС РФ, ответственным за ИБ.

Требования к проведению мониторинга и контроля защитных мер в организации БС РФ определены в подразделе 8.12 настоящего стандарта.

9.3. При подготовке к аудиту ИБ рекомендуется проведение самооценки ИБ. Самооценка ИБ проводится собственными силами и по инициативе руководства организации.

Порядок проведения самооценки ИБ в организации БС РФ определен в рекомендациях в области стандартизации Банка России РС БР ИББС-2.1 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям стандарта СТО БР ИББС-1.0".

В процессе самооценки ИБ проводятся оценка степени выполнения требований настоящего стандарта и на ее основе - вычисление итогового уровня ИБ организации БС РФ. Порядок проведения указанной деятельности (оценка и вычисление) регламентируется стандартом Банка России СТО БР ИББС-1.2 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0".

9.4. Аудит ИБ, проводимый внешними по отношению к организации БС РФ независимыми проверяющими организациями, является одной из форм проверки и оценки (контроля) выполнения организацией БС РФ требований настоящего стандарта.

Аудит ИБ проводится как для собственных целей самой организации БС РФ, так и с целью повышения доверия к ней со стороны других организаций.

Аудит ИБ проводится в соответствии с требованиями подраздела 8.14 настоящего стандарта, а также в соответствии с требованиями стандартов Банка России СТО БР ИББС-1.1 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Аудит информационной безопасности".

В процессе аудита ИБ проводятся оценка степени выполнения требований настоящего стандарта и на ее основе - вычисление итогового уровня ИБ организации БС РФ. Порядок проведения указанной деятельности (оценка и вычисление) регламентируется стандартом Банка России СТО БР ИББС-1.2 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0".

В качестве проверяющих организаций рекомендуется привлекать организации, имеющие квалификацию и опыт проведения оценки соответствия ИБ требованиям настоящего стандарта.

Порядок проведения работ по контролю и надзору, включающий, в частности, вопросы:

проведения ведомственного контроля (с участием Банка России, предприятий лицензиатов, самооценки);

государственного контроля, предусмотренного Федеральным законом "О персональных данных" [5], со стороны ФСБ России и ФСТЭК России;

взаимодействия сторон при проведении указанных видов контроля;

согласования планов, информационного взаимодействия, форм предоставления отчетности и т.д.;

а также регламентация обеспечения безопасности персональных данных при использовании средств криптографической защиты информации будут изложены в отдельных документах.

9.5. Анализ функционирования СОИБ проводится персоналом организации БС РФ, ответственным за обеспечение ИБ, а также руководством, в том числе на основании подготовленных для руководства документов (данных).

Основными целями проведения анализа функционирования СОИБ являются:

- оценка эффективности СОИБ;

- оценка соответствия СОИБ требованиям законодательства Российской Федерации и стандартов Банка России;

- оценка соответствия СОИБ существующим и возможным угрозам ИБ;

- оценка следования принципам ИБ и выполнения требований по обеспечению ИБ, закрепленным в политике ИБ организации БС РФ, а также в иных внутренних документах организации БС РФ.

Результаты, полученные в ходе анализа функционирования СОИБ, являются среди прочего основой для совершенствования СОИБ.

Требования к проведению анализа функционирования СОИБ определены в подразделах 8.15 и 8.16 настоящего стандарта.

9.6. В настоящем стандарте требование получения лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (информации ограниченного доступа) при проведении мероприятий по обеспечению безопасности в специальных ИСПДн для собственных нужд организаций БС РФ, а также требование проведения аттестации специальных ИСПДн не устанавливаются. В случае введения в действие стандарта в организации БС РФ указанные требования не являются обязательными при проведении комплекса мероприятий по обеспечению безопасности персональных данных в специальных ИСПДн организаций БС РФ.

9.7. Получение организацией БС РФ лицензии ФСБ России - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.