Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Требования к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу и его составным частям при проектировании и производстве в целях обеспечения безопасности

III. Требования к высокоскоростному железнодорожному

подвижному составу и его составным частям

при проектировании и производстве в целях

обеспечения безопасности

32. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, расположение и монтаж его оборудования должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала при эксплуатации, осмотре, техническом обслуживании и ремонте.

33. При проектировании высокоскоростного железнодорожного подвижного состава проектировщик (разработчик) должен предусматривать аварийные крэш-системы для защиты обслуживающего персонала и (или) пассажиров в случае столкновения и (или) схода высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.

34. Системы управления, контроля и безопасности высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать его работоспособное состояние во всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных в руководстве по эксплуатации.

Системы управления и контроля высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны исключать создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках и из-за нарушения обслуживающим персоналом правильности управляющих действий.

35. Системы управления, контроля и безопасности должны включать средства предупредительной сигнализации и средства информирования, предупреждающие о нарушениях исправного состояния высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, которые могут привести к возникновению опасных ситуаций.

36. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен иметь программное обеспечение версии, указанной в декларации о соответствии программного обеспечения требованиям настоящего технического регламента. Встраиваемые в технические средства и поставляемые на материальных носителях программные средства высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать:

а) работоспособность после перезагрузок, вызванных сбоями и (или) отказами технических средств, и целостность при собственных сбоях;

б) защиту от компьютерных вирусов, несанкционированного доступа, последствий отказов, ошибок и сбоев при хранении, вводе, обработке и выводе информации, возможности случайных изменений;

в) свойства и характеристики, указанные в сопроводительной документации.

37. Системы управления, контроля и безопасности высокоскоростного железнодорожного подвижного состава в случаях работы тягового привода и другого оборудования при неисправности аппаратов электрической, гидравлической и (или) пневматической частей, сбоя программного обеспечения не должны допускать изменений характеристик и режимов работы, которые могут привести к нарушению безопасного состояния высокоскоростного железнодорожного подвижного состава. Сбой системы управления при исправной работе бортовых устройств безопасности не должен приводить к остановке высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и к нарушению реализации проектных характеристик высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.

38. Приборы и устройства для управления высокоскоростным железнодорожным подвижным составом должны:

а) снабжаться надписями и (или) символами в соответствии с конструкторской документацией;

б) проектироваться и размещаться так, чтобы исключалось их непроизвольное включение, выключение или переключение;

в) размещаться с учетом значимости выполняемых функций, последовательности и частоты использования.

39. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться следующими устройствами:

а) поездная радиосвязь;

б) автоматизированная система управления с обеспечением контроля скорости движения и речевой информации при подъездах к входным и выходным светофорам и станциям;

в) регистраторы параметров движения;

г) автоматическая локомотивная сигнализация;

д) электропневматический тормоз;

е) связь "пассажир-машинист";

ж) сигнализация контроля закрытия дверей;

з) автоматическая пожарная сигнализация.

40. Бортовые устройства безопасности высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать:

а) прием сигналов о поездной ситуации от системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля, систем сигнализации, централизации и блокировки на станциях и перегонах, а также от бортовых устройств безопасности другого высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;

б) определение параметров движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;

в) регистрацию информации о движении высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;

г) диагностику систем и устройств высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, включая самодиагностику;

д) управление электропневматическим торможением;

е) контроль самопроизвольного ухода высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;

ж) периодическую проверку бдительности машиниста;

з) осуществление информационного обмена по общей шине высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, а также с использованием средств связи, которыми оборудован высокоскоростной железнодорожный подвижной состав;

и) машиниста информацией;

к) автоматическую остановку высокоскоростного железнодорожного подвижного состава в случае потери машинистом способности управления высокоскоростным железнодорожным подвижным составом.

41. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оснащаться аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

42. Конструкция кабины машиниста высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должна обеспечивать:

а) локомотивной бригаде, находящейся в положении "сидя" и "стоя", беспрепятственный обзор пути следования, напольных сигналов, соседних путей, составов и контактной сети;

б) локомотивной бригаде, находящейся в положении "стоя", видимость (при подъезде к составу вагонов) одного из работников локомотивной бригады, а также видимость рабочей зоны персонала, участвующего в маневрах;

в) беспрепятственный обзор из кабины машиниста в любое время года и суток, при любых погодных условиях, на всех скоростях движения.

43. Ветровые стекла кабины машиниста высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны надежно закрепляться в окнах и иметь уплотнения.

44. Планировка кабины машиниста высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, компоновка рабочего места локомотивной бригады, приборов и устройств управления, систем отображения информации и конструкция кресла машиниста должны отвечать требованиям эргономики и системотехники.

При проектировании пульта управления и рабочего места машиниста и его помощника должны учитываться требования эргономики, обеспечивающие удобство управления из положения "сидя" и "стоя".

Конструкция и расположение приборов и устройств управления, измерительных приборов и световых индикаторов на пульте управления должны обеспечивать видимость показаний указанных приборов и индикаторов в дневное и ночное время при отсутствии бликов от прямого или отраженного света.

Параметры освещенности в кабине машиниста, яркость шкал измерительных приборов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

45. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться системами общего, местного и аварийного освещения.

Система аварийного освещения должна автоматически переключаться к автономному источнику питания (аккумуляторной батарее) при отсутствии напряжения в основном источнике питания. При этом должна предусматриваться возможность ручного включения аварийного освещения.

46. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться аварийными выходами с каждой стороны вагона и иметь при необходимости средства аварийной эвакуации обслуживающего персонала и (или) пассажиров.

Открывание аварийного выхода должно осуществляться усилием одного человека.

47. Остекление внутренних помещений высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенных для обслуживающего персонала и (или) пассажиров, должно обеспечивать безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров в случае ударных воздействий на него на стоянках или в пути следования.

48. Внутренние части высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, требующие осмотра, настройки и технического обслуживания, и при необходимости наружное рабочее оборудование должны иметь дополнительное освещение.

49. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться автоматическими тормозами, обеспечивающими при торможении состава замедление или остановку в пределах расчетного тормозного пути.

Автоматические тормоза высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны обладать необходимой функциональностью и надежностью в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а также остановку высокоскоростного железнодорожного подвижного состава при нарушении целостности тормозной магистрали или при несанкционированном расцеплении единиц высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.

50. Автоматические тормоза должны обеспечивать возможность применения различных режимов торможения в зависимости от длины высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и профиля железнодорожного пути.

51. Краны экстренного торможения в высокоскоростном железнодорожном подвижном составе должны быть установлены внутри пассажирских салонов и опломбированы.

При активации крана экстренного торможения должна исключаться возможность его отключения пассажирами. Звуковое и визуальное информирование об активации крана экстренного торможения должно передаваться поездной бригаде. Краны экстренного торможения должны блокироваться из кабины машиниста.

52. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться стояночными тормозами.

Стояночные тормоза высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать расчетное тормозное нажатие и удержание единицы высокоскоростного железнодорожного подвижного состава в пределах допустимых значений.

Штурвал ручного стояночного тормоза должен оснащаться устройством, исключающим самопроизвольное вращение штурвала.

Допускается применение автоматических стояночных тормозов.

53. Составные части высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, разъединение или излом которых может вызвать выход из габарита высокоскоростного железнодорожного подвижного состава или их падение на железнодорожный путь, должны иметь предохранительные устройства, выдерживающие вес защищаемого ими оборудования в пределах допустимых значений.

54. Главные воздушные резервуары и аккумуляторные батареи высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны устанавливаться вне кабины машиниста, пассажирских салонов и помещений для обслуживающего персонала.

55. Действие электродинамического тормоза высокоскоростного железнодорожного подвижного состава (при его наличии) должно согласовываться с работой пневматических и электропневматических тормозов при осуществлении служебного или экстренного торможения. При отказе электродинамического тормоза должно обеспечиваться его автоматическое замещение пневматическим тормозом.

56. На высокоскоростном железнодорожном подвижном составе должны предусматриваться дополнительные меры по повышению эффективности торможения и безопасности движения (например, применение магниторельсовых тормозов).

57. Головные вагоны высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны оборудоваться автосцепным устройством (сцепкой).

Сцепление вагонов между собой в высокоскоростном железнодорожном подвижном составе должно производиться при помощи автоматического или неавтоматического сцепного устройства.

Автоматическое или неавтоматическое сцепное устройство должно исключать самопроизвольное разъединение вагонов.

В состав сцепного устройства должен входить энергопоглощающий аппарат.

58. Колеса, оси и бандажи колесных пар высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны иметь запас статической прочности и необходимый коэффициент сопротивления усталости, которые обеспечивают стойкость к образованию и развитию дефектов (трещин) в течение указанного в конструкторской документации срока их полного освидетельствования.

Механические свойства, ударная вязкость и остаточное напряженное состояние колес, осей и бандажей колесных пар должны обеспечивать механическую безопасность в течение назначенного срока службы.

59. Материалы и вещества, применяемые при проектировании и производстве высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, должны быть безопасны для людей и окружающей среды.

60. Характеристики (показатели микроклимата, уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитного излучения, освещения, состава воздушной среды) систем жизнеобеспечения (системы кондиционирования воздуха (отопление, вентиляция, охлаждение), системы освещения, шумо- и виброзащиты, воздухоочистки, защиты от инфразвука и ультразвука, электромагнитных излучений) кабин машинистов, внутренних помещений пассажирских салонов, служебных и бытовых помещений высокоскоростного железнодорожного подвижного состава не должны превышать допустимые значения.

Уровень внешнего шума от высокоскоростного железнодорожного подвижного состава не должен превышать допустимые значения.

61. Применение жидкостей (кислоты, щелочи, сжиженные газы) и горюче-смазочных материалов в процессе производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей не должно приводить к возникновению опасных воздействий на жизнь и здоровье человека, животных и растений.

62. Подножки и поручни высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны располагаться в пределах габарита высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и надежно закрепляться. Поверхность ступенек, площадок, подножек и настилов должна препятствовать скольжению.

63. В высокоскоростном железнодорожном подвижном составе должны предусматриваться места для его подъема домкратами. Поверхность, предназначенная для соприкосновения с головками домкратов, должна препятствовать их скольжению.

Должна предусматриваться возможность подъема единицы высокоскоростного железнодорожного подвижного состава при сходе колесных пар с рельсов с помощью кранов и домкратов, а также возможность ее транспортирования при заклиненной колесной паре.

64. Выступающие детали конструкции и оборудования высокоскоростного железнодорожного подвижного состава не должны иметь острых ребер, кромок и углов, способных травмировать обслуживающий персонал и (или) пассажиров.

65. Материалы и средства обеспечения пожарной безопасности, применяемые для отделки внутренних поверхностей кабин машинистов, пассажирских салонов, служебных и вспомогательных помещений высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, должны быть устойчивы к возгоранию и иметь сертификат пожарной безопасности.

Для подшивки изоляции крыши, воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов полок, диванов и кресел должны применяться негорючие материалы.

Для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторов, перегородок, багажных полок, диванов и кресел, мебели, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешетки стен, потолков и крыши, теплоизоляции труб и баков водоснабжения, труб отопления, резиновых баллонов (суфле) для ограждения переходных площадок, а также для гидроизоляции диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционных установок, звукоизоляции потолков вагонов и кабин машиниста высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны применяться негорючие или трудногорючие материалы.

Кабина машиниста высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должна быть отделена огнезадерживающей перегородкой.

66. В высокоскоростном железнодорожном подвижном составе должен обеспечиваться безопасный проход обслуживающего персонала и пассажиров из вагона в вагон. Переходные площадки должны иметь поручни и не должны иметь выступающие части, которые могут привести к травмам обслуживающего персонала и пассажиров.

67. Кресла и диваны высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны иметь прочное крепление к полу и конструкцию, исключающую возможность их опрокидывания.

68. Места размещения и крепления личного багажа пассажиров и обслуживающего персонала должны выполняться с таким расчетом, чтобы не травмировать пассажиров и обслуживающий персонал при экстренном торможении и аварийной эвакуации.

69. Вращающиеся части электрических машин, вентиляторов, компрессоров и другого оборудования высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны быть ограждены.

70. Электрооборудование высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должно иметь защиту и сигнализацию, срабатывающие при перегрузках, коротких замыканиях, замыканиях на землю, при возникновении перенапряжений, а также при снятии напряжения в контактной сети в случае рекуперативного торможения, при боксовании и юзе колесных пар. Срабатывание защиты должно исключать повреждение электрооборудования и не должно приводить к опасным последствиям, включая недопустимый нагрев, приводящий к задымлению или возгоранию, и перенапряжение, приводящее к пробою изоляции электрооборудования.

71. Незащищенные (неизолированные) части электрооборудования высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, находящиеся под напряжением, должны иметь защиту от несанкционированного доступа к ним обслуживающего персонала и (или) пассажиров.

Металлические оболочки электрооборудования, а также все ограждения (включая трубы), конструкции для крепления токоведущих частей, которые в случае неисправности могут оказаться под напряжением, превышающим допустимые значения, должны заземляться на корпус высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.

72. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться специальными местами для хранения комплекта электрозащитных средств, а также другого специального оборудования, необходимого для технического обслуживания и безопасной эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.

73. Аккумуляторный бокс высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должен быть взрывобезопасным.

74. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться системами пожарной сигнализации, установками пожаротушения, специальными местами для размещения огнетушителей, противопожарного инвентаря.

Система пожарной сигнализации должна выдавать акустическую и (или) оптическую информацию с указанием места возникновения загорания, автоматически определять неисправности (короткое замыкание, обрыв) в линиях связи извещателей с приемно-контрольным прибором, а также обеспечивать возможность периодической проверки исправности устройств пожарной сигнализации.

75. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться:

а) системой кондиционирования воздуха (отопления, охлаждения, вентиляции);

б) системами питьевого и хозяйственного водоснабжения;

в) экологически чистыми туалетными комплексами;

г) внутрипоездной телефонной связью;

д) системой контроля нагрева букс;

е) системой видеонаблюдения и информирования пассажиров;

ж) устройствами для связи пассажиров с локомотивной или поездной бригадой.

76. Входные двери вагонов высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны оснащаться системами (устройствами) открывания (закрывания) и системой контроля, обеспечивающей безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров.

77. Аварийное открывание входных дверей пассажирских вагонов и вагонов моторвагонного подвижного состава должно осуществляться по штатной схеме с их фиксацией в открытом положении. Аварийное открывание входных дверей прислонного типа должно осуществляться в ручном режиме при скорости движения поезда в пределах допустимых значений.

78. Вагоны высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны оборудоваться местами для инвалидов и пассажиров с детьми.

79. Вагоны высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенные для проезда граждан, имеющих ограничение подвижности, должны оборудоваться следующими устройствами:

а) устройства для быстрого подъема, спуска и надежного крепления инвалидных колясок;

б) специальные санузлы большей площади;

в) проходы увеличенной ширины.

80. Лобовые части головных вагонов высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должны оборудоваться прожектором и 2 сигнальными буферными фонарями с правой и левой стороны.

Прожектор должен устанавливаться по продольной оси симметрии головного вагона высокоскоростного железнодорожного подвижного состава. Осевой луч прожектора должен направляться параллельно горизонтальной плоскости железнодорожного пути. Схема включения прожектора должна предусматривать возможность включения яркого света, обеспечивающего номинальную осевую силу света, и тусклого света.

Должна обеспечиваться возможность регулировки направления светового луча из кабины машиниста.

81. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оборудоваться звуковыми сигнальными устройствами большой громкости (тифоны) и малой громкости (свистки). Устройство для включения тифона и свистка должно располагаться в зоне оптимальной досягаемости машиниста и помощника машиниста. Система управления звуковыми сигналами должна дублироваться путем включения в нее устройства для непосредственного прямого управления воздушным клапаном тифона.

82. Токоприемник высокоскоростного железнодорожного подвижного состава должен иметь устройство аварийного опускания при наезде на препятствие, расположенное ниже поверхности трения контактного провода.

Отношение аэродинамической составляющей нажатия полоза токоприемника высокоскоростного железнодорожного подвижного состава на контактный провод к статическому нажатию не должно превышать допустимые значения.