Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 1996 г. N 574
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.97 N 1548,
от 29.09.98 N 1132)
1. Настоящее Положение определяет порядок экспорта из Российской Федерации и импорта в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, предусмотренных в Списке ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 (далее именуется - Список).
Для целей настоящего Положения под экспортом из Российской Федерации и импортом в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, указанных в Списке, понимаются любые виды их вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию (за исключением транзита).
Экспорт из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий (далее именуется - ядерный экспорт) и импорт в Российскую Федерацию указанных материалов, оборудования и технологий (далее именуется - ядерный импорт) осуществляются в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Действие настоящего Положения распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, независимо от форм собственности.
3. Ядерный экспорт осуществляется в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Договора о нераспространении ядерного оружия, Руководящих принципов ядерного экспорта Группы ядерных поставщиков, других международных договоров Российской Федерации с учетом безопасности Российской Федерации, ее политических и экономических интересов.
4. Порядок контроля за ядерным экспортом предусматривает:
согласование проектов международных договоров (соглашений) Российской Федерации, предусматривающих передачу ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий;
подготовку и выдачу заключений о возможности реализации контрактов (соглашений, договоров) на экспорт ядерных материалов, оборудования и соответствующих технологий, критичных с точки зрения нераспространения ядерного оружия;
лицензирование ядерного экспорта;
таможенный контроль и таможенное оформление предметов ядерного экспорта, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Под ядерными материалами, оборудованием и соответствующими технологиями, критичными с точки зрения нераспространения ядерного оружия (далее именуется - критичная ядерная продукция), понимаются уран с обогащением 20 процентов и выше, плутоний (за исключением поставок указанных материалов, в отношении которых не требуется заверений государственных органов, предусмотренных в пунктах 7 - 10 настоящего Положения), установки для переработки облученного топлива, установки для разделения изотопов урана, установки для производства тяжелой воды, установки для конверсии обогащенного урана и плутония, основные компоненты таких установок, определенные в разделе 3 Списка, а также технологии, связанные с критичной ядерной продукцией.
5. Проведение официальных переговоров с иностранными государствами в целях заключения соглашений или достижения иных договоренностей, предусматривающих передачу критичной ядерной продукции, может осуществляться только на основании решений Правительства Российской Федерации.
6. Проекты международных договоров Российской Федерации (независимо от их формы), предусматривающих передачу ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подлежат обязательному согласованию с Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внешних экономических связей Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если реализация таких договоров предполагает создание на территории Российской Федерации новых объектов или технологий ядерного топливного цикла, которые могут оказать воздействие на окружающую природную среду, их проекты подлежат обязательной государственной экологической экспертизе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Ядерный экспорт в страны, не обладающие ядерным оружием, по контрактам (договорам, соглашениям), заключенным начиная с 4 апреля 1992 г., может осуществляться только при условии, что страна - получатель имеет действующее соглашение с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о гарантиях, охватывающее всю ее мирную ядерную деятельность, а до указанной даты - при условии постановки предмета ядерного экспорта под гарантии МАГАТЭ.
Ядерный экспорт в страны, не обладающие ядерным оружием, осуществляется только при наличии заверений со стороны компетентных государственных органов этих стран о том, что полученные предметы ядерного экспорта, а также произведенные на их основе или в результате их использования ядерные и специальные неядерные материалы, установки и оборудование:
не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;
будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;
будут реэкспортироваться (экспортироваться) или передаваться из-под юрисдикции страны - получателя в любую другую страну только на указанных условиях.
Компетентные органы страны - получателя должны представить заверения о том, что без письменного разрешения Министерства Российской Федерации по атомной энергии, согласованного с Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации, не будут осуществляться:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
любая последующая передача установок для химической переработки облученного топлива, изотопного обогащения урана и производства тяжелой воды, их основных компонентов и предметов, произведенных на их основе, а также урана с обогащением 20 процентов и выше, плутония и тяжелой воды;
использование или проектирование для производства урана с обогащением свыше 20 процентов передаваемых установок или технологии для изотопного обогащения урана, а также любых других установок, основанных на такой технологии.
8. Экспорт в страны, обладающие ядерным оружием, установок и технологий для химической переработки облученного топлива, изотопного обогащения урана, производства тяжелой воды, их основных компонентов, урана с обогащением 20 процентов и выше, плутония и тяжелой воды может осуществляться только при наличии заверений со стороны компетентных государственных органов этих стран о том, что получаемые предметы экспорта и предметы, произведенные на их основе:
не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;
будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;
будут реэкспортироваться (экспортироваться) или передаваться из-под юрисдикции страны - получателя в любую другую страну только при наличии предварительного письменного разрешения Министерства Российской Федерации по атомной энергии, согласованного в части передачи критичной ядерной продукции с Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Ядерный экспорт в страны, которые не требуют применения гарантий МАГАТЭ на всю мирную деятельность в стране - получателе в качестве условия передачи ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, осуществляется на условиях, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Положения, с предоставлением заверений со стороны компетентных органов этих стран о том, что любая последующая передача предметов экспорта, а также любая передача предметов, произведенных на установках или с помощью оборудования или технологий, экспортированных из Российской Федерации, не будут осуществляться без предварительного письменного разрешения Министерства Российской Федерации по атомной энергии, согласованного с Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Заверения, предусмотренные пунктами 7 - 9 настоящего Положения, должны быть оформлены государственными органами стран - получателей путем подтверждения ими обязательств в связи с ядерным экспортом из Российской Федерации или путем ссылки на их обязательства по действующим многосторонним или двусторонним договорам (соглашениям) и иным договорно - правовым актам, участниками которых являются страна - получатель и Российская Федерация.
Указанные заверения со стороны государственных органов не требуются в отношении поставок ядерных материалов, оборудования и специальных неядерных материалов согласно Приложению N 1.
11. Ядерный экспорт осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на основании заявлений установленного образца, предварительно согласованных экспортерами с Министерством Российской Федерации по атомной энергии и оформленных в соответствии с требованиями, установленными Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, а также на основании заключений Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности реализации контрактов (соглашений, договоров) в случае экспорта критичной ядерной продукции.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензии выдаются субъектам хозяйственной деятельности, действующим на территории Российской Федерации и обладающим оформленными в установленном порядке разрешениями Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на проведение соответствующего вида деятельности в области атомной энергии, включая производство, использование, хранение и/или транспортировку соответствующих материалов.
12. Для получения заключения Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности реализации контрактов на экспорт критичной ядерной продукции экспортер обращается в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, представляя при этом:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации экспортера;
копию разрешения на соответствующую деятельность по обращению с ядерными материалами, выданного экспортеру Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности;
копию подписанного или парафированного контракта (договора, соглашения) на экспорт критичной ядерной продукции с заверенным переводом его на русский язык;
копию договора между российским изготовителем и организацией - экспортером в случае, если экспорт критичной ядерной продукции осуществляется через посредника;
документы, содержащие указания о том, являются ли предметы ядерного экспорта носителями сведений, составляющих государственную тайну;
оригиналы документов, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных в пунктах 7 - 9 настоящего Положения.
На копиях документов, указанных в настоящем пункте, должны быть проставлены подписи руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печать организации - экспортера. На копии контракта должна быть указана дата выдачи копии и сделана отметка о местонахождении оригиналов документов.
Обращение в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю для получения заключения о возможности реализации контрактов на экспорт критичной ядерной продукции подлежит обязательному согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
(абзац введен Постановления Правительства РФ от 29.09.98 N 1132)
13. Заключение Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности реализации контракта (договора, соглашения) на экспорт критичной ядерной продукции Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю направляет в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии и экспортеру.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Заключение Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, указанное в пункте 12 настоящего Положения, выдается в срок не более 30 дней после получения Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю всех требуемых и надлежащим образом оформленных документов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. В случае внесения в текст контракта (договора, соглашения) на экспорт критичной ядерной продукции изменений, касающихся предметов экспорта, мест использования экспортируемых товаров и конечных пользователей, ранее выданное заключение Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности реализации контракта (договора, соглашения) подлежит обязательному переоформлению с представлением документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, для получения новой лицензии в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Для согласования заявлений на выдачу лицензий на ядерный экспорт экспортер представляет в Министерство Российской Федерации по атомной энергии:
заявление на выдачу лицензий установленного Министерством внешних экономических связей Российской Федерации образца;
документы, подтверждающие изготовителя предметов экспорта, а в случае экспорта ядерных материалов - разрешение на осуществление соответствующей производственной деятельности, выданное изготовителю Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности;
копию подписанного или парафированного контракта (договора, соглашения) на ядерный экспорт;
копию договора между российским изготовителем и организацией - экспортером в случае, если ядерный экспорт осуществляется через посредника, и документ, подтверждающий отсутствие со стороны изготовителя ограничений на поставку предметов ядерного экспорта за рубеж;
заключение Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности реализации контракта (договора, соглашения) в случае экспорта критичной ядерной продукции;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
копию разрешения на осуществление соответствующей деятельности по обращению с ядерными материалами, выданного экспортеру Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности;
оригиналы документов, подтверждающих выполнение условий, предусмотренных в пунктах 7 - 9 настоящего Положения, а в случае экспорта критичной ядерной продукции - копии указанных документов.
17. Правительственная комиссия по экспортному контролю Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по атомной энергии имеют право запрашивать и получать в установленном порядке у экспортера (заявителя), других субъектов хозяйственной деятельности, имеющих отношение к каждому случаю ядерного экспорта, а также у государственных органов любую информацию и документы, необходимые для подготовки соответствующего заключения о возможности реализации контракта (договора, соглашения) на экспорт критичной ядерной продукции и согласования проектов международных договоров, предусматривающих ядерный экспорт.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
Субъекты хозяйственной деятельности и должностные лица государственных органов несут в пределах своей компетенции ответственность за достоверность представляемых ими сведений.
18. При нарушении страной - получателем заверений, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Положения, действие лицензии Министерства внешних экономических связей Российской Федерации приостанавливается, а ядерный экспорт из Российской Федерации в эту страну прекращается до тех пор, пока не будет устранено указанное нарушение.
После приостановки действия лицензии и прекращения ядерного экспорта Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по атомной энергии предпринимают в соответствии с нормами международного права и международными договорами меры по обеспечению выполнения страной - получателем и импортером принятых ими обязательств и информируют об этом Правительственную комиссию по экспортному контролю Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Порядок контроля за ядерным импортом предусматривает:
оформление и согласование заявлений на выдачу лицензий на ядерный импорт;
лицензирование ядерного импорта;
таможенный контроль и таможенное оформление предметов ядерного импорта, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
20. Для согласования заявления на выдачу лицензии на ядерный импорт заявитель представляет в Министерство Российской Федерации по атомной энергии:
заявление на выдачу лицензии на ядерный импорт;
разрешение на осуществление соответствующей деятельности по обращению с ядерными материалами, выданное заявителю Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности;
заверенную копию подписанного или парафированного контракта (договора, соглашения) на ядерный импорт в Российскую Федерацию;
данные об организации (предприятии), для которой предназначены предметы ядерного импорта;
обязательство соблюдать требования, изложенные в пункте 21 настоящего Положения.
21. Экспортер и импортер обязаны направить Министерству Российской Федерации по атомной энергии информацию соответственно по ядерному экспорту и ядерному импорту согласно Приложению N 2.
До передачи ответственности за предметы ядерного экспорта получателю экспортер отвечает за обеспечение их мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ.
Предметы ядерного импорта должны быть обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ, и сопровождаться учетными документами, позволяющими в любое время определять их количество и местонахождение.
22. В случае нарушений требований, указанных в пункте 21 настоящего Положения, Министерство внешних экономических связей Российской Федерации по представлению заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации аннулирует или приостанавливает действие выданной лицензии на ядерный импорт. Новая лицензия может быть выдана не ранее одного года после аннулирования лицензии.
Лица, допустившие указанные нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23. В случае требования страны - экспортера о предоставлении Российской Федерацией заверений в отношении мирного использования предметов ядерного импорта, мер их физической защиты и правил их реэкспорта, а также (в соответствии с двусторонними договоренностями Российской Федерации) в отношении их постановки под гарантии МАГАТЭ вопрос о выдаче таких заверений решается Министерством Российской Федерации по атомной энергии по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти.
24. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии при их вывозе за пределы Российской Федерации или ввозе на территорию Российской Федерации подлежат таможенному контролю и оформлению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таможенное оформление осуществляется на основании лицензий на право ядерного экспорта или ядерного импорта, выданных Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
25. Министерство внешних экономических связей Российской Федерации ежеквартально представляет по согласованной форме информацию о выданных лицензиях на право:
ядерного экспорта - в Министерство Российской Федерации по атомной энергии и Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю;
ядерного импорта - в Министерство Российской Федерации по атомной энергии.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации ежеквартально представляет по согласованной форме информацию о ядерных материалах, оборудовании, специальных неядерных материалах и соответствующих технологиях, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации:
при их экспорте - в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю и Министерство Российской Федерации по атомной энергии;
при их импорте - в Министерство Российской Федерации по атомной энергии.
26. Вывоз ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется субъектами хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и настоящим Положением.
27. Министерство Российской Федерации по атомной энергии в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации представляет МАГАТЭ информацию об экспорте и импорте ядерных и специальных неядерных материалов, об экспорте оборудования и соответствующих технологий.
28. Лица, осуществившие вывоз ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий с нарушением порядка, установленного настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29. Не предусмотренные настоящим Положением вопросы регулирования ядерного экспорта решаются Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия и нормативными актами Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1548)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей