6. Методические указания по организации деятельности государственного пожарного надзора в области организации обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды

6. Методические указания по организации деятельности

государственного пожарного надзора в области организации

обучения населения мерам пожарной безопасности

и противопожарной пропаганды

1. Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности являются основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности.

2. Контроль за деятельностью в области организации обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды осуществляется государственными инспекторами по пожарному надзору в пределах своих полномочий.

2.1. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору в пределах предоставленных им полномочий контролируют организацию обучения граждан мерам пожарной безопасности и осуществляют проверку деятельности:

- организаций, имеющих лицензию на право обучения в области пожарной безопасности;

- организаций (производств);

- дошкольных, учебных общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений;

- жилищных организаций.

2.1.1. При проверке организаций, имеющих лицензию на право обучения в области пожарной безопасности, государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:

- наличие лицензий на право обучения в области пожарной безопасности;

- наличие обучающих программ;

- соответствие обучающего персонала квалификационным требованиям;

- качество материально-технической базы;

- количество граждан, обученных по годам (с периода действия лицензии);

- соответствие категорий должностных лиц, прошедших обучение в рамках пожарно-технического минимума;

- соответствие выдаваемых по окончании обучения документов (удостоверение, свидетельство, диплом) установленным образцам.

2.1.2. При проверке организаций (производств) государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:

- наличие (в организациях федерального подчинения) специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников, согласованных МЧС России и утвержденных руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

- наличие в прочих организациях специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников, согласованных с территориальными органами ГПН;

- прохождение руководителями организаций, должностными лицами и работниками пожаровзрывоопасных производств обучения по программе пожарно-технического минимума (с отрывом от производства);

- наличие приказов о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, проведение противопожарного инструктажа, пожарно-технического минимума и порядок проведения противопожарных работ;

- соответствие квалификации лиц, ответственных за пожарную безопасность;

- наличие и содержание общей инструкции о мерах пожарной безопасности;

- наличие и содержание инструкций по обеспечению пожарной безопасности участков, цехов, технологических процессов;

- прохождение работниками противопожарного инструктажа и соответствующими категориями работников - пожарно-технического минимума (в организации, без отрыва от производства);

- наличие журнала учета обучения мерам пожарной безопасности и правильность его ведения;

- проведение внепланового противопожарного инструктажа при нарушении работниками требований пожарной безопасности;

- наличие планов и графиков обучения работников пожарно-техническому минимуму;

- соответствие периодичности обучения персонала по программам пожарно-технического минимума (раз в три года);

- уровень противопожарной подготовки должностных лиц и персонала и готовность к действиям в случае возникновения пожара;

- наличие планов эвакуации персонала, их соответствие утвержденным нормативным документам;

- наличие помещений, оборудованных для проведения занятий по пожарной безопасности, их обеспеченность дидактическим и методическим материалом, плакатами, наглядными пособиями;

- наличие уголков пожарной безопасности.

2.1.3. При проверке дошкольных, учебных общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:

- наличие приказов о назначении ответственных за пожарную безопасность;

- прохождение ответственными за пожарную безопасность пожарно-технического минимума (наличие удостоверений установленного образца);

- наличие инструкций по обеспечению пожарной безопасности в кабинетах, классах, аудиториях и их соответствие требованиям пожарной безопасности;

- уровень противопожарных знаний персонала, дошкольников, учащихся (студентов) и степень их готовности к действиям при возникновении пожара;

- наличие в учебном плане общеобразовательных учебных учреждений предмета ОБЖ и тем по пожарной безопасности;

- соответствие записей в классных журналах требованиям учебной программы ОБЖ, касающихся вопросов пожарной безопасности;

- наличие в кабинетах ОБЖ, БЖД (высшие и средние учебные заведения) методических материалов и наглядных пособий на противопожарную тематику;

- проведение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях специальных мероприятий, направленных на популяризацию пожаробезопасного поведения (конкурсы, викторины, игры и т.д.).

2.1.4. При проверке жилищных организаций государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:

- соответствие проводимого противопожарного инструктажа требованиям пожарной безопасности;

- наличие списков ответственных квартиросъемщиков, прошедших противопожарный инструктаж;

- системность обучения мерам пожарной безопасности;

- наличие адресных списков неработающего населения, подлежащего обучению;

- степень подготовки (квалификацию) лиц, проводящих противопожарный инструктаж;

- наличие методических материалов и наглядных пособий для проведения занятий;

- количество буклетов, брошюр, листовок, распространенных среди жильцов;

- отчеты о работе, включая противопожарную пропаганду.

2.2. Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору пользуются предоставленными им в установленном порядке правами (указаны в пунктах 2.1.1 - 2.1.4 настоящих Методических указаний) и контролируют:

- выполнение органами местного самоуправления организации обучения населения мерам пожарной безопасности;

- деятельность государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, в том числе в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды.

2.3. Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются предоставленными им в установленном порядке правами (указаны в пунктах 2.1 - 2.2 настоящих Методических указаний) и контролируют:

- организацию обучения и проведения противопожарной пропаганды органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- деятельность органов государственного пожарного надзора городов (районов) в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды.

2.4. Заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются предоставленными им в установленном порядке правами (указаны в пунктах 2.1 - 2.3 настоящих Методических указаний) и контролируют:

- организацию обучения и проведения противопожарной пропаганды федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации;

- деятельность органов государственного пожарного надзора субъектов Российской Федерации в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды.

2.5. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору наделен правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме, в том числе согласовывает специальные программы обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденные соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти.

2.6. При осуществлении пожарного надзора федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления государственный инспектор по пожарному надзору контролирует:

- наличие обучающих программ для работников организаций, согласованных МЧС России и утвержденных соответствующим руководителем федерального органа исполнительной власти;

- прохождение должностными лицами пожарно-технического минимума, наличие соответствующих документов (приказы, распоряжения, планы, графики и т.д.);

- количество обученных граждан мерам пожарной безопасности;

- количество организованных мероприятий по противопожарной пропаганде, направленных на предотвращение пожаров, гибели и травмирования людей.

3. Государственные инспекторы по пожарному надзору всех уровней в пределах своих полномочий в области организации обучения и проведения противопожарной пропаганды обязаны:

- своевременно информировать соответствующие органы о некачественной работе подконтрольных организаций и органов государственной власти;

- вести контрольно-наблюдательное делопроизводство по обучению и противопожарной пропаганде, в котором должны быть:

- сведения о количестве обученного населения;

- копии публикаций;

- подготовленные тексты радиовыступлений, информационные материалы для телестудий;

- материалы по проведению мероприятий в области противопожарной пропаганды и по обучению населения мерам пожарной безопасности;

- информационные материалы, направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, по улучшению работы в области обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды;

- образцы выпускаемой наглядно-изобразительной продукции;

- документы по работе с общественностью;

- отчеты о проделанной работе;

- руководящие документы, информационные, аналитические и справочные материалы по организации обучения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганде;

- назначать кураторов по направлению "Обучение мерам пожарной безопасности и противопожарная пропаганда";

- требовать от кураторов представления в установленный срок сведений об организации обучения и проведения противопожарной пропаганды (форма и содержание отчетного материала в Приложении N 8) и представлять обобщенные материалы в вышестоящие органы ГПН;

- проводить в средствах массовой информации работу по предупреждению пожаров от наиболее распространенных причин и гибели людей;

- принимать участие в организации обучения населения мерам пожарной безопасности и проведении противопожарной пропаганды;

- обобщать материалы по обучению мерам пожарной безопасности и предоставлять в вышестоящие органы ГПН предложения по их совершенствованию;

- вносить предложения по совершенствованию системы организации обучения в области пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды;

- проводить организационно-методические занятия с лицами, ответственными за противопожарный инструктаж и обеспечение пожарной безопасности в организациях, учебных заведениях, жилом секторе;

- участвовать в обучении мерам пожарной безопасности (лекции, беседы, тематические вечера и т.д.) на обслуживаемой территории (на безвозмездной основе);

- взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению работы органов ГПН, информировать население о мерах пожарной безопасности;

- содействовать публикации в средствах массовой информации (на безвозмездной основе) оперативной информации по вопросам пожарной безопасности;

- оказывать помощь органам государственной власти и органам местного самоуправления в информировании населения о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности, а также в распространении пожарно-технических знаний;

- осуществлять учет работы по обучению населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганде.

4. Государственные инспекторы по пожарному надзору участвуют в распространении противопожарных знаний через:

- публикации материалов в печатных СМИ;

- организацию показа видео-, кино- и телефильмов по противопожарной тематике;

- содействие в издании и распространении пожарно-технической литературы и рекламной продукции на противопожарную тематику (плакаты, альбомы, буклеты, листовки, сувениры и др.);

- проведение тематических выставок, лекций, бесед, консультаций, инструктажей, а также выступлений в СМИ;

- организацию в центрах противопожарной пропаганды и общественных связей конкурсов и дней открытых дверей по вопросам пожарной безопасности;

- подготовку с ВДПО и другими общественными организациями совместных мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности.

Статистические показатели подразделений ГПН субъектов Российской Федерации по осуществлению противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности приведены в Приложении N 8.