Методические рекомендации по разработке норм выработки и расхода топлива

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ

НОРМ ВЫРАБОТКИ И РАСХОДА ТОПЛИВА

Типовые нормы выработки и расхода топлива на работы по внесению минеральных и органических удобрений разрабатывают для семичасовой рабочей смены с учетом рациональной организации труда и технологии выполнения трудовых процессов, соблюдения агротехнических требований. Нормативы рабочей скорости и ширины захвата рассчитывают на наиболее полное использование технических возможностей агрегата. Нормы выработки дифференцируются в зависимости от следующих нормообразующих факторов:

- агрофонов обрабатываемых участков;

- группы удобрений;

- способов погрузки;

- расстояния транспортировки;

- группы дорог;

- норм внесения удобрений;

- составов агрегата;

- класса длины гона (для минеральных удобрений).

Агрофоны обрабатываемых участков объединены в две группы: стерня зерновых и пласт многолетних трав - поля после уборки зерновых, зернобобовых, однолетних трав и других сельскохозяйственных культур, не подверженные глубокому рыхлению перед внесением удобрений, пласт многолетних трав, целина и залежь; вспаханное поле - обработанный пар, свежевспаханное поле, посевы озимых, подготовленные к посеву и засеянные поля, глубокоразрыхленные корпусными лущильниками и тяжелыми дисковыми боронами, поля после уборки картофеля, сахарной свеклы и других пропашных культур.

В зависимости от агрофона нормы дифференцированы на внесение минеральных удобрений.

Органические удобрения, как правило, вносятся по зяби под пропашные культуры, поэтому при их внесении нормы даны для одного агрофона.

Минеральные и химические удобрения, навоз, перегной и компосты относятся к грузам первого класса. При транспортировке и внесении этих удобрений нормы рассчитаны на номинальную грузоподъемность разбрасывателей. Для свежесоломистого навоза, сырого торфа и торфокомпостов - грузов второго класса при расчете норм к номинальной грузоподъемности применен коэффициент, равный 0,8.

На внесении минеральных удобрений нормы дифференцированы для вариантов механизированной и ручной погрузки, а для органических удобрений предусмотрена механизированная погрузка погрузчиками производительностью до 35 т/ч и более. Причем для разбрасывателей большой грузоподъемности (ПРТ-16) предусмотрена погрузка только погрузчиками грузоподъемностью более 35 т/ч с той целью, чтобы не допускать больших простоев под погрузкой.

Расстояния транспортировки исчисляют для внутрихозяйственных маршрутов протяженностью до 10 км. Нормы рассчитывают для первой, второй и третьей групп дорог.

Для конкретного внутрихозяйственного маршрута его номер, протяженность в километрах и группу дорожных условий определяют по материалам паспортизации дорог и маршрутов перевозки сельскохозяйственных грузов.

Нормы выработки на внесение органических удобрений рассчитаны для следующих классов расстояния транспортировки (табл. 21 и 22).