Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

III. Организация стажировки для получения допуска к работе персонала ОВД

III. Организация стажировки для получения допуска к работе

персонала ОВД

11. К стажировке допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование в области управления воздушным движением, а также лица, прошедшие курсы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида деятельности "Диспетчер УВД", имеющие соответствующие документы об образовании.

(в ред. Приказов Минтранса России от 25.02.2014 N 47, от 27.06.2016 N 176)

(см. текст в предыдущей редакции)

После окончания стажировки работодатель готовит на указанных лиц представления в соответствующую квалификационную комиссию для прохождения проверки уровня подготовки для получения свидетельства диспетчера УВД, квалификационной отметки третьего класса классной квалификации и первоначального допуска к УВД.

12. Стажировка проводится на основании приказа работодателя, в котором за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный или внештатный), определяется диспетчерский пункт, сроки начала и окончания и цель стажировки. На каждого диспетчера-стажера ведется дневник, программа и план стажировки. Объем стажировки определяется приложением к настоящему Порядку.

13. Все изменения, происходящие в период стажировки, оформляются новым приказом работодателя.

14. Стажировка проводится под руководством и постоянным контролем диспетчера-инструктора с целью подготовки стажера для получения допуска к работе на конкретном диспетчерском пункте в течение установленного периода времени.

15. Стажировка состоит из предварительной и практической подготовки.

16. Предварительная подготовка включает в себя:

изучение организационной структуры центра ОВД;

изучение структуры воздушного пространства;

ознакомление с общим технологическим процессом диспетчерского обслуживания (управления) воздушного движения на диспетчерских пунктах;

изучение инструкции по производству полетов (аэронавигационного паспорта аэродрома) в районе аэродрома (в аэроузле, воздушной зоне) и иных документов, регламентирующих работу конкретного диспетчерского пункта;

ознакомление со справочным материалом, используемым на конкретном диспетчерском пункте;

изучение порядка и особенностей взаимодействия со смежными диспетчерскими пунктами, органами контроля и координации полетов;

ознакомление с метеорологическим обеспечением диспетчерского пункта;

ознакомление с радиотехническими системами обеспечения полетов при управлении воздушным движением;

ознакомление с наземными средствами связи;

изучение диспетчерского пункта (оборудование и его эксплуатация) и особенностей ОВД;

изучение технологии работы диспетчера УВД конкретного диспетчерского пункта и практического применения правил и фразеологии радиообмена.

17. Предварительная подготовка проводится под руководством закрепленного диспетчера-инструктора и завершается проверкой знаний стажера и принятием решения о его готовности к началу практической подготовки.

Если стажер не приобрел необходимого минимального уровня знаний для перехода к практической подготовке, ему назначается дополнительное время для подготовки с последующей повторной проверкой знаний. Повторная проверка знаний стажера проводится вышестоящим должностным лицом в присутствии диспетчера-инструктора.

18. Практическая подготовка проводится на диспетчерском тренажере и рабочем месте в соответствии с утвержденным планом и включает в себя демонстрацию обслуживания воздушного движения диспетчером-инструктором, работу стажера в качестве диспетчера УВД под контролем диспетчера-инструктора, ознакомление с работой смежных диспетчерских пунктов, разбор характерных ошибок, а также выполнение тренировочных упражнений на диспетчерском тренажере под контролем диспетчера-инструктора тренажера.

19. После окончания стажировки проводится теоретическая и практическая проверка стажера к самостоятельной работе на рабочем месте и диспетчерском тренажере путем оценки полученных теоретических знаний и практических навыков.

Проверка теоретических знаний проводится по дисциплинам, определенным пунктом 36 настоящего Порядка. При последующих допусках к работе в рамках имеющейся квалификационной отметки, полученной в данном подразделении, проводится только практическая проверка специалиста.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.06.2016 N 176)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проверка и оценка практических навыков проводится в соответствии с пунктами 44 и 60 настоящего Порядка.

20. Стажировка для получения допуска к работе может быть увеличена работодателем по времени вдвое, если:

по заключению соответствующего диспетчера-инструктора стажер не готов к проверкам на диспетчерском тренажере и (или) рабочем месте диспетчера УВД;

стажер во время проверки на диспетчерском тренажере и (или) рабочем месте диспетчера УВД показал неготовность к самостоятельному обслуживанию воздушного движения;

по заключению соответствующего диспетчера-инструктора (диспетчера-инструктора тренажера) стажер не готов к самостоятельному обслуживанию воздушного движения на английском языке, если диспетчер УВД получает допуск к обслуживанию воздушного движения на английском языке.

21. Стажировка для получения допуска к работе диспетчером УВД прекращается, если:

стажер не овладел минимальным уровнем теоретических знаний для перехода к практической подготовке несмотря на выделенное для этой цели дополнительное время;

стажер во время проверки на диспетчерском тренажере и/или рабочем месте диспетчера УВД показал неготовность к самостоятельному обслуживанию воздушного движения после того, как закончил второй период стажировки;

(в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 144)

(см. текст в предыдущей редакции)

по заключению соответствующего диспетчера-инструктора (диспетчера-инструктора тренажера) стажер не готов к самостоятельному обслуживанию воздушного движения на английском языке после того, как прошел второй период стажировки, если диспетчер УВД получает допуск к обслуживанию воздушного движения на английском языке.

(в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 144)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Решение о прекращении стажировки принимает работодатель на основании соответствующего представления начальника центра ОВД (начальника службы движения).

23. Первоначальный допуск к работе в качестве диспетчера УВД на диспетчерском пункте (секторе), где осуществлялась стажировка кандидата на получение свидетельства, оформляется приказом работодателя на основании выданного уполномоченным органом в области гражданской авиации свидетельства диспетчера УВД.

(п. 23 в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 7)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Стажировка для получения последующего допуска к ОВД в одном центре ОВД (подразделении) проводится не ранее чем через один год после получения первоначального допуска к ОВД. Стажировка для получения последующего допуска к ОВД на одноименных пунктах УВД проводится не ранее чем через шесть месяцев после получения первоначального допуска к ОВД.

В случае совмещения объединения секторов одноименного диспетчерского пункта с учетом уровня теоретической подготовки и практических навыков диспетчера УВД и на основании решения начальника центра ОВД стажировка может проводиться одновременно на совмещаемых объединяемых секторах. В этом случае продолжительность стажировки должна быть увеличена не менее чем на 30%.

(в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 144)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. При стажировке для получения последующего допуска к ОВД в пределах данной квалификационной отметки или возобновления права диспетчера УВД осуществлять права, предусмотренные квалификационной отметкой после перерыва в работе более года (подтверждение квалификационной отметки), учитывая уровень теоретической подготовки и практических навыков специалиста, работодателю разрешается сокращать объем стажировки, указанный в приложении к настоящему Порядку, но не более чем в три раза.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.06.2016 N 176)

(см. текст в предыдущей редакции)

При стажировке на смежных секторах одноименных диспетчерских пунктов время стажировки на диспетчерском тренажере и время на ознакомление с работой смежных диспетчерских пунктов может быть сокращено еще вдвое.

(п. 25 в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 144)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Допуск к работе на эпизодически совмещаемых диспетчерских пунктах ОВД оформляется после получения допуска к ОВД на каждом из совмещаемых диспетчерских пунктов.

Допуск к работе в пределах имеющихся квалификационных отметок персонала ОВД, при реорганизации структуры маршрутов обслуживания воздушного движения, ресекторизации воздушного пространства, а также на впервые организуемых диспетчерских пунктах (секторах) УВД оформляется на основании результатов теоретической и тренажерной подготовки. Программа, содержащая порядок и объем теоретической и тренажерной подготовки, разрабатывается работодателем.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 16.09.2014 N 251)

Проверка и оценка практических навыков проводится в соответствии с пунктом 60 настоящего Порядка.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 16.09.2014 N 251)

27. Все допуски к работе оформляются приказом работодателя. Запись о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе) является неотъемлемой частью квалификационной отметки и подтверждает права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству.

28. Допуск к обслуживанию воздушного движения на английском языке может быть получен одновременно с получением первоначального допуска к работе диспетчером УВД.

29. Для получения допуска к обслуживанию воздушного движения на английском языке диспетчером-инструктором (диспетчером-инструктором тренажера) проводится проверка в объеме не менее двух часов на рабочем месте диспетчера УВД и не менее двух часов на диспетчерском тренажере. При отсутствии диспетчерского тренажера объем проверки на рабочем месте должен быть не менее девяти часов.

30. Допуск диспетчера УВД к обслуживанию воздушного движения на английском языке оформляется приказом работодателя при соблюдении следующих условий:

абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 25.02.2014 N 47;

(см. текст в предыдущей редакции)

результатов проверки практических навыков по ОВД на английском языке и результатов проверки практических навыков на диспетчерском тренажере;

записи в свидетельстве диспетчера УВД о владении 4 (рабочим) уровнем английского языка по Шкале оценки языковых знаний ИКАО на основании предъявленного документа (сертификата) <*>.

--------------------------------

<*> Применяются по истечении определенного ИКАО переходного периода практической реализации языкового стандарта.

31. Стажировка для получения допуска к работе в качестве руководителя полетов, старшего диспетчера и диспетчера-инструктора осуществляется руководителем стажировки, имеющим допуск в объеме согласно приложению к настоящему Порядку.

(в ред. Приказа Минтранса России от 18.10.2016 N 294)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стажировка при получении допуска к работе руководителем полетов, старшим диспетчером и диспетчером-инструктором на аэродромах вновь созданных (построенных), аэродромах вновь допущенных к эксплуатации (восстановленных), аэродромах, которые находились в иной ведомственной принадлежности и подлежат включению в Государственный реестр гражданских аэродромов, по решению работодателя может быть проведена в любом органе ОВД аэродрома.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 15.01.2016 N 7)

32. Основанием для получения допуска к работе в качестве руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчера-инструктора является:

наличие образования и стажа работы в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. N 216 (зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г., регистрационный N 15996);

представление, подписанное начальником центра ОВД, заверенное печатью;

наличие удостоверения о прохождении курсов подготовки для получения соответствующего допуска;

положительное заключение по результатам профессионально-психологического отбора;

успешное прохождение стажировки;

положительные результаты проверки практических навыков по соответствующей должности;

результаты проверки теоретических знаний по соответствующей должности;

решение уполномоченного органа в области гражданской авиации.

33. Допуск к работе руководителем полетов, старшим диспетчером, диспетчером-инструктором оформляется приказом работодателя. Основанием для приказа является соответствующее решение уполномоченного органа в области гражданской авиации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 144)

(см. текст в предыдущей редакции)