Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

V. Повышение и поддержание квалификации персонала ОВД

63. Курсы повышения квалификации персонала ОВД проводятся с целью:

получения последующих квалификационных отметок персоналом ОВД;

повышения в должности персонала ОВД;

подготовки для получения допуска к работе руководителем полетов, старшим диспетчером, диспетчером-инструктором;

периодического повышения квалификации персонала ОВД;

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 7)

(см. текст в предыдущей редакции)

восстановления профессиональных знаний и навыков после длительных перерывов в работе (более одного года).

64. Повышение квалификации персонала ОВД проводится в целях изучения современных методов обслуживания воздушного движения, совершенствования и приобретения углубленных знаний, умений и навыков по своей профессии, а также ознакомления с новыми и перспективными техническими средствами и системами ОВД.

(п. 64 в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 7)

(см. текст в предыдущей редакции)

65. Кандидаты на получение допуска к работе руководителя полетов, назначаемые на должности начальников: пунктов ОВД; служб движения; центров Единой системы организации воздушного движения (далее - ЕС ОрВД) и центров ОВД, директора филиалов и центров ОВД и их заместители по ОВД перед назначением на должность проходят курсы подготовки в образовательных учреждениях среднего и высшего образования гражданской авиации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.06.2016 N 176)

(см. текст в предыдущей редакции)

Директора филиалов и центров ОВД и их заместители по ОВД, начальники служб движения организаций, начальники пунктов ОВД и центров ОВД могут проходить курсы повышения квалификации и после назначения на должность, но не позднее шести месяцев после назначения.

66. Курсы повышения квалификации по подготовке старших диспетчеров, диспетчеров-инструкторов и диспетчеров-инструкторов тренажеров комплектуются из числа наиболее подготовленных диспетчеров УВД, имеющих способность к учебно-методической и воспитательной работе.

67. Курсы повышения квалификации по подготовке руководителей полетов комплектуются из числа наиболее подготовленных диспетчеров УВД, старших диспетчеров и диспетчеров-инструкторов с образованием, требуемым для занятия данной должности, показавших высокие организаторские и методические способности на предыдущих этапах работы по управлению воздушным движением.

68. Перед назначением на должность руководителей полетов, старших диспетчеров и диспетчеров-инструкторов кандидаты проходят профессионально-психологический отбор.

69. Директора филиалов и центров ОВД, их заместители по ОВД, начальники главного, зональных, районных центров ЕС ОрВД, начальники аэродромных диспетчерских центров, начальники служб, диспетчерских пунктов ОВД, проходят курсы повышения квалификации в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования гражданской авиации или АУЦ один раз в пять лет.

(в ред. Приказов Минтранса России от 14.05.2012 N 144, от 27.06.2016 N 176, от 18.10.2016 N 294)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Приказ Минтранса России от 18.10.2016 N 294.

(см. текст в предыдущей редакции)

70. Руководители полетов, старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, диспетчеры-инструкторы тренажеров, диспетчеры УВД проходят курсы повышения квалификации по программам в соответствии с занимаемой должностью в образовательных организациях высшего или среднего профессионального образования гражданской авиации или АУЦ один раз в три года. Для получения допуска к работе в качестве руководителя полетов, старшего диспетчера или диспетчера-инструктора прохождение кандидатом курсов повышения квалификации по подготовке для получения соответствующего допуска, проводимых в соответствии с пунктами 65, 66, 67 настоящего Порядка, приравнивается к прохождению периодических курсов повышения квалификации в соответствии с занимаемой должностью.

(п. 70 в ред. Приказа Минтранса России от 18.10.2016 N 294)

(см. текст в предыдущей редакции)

71. Диспетчеры ПВД/ПИВП главного центра ЕС ОрВД, зонального центра ЕС ОрВД, групп обеспечения планирования и аэродромного диспетчерского пункта проходят курсы повышения квалификации в образовательных учреждениях среднего и высшего образования гражданской авиации или АУЦ один раз в пять лет.

(в ред. Приказов Минтранса России от 14.05.2012 N 144, от 27.06.2016 N 176)

(см. текст в предыдущей редакции)

72. Для руководителей полетов, старших диспетчеров, диспетчеров-инструкторов, диспетчеров УВД, имеющих допуск к обслуживанию полетов на английском языке, а также диспетчеров-инструкторов тренажеров организуются курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе один раз в три года в образовательных учреждениях среднего и высшего образования гражданской авиации или АУЦ.

(в ред. Приказов Минтранса России от 14.05.2012 N 144, от 27.06.2016 N 176, от 18.10.2016 N 294)

(см. текст в предыдущей редакции)

73. В случаях необходимости работодатель может перенести сроки прохождения курсов повышения квалификации не более чем на три месяца.

Срок прохождения курсов повышения квалификации в условиях режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации по решению работодателя переносится дополнительно не более, чем на шесть месяцев.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.08.2020 N 299)

74. Персонал ОВД и персонал ПВД/ПИВП, не прошедший в установленные сроки очередные курсы повышения квалификации независимо от причин, отстраняется от исполнения должностных обязанностей. Своевременное направление персонала ОВД и персонала ПВД/ПИВП на курсы повышения квалификации обеспечивается работодателем.

(в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 144)

(см. текст в предыдущей редакции)

75. Оценки, полученные персоналом ОВД на курсах повышения квалификации, действительны для процедуры продления срока действия свидетельства диспетчера УВД.

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 7)

(см. текст в предыдущей редакции)

76. Для совершенствования и поддержания уровня языковой подготовки персонал ОВД может направляться в зарубежные учебные центры. Направлению в зарубежные учебные центры подлежат лица, прошедшие квалификационное тестирование и показавшие третий и выше уровень владения английским языком по Шкале оценки языковых знаний ИКАО.

Специалисты, окончившие обучение в зарубежных центрах языковой подготовки, могут быть освобождены от курсов повышения квалификации в части английского языка в случае успешной сдачи экзамена (не ниже оценки "хорошо") экстерном по правилам радиообмена и наличия уровня владения английским языком не ниже 4 (рабочего) по Шкале оценок языковых знаний ИКАО.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 14.05.2012 N 144)

77. С целью поддержания достигнутого уровня знаний используемого в гражданской авиации языкового стандарта ИКАО непосредственно в организации или в образовательном учреждении дополнительно организуются и проводятся курсы поддержания квалификации в области языковой подготовки.

(в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 144)

(см. текст в предыдущей редакции)

Периодичность прохождения таких краткосрочных курсов персоналом ОВД устанавливается работодателем, но не должна превышать 18 месяцев между прохождением персоналом ОВД основных курсов повышения квалификации.

78. При перерывах в работе по ОВД более одного года руководящий и диспетчерский составы ОВД проходят курсы повышения квалификации.

79. В целях поддержания уровня квалификации персонала ОВД в центрах ОВД и в организациях организуются и проводятся:

профессиональная (техническая) учеба, в том числе при подготовке к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды, при внедрении новых технических средств и систем ОВД, правил и процедур УВД, для поддержания требуемого уровня владения английским языком;

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 7)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка к продлению срока действия свидетельства диспетчера УВД;

подготовка к повышению класса классной квалификации;

тренажерная подготовка;

стажировка.

80. Для поддержания уровня профессиональной подготовки персонала ОВД в части практической подготовки создается подразделение поддержания практических навыков, в котором предусматривается:

функционирование тренажерного центра или диспетчерского тренажера;

наличие соответствующего для проведения обучения оборудования;

наличие необходимого персонала.

81. Тематика занятий в рамках системы поддержания квалификации в центрах ОВД (организациях) определяется планом профессиональной (технической) учебы. Занятия проводятся по расписанию.

82. В соответствии с планом профессиональной (технической) учебы ежемесячно в центрах ОВД (службах движения) составляется расписание учебных занятий, которое утверждается его руководителем не позднее 25 числа каждого месяца. Количество часов таких занятий в течение месяца устанавливается планом профессиональной (технической) учебы из расчета не более восьми часов в месяц.

83. Планы направления на профессиональную (техническую) учебу персонала ОВД составляются начальником центра ОВД (службы движения) на год с учетом имеющихся задач.

84. Профессиональная (техническая) учеба проводится с личным составом смен. Диспетчеры УВД, отсутствующие на занятиях, изучают учебный материал самостоятельно.

85. О проведенных занятиях делается запись в журнале учета изучения документов и профессиональной учебы.

86. Планирование, проведение и контроль состояния профессиональной (технической) учебы организовывают начальники центров ОВД.

87. Основными видами профессиональной (технической) учебы являются:

теоретические занятия;

самостоятельная подготовка;

тренажерная подготовка;

розыгрыш УВД;

разбор работы по организации и обслуживанию воздушного движения.

88. Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, конференций по тематике, утвержденной планом профессиональной (технической) учебы.

Занятия проводятся также для изучения нормативных документов и информации по безопасности полетов.

89. Самостоятельная подготовка персонала ОВД и персонала ПВД может проводиться дополнительно по результатам освоения пройденного материала или тестирования.

90. Тренажерная подготовка проводится с личным составом смен с целью закрепления и правильной отработки знаний и навыков по управлению воздушным движением, полученных в процессе профессиональной (технической) учебы.

91. Розыгрыши УВД проводятся в сменах по плану руководителя полетов (старшего диспетчера, диспетчера-инструктора).

92. Разбор работы по организации и обслуживанию воздушного движения проводится с целью:

анализа работы за определенный период;

обобщения и внедрения передового опыта работы;

оценки работы дежурных смен и отдельных специалистов обслуживания воздушного движения.

93. Разборы работы проводятся по плану и вне плана. Плановые разборы проводятся ежемесячно, внеплановые разборы проводятся с целью разбора обстоятельств и причин авиационных происшествий и авиационных инцидентов.

94. При необходимости на разбор работы приглашаются представители других служб, участвующих в обеспечении полетов воздушных судов.

95. Технические конференции проводятся по мере необходимости, как правило, два раза в год при подготовке к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды.

96. Изучение нормативных документов и информации по безопасности полетов проводится постоянно по мере поступления информации под роспись. Указанный вид обучения организуется руководителем полетов (начальника смены) и проводится в сменах.

97. При внедрении нового оборудования (технических средств и систем ОВД) на диспетчерских пунктах (секторах) персонал ОВД проходит соответствующую подготовку по его использованию и применению. Данная подготовка в зависимости от сложности и назначения внедряемого оборудования может быть проведена в рамках повышения квалификации, профессиональной (технической) учебы или по специальным программам. Программа, содержащая порядок и объем такой подготовки, разрабатывается и утверждается работодателем. Заключение о готовности персонала ОВД к работе на новом оборудовании оформляется приказом работодателя.

(п. 97 введен Приказом Минтранса России от 15.01.2016 N 7)