Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

4.2.1. Управление стоимостью владения АТС, стимулирование обновления автомобильного парка

4.2.1. Управление стоимостью владения АТС, стимулирование

обновления автомобильного парка

Автотранспортные средства являются наиболее опасными с точки зрения загрязнения окружающей среды (рисунок 28). Учитывая высокий средний возраст парка автотранспортных средств в стране (легковые - 12 лет, легкие коммерческие автомобили - 12 лет, грузовые - 19 лет, автобусы - 15 лет), необходимо предусмотреть эффективные меры для обновления парка во всех сегментах автомобильного рынка.

00000029.png

Рисунок 29 - Вклад АТС разных экологических классов

в загрязнение окружающей среды

Формирование парка автотранспортных средств с учетом распределения по экологическим классам является инструментом, обеспечивающим естественное выбытие из эксплуатации устаревших автотранспортных средств и, как следствие, стимулирует развитие рынка новых автотранспортных средств.

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года задачи обеспечения экологической безопасности транспорта выделены как приоритетные:

1) обеспечение экологической безопасности транспорта путем повышения технического уровня транспортных средств, регистрируемых на территории России, усиление контроля над техническим состоянием эксплуатируемых транспортных средств по экологическим показателям;

2) ограничение выбросов климатических газов и безопасная утилизация отходов транспортных предприятий;

3) стимулирование модернизации и обновления парка автотранспортных средств, ускорения выведения из эксплуатации и утилизации старых автомобилей.

Конкретные меры, направленные на обновление парка, приведут к стимулированию рынка и, как следствие, к стимулированию производства новых авто.

Необходимо использовать конкретные механизмы, позволяющие увеличить стоимость владения автотранспортным средством более низкого по сравнению с действующим экологического класса и уменьшить стоимость владения автотранспортными средствами с более высоким экологическим классом. В таком случае эксплуатация старого неэкологичного транспорта станет просто невыгодной, и россияне пересядут на более "чистые" автомобили либо вовсе откажутся от эксплуатации экологически неблагополучных автомобилей. Таким образом, Россия приблизится к европейской практике формирования парка автотранспортных средств, когда с целью обеспечения экологической и транспортной безопасности стимулируют владельцев приобретать и использовать новые, экологически более чистые автотранспортные средства, а подержанные, утратившие свои потребительские качества и характеристики автотранспортные средства, сдавать для утилизации в специализированные приемные пункты. Европейская и мировая практики показывают, что при дифференцировании стоимости владения автотранспортным средством по экологии и создании структуры рециклинга, скорость выбытия составляет 7 - 8% в год.

В качестве возможных механизмов, позволяющих дифференцировать стоимость владения автотранспортным средством, могут быть применены:

- отдельный экологический налог;

- экологический коэффициент для транспортного налога;

- коэффициент для ставок ОСАГО, позволяющий дифференцировать стоимость ОСАГО от возраста автомобиля.

Предполагается также учитывать экологическую обстановку в регионе для формирования экологических коэффициентов (рисунок 29). При этом необходимо выделить крупные города и присвоить им коэффициенты в зависимости от степени загрязнения.

00000030.png

Рисунок 30 - Средние коэффициенты ставки транспортного

налога по регионам

Кроме того, с целью социальной защиты представителей наиболее незащищенных слоев населения, владеющих автомобилем с экологическим классом ниже текущего на протяжении уже долгого времени и не имеющих возможность заменить его на более современный, предлагается экологический налог сделать минимальным, несущественным для бюджета домохозяйств. С другой стороны, следует значительно повышать экологический налог для автомобилей с экологическим классом ниже текущего при перерегистрации таких транспортных средств. Такой подход с одной стороны позволит малообеспеченным гражданам владеть автомобилем с низким экологическим классом достаточно долгое время вплоть до потери потребительских свойств автомобиля, что обеспечит социальное равенство, с другой стороны будет ограничивать перерегистрацию экологически неблагополучных автомобилей в будущем. Единственным разумным выходом из сложившейся ситуации будет утилизация устаревшего автомобиля, что естественным образом приведет к увеличению объемов выбытия устаревших и наиболее экологически неблагополучных автомобилей.